Источник

Псалом 28

Псалом Давиду, исхода скинии. В Евр. тексте: «Псалом Давида», а слов: исхода скинии нет, но есть у LХХ Римск. издания. Различно объясняют это надписание. Те, кои переводят: по окончании скинии, т.е. по построении скинии, разумеют, что псалом сей Давид изрек, когда перенес в Сионскую скинию ковчег завета, и возбуждал священников к жертвоприношению и молитвословию. Бл. Феодорит замечает, что псалом подобной мысли не заключает, а содержит нечто другое, и относит ко временам царя Езекии, когда этот царь одержал верх над Ассириянами, и обрадованный необычайностию победы, дает повеление, чтобы народ воздал за сие Богу жертвами, принес Ему песнопение и славословие и совершил служение по закону во дворе Его святом; но с сим вместе относит ко временам новозаветным, к евангельской проповеди; под сынами Божиими разумеет Апостолов, а под сынами овними – уверовавших язычников. Св. Василий Вел. разумеет: по исходе из скинии и говорит: «что касается до исторического смысла (т.е. сего надписания), то кажется, что священникам и левитам, по совершении ими своего дела (по окончании служения и при выходе из скинии), давалось повеление помнить, что они должны приготовить к служению. Ибо выходящих из скинии и оставляющих ее псалом учит, что им надлежит приготовить, и что иметь при себе, когда прийдут в следующий раз, а именно: принести сыны овни, славу и честь, славу имени Господа и знать, что нигде не подобает служить, как только во дворе Господнем и на месте святыни». – В духовном смысле сей святой отец под исходом скинии разумеет: «отшествие от сей жизни», выход души из тела, а св. Афанасий разумеет: «исшествие Израильтян из скинии или церкви, т.е. их отвержение и введение на место их язычников».

1. Принесите Господеви сынове Божии, принесите Господеви сыны овни, принесите Господеви славу и честь. С Евр.: «Воздайте Господу, сыны Божии, воздайте Господу славу и честь». Сынове Божии. Под сынами Божиими здесь можно разуметь жрецов, священников, на которых лежала обязанность приносить жертвы во храме и славословить Господа, а под сынами овними – обыкновенных овнов, коих приносили в жертву. Т.е., жрецы, принесите Господу в жертву овнов. В духовном смысле св. Василий В. под сынами Божиими разумеет тех, которые приносят Богу жертву от чистого сердца, – людей чистых и близких Богу; бл. Феодорит – уверовавших в евангельскую проповедь и нареченных сынами; св. Афанасий – св. Апостолов; а под сынами овними разумеются, по св. Афан., или те, кои Апостолами из Иудейского народа призваны к вере в Господа, или те, которые уверовали из язычников. – поскольку овен есть предводитель стаду овец, то, по св. Василию В., «под овнами разумеются предстоятели стада Христова, а под сынами овними разумеются те, которые по учению предстоятелей, чрез попечение о добрых делах, образовали себя для добродетельной жизни»185.

2. Поклонитеся Господеви во дворе святем Его, т.е. во дворе скинии или храма, где приносились жертвы. «Сим дается, – говорит св. Афан., – ясное повеление, что не должно покланяться вне Церкви... Не вымышляйте себе особенных дворов и собраний. Один есть святой Божий двор», т.е. Церковь Христова. То же и св. Василий В. С Евр.: «Поклонитесь Господу в благолепном святилище (Его)»186.

3. Отселе и до самого конца псалма Давид показывает, почему должно почитать и славословить Господа, – потому, что Он Творец и Промыслитель мира, потому что дела Его чудны, проявляют славу и величие. Глас Господень на водах многих. Может быть, здесь разумеется творческий глас Божий, разделивший воды при миротворении (Быт. 1:7). Эти воды действительно были многи, ибо покрывали всю землю. В духовном смысле св. Василий В., св. Афанасий и бл. Феодорит разумеют глас Господень на водах Иорданских, при крещении Спасителя, или глас евангельской проповеди. По Афан. Ал., «водами Давид называет множество спасаемых водами». «Воды, – говорит св. Василий В., – это святые; потому что из чрева их текут реки, т.е. духовное учение, напаяющее душу слушающих». С Евр.: «Глас Господень над водами; Бог славы возгремел, Господь над водами многими».

4. Глас Господень в крепости, глас Господень в великолепии. С Евр.: «Глас Господень силен: глас Господа величествен». «Глас Господень, – гов. св. Василий В., – состоит в крепости души, которая с напряжением и крепостию творит добро и в великолепии, т.е. в той великой доблести, по которой душа совершает великие и славные дела». Бл. Феод. разумеет глас Господень в ниспослании Св. Духа, исполнившего Апостолов крепости и силы, а бедным даровавшего великолепие.

5. Глас Господа, сокрушающего кедры – Ливанские. Кедры Ливанские отличаются необыкновенною величиною, толщиною и крепостию. (В вышину они и теперь достигают 16 и более сажен, в окружности 35 или 40 футов и более187. Глас Господень стрыет, т.е. сокрушает и такие кедры. Так могуществен глас Господень! В духовном смысле под кедрами св. Афанасий Алекс. разумеет сопротивные силы, а под Ливанскими – людей именитых в народе Иудейском; св. Вас. В. – людей всуе надмевающихся и превозносящихся мнимыми преимуществами мира сего; бл. Феод. – идолов и идольские капища. С Евр.: «Глас Господа сокрушает кедры; Господь сокрушает кедры Ливанские».

6. И истнит188 я яко тельца Ливанска – т.е. Господь гласом Своим сокрушает Ливанские кедры также легко, как сокрушает и тельцов Ливанских, кои славились необычайною силою, и служат в Св. Писании вместе с кедрами символами сильных людей (Пс. 21:13). И возлюбленный189 яко сын единорожь. В переводе с Евр.: «И заставляет их сказать, подобно тельцу, Ливан и Сирион, подобно молодому единорогу». Т.е. от грозного гласа Божия, от бури или урагана, исторгаются даже кедры Ливанские, стремятся и как бы скачут, как тельцы Ливанские; самые горы Ливан и Сирион190 или Аермон от того же гласа Божия скачут (трясутся), как скачет сын единорога, т.е. молодой единорог. Поэтическое изображение страшной бури, от коей все трясется и как бы скачет, даже самые высокие горы. (Подоб. Пс. 113:4). В духовном смысле под сокрушением тельца Ливанского св. Василий В. и бл. Феодорит разумеют истребление идолов, подобно тому, как золотой телец был истерт в порошок, истреблен Моисеем; а под единорогом первый – Спасителя, по Его силе; второй – народ, уверовавший, избавившийся от идольской прелести, не победимый и не преоборимый. По св. Афан. – «телец означает жертвенник (т.е. идольский); единороги суть св. пророки и патриархи, а сыны их – св. Апостолы; потому что в Едином Боге имели рог и силу». С Евр.: «И заставляет их скакать, подобно тельцу, Ливан и Сирион, подобно молодому единорогу».

7. Глас Господа пресецающего191 пламень огня. С Евр.: «Глас Господа высекает пламень огня». Можно разуметь молнии, взаимно себя пресекающия, какия бывают в сильную грозу. В духовном смысле св Василий В. разумеет разделение огня в пещи Вавилонской и в будущей жизни силу огня – сожигать грешников и светить праведникам. То же и бл. Феод.

8. Стрясет Господь пустыню Каддийскую. Знаменитая Каддийская пустыня или Кадес находилась в пределах Идумеи и Фаран. См. Быт. 20:1; Числ. 13:27. По этой пустыни блуждали Евреи сорок лет. Т.е. глас Господень (гром) иногда бывает так силен, что потрясает самые огромные пустыни, как напр. Каддийскую. Отцы под пустынею разумеют язычников, которые были пусты дел благих. Стрясающего – или потрясающего Симмах перевел: «пораждающего или способствующего рождению»; Акила: «болезнующего родами». Т.е. «бесплодную пустыню (язычников) уготовал к рождению спасения; потому эта пустыня называется Каддийскою, т.е. святою, потому что это слово Кадес значит освящение» (Бл. Феод.). – Василий В. и св. Афанасий под пустынею также разумеют Церковь из язычников. «Стрясение, – говорит бл. Феод., – означает пришествие Божие».

9. Глас Господень свершающий192 елени. С Евр.: «Глас Господа разрешает от бремени ланей». Некоторые переводят: глас Господа, способствующий рождению ланям. Так Акила и др. Глас Господень, т.е. гром (или испуг от страшного грома) способствует рождению ланям, которые без этого, как думали прежде, рождают с большею трудностию (Сн. Иов. 39:1–3). В духовном смысле «елени, – по св. Афан., – суть святые, а совершающий значит приуготовляющий, потому что Господь уготовал и послал св. Апостолов». Подобн. обр. бл. Феодорит. Св. Василий В. разумеет под еленями людей совершенных. Открыет дубравы – т.е. сильные бури, ураганы обнажают или опустошают и великие леса. С Евр.: «обнажает леса». Поскольку в дубравах кроются гады, бывают бесплодные деревья, то Вас. В., Афан. и бл. Феод. разумеют под дубравами собрание людей порочных, духовно бесплодных. В храме Его всякий глаголет славу, т.е. в храме природы таким образом все гласит о славе и величии Божием, или: в храме Божием всякий да славословит Господа за славные и чудные дела Его.

10. Господь потоп населяет193. С Евр.: «Господь восседал над потопом, и будет восседать Господь царем во век». Одни разумеют о потопе при Ное, когда Господь проявил чрез потоп силу Своего правосудия, господствовал над потопом; другие вообще воды, над коими царствует Господь. Отцы понимают в духовном смысле. «Потопом, – говорит св. Василий В., – пророк называет благодать крещения, чтобы душа, омытая от грехов, соделалась, наконец, способною стать Божиею обителию в Духе». «Потопом, – говорит св. Афанасий, – пророк называет множество уверовавших». Бл. Феодорит так объясняет: Господь потоп населяет и проч.: «потому что вселенную, наводненную потоком беззакония, воссоздаст, обновит и соделает новою тварию».

11. С Евр.: «Господь даст силу народу Своему; Господь благословит народ Свой миром».

* * *

185

Сынове Божии, – в еврейск: беней элим можно переводить: «сыны силышх» или «богов»; потолу что то и другое значит Еврейское слово «эл»; а если опустить букву вав, и читать: аилим, то слова: беней аилим можно переводить: сыны овнов, как и переводит; поскольку «аил» значит: аries – овен. У LХХ сыны υιους – сынов.

186

В свящ. благолепии; подобное 1Пар. 16, 29: «поклонитесь Господу в благолепии святыни Его». Русск. пер. от Св. Синода 1869 г.

187

См. «Опыт Библ. естественной Истории». М. Сибирцева – о Ливанских кедрах.

188

Истнит λεπτύνει собственно – умалит, сделает тощим и т. н. Vulg. соmminuet еоs tanquam vitulum Libani. Ливанска τὸν Λιβανὸν, читают и: του Αιβανου. Злат., Феод.

189

Возлюбленный. Вместо этого слова в Евр. стоит: Serion (или Шерион). LХХ, надобно полагать, читали в Евр. чрез перестановку букв: «Іешурим» (от «яшар» – placere) – dilectus. По бл. Феодориту, под возлюбленным здесь разумеется народ уверовавший, непобедимый, как сын единорожь.

190

Сирион есть гора за Иорданом к востоку от Ливана. Во Втор. 3, 9., об этой горе говорится: «Сидоняне Ерлон (или Аермон) называют Сирионом, а Аммореи называют его Сениром». Сн. Нав. 13, II.

191

Пресещающего διαχὸπτοντοςδιακίπτω – рассекаю, разделяю и т. п.

192

Свершающийκαταρτιζομένου. Vulg.: рraeparantis. Некоторые переводят: obstetricans – способствующий рождению. Так бл. Иероним: «vох Dоmini, оbstetricans сеrvis» – глас Господа, способствующий рождению оленей.

193

Населяет κατακέει – живет, населяет. Господь в потопе обитает т. е. проявляется. Так в Сирской и пекот. Евр. Библиях. Господь в потопе обитает, ибо «Еврейское слово яшав дает, говорит бл. Иерон. в письме к Суннии, представление и о сидении и обитании; но сам переводит: «Господь потоп населяет», разумея, что «как уже выше шла речь о благодати крещения, ст. 3, то и здесь идет речь о благодати по отношению к верующим, – о тех, которые прославляют Господа».


Источник: Толкование на Псалмы : Сост. Палладий епископ Сарапульский. / Изд. второе, исправленное и дополненное. Вятка : Тип. А.А. Красовского; 1874. – 588 с.

Комментарии для сайта Cackle