Источник

Псалом 28

Пс.28:1. Псалом Давиду, исхода скинии. Принесите Господеви, сынове Божии, принесите Господеви сыны овни, принесите Господеви славу и честь:

НАДПИСАНИЕ

В Еврейском тексте сего надписания не находится, но токмо: псалом Давидов; прочия слова приложены или от седмидесяти толковников, или от других, и как читаются, так и толкуются двояким образом. Ибо святый Василий Великий и Феодорит читают: псалом Давидов при исходе скинии, и мнят, что Давид сложил его по случаю пренесения ковчега Господня от Кариафиарима на гору Сион, на который случай повелел священникам и левитам, входящим в скинию, петь его. Иероним и Августин читают: псалом Давидов, при совершении скинии, и мнят, что псалом сей сложен тогда, когда Давид совершил скинию и поставил в ней ковчег Господень.

СОДЕРЖАНИЕ

Что касается до, содержания, то некоторые мнят, что во всем псалме, по письмени, повествуется о всемогуществе Божием, и что Давид увещавает народ к хвалению Бога, открывающаго силу Свою в чудных делах, которыя Он творит единым словом или повелением.

Иные, коих толкование мнится быть выше и достойнее Давидова духа, мнят, что в сем псалме прославляется Евангельская проповедь, чему согласует и надписание совершения скинии. Ибо как Давид проразумевал, что скиния завета есть прообразование церкви, которая во откровении (Пс. 21:3) нарицается скиниею Божиею с человеки, и купно по откровению Духа предвидел, что орудие, которым скиния сия новая совершиться имела, будет проповедь Евангельская: сего ради при совершении оныя прообразовательныя скинии, просвещенный Духом Святым, воспел величие гласа Господня, имже истинная скиния устрояется. Мы крепко оба толкования предложим.

ТОЛКОВАНИЕ

Пророк, намереваясь воспеть хвалы всемогущества Божия, возбуждает сынов Божиих, то есть, избранный Божий народ, которому особенно ведом был Бог, по оному псаломника изречению: ведом во Иудеи Бог, во Израили велие имя Его (Пс. 75:2), дабы почтили силу Его, во-первых, жертвами, в тогдашнее время употребляемыми, потом возвышением гласа и пристойным поклонением тела. Но по второму таинственному разумению, намереваясь воспеть хвалы Божия гласа, которым совершается скиния, то есть церковь, яже есть матерь всех сынов Божиих, призывает самых сынов сих, самых, глаголю, званных оным небесным гласом, да пожрут Богови жертву хвалы. Принесите, глаголет, сынове Божии, принесите сыны овни, то есть вы, кровию непорочнаго агнца Христа соделавшиеся сынами Божиими, принесите словесные агнцы, принесите жертву благодарения и хвалы. Тако бо толкует сие сам Пророк в следующем стихе, глаголя: принесите Господеви славу и честь. В Еврейском тексте слова сии читаются так: принесите Богу сынове сильных, принесите Богу славу, которых слов сущность такая, дабы сильные, отложа гордость и ложное о силе своей мнение, прославили Бога по Его достоинству; ибо сильные мира сего обыкновенно не удостоивают Бога чести сея. Повторением глагола, принесите, сильнее настоит Пророк, дабы исторгнуть из них надлежащее почтение к Богу.

Пс.28:2. принесите Господеви славу имени его: поклонитеся Господеви во дворе святем его.

Сие есть то жертвоприношение, которое приносить Господеви наипаче убеждает нас Пророк. Принесите, глаголет, Господеви славу и честь, поклонитеся Господеви, то есть, не токмо гласом восхвалите Бога, но и преклонением колен почтите Его, и чрез то засвидетельствуйте, что Он есть верховный Владыка и Бог всех. В Еврейском тексте, вместо слова честь, читается «крепость». Откуду разумеем, что честь, которую по переводу седмидесяти толковников должны мы Богу воздавать, есть честь прославления могущества и власти Господней. Ибо тогда истинно почитаем Бога, когда силу Его и власть признаем и исповедуем. Но и слово честь весьма прилично в сем месте положено, поскольку во всем псалме приписывается она всемогуществу Божию: Поклонитеся Господеви во дворе святем Его. Под именем двора святаго, в котором Пророк повелевает поклонитися Богу, разумеется в простом смысле преддверие скинии Иудейския, в которое всем без разбору позволен был вход, выключая самую скинию, куда одни токмо священники входить позволение имели: а в таинственном особенне означается православно-кафолическая церковь, яже есть аки двор или преддверие скинии небесныя. Ибо в церковь и добрые и злые повсюду допускаются; в скинию же небесную одни токмо те взойти имеют, которые возмогут рещи Христу с Тайновидцем: сотворил еси нас Богови нашему цари и иереи (Откр. 5:10).

Пс.28:3. Глас Господень на водах, Бог славы возгреме, Господь на водах многих.

Отсюду начинает Пророк изъяснять, чего ради призывает людей к хвалению и прославлению всемогущества Божия. Ибо причина сему та, что глас Господень творит чудеса, как в стихиях телесных, так и в духовном строении церкви. Во-первых описывает действие Божие, бывающее в водах, потом в воздухе, и во огни, напоследок в земле, как в главнейших частях сего нижняго мира, нам наипаче известнаго. Первое действие Божие, бывающее в водах, описывается в Быт. 1:2, где сказано: Дух Божий ношашеся верху воды. И там же в стихе Быт. 1:6: рече Бог, да будет твердь посреде воды: и да будет разлучающи посреде воды и воды. И паки там же в стихе Быт. 1:9: рече Бог: да соберется вода, яже под небесем, в собрание едино, и да явится суша. Тогда убо слышан бысть глас Господень на водах, когда Бог повелел, да разделятся воды, и по разделении да соберутся в собрание едино, то есть, в недра земная, дабы земля могла быть обитаема. Сей самый глас иначе нарицается громом. Бог славы возгреме. Якоже бо гром мгновенно поражает нас, и принуждает трепетать: тако воды по повелению Господню немедленно отступили, и собралися в низкия места. Бысть же глас сей, или гром сей на водах многих. Ибо воды в начале создания мира отвсюду покрывали всю землю, и потому как бы некая безпредельная вод пучина являлася верху земли. Сие самое яснее описывает Давид во Пс. 103:6 и след., глаголя: бездна, яко риза одеяние ея, на горах станут воды. От запрещения Твоего побегнут, от гласа грома Твоего убоятся. Восходят горы, и низходят поля, в место, еже основал еси им. Предел положил еси, егоже не прейдут, ниже обратятся покрыти землю. По второму же таинственному толкованию описывается здесь действие Евангельской проповеди, которая началась тогда, когда Бог Сам чрез Себя, по крещении Христа в водах Иордановых, благовествовал всему миру, что Иисус Христос есть Сын Его: которое засвидетельствование есть аки сокращение всего Евангелия. Глас убо Господень на водах есть оный велелепный глас Божий, при крещении Христа слышанный: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих (Мф. 3:17)! В сие бо время Бог славы возгреме, и притом возгреме на водах многих; понеже тако учредити хотел крещения тайну, и водам сущим во всем мире сообщить силу отрождати людей, во еже быти им сынами Божиими.

Пс.28:4. Глас Господень в крепости, глас Господень в великолепии.

Сия похвала, приписуемая Божественному гласу, весьма изрядно приличествует обоим толкованиям, то есть, и простому и таинственному. Ибо глас Господа, повелевшаго водам в начале творения всех вещей разделитися и собратися в недра земли, да не возвращаются покрывати ю, не был глас тщетный и бездейственный, ниже подобный гласу грома, который обыкновенно ничего кроме великаго звука не производит: но был глас, исполненный силы, величества и славы, за которым вскоре последовало действие. Тако и глас Евангельския проповеди, от Самого Бога начало восприемшия, и от Христа и Апостолов распространившияся, не был глас тщетный, составленный из единаго звука слов, каков есть глас многих витиев и философов: но был глас наидействительнейший, чудесами и знамениями сопровождаемый. К действию гласа относится оное слово, в крепости, а к славе чудес оное речение, в великолепии, или, как в Еврейском тексте читается, в красоте и сиянии. Отсюду и апостол Павел в первом послании к Коринфяном глаголет: слово мое и проповедь моя не в препретельных человеческия премудрости словесех, но в явлении духа и силы (1Кор. 2:4). И в первом послании к Солуняном: благовествование наше не бысть к вам в слове точию, но и в силе, и в Дусе Святе (1Фес. 1:5).

Пс.28:5. Глас Господа, сокрушающаго кедры: и стрыет Господь кедры ливанския,

По первому смыслу преходит Пророк от действия Божия в водах к действию бывающему в воздухе, показывая, что глас Господень, или повеление Господне, производит ветры и бури, которыя в псалме Пс. 148:8, нарицает духом бурным, творящим слово Его. В самом деле удивления достойна сила Великаго Бога потому, что вещи толико нежной и тонкой, каков есть ветр, такую силу дал, что иногда самыя величайшия древа мгновенно сокрушает и опровергает, чего многие люди многими силами и чрез долгое время сделать не могут. Упоминает же Пророк наипаче о кедрах Ливанских потому, что сии древа паче других крепче и тверже, и нигде больше не обретаются, как на горе Ливане. По второму же таинственному толкованию кедры Ливанские, в разсуждении высоты их, суть люди высокие, или по великости могущества их, или по силе мудрости, или по славе витийства. В разсуждении же запаха, которым кедры дышут, суть люди преданные роскошам и удовольствиям плотским: в разсуждении наконец жестокости и упругости, какую кедры в себе имеют, суть люди ожесточенные и заматоревшие в древлеотеческих заблуждениях. Все сии кедры Евангельская проповедь чудным образом сокрушила, и к Христианскому смирению и кротости, и к творению плодов, достойных покаяния, привела: каковыми примерами священная история преисполнена.

Пс.28:6. и истнит я яко тельца ливанска: и возлюбленный яко сын единорожь.

Сии слова в Еврейском тексте яснее читаются так: и творит я скакати, яко тельца Ливана и Сириона, яко сына единорогова. Которых слов сущность такая, что глас Господень сокрушает кедры Ливанские не токмо по частям, но и целые исторгает из корней, и творит их аки скачущими подобно тельцам. И не токмо кедры Ливанские, но и самыя горы Ливана и Сириона (иначе Аермона), творит скакати с такою легкостию, с какою скачет сын единорогов. Сему изречению подобное читается во псалме Пс. 113:4: горы взыграшася яко овни, и холмы яко агнцы овчии. Тако глас проповеди Евангельския не токмо кедры Ливанские сокрушил, то есть, мужей гордых и ожесточенных к смиренной вере Христианской привел, но и те же самые кедры из корене исторгнул, и на другое место перенес, то есть, от земных пристрастий совершенно отвлекши, к жизни равноангельской расположил: что совершенно приличествует Апостолам и другим мужам, во времена их жившим, которые не токмо верными соделалися, но и самыми благочестивейшими, и совершеннейшими, так что они казались быть не столько человеками, сколько земными ангелами. И что еще вящше, проповедь Евангельская не токмо единые кедры, но и целыя горы, исполненныя кедров, или целые леса кедров скакати сотворила: то есть не токмо сего или онаго мужа, но и величайшее множество мужей и жен толпами к вере и благочестию и к совершенной жизни привела.

Пс.28:7. Глас Господа, пресецающаго пламень огня.

От действия Божия, бывающаго в воздухе, переходит Пророк к действию, бывающему во огни, и глаголет, что глас Господень, или повеление и сила Господня пресекает, то есть, разделяет пламень огня, что бывает тогда, когда по повелению Господню испускаются из облаков, аки из пещей небесных, горящия молнии на землю. Сие пресечение или разделение пламеней можно отнести не токмо к множеству и различию молний, но и к тонкости и остроте их. Ибо которыя вещи изощряются, те разделяются и пресекаются, дабы могли получить надлежащую тонкость. В вещах же телесных нет ничего острее, тонее и проницательнее небесных молний, откуду взято и оное в песни Моисеевой изречение: поострю яко молнию мечь мой (Втор. 32:41). По второму таинственному разумению, глас Господень, то есть, проповедь Евангельская, разделяет пламень огня тогда, когда чрез оную Дух Святый в сердцах человеческих воспламеняет огнь Божественныя любви многими и различными образы, как то случилося в день Пятьдесятницы, когда на верных явился разделени язы́цы яко огненни (Деян. 2:3).

Пс.28:8. Глас Господа, стрясающаго пустыню: и стрясет Господь пустыню Каддийскую.

Здесь прославляет Пророк могущество Бога, действующаго на земли, и глаголет, что глас Господень сотрясает и движет пустыню. В Еврейском тексте вместо сотрясает, читается раждати творит. Откуду явствует, что сотрясение или движение, о котором здесь упоминается, не есть простое землетрясение, или колебание, бывающее от звука грома, в пустынях наипаче действующаго, как некоторые мнят: но сотрясение и колебание, споспешествующее рождению. Таким образом изображается в сем месте чудная сила Божия, которая может, когда восхощет, как гору Ливанскую обнажить от всех ея кедров, и превратить в пустыню: так напротив самую пустыню Каддийскую, где обыкновенно ничего не родится, одним потрясением соделать плодородною, и мгновенно древами и животными наполнить. Подобное сему глаголется во псалме Пс. 106:33, 35 и след. Положил есть реки в пустыню, и исходища водная в жажду. И несколько ниже: положил есть пустыню во езера водная, и землю безводную во исходища водная. И насели тамо алчущия, и составиша грады обительны: и насеяша села, и насадиша винограды. По второму разумению означается обращение языческих народов, бывшее чрез проповедь Евангельскую, которые не имели прежде ни возделания духовнаго, ни напоения от росы Божией благодати, и которые в сравнении с Христианскими народами могли по справедливости назваться пустынею.

Пс.28:9. Глас Господень, свершающий елени, и открыет дубравы: и в храме его всякий глаголет славу.

Доселе прославлял Пророк всемогущество Божие в стихиях, яко то в воде, в воздухе, во огни и в земле; а здесь прославляет оное в животных и растениях, а несколько ниже имеет прославлять в людях. Глаголет убо: глас Господень свершающий елени, где полагает вместо примера действие Божие в еленях. Ибо, как читаем в книге Иова (Иов. 39:3), елени с превеликою трудностию раждают, чему причина мнится быть та, что они раждают плод совершенный, так что дети их вскоре по рождении на пажити бегут, и не возвращаются к матери, как в том же месте повествуется. Чудная убо сила Божия усматривается в том, что она еленей творит раждати, как в Еврейском тексте изображено, что самое означает и перевод седмидесяти толковников. Ибо совершать елений не что иное есть, как способствовать родам их. В следующих за сим словах: и открыет дубравы, или, как в Еврейском тексте читается, и обнажает дубравы, означается действие Божие, бывающее в лесах, или потому, что пред Богом нет ничего сокровеннаго, но все отверсто, и что Он во вся проникает, даже и в самыя густейшия дубравы; или потому, что Он во время весны покрывает дубравы приятною зеленостию, а во время осени паки обнажает их, и тем являет везде удивительный промысл Свой; или еще потому, что зверей изгоняет из них и предает в руки ловцам, дабы не вредили и не опустошали прекрасных дубравных мест. Следующия слова: и в храме Его всякий глаголет славу, или как в Еврейском тексте читается, всяческая глаголют славу, означают, что все твари хвалят и прославляют Бога во всей вселенней, которая есть аки храм Его. Ибо не о человеках токмо глаголет, но и о всем том, о чем сказано выше, то есть, о воде, и огне и о прочем. По второму же высочайшему разумению, глас Господень совершает елени, когда чрез проповедь Евангельскую являет людей духовных и, подобно еленям, на высоту восходящих к порождению дел чудных. Что бо может быть удивления достойнее, как когда человек немощный и бренный творит дела заслуживающия жизнь вечную? Следующия слова, и открыет дубравы, Василий Великий в толковании на сей псалом относит к будущему суду, на котором Господь приведет, по Апостолу, во свете тайная тьмы, и открыет советы сердечныя (1Кор. 4:5); а блаженный Августин относит их к откровению таинств, и сокровенных мест Священнаго Писания, которыя святым и совершенным мужам, яко еленям на высоту умозрения восходящим, ясны бывают.

Пс.28:10. Господь потоп населяет, и сядет Господь Царь в век.

Некоторые мнят, что Давид применяется здесь к оному достопамятному мщению Божию, которым Он единожды землю потопил, и чрез то засвидетельствовал всем векам, что Он есть судия всех человек. Которое мнение хотя и справедливо, но мысль Пророка далее простирается. Ибо он, одну и ту же материю продолжая, знать дает, что и самыя наводнения, которыя погибелию земле угрожают, так соразмеряются промыслом Бога, что кормило правления всегда в руках Его является. Таким образом, между прочими доказательствами всемогущества Божия и сие припоминает Давид, что Бог и тогда, когда стихии мира в величайшем по-видимому безпорядке между собою смешиваются, и как бы сливаются, седя на небесном престоле Своем, безпорядок сей управляет, и по Своей воле располагает. Для того далее выразительно присовокупляет: и сядет Господь Царь в век. По второму же разумению, Господь тогда потоп населит, когда, при явлении будущаго суда, откроет тайная сердец, и на благих убо всякаго рода благая, на злых же всякаго рода злая излиет, и тако отъяв от среды всякое иное начальство, т.е. и царство диавола и власть нечестивых людей, един сядет Царь в век.

Пс.28:11. Господь крепость людем своим даст, Господь благословит люди своя миром.

Сими словами заключая псалом, показывает Пророк, что хотя Бог невидимую силу Свою видимым образом являет всему миру вообще, но особливо избранным Своим, и потому совсем иначе здесь нежели выше, описывает его. Ибо не страхом и ужасом поражает тех, к которым беседует, но паче ободряет и воодушевляет их. Полагая имя крепости, безопасность состояния внушает, назнаменуя, что все относящееся к сохранению жизни верных зависит от единой милости Божией. Сие увеличивает словом благословения. Ибо, по выражению Священнаго Писания, Бог благословляет миром тех, с которыми так щедро и милостиво поступает, что к препровождению благоденственныя жизни и к совершенному благополучию ничего им недостает.


Источник: Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому, истолкованное тщанием и трудами святейшаго правительствующаго Синода члена, покойнаго архиепископа Псковскаго, Лифляндскаго и Курляндскаго и кавалера, Иринея [Текст]. - Изд. 7-е. - Москва : в Синодальной тип., 1882. - 25 см.

Комментарии для сайта Cackle