Псалом 27
Пс.27:1. Псалом Давиду. К тебе, Господи, воззову, Боже мой: да не премолчиши от Мене: да не когда премолчиши от Мене, и уподоблюся низходящым в ров.
СОДЕРЖАНИЕ
Сей псалом равнаго содержания с предыдущим, и потому, во-первых, содержит прошение о скором избавлении от напастей, причиняемых со стороны нечестивых (ст. 1‐3). Во-вторых, изображает неблаговоление Божие ко всем нечестивым и развратноживущим, а наипаче к презрителям закона и веры (ст. 4 и 5). В третием отделении Давид приносит благодарение Богу, с прославлением величества Его, за милостивое приятие молитв и за всесильное освобождение от бед, с присовокуплением желательного прошения о благосостоянии Церкви, о ея спасении, благословении, управлении и возвышении.
ТОЛКОВАНИЕ
Начинает псалом обыкновенным призыванием Бога, дабы подать свидетельство и о вере своей, и о доброй совести. Ибо хотя повсюду есть люди, подверженные многим бедствиям, однако, не многие из них прибегают к Богу: но большая часть или узду грызут подобно упорным коням, или на воздух пускают суетные вопли, или, побежденные отчаянием, падают под бременем зол. Понеже все они не имеют благия совести и никогда не испытали, колико может Божия благодать, и потому не взирают к ней. Давид, нарицая Бога крепостиею своею, утверждает, что он, не токмо будучи в благополучии и покое, удостоверен был о помощи Божией, но ту же веру и в крайних бедствиях своих еще питает. Потом присовокупляет, какая нужда угнетает его, сравнивая себя с мертвыми, или с низходящими во гроб. Впрочем, желал изобразить чрез сие не столько великость опасности, в которой он находился, сколько засвидетельствовать, что он не скитался мыслями туда и сюда, требуя спасения: но так зависел от единаго Бога, что вне милости Его нигде надежд своих не полагал. Равно как бы так сказал: я есмь ничто, ежели Ты отступишь от меня; я погиб, ежели Ты един не поможешь мне. Оныя слова: да не премолчиши от Мене, сказаны Еврейским слогом, и притом не просто, но в преносном смысле, взятом от людей, которые, будучи от кого-либо умоляемы, молчат и на вопросы ответствовать не хотят, и следовательно презирают; аки бы сказал: не презри, но выслушай молитву мою: аще же премолчиши, ничтоже отвещав на моление, приносимое от Мене, абие смертию умру.
Пс.27:2. Услыши, Господи, глас моления моего, внегда молитимися к тебе, внегда воздети ми руце мои ко храму святому твоему.
Сие повторение одних и тех же слов не без причины положено. Ибо Давид означает, что он, будучи поражен печалию и страхом, не с холодным духом молился Богу, но горел к Нему великим желанием. Сие внутреннее расположение во втором члене изъявляется внешним признаком. Обыкновение воздевать руки вверх во время молитвы было известно людям во всех веках. Природа вдохнула оное в мысли даже и самых язычников, дабы под сим видимым знаком направляли они чувства свои к единому Богу. В Еврейском тексте вместо к храму читается к святилищу: но в сем месте и храм и святилище приемлется за храм небесный. Ибо Давид не так был привязан ко внешнему святилищу, чтоб не знал, что Бога должно искать духовне, и что люди тогда к Нему приближаются, когда, оставя мир, проникают верою в небесную славу.
Пс.27:3. Не привлецы мене со грешники, и с делающими неправду не погуби мене, глаголющими мир с ближними своими, злая же в сердцах своих.
Давид просит Бога, дабы Он не предал его одной и той же погибели вместе с прочими беззаконниками. Ибо хотя и признает себя грешником, однако не таким, каковыми описывает здесь врагов своих, и притом не с тем просит, аки бы мнил, что Бог, никакого разбора не имея, гневается на людей: но паче, умословствуя от Божия существа, заключает, что он, яко невинный и ничем не оскорбивший своих врагов, должен иметь лучшую пред ними надежду, понеже де свойственно Богу невинных различать от виновных, и каждому воздавать праведную награду. Под именем делающих неправду разумеет людей, вовсе предавшихся беззакониям. Хотя бо и сынове Божии иногда падают, или заблуждают, или другим каким-нибудь образом грешат; однако грехами своими не утешаются, но паче, чувствуя страх Божий, грехи свои оплакивают и раскаиваются. Потом описывает злобу тех людей, которые под видом дружбы коварно обманывают добрых, и которые иное произносят языком и иное скрывают в сердце. Ибо явная злоба бывает сноснее, нежели сия лисия хитрость, которая ко вреду людей с ласкою внедряется в сердце. Из сего изречения научаемся, что Богу зело ненавистны те люди, которые ласкательством, аки ядом, заражают простыя и неосторожныя сердца.
Пс.27:4. Даждь им, Господи, по делом их и по лукавству начинаний их, по делом руку их даждь им, воздаждь воздаяние их им.
Испросив к невинности своей внимание у Бога, поражает врагов своих клятвою, аки громом. Собрание же клятвенных слов показывает, что он долго стенал под бременем зол, прежде нежели приступил ко испрошению таковаго мщения. Почему, как бы утомлен будучи долговременным терпением и издыхая под тяжестию, просит Бога, дабы наконец усмирил дерзость врагов, которые давно уже беззакония к беззакониям присовокуплять не престают. Даждь им, Господи, по делом их: то есть, таковый ниспосли им жребий, каковый по законам правосудия Твоего заслуживают дела их. И как они по злобе своей изобрели многоразличные способы к мучению моему, тако Ты по премудрости и правосудию Твоему изобрящи равныя средства воздать им воздаяние их. Они воздают мне злая за благая: воздай и Ты им, обратя воздаяние сие на главы их.
Пс.27:5. Яко не разумеша в дела Господня и в дела руку его: разориши я и не созиждеши я.
В сем стихе открывает Пророк корень нечестия, показывая, что беззаконные потому дерзки бывают к нанесению вреда, понеже озлобляя людей и творя всякаго рода злодеяния, не мнят, что имеют дело с Богом, но, будучи ослеплены успехами, воображают, что Бог к одним только им милостив, а о добрых, в утеснении находящихся, никакого попечения не имеет, и что мир подобно колесу случайно вращается. Таким образом самопроизвольно, при самом ясном свете, слепотствуют, как и пророк Исаиа сказал о них: горе глаголющим лукавое доброе, и доброе лукавое, полагающим тьму свет, и свет тьму (Ис. 5:20). Но понеже Бог и при самой величайшей тьме не престает проявлять чудных промысла Своего знамений, то нечестивые делаются неизвинительными, когда не вникают в них. Сию безпечность изображая, Пророк, во-первых, глаголет: не разумеша в дела Господня; потом присовокупляет: и в дела руку Его, показывая, что нечестивые, продолжая безпечную жизнь, попирают ногами все, что ни встречается из дел Божиих, служащее ко обузданию неистовства их. Следующия за сим слова: разориши я, и не созиждеши я, употребляет Пророк, сообразуяся оным словам: в дела руку Его, которыя суть как бы некое строение; аки бы сказал: понеже не разумеша строения Божия, того ради Бог разорит их, и никогда паки не возсозиждет. Сие наилучшим образом приличествует всем вообще беззаконникам, которые не разумеют, что они суть творение Господне, созданное по образу и по подобию, искупленное кровию Господа Иисуса Христа, и безчисленными дарами от естества и благодати обогащенное. Сего ради так наконец разорятся, что никогда уже не возсозиждутся, дабы отсюду непрестанно могли чувствовать казнь свою, якоже Господь Вседержитель глаголет инде: тии созиждут, и Аз разорю (Мал. 1:4).
Пс.27:6. Благословен Господь, яко услыша глас моления моего.
Пс.27:7. Господь помощник мой и защититель мой: на него упова сердце мое, и поможе ми, и процвете плоть моя: и волею моею исповемся ему.
Отсюду начинается вторая часть псалма, в которой Пророк благодарит Бога за оказанную ему милость. Ибо доселе видели мы, какия возсылал он молитвы, находяся в бедствиях: а сим благодарственным гласом извещает, что молитвы его не тщетны были. И тако своим примером подтверждает, что Бог всегда готов подавать Свою помощь, коликократно ни воззовут к Нему раби Его. Ту же мысль в следующем стихе пространнее изъясняет, нарицая Бога помощником и защитителем своим, или, как в Еврейском тексте изображено, крепостию и щитом своим, дабы чрез сие показать, что он чудесно избавлен был от врагов. К сему присовокупляет веру или упование свое, на которое взирая, Бог помог ему преодолеть коварства врагов. Ибо часто случается, что призывающие Бога неверием своим отревают Его помощь. В третьем месте глаголет, что с радостию и веселием его сопряжено будет свидетельство благодарности. Ибо хотя и лицемеры прибегают к Богу, находяся во утеснении, но как скоро избавлены будут, забывают своего избавителя и предаются безумной радости, без принесения благодарности. Итак вся сущность слов состоит в том, что Давид не тщетно уповал на Бога. Ибо на самом деле испытал, что Господь силою Своею всегда вооружен предстоит к защищению и спасению верных Своих, и что причина истинныя и твердыя радости его сия есть, понеже чувствует, что Бог был милостив к нему; почему и он обещает быть навсегда благодарным Богу. Оныя слова: и процвете плоть моя, по переводу седмидесяти толковников, означают то, что Давид, избавлен будучи от изнурения, которое претерпел он во время бегства своего, не токмо духом оживотворился, но и телом помолодел и процвел, возвратив целоздравственное состояние и юношескую крепость сил.
Пс.27:8. Господь утверждение людий своих и защититель спасений христа своего есть.
Повторяет реченныя в предыдущем стихе слова, дабы показать, что Господь благословил и тех людей, которые оказывали ему благотворение и помощь, а паче воинов верных, которые разделяли с ним бедствия и труды. Впрочем все единому Богу приписует: понеже бо ведал, что и человеческая помощь чрез Бога подаваема была, и благополучный успех в делах от Его милости проистекал, то и при оных пособиях взирал на руку Его так, как бы она яве простираема была с небеси. Ибо за недостойное дело почитал, чтоб человеческия пособия (которыя не что иное суть, как токмо орудия Божией силы) помрачили Божию славу. В последнем члене дает сему причину: ибо откровенно утверждает, что он, с малым числом верных ему, был защищаем свыше и одерживал победоносные лавры, яко помазанник Божий. Сие бо назнаменует, полагая имя Христа: ибо ежели бы де Бог не помазал его в царя и не удостоил его благодатнаго усыновления, то не милостивее был бы к нему, как и к Саулу.
Таким образом, превознося едину Божию силу, которою был на престол возведен, ни силам, ни тщанию своему ничего не присвояет. Здесь особливо заметить должно то, что все благодеяния, которыя сообщает нам Бог, проистекают на нас чрез Христа, о нем же избрал вас Бог в сынов Своих туне. Слово спасений полагает в множественном числе потому, что не единожды и не единым образом спасаем был; аки бы сказал, что отнележе Бог рукою Самуила помазал его в царя, оттоле никогда не преставал помогать ему, но безчисленными образы избавлял его, донележе дело благодати своея совершенно на нем исполнил.
Пс.27:9. спаси люди твоя, и благослови достояние твое, и упаси я, и возми я до века.
Сим заключением показывает Давид, что он не столько о своем, сколько о спасении всея церкви попечение имел, паче же и жил и царствовал не для своея частныя, но для всеобщия пользы: ибо добре знал, что не на другой какой-либо конец избран был в царя. А своим примером и прочим земным царям закон предписывает, дабы они всегда были привержены к общей пользе, и не желали себе спасения, как разве для целости и благосостояния вверенных им людей. Мы же памятовать должны, что Давид предложен нам вместо зерцала, в котором представляют нам Бог безпрерывную милостей Своих цепь с тем, дабы мы подражали вере и благочестию его, соответствуя отеческой любви его нашею покорностию, дабы признал Он и нас за людей, составляющих достояние Его. Впрочем, хотя Писание часто украшает Давида именем пастыря, но он, звание сие относя к единому Богу, признает себя того быть недостойным, разве поколику есть Божий слуга.