Источник

Псалом 24

1. Псалом Давиду. «Псалом сей, – говорит бл. Феодор., – имеет вид молитвы. Некоторые утверждали, что в нем предсказывается плен и изъясняли оный, как изреченный пленными, имея в виду окончание псалма ст. 22167. Но думаю, что псалом сей изречен бл. Давидом, когда видел многие восстания врагов. Посему и приводит себе на память прежние и новые грехи, и умоляет об избавлении от них». Псалом писан на Еврейск. – акростихом, по порядку Еврейских букв.

1. К Тебе Господи, воздвигох душу мою. С Евр.: «К Тебе, Господи, возношу душу мою». Возносить душу к Богу значит: молить Его, возлагать на Него надежду, сильно желать Божией помощи (См. Иер. 22:27; Втор. 24:15). «Это говорят, как обратившиеся уже от идолослужения», говор. св. Афанасий.

2. Ибо вси терпящии Тя не постыдятся. Т.е., «не постыдятся все, возложившие уже упование на Бога, и соделавшиеся славными» (Св. Афан.).

3. Да постыдятся беззаконнующии вотще. «Надлежит заметить, – говорит бл. Феод., – не просто о согрешающих, но о беззаконнующих вотще пророк сказал, что исполнятся они стыда; потому что не все одинаково прегрешают, но одни поползаются по какому-либо обстоятельству, или по естественной немощи, а другие услаждаются беззакониями, и придумывают новые». По св. Афанасию, здесь разумеются «пребывающие в идолослужении». С Евр.: «Да не постыдятся и все, надеющиеся на Тебя; да постыдятся беззаконнующие втуне».

4. Пути Твоя Господи, скажи ми, и стезям Твоим научи мя. Пути и стези Божии суть заповеди и определения Божии о человеке; по св. Афан. – «евангельские догматы»; по бл. Феод. – «пути, ведущие к Богу».

5. И Тебе терпех весь день. – Т.е. всегда, постоянно надеялся на Тебя, всякой день жду от Тебя помощи и вразумления. С Евр.: «Направь меня на истину Твою, и научи меня; ибо Ты Бог спасения моего; на Тебя надеюсь всякой день».

6. Помяни щедроты Твоя Господи, и милости Твоя, яко от века суть. Т.е. яви мне те щедроты и милости, которые Ты обещал от века надеющимся на Тебя, Господи. С Евр.: «Вспомни щедроты Твои, Господи, и милости Твои, ибо они от века».

7. Грех юности моея и неведения моего не помяни: по милости Твоей помяни мя. Грех юности – грехи, содеянные в юности и по неведению. «Юностию, – говорит св. Афанасий, – именует безумие, а явным безумием было время их (Евреев) идолослужения. В ином смысле разумеет грехи народа в Египте, потому что и там служили идолам. И так, не помяни ныне оных грехов, но яви человеколюбие, как был Ты человеколюбив и милостив тогда к неведущим» (Св. Афан.); «меня помяни человеколюбиво, а не грех мой» (Бл. Феод.). С Евр.: «Грехов юности моей и преступлений моих не воспоминай; по милости Твоей вспомни меня Ты, ради благости Твоей, Господи»!

8. Сего ради законоположит согрешающым на пути. «Просветит грешников, покажет согрешающим путь» (Св. Афан.). «Яснее, – говорит бл. Феод., – перевел это Симмах: «посему укажет согрешающим путь»; потому что водясь благостию, не вдруг наказывает согрешающих, но указует им правый путь и обучает их закону покаяния, и тех, которые водятся кротостию и простотою, научает различать свойства вещей и ведет к познанию всякого Своего домостроительства». С Евр.: «Благ и праведен Господь; посему наставляет грешников на путь».

10. Вси путие Господни милость и истина, взыскающым завета Его, и свидения Его. Свидения – свидетельства, – то же, что заповеди или закон, свидетельствующие о воле, о милости и истине Божией. Т.е. кто возлюбил закон Божий, постоянно поучается в нем, тот убеждается, что все пути Господни – милость и истина. С Евр.: «Все пути Господни – милость и истина к хранящим завет Его и откровения Его».

11. Ради имене Твоего Господи, и очисти грех мой, мног бо есть, – т.е. тяжек грех первородный, не иначе очищается, как только крещением (Бл. Иерон.). Другие разумеют известное преступление Давида. Т.е. Поскольку Ты именуешься милостивым и человеколюбивым, то ради этого имени, а не ради одного моего раскаяния, очисти грех мой, ибо он велик и тяжек, Ты един можешь его очистить, уничтожить. С Евр.: «Ради имени Твоего, Господи, прости согрешение мое; ибо велико оно».

12. Кто есть человек бояйся Господа? законоположит ему на пути, егоже изволи.

13. Душа его во благих водворится, и семя его наследит землю. Т.е., кто боится Господа, тот имеет Господа наставником, Который указывает ему верный путь жизни или, по бл. Феод. – в том роде жизни, какой решился человек проводить, Господь даст ему приличные и сообразные законы; душа его водворяется во благих, т.е. спокойно и постоянно наслаждается благами; семя его наследит землю, т.е. получает благословение потомства. По св. Афан., пророк здесь «разумеет дела, послужившие ему к тому, чтобы наследовать мысленную землю».

14. Держава168 Господь боящихся Его, и завет Его явит им. «Яснее, – говорит бл. Феод., – перевели это Симмах и Феодотион: «тайна Господня боящимся Господа, и завет Его объявит им». То же с Еврейского: «Тайна Господня – боящимся Его, и завет Свой Он открывает им». По LХХ – для боящихся Господа Он есть им держава, т.е. утверждение в жизни. Господь Бог укрепляет боящихся Его, утверждает на жизненном пути, и завет Свой открывает им, т.е., по св. Афан., «завет евангельский или путь спасения».

15. Очи мои выну ко Господу, яко Той исторгнет от сети нозе мои. Отселе Давид говорит о себе самом. «Очами, – говорит бл. Феод., – называет очи ума, которые пророк, по его словам, возводит к Господу, ясно зная, что при Его попечительности избегнет козней, устрояемых ему врагами».

16. Призри на мя, и помилуй мя, яко единород и нищ есмь аз. Акила: «одинок». Симмах: «один». С Евр.: «Призри на меня, и помилуй меня ибо я одинок и угнетен». «Воззри на мое одиночество и на множество осаждающих меня врагов; ибо, увидев это, без сомнения, сжалишься» (Бл. Феод.).

17, 18. Скорби сердца моего умножишася, от нужд моих изведи мя. Ст. 18. Виждь смирение мое, и труд мой, и остави вся грехи моя. С Евр.: «Скорби сердца моего умножились выведи меня из бед моих». Ст. 18. «Призри на страдание мое и на изнеможение мое, и прости все грехи мои». «Отовсюду окружен я многими скорбями. Поэтому, сие уничижение и бедствие, уравновесив с беззакониями моими, даруй мне оставление и прощение грехов» (Св. Афан.).

19. С Евр.: «Посмотри на врагов моих, как много их, и (какою) лютою ненавистию они ненавидят меня».

20. С Евр.: «Сохрани душу мою, и избавь меня, да не постыжусь, что я на Тебя уповаю».

21. С Евр.: «Непорочность и правота да охраняют меня; ибо я на Тебя надеюсь».

22. Избави Боже, Израиля от всех скорбей его. Бл. Феодорит, кроме обыкновенных скорбей, разумеет гражданские бедствия и волнения, бывшие при Давиде.

* * *

167

«Псалом сей произносится от лица целого народа, который просит об избавлении его от плена», гов. св. Афанасий.

168

Держава κραταιωμα – крепость, утверждение. Пс. 27:8, 42:2. Вульг: firmamentum.


Источник: Толкование на Псалмы : Сост. Палладий епископ Сарапульский. / Изд. второе, исправленное и дополненное. Вятка : Тип. А.А. Красовского; 1874. – 588 с.

Комментарии для сайта Cackle