Псалом 24
Пс.24:1. Псалом Давиду. К тебе, Господи, воздвигох душу мою, Боже мой, на тя уповах, да не постыжуся во век, ниже да посмеютмися врази мои:
НАДПИСАНИЕ
В Еврейском: Песнь Давидова.
СОДЕРЖАНИЕ
Сей псалом содержит в себе размышления, соединенныя с теплейшими молитвами, в которых Давид, окруженный напастьми и врагами, просит помощи у Бога; и дабы испросить оную, во-первых, исповедует, что Бог праведно наказывает грехи его, потом просит оставления грехов, и благодати, наставляющей к добродетельному житию.
ТОЛКОВАНИЕ
Аки бы сказал: не обретая ни в каких тварях покоя, но везде терние и волчцы, и тако стужив жизнию, душу мою развлеченную страстьми, и прилепившуюся к земле, к Тебе возношу: к Тебе всем сердцем моим, и всем помышлением моим, от Тебе вдохновенным, прилепляюся, от Тебе ожидаю помощи противу искушений: и понеже на Тя уповаю, сего ради молю, да не постыжуся, да не отъиду от Тебе посрамлен: аще бо не испрошу помощи, принужден буду краснеть пред врагами моими. Потом изъясняя оное слово: да не постыжуся, присовокупляет: ниже да посмеютмися врази мои. Ибо тогда постыдился бы, когда осмеян был бы от врагов, яко всуе надеялся на Бога.
Пс.24:2. ибо вси терпящии тя не постыдятся.
Дает причину, чего ради несомненно надеется, что не будет посрамлен. Понеже, глаголет, и от долговременнаго искуса, и от примера предков моих, и от самых словес Твоих научился я, что никто из тех, которые уповали на Тя, и терпеливно ожидали помощи Твоея, не постыдился, ниже в надежде своей обманулся. Терпеть Господа, в Священном Писании весьма часто употребляется и означает ожидать Господа с известною надеждою помощи.
Пс.24:3. Да постыдятся беззаконнующии вотще.
Давид просит Бога, дабы Он обратил стыд и срамоту на врагов его, аки бы сказал: не попусти Господи, дабы я посрамлен был. Ибо ежели сие случится, то враги мои посмеются мне, и о погибели моей возвеселятся; но напротив, пусть сами они постыдятся, когда увидят, что они вотще, то есть, несправедливо и беззаконно против меня поступили. В смысле нравственном сими словами означается, что те должны стыдиться, которые беззаконие творят вотще, то есть, кои несправедливо поступают против ближняго и потому грешат не по невежеству, или по немощи, но по злобе. Ибо таковые не помышляют о покаянии, ниже думают оставить грех: и потому ежели и надеются нечто получить от Бога, но надежда их остается тщетною. Итак, оное слово, вотще, означает, что враги праведных видимые и невидимые безуспешны остаются, и что тщетно трудятся, озлобляя праведных людей. Ибо не получают конца, ими намереваемаго, то есть, чтоб погубить праведных, и во ад свести; но напротив озлобление оное обращается праведным во упражнение добродетели, и в заслугу вечныя славы.
Пс.24:4. Пути твоя, Господи, скажи ми и стезям твоим научи мя.
Под именем путей Господних разумеет закон Господень, яко единственный путь, по которому восходим к Богу. Аще бо хощеши внити в живот, глаголет Господь, соблюди заповеди (Мф. 19:17). Понеже убо просил Пророк помощи Господней противу искушений, сего ради изъясняет, какую наипаче помощь иметь желает, и глаголет: пути Твоя, Господи, скажи ми, то есть, сотвори, дабы ходил я путем заповедей Твоих. И стезям Твоим научи мя: то есть, покажи мне путь пресвятаго закона Твоего. Тако бо избегну всех посмеяний вражиих, и не аз постыжуся, но постыдятся те, которые вотще искушениями своими смущают Мя. Впрочем, желает научиться закону Господню, не по оному токмо умозрительному разумению, но паче по деятельному, то есть, желает благодати, которая б убедила волю, чтоб мог он охотно исполнять заповеди.
Пс.24:5. Настави мя на истину твою и научи мя: яко ты еси Бог спас мой, и тебе терпех весь день.
То же самое повторяет иными словами, и притом дает причину, чего ради просит наставить его на путь истины. Настави мя, глаголет, на истину Твою. Аки бы рекл: что касается до меня, то я легко уклоняюся и на десное и на шуее, оставляя путь заповедей Твоих, ради временнаго счастия или несчастия. Сего ради молю, Ты настави мя, руководствуя помощию благодати Твоея, на истину Твою, то есть, на путь закона Твоего, который един есть путь истинный: ибо вся заповеди Твоя истина (Пс. 118:86). За сим присовокупляет: яко Ты еси Бог Спас мой. Аки бы рекл: того ради прошу от Тебе помощи сея, понеже Ты един, яко Бог, можеши спасти душу мою. Ибо нет иного врача, могущаго исцелить душевные недуги, кольми паче могущаго даровать совершенное здравие, кроме Тебе единаго Бога. Еще же и того ради прошу помощи от Тебе, которую и получить уповаю, яко Тебе терпех весь день, то есть, яко на Тебе единаго всегда уповал, и от Тебе единаго милости ожидал. Ибо оныя слова, весь день, вместо всегда положены. Великая поистинне заслуга пред Богом, чтоб во время искушения и напастей не ослабевать в надежде на Бога и не искать утешения от людей.
Пс.24:6. Помяни щедроты твоя, Господи, и милости твоя, яко от века суть.
Когда Бог попускает человеку или с искушениями бороться, или во грехах закосневать, тогда, кажется, как бы забывает милость Свою. Таким образом праведник чрез долгое время со искушением боряся и видя, что не может свободится от него, хотя бы и весьма желал, вопиет к Богу, дабы помянул щедроты Своя и милости Своя. Подобно сему и Давид творит, моляся к Богу и глаголя: помяни Господи, яко Ты от века щедр был еси, и не точию щедр был еси, но и миловати обыкл еси, якоже щедр и милует отец сыны: сие бо Тебе свойственно есть.
Пс.24:7. Грех юности моея и неведения моего не помяни: по милости твоей помяни мя ты, ради благости твоея, Господи.
Прилично противополагает воспоминанию забвение, аки бы рекл: помяни щедроты Твоя, и забуди грехи мои. Ибо одно бывает причиною другаго. Тогда бо Бог воспоминает щедроты Своя, когда не хощет больше воспоминать грехов наших, но отпускает и заглаждает их так, как бы были они вечному забвению преданы. Впрочем, упоминает о грехах юности и неведения, то есть о грехах, содеянных по немощи и по невежеству: или потому, что милосердие Божие к сим наипаче относится грехам, нежели к другим, по оному святаго апостола Павла изречению: помилован бых, яко не ведый сотворих в неверствии (1Тим. 1:13). Или потому, что может быть Давид других грехов не имел, донележе псалом сей написал. Или еще потому, что грехи по злости творимые не отпускаются единою молитвою, но требуют плодов достойных покаяния. За сим объясняя вышереченныя слова, помяни щедроты Твоя, и забуди грехи моя, присовокупляет: по милости Твоей помяни мя Ты, ради благости Твоея. Ибо Бог забывает грехи тогда, когда воспоминает о грешнике по милости Своей, а не по праведному гневу.
Пс.24:8. Благ и прав Господь, сего ради законоположит согрешающым на пути.
Пророк ободряет себя надеждою получить просимое, утверждая, что Господь есть благ и праведен, и потому человеколюбно исправляет согрешающих. Тако бо являет и благость Свою и правду: благость в разсуждении человека, а правду в разсуждении греха. В Еврейском тексте вместо законоположит, читается, научит грешников пути. Откуду явствует, что Бог дает закон не просто, но чтоб научить и убедить людей, дабы хранили его. Ибо слова сии соответствуют вышереченным: пути Твоя скажи ми, и стезям Твоим научи мя: настави мя на истину Твою. Тамо убо просил Бога, дабы научил его, а здесь утверждает, что Бог по благости Своей прошение его исполнит. Понеже де благ и прав Господь, и потому любит людей, а грехи ненавидит; сего ради закон полагает согрешающим на пути жизни сея, дабы и они из неправедных и злых соделалися праведными и благими.
Пс.24:9. Наставит кроткия на суд, научит кроткия путем своим.
Изъясняет вышереченныя слова: законоположит согрешающим на пути, и глаголет, что сие не о всех согрешающих разуметь должно, но токмо о кротких и смиренных, то есть, о таких, которые не противятся Господу законополагающему, но желают научиться от Него. Наставит, рече, кроткия на суд, то есть, людей кротких и смиренных приведет на правый путь закона Своего. Ибо под именем суда разумеется здесь закон, как уже сказано во псалме Пс. 18:8. Потом то же самое изъясняет другими словами, глаголя: научит кроткия путем Своим. То есть, людям кротким даст благодать разуметь, любить и исполнять закон. В сем месте заметить должно, что и гордые не исключаются от благодати Божией, но для них назначается порядок. Ибо гордые не вмещают того совершенства, о котором наипаче во псалме сем глаголется, ежели прежде, возчувствовав страх Божий, не покаются, и отложив надмение, не соделаются кроткими и смиренными. Итак, благодать Божия первее умягчает и сокрушает людей гордых и ожесточенных: потом сокрушенным и смиренным показывает пути Своя, и наставляет их на суд.
Пс.24:10. Вси путие Господни милость и истина, взыскающым завета его и свидения его.
К вышереченным присовокупляет и сие, что люди кроткие не токмо наставляемы бывают Богом, но и вся дела Божия в разсуждении таковых не что иное суть, как милость и истина, то есть: милосердие и правда, поскольку правда берется за верность и истину, которая делает то, что Бог исполняет верно все, что ни обещает. Под именем путей Господних иногда означаются дела, чрез которыя Бог некоторым образом приходит к нам, иногда разумеется закон Господень, который Он дает нам, дабы мы посредством онаго аки прямым путем восходили к Нему, а иногда означает такой закон, который Сам Он употребляет, когда чрез дела Свои низходит к нам. Понеже Давид много уже глаголал о пути Господни перваго рода, то есть, о законе данном нам: для того присовокупляет нечто о пути Господни последняго рода, то есть, о законе, егоже Сам Себе положил, и хранит в разсуждении нас. Глаголет убо: вси путие Господни милость и истина, то есть, закон, или правило, или способ, по которому поступает Бог, состоит в милости и истине, то есть, в милостивых обетованиях и в верном исполнении оных. Но с кем поступает Бог по закону сему? и кому являет милость и истину? Взыскающим завета Его, и свидения Его. Заветом Божиим нарицает тот договор, который учинил Бог с людьми, когда закон им дал, да будут Ему в люди, и той им в Бога. Сей договор нарицается в Писании заветом потому, что содержит обетование наследия, которое смертию завещателя долженствовало утверждено быть, как и в самом деле утверждено было смертию Христовою, в предзнаменование которыя Моисей, кровию окропляя людей, глаголал: сия кровь завета, егоже завеща Господь к нам (Исх. 24:8; Евр. 9:20). Свидением же Божиим нарицает тот же самый закон, который предал Бог людям, потому что чрез закон, как сказали мы инде, свидетельствует нам Бог волю Свою. С теми убо поступает Бог по закону милости и истины, которые взыскуют завета, учиненнаго с Богом, дабы хранить его, и которые подобно взыскуют закона Божия, дабы исполнять его, то есть, с людьми благорасположенными, Бога боящимися и любящими. В Еврейском тексте вместо взыскающим читается хранящим, но в смысле разности нет; ибо ищущие завета, который, может быть, они забыли, и ищут для того, дабы хранить его.
Пс.24:11. Ради имене твоего, Господи, и очисти грех мой, мног бо есть.
Из всеобщаго онаго закона, по которому поступает Бог в разсуждении людей, боящихся Его, заключает Пророк, что и он может иметь благую надежду о отпущении грехов своих, и потому молится и просит, глаголя: ради имене Твоего, Господи, то есть, ради милости и истины Твоея, очисти грех мой, мног бо есть. Грех многим нарицает, или по причине множества иных грехов, со иным сопряженных, по оному Апостола Иакова изречению: много согрешаем вси (Иак. 3:2); или по причине великости и тяжести, понеже святые люди и малые грехи за великие почитают. Да и в самом деле велики суть, ежели помыслим о величестве Того, Котораго грехами раздражаем.
Пс.24:12. Кто есть человек бояйся Господа? законоположит ему на пути, егоже изволи.
Пророк творит подобно любящим, которые то воздыхают о вещи любимой, то хвалят оную, то паки воздыхают. Любил муж праведный благодать Божию, желал отпущения грехов, просил дара жить по правилам закона, и угождать Богу. Сего ради и ныне того же просит, и ово убо хвалит благодать сию, ово поведает благополучие людей боящихся Бога, то есть, стяжавших благодать сию, ово сам паки желает и просит того же. В сем убо стихе и в двух последующих исчисляет благая, приобретаемая людьми, боящимися Бога. Кто есть, глаголет, человек боящийся Бога? Аки бы рекл: да изыдет на среду человек, истинно боящийся Бога, и аз возвещу ему благополучие его. Законоположит ему на пути, егоже изволи. Сие есть начало того благополучия, которое Пророк описывать предприял, и которое состоит в том, что человек, боящийся Бога, то, во-первых, иметь будет, что Бог научит его на пути, егоже изволи, то есть, вразумит, как жить и обращаться во всяком состоянии жизни, каковое бы он ни избрал. Ибо многие и различные в жизни сей находятся образы жительствования, яко то: духовные и мирские, частные и общественные, гражданские и сельские, купеческие и воинские, царские и подданнические, свободные и рабские, и другие многие и различные, и в каждом из оных возможно угодить Богу. Глаголет убо: законоположит ему на пути, егоже изволи: то есть, во всяком роде жизни, какой бы кто себе ни избрал, Бог предпишет приличные и полезные законы. Тако блаженный Иоанн Креститель, вопрошающим его народам, что подобает творити, ответствовал: имеяй две ризы, да подаст неимущему, и имеяй брашна, такожде да творит (Лк. 3:11). Воинов же увещавает, дабы никого не обижали и не оклеветывали, но чтоб были довольны своими оброками (Лк. 3:14). Тако и Божественный апостол Павел взаимные законы положил и господам и рабам, и родителям, и чадам, и мужам, и женам (Еф. 6:1).
Пс.24:13. Душа его во благих водворится, и семя его наследит землю.
Сие есть второе благополучие человека, боящагося Бога, которое состоит в том, что душа его, – то есть, человека, боящагося Бога, – во благих водворится, сиречь, насладится благими не на краткое время, ниже на несколько минут, но продолжительно, постоянно и твердо. Сие изречение весьма справедливо, любящим бо Бога вся поспешествуют во благое (Рим. 8:28): и потому человек, боящийся Бога, всегда наслаждаться будет благими. Ибо счастие ли будет благоприятствовать ему, он насладится благоденствием: несчастие ли постигнет, он насладится благом терпения, и упованием великия награды, ожидающия его в царствии небесном. Таким образом, всегда будет благополучен и не токмо сам во благих водворится, но и сынове его по нем наследят землю, то есть, мирно и спокойно поживут на земли, и никто им зла не причинит. Ибо, как сказано выше, любящим Бога вся поспешествуют во благое. Почему и самыя скорби обратятся в радость.
Пс.24:14. Держава Господь боящихся его, и завет его явит им.
Сия есть причина, чего ради люди боящиеся Бога во благих присно водворяются, понеже не на вещах тленных и гибнущих утверждаются, но надежды свои на помощи Божией основаны имеют. Держава Господь боящихся Его. Чего же ради боящиеся Бога благонадежно утверждаются на Бозе, аки на некоем крепчайшем основании, – вина есть сия, понеже завет Господень являет им, яко Господь есть держава боящихся Его. Ибо как люди боящиеся Бога совершенно ведают, и часто о том размышляют, что Бог учинил завет с ними, дабы быть их Богом, и аки Отцем чадолюбивейшим, ежели они законы Его сохранят: то из сего завета ясно узнают, что на Бозе, яко на крепчайшем основании, могут безопасно надежду свою полагать.
Пс.24:15. Очи мои выну ко Господу, яко той исторгнет от сети нозе мои.
Похваливши вкратце благополучие людей, боящихся Бога, паки обращается к молитве, желая и прося подобнаго себе благополучия. И как самый действительнейший способ умилостивления состоит в том, чтоб умиленным лицем взирать на того, от кого помощи надеемся, и лучше бедность показывая, и скромно молча испрашивать милости у богатаго, нежели ненавистным криком обезпокоивать его, тако и Давид смиренно молится, глаголя: очи мои выну ко Господу. Подобным образом и инде он же глаголет: яко очи рабыни в руку госпожи своея: тако очи наши ко Господу Богу нашему, Дóндеже ущедрит ны (Пс. 122:2). Яко Той исторгнет от сети нозе мои: дает причину, чего ради взирает непрестанно к Богу, – понеже де несомненно уповаю, что Он избавит меня наконец от всех искушений, которыя, подобно сетям, повсюду в жизни сей наветуют нам. Оныя слова: очи мои выну ко Господу можно отнести к намерению всегда угождать Богу и ничего не делать противу воли Его. Можно еще отнести и к созерцанию Божия красоты, которую непрестанно пред очами имеют все любящие прямо Бога. Но первое толкование ближе подходит к буквальному смыслу.
Пс.24:16. Призри на мя и помилуй мя, яко единород и нищь есмь аз.
Понеже сам выну взирал к Богу, того ради праведно просит, дабы и Бог воззрел на него. Сего бо в молчании просил, когда очи устремлены к Богу имел, то есть, дабы человеколюбно и милосердо воззрел на одиночество и нищету его. Нарицает себя единородом, – то есть, сиротою и человеком одиноким, – или потому, что в самом деле оставлен был от друзей и сродников, или потому, что сам духом от всех иных устранился, и всю надежду на единаго Бога возложил. Паки, нарицает себя нищим, понеже смирен был и признавал себя неимущим добродетелей и заслуг.
Пс.24:17. Скорби сердца моего умножишася, от нужд моих изведи мя.
О искушениях греховных сие место разуметь лучше, нежели о временных бедствиях. Ибо и сей был един из тех, кои со Апостолом воздыхают и глаголют: вижду ин закон во удех моих, противу воюющ закону ума моего. И окаянен аз человек, кто мя избавит от тела смерти сея? (Рим. 7:23–24). Нужды же, от которых просит извести себя, мнятся быть те предосадныя вожделения или похоти, которыя часто противу воли нашей мучат нас, а иногда и на грех как бы насильственно влекут.
Пс.24:18. Виждь смирение мое и труд мой, и остави вся грехи моя.
Продолжает молитву, и просит себе отпущение грехов, в которые впадал иногда, не могши преодолеть искушения. Ибо и праведный седмижды падает на день, хотя и сражается, и много трудится, сопротивляяся похотям: однако и отсюду показывает себя быть праведным, что те нечистоты, которыми неосторожно ходя осквернился, прилежным плачем и молитвою очищает. Под именем смирения не разумеется здесь добродетель смирения, но униженность. Ибо муж праведный сам себя зело унижает и смиряет, когда хощет быть непорочен, и между тем не избегает нечистоты. Вместо глагола остави, в Еврейском тексте читается: подъими или понеси вся грехи мои; и хотя в смысле разности нет, но глагол подъими или понеси, имеет какую-то красоту и важность. Ибо означает некоторый страх или безпокойство человека любящаго Бога, да не како Бог, раздраженный множеством грехов, в конец прогневается. Сего ради вопиет: подъими, понеси вся грехи моя, аки бы сказал: хотя и тяжки и многи суть, но Ты не утрудися понести их, и простить немощи моей.
Пс.24:19. Виждь враги моя, яко умножишася, и ненавидением неправедным возненавидеша мя.
Дабы лучше преклонить Бога на милость, выводит довод от инаго места, то есть, от множества и лютости врагов, аки бы сказал: видел еси, Господи, смирение и труд мой: виждь и врагов моих множество, и их безчеловечие и несправедливость. И аще несмь достоин человеколюбия Твоего, ради множества грехов моих: то поне ради неправеднаго враждования врагов моих, сотвори мя причастника милости Твоея. Тебе бо единому согреших, преступив заповеди Твоя, они же ничем не будучи обижены, неправедно ненавидят и гонят меня. Ибо неправедною ненавистию нарицается то, когда кто другаго без причины ненавидит; то есть, не будучи ничем обижен от него. Можно назвать ненавистию неправедною и то, когда кто тщится причинить вред другому по одной токмо склонности ко вреду, а не для того, чтоб какую-либо пользу получить от того. Такова есть поистине ненависть диавола к человеческому роду. Люди не сделали диаволу никакой обиды, но он изначала, позавидовав человеку, возненавидел и погубил его, по оному Премудраго изречению: завистию диаволею смерть вниде в мир (Прем. 2:24).
Да и ныне смущает верных искушениями не для того, чтоб получить себе пользу от того, но понеже услаждается погибелию праведных.
Пс.24:20. Сохрани душу мою и избави мя, да не постыжуся, яко уповах на тя.
Аки бы сказал: будучи толиким множеством врагов отвсюду окружен, не довлею силами моими противостать им: сего ради к Тебе прибегаю, и молю, сохрани душу мою, и избави мя от рук их.
Пс.24:21. Незлобивии и правии прилепляхуся мне, яко потерпех тя, Господи.
Понеже сказал в предыдущем стихе: да не постыжуся, яко уповах на тя: для того присовокупляет причину, чего ради боится стыда, когда оставлен будет от Бога; причина же есть сия: понеже многие невинные и праводушные, будучи примером его подвигнуты, прилеплялися к нему наипаче потому, что видели его уповающа на единаго Бога. Ныне же принужден был бы он стыдиться и краснеть пред ними, ежели бы в надежде своей обманулся.
Пс.24:22. Избави, Боже, Израиля от всех скорбей его.
Понеже Давид не токмо един был из членов людей Божиих, но и притом царь и глава их, для того, после довольной молитвы о себе, присовокупляет молитву о всем народе своем, и притом молитву общую: понеже не мог он взойти в нужды каждаго лица особливо. Избави, глаголет, Боже, Израиля от всех скорбей его. Где под именем Израиля объемлет все 12 колен народа Израильскаго, аки бы рекл: не довлеет мне единому избавлену быть от скорбей, но прошу еще, избави и Израиля, сиречь, весь народ Израильский, от всякаго рода скорбей и напастей.