Псалом 25
Пс.25:1. Псалом Давиду. Суди ми, Господи, яко аз незлобою моею ходих: и на Господа уповая не изнемогу.
СОДЕРЖАНИЕ.
Сей псалом равнаго содержания с псалмом седьмым. Давид написал его по случаю тех несносных клевет, коими обвиняем был, аки бы царство похитить желал, и того ради принужден был странствовать и укрываться. В нем приводит Бога свидетелем невинности своея, и просит Его о избавлении своем.
Давид, имея дело с царем Саулом, просит суда у Бога Царя царей. Ибо в тогшних обстоятельствах не имел он никого другаго на земли, у кого бы мог потребовать суда. Суди ми Господи, то есть: Ты, Господи, буди мой судия, и не попусти мне судиму быть от Саула, но суд сей Ты произведи. Яко аз незлобою моею ходих, то есть: я смело требую суда Твоего потому, что совесть моя, которую един Ты видиши, меня не обличает. И потому на Тя, Господа моего, уповая, не изнемогу, то есть: уповая на правосудие Твое, на суде сем не постыжуся, но превозмогу.
Пс.25:2. Искуси мя, Господи, и испытай мя, разжжи утробы моя и сердце мое.
Понеже сказал: яко аз незлобою моею ходих, то сие доказывает свидетельством Бога, Который обмануться и обмануть не может. Ибо не с тем сие глаголет Богу: искуси и испытай, аки бы Он чего-либо не знал, но дабы другим то показал, что Он видит един. Таким образом Давид, надеяся на добрую совесть и на незлобие сердца своего, ко Господу глаголет: искуси мя, и испытай мя, то есть: прилежно истяжи, так ли в самом деле есть, как я говорю, проникни в самыя внутреннейшия и глубочайшия сокровенности сердца моего. Паче же, разжзи утробы моя и сердце мое: то есть, испытай самыя помышления и желания мои с таким тщанием, с каким испытуется злато, огнем искушаемое. Итак, в сем месте не о том просит Давид, чтоб Бог испытал и искусил его бедствиями, и разжег утробу и сердце его огнем скорбей, как некоторые толкуют, но напротив того, просит избавления от врагов, представляя свою невинность, и желая, чтоб Бог открыл оную людям, и клеветы врагов самым делом отразил, яко всевидящий и вся испытующий.
Пс.25:3. Яко милость твоя пред очима моима есть, и благоугодих во истине твоей.
Дает причину, чего ради просит испытания у Бога, понеже надеялся на совесть свою, которая подавала ему доброе свидетельство о себе, аки бы сказал: прошу, искуси и испытай мя, яко аз в путех Твоих ходих: ибо вси путие Твои милость и истина (Пс. 24:10). На сию милость Твою я всегда взираю, и о ней размышляю, дабы подражать ей и жить с ближними моими по правилам ея. Равным образом всегда была мне приятна истина Твоя, и потому тщился я последовать ей.
Пс.25:4. Не седох с сонмом суетным, и со законопреступными не вниду.
Пс.25:5. Возненавидех церковь лукавнующих, и с нечестивыми не сяду.
Блаженный Феодорит место сие толкует о соборищах идолопоклонников, бывающих в их языческих храмах, которыми Давид всегда гнушался, будучи странником у царя Филистимскаго, как видно из нижеследующих в сем же псалме слов: Господи, возлюбих благолепие дому Твоего. И немного выше: обыду жертвенник Твой, Господи. И ниже: в церквах благословлю Тя, Господи. Впрочем, нарицает соборище идолопоклонников сонмом суетным, потому что нет ничего суетнее идолов, которые не что иное суть, как ложныя изображения, по оному Апостольскому изречению: вемы, яко идол ничтоже есть в мире (1Кор. 8:4). И повсюду в Писании идолы нарицаются суетными, или еще и самою суетою, яко во Второзаконии в Втор. 32:21 тии раздражиша мя не о Бозе, прогневаша мя во идолех своих (по иным переводам, в суетных своих): и 1Цар. 12:21 и не приступите в след ничтоже сущих, иже не пособствуют, и не изимут, яко ничтоже суть. Зри еще 3Цар. 16, и 4Цар. 17; Иерем. 2, и инде. Те же самые идолопоклонники прилично нарицаются законопреступными: ибо не величайшее ли законопреступление оказывать тварям почтение, должное единому Богу? А что наименовал сонмом суетным, то в следующем стихе нарицает церковию лукавнующих, которое наименование свойственно приличествует почитателям или служителям идолов, коих иначе нарицает нечестивыми.
Пс.25:6. Умыю в неповинных руце мои, и обыду жертвенник твой, Господи,
Рекши: возненавидех церковь лукавнующих, и не седох с сонмом суетным, то есть, с неверными идолопоклонниками, между которыми тогда обращался, присовокупляет противное, показывая, что любит скинию Господню и собор Святых: притом дает обет, что имеет творить, когда, при Божией помощи, из странствия во отечество возвратится. Умыю, глаголет, в неповинных руце мои, и обыду жертвенник Твой, Господи: то есть, прежде, нежели взойду в скинию Твою, умыю руки мои, как делают люди благочестивые, и после того обойду с певцами олтарь Твой. Что касается до сущности сих слов, то Давид написал их, применяяся к заветному обряду Иудеев, которые прежде вхождения в скинию омывали водою как руки свои, так и приносимыя жертвы. О сих омовениях Апостол Павел упоминает в послании к Евреем (Евр. 9:10), нарицая оныя оправданиями плоти. И понеже омовение оное внешнее было знамением чистоты внутренния, сего ради Давид глаголет: умыю в неповинных руце мои, означая, что он хощет всегда сохранять внутреннюю чистоту, как делают неповинные, и не иметь участия с лицемерами, которые имеют руки чистыя, но сердце оскверненное. Следующия за сим слова: и обыду жертвенник Твой некоторые относят ко множеству жертв, коими хотел Давид отвсюду олтарь наполнить: но другие приличнее относят их к лику певцов, окружавших олтарь. Ибо в следующем псалме глаголет: обыдох и пожрох жертву хваления и воскликновения; да и в сем месте вскоре присовокупляет:
Пс.25:7. еже услышати ми глас хвалы твоея и поведати вся чудеса твоя.
Сими словами изъясняет, чего ради хощет обойти жертвенник Господень, а именно: дабы присовокупяся к лику певцов, послушать песней, в похвалу Господа воспеваемых, и с ними вместе самому воспеть. Аки бы сказал: зело ненавистно мне суеверие идолопоклонников, сего ради желаю видети жертвенник Твой, Господи, да сподоблюся услышати хвалебныя песни, воспеваемыя окрест олтаря в честь пресвятаго имене Твоего, и поведати иными устами моими величие благодеяний Твоих, оказанных мне.
Пс.25:8. Господи, возлюбих благолепие дому твоего и место селения славы твоея.
Сими словами показывает Пророк, что изгнание не по чему иному было для него несносно, как разве потому, что не мог он видеть скинии Господней. Ибо душа, воспламененная зельною любовию к Богу, ничего прекраснее не обретает на земле, как оное место, где присутствие Бога явственно показывается. Нарицается же скиния домом Божиим, и местом селения славы Его, первое потому, что в ней находился ковчег завета; второе, что на оное место часто снисходил облак светлый, в знамение присутствия Божия; третие, что в том же месте находилось прорицалище, из котораго Бог обыкновенно давал ответы чрез служителей Своих.
Пс.25:9. Да не погубиши с нечестивыми душу мою и с мужи кровей живот мой,
Понеже в начале псалма наименовал Бога судиею, и представил пред Ним невинность свою, засвидетельствуя оную тем же Богом: того ради заключает псалом, моляся, дабы произнесен был приговор в пользу его. Молю, глаголет, да не погубиши с нечестивыми душу мою, то есть, да не осудиши мене, якоже обычно Тебе осуждати нечестивых. Душу положил здесь за жизнь, или за все лице свое, как часто полагает и на других местах. Под именем мужей кровей разумеет человекоубийц, каковы были гонители.
Пс.25:10. ихже в руку беззакония, десница их исполнися мзды.
Изъясняет, кто суть те нечестивые и кровожаждущие люди, о которых сказал в предыдущем стихе, и глаголет, что они суть те, которые по причине мздоприимства превратно судят. Чрез что замечает грехи вельмож, поставленных судиями над народом. Впрочем прилично глаголет: ихже в руку беззакония, полагая беззаконие в той части тела, которою приемлются дары, дабы показать, что приятие даров было причиною беззакония.
Пс.25:11. Аз же незлобою моею ходих: избави мя, Господи, и помилуй мя.
Повторяет слова, реченныя в первом стихе: яко аз незлобою моею ходих. В сем повторении заметить должно одно обстоятельство, которое Давидову справедливость лучше объясняет.
Ибо находяся между толикими искушениями, постоянно путь невинности проходил. Видел премногих, вдруг обогащающихся дарами, строющих великолепные и огромные домы, и распространяющих земли и поместья: все сие видел, и нимало к подражанию не преклонился, чрез что показал пример редкия добродетели. Прилично убо глаголет: аз же незлобою моею ходих; аки бы сказал: пусть мир почитает их блаженными; а я хотя и беден, и во изгнании нахожуся, но обыкновенной невинности не оставлю. Отсюду явствует, колико Давид полагался на промысл Божий. Сего ради просит, да избавит его Господь, то есть, да свободит от настоящаго бедствия, и потом да помилует, да не паки во оное впадет.
Пс.25:12. Нога моя ста на правоте: в церквах благословлю тя, Господи.
Сими преносными словами дает знать Пророк, что молитва его услышана, и что он сохранен был невредим. А понеже ведал, что рукою Божиею подкреплен будучи, устоял тверд и непоколебим в напасти, сего ради располагает себя к хвале и благодарению, и притом глаголет, что не токмо уединенно памятовать будет благодеяние Божие, но и во всенародных собраниях засвидетельствует, колико чувствует он Божию милость.