Источник

Псалом 23

Псалом Давиду, единыя от суббот. Последних слов: единыя от суббот нет в Еврейском тексте. Бл. Феодорит свидетельствует, что сии слова он нашел только в некоторых списках (т.е. LХХ), а в Экзаплах165 не нашел. Потому думают, что они присоединены были впоследствии каким-либо переписчиком, который видел в сем псалме указание на конец творения – т.е. субботу, или воскресение Христово – во едину от суббот. «Настоящий псалом, – говорит св. Афан., – проповедует о вознесении Господнем, о преподавании учения язычникам и о том, как они соделаются достойными небесных селений». По бл. Феод., «псалом сей предвозвещает воскресение, а сверх того и восшествие Владыки на небеса».

1. Господня земля, и исполнение ея. Т.е. все Божие, все сотворено Господом. «В настоящих словах, – говорит св. Афан., – проповедуется царство, какое прияло над язычниками пришедшее Единородное Божие Слово». – Св. Давид как бы отвечает на вопрос: все ли люди призовутся в царство Христово, на небо? И отвечает: все; по вознесении Его на небо, вся земля, со всеми живущими на ней, соделалась Его достоянием, вследствие искупления, и по человечеству: все будут призваны в царство Божие. Это, замечает бл. Феод., направлено против Иудеев, «кои думали, что Господь обладает одною Палестиною, и о них только одних промышляет».

2. Той на морях основал ю есть, и на реках уготовал ю есть. С Евр.: «Ибо Он основал ее на морях, и на реках утвердил ее». «А сим, – говорит бл. Феод., – указует не на создание только, но и на промысл. Ибо земле, которая по природе суха, даровал соразмерную влажность, отвне и посреди ее поместив великие моря, и устроив, что посреди твердых земель протекают весьма многочисленные и великие реки, или струятся источники». – По св. Афанасию, Давид здесь «дает разуметь, что Христос есть Творец земли, и силу Его из того, что такую громаду земли утвердил на водах».

3. Кто взыдет на гору Господню? или кто станет на месте святем Его? Т.е. если Господь Иисус Христос есть Творец всего: то какой путь ведет к Нему? Кто может, способен, достоин взойти на гору Его, и стать на святом месте Его? Иудейские и другие толковники разумеют гору Сион, которая по преимуществу в глазах Евреев была горою священною и Господнею; ибо там был ковчег завета, там был храм Божий – место селения и славы Его. Т.е. кто достойно может предстоять Тебе, Господи, на горе Сион, в храме, во святилище, пред ковчегом завета, коего святость и неприкосновенность ознаменованы столь грозными явлениями? Но Отцы, относя весь псалом к Мессии, разумеют небесный Сион, путь на который открыл людям Сам Господь Иисус Христос. «Горою, – говорит бл. Феодор., – называет здесь не земной, а небесный Сион» (Сн. Евр. 12:22). И так, кто из людей достоин пребывать в небесном Сионе? Ответ на это находится в последующем стихе.

4. Тот достоин и способен пребывать в небесном Сионе или Иерусалиме, кто неповинен рукама, и чист сердцем. С Евр.: «тот, у кого руки неповинны и сердце чисто», т.е. неповинны руки от нечистых, порочных дел, а сердце чисто от порока и скверн греховных; иже не прият всуе душу свою, т.е. кто не занимает душу «тленным и преходящим; ибо это, – говорит бл. Феодор., – называет суетным», или по св. Афанас., кто «не высокоумствует». – «Суетностию, говорит он, называет высокоумие». И не клятся лестию искреннему своему, – кто не клянется с обманом ближнему своему. С Евр.: «Кто не клялся душою напрасно, и не божился ложно (ближнему своему)».

5. С Евр.: «Тот получит благословение от Господа и милость от Бога, Спасителя своего».

6. Сей род ищущих Господа, ищущих лице Бога Иаковля. Таковы по жизни те, которые действительно ищут Господа, ищут лице Бога Иаковля, т.е. Сына Божия, Спасителя мира. Таковы верующие в Него, – те, «которые уверовав Божественной проповеди, оставили отеческих богов, и взыскали Бога Иаковлева» (Бл. Феод.).

7. Возмите врата князи ваша166, и возмитеся врата вечная: и внидет Царь славы. С Евр.: «Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитеся двери вечные, и войдет Царь славы»! Изображается царь славный, по восточному обычаю едущий на высокой колеснице, сопровождаемый воинами и вступающий торжественно в город, или свой дворец. Некоторые из толковников относят это место к перенесению ковчега завета на гору Сион – в скинию или храм, а под князьями разумеют главных жрецов. Но а) Отцы Церкви разумеют это место о вознесении Господа Иисуса Христа на небо, б) под вратами вечными нельзя разуметь ворот обыкновенных, вещественных. «Пророк предъизображает, – говор. бл. Феод., – Владычнее восшествие на небо и показует нам лики Ангелов, из которых одни предшествуют Владыке Христу, а другие свыше вопрошают и желают познать, что значит чудное сие зрелище». Как победитель и Царь славный, Господь Иисус Христос, в сопровождении не одних св. Ангелов, а и душ святых, Им избавленных от власти адские (св. Кирил. Иерусал., Злат., Епифаний, Афан. и друг.), торжественно вступает на небо, как бы в некоторый храм, которого врата доселе были заключены грехом (Евр. 9:8). «Дается повеление вратам вечным, чтобы отверзлись; потому что еще не были отверсты для естества человеческого, и никто из человеков никогда не проходил оными» (Бл. Феод.). «Ангелы, служащие на земле Спасителю, при вознесении Его, – говорит св. Афан., – дают знать небесным силам, дабы отверзли врата». Кто есть сей Царь славы? вопрошают небесные чины Ангелов, которые не знали и не могли знать, каким образом Слово соделалось плотию, страдало, прославилось, возносится на небо. «Вопрошают, – говорит св. Афан., – горние силы, изумевая пред чудесами домостроительства». «Никто да не подивится, – говор. бл. Феод., – слыша о незнании невидимых сил. Ибо не имеют предведения и не все знают. Еф. 3:10». Если же из того, что совершается в Церкви, они точнее узнают Божию премудрость: то нет ничего странного, что горние силы не познали тайны вознесения Христова, увидев естество человеческое, не усмотрев в нем сокровенного Божества». Впрочем, бл. Феод. допускает и ту мысль, что «Ангелы вопрошающие предлагают вопрос не по незнанию, но чтобы сим вопрошением научить всех человеков о владычестве Восходящего на небо». Бл. Иероним применяет к сошествию Иисуса Христа во ад. Т.е. когда св. Ангелы, сопровождавшие Господа во ад, приказали духам злобы отворить или совсем взять адские ворота: тогда злые духи вопрошали: кто есть сей Царь славы? Мы имеем царя нашего диавола. На это отвечали св. Ангелы: Господь сил и проч. Тот сильный, который связал вашего сильного князя. Но предыдущее толкование принято нашею Церковию, имеет за собою большее число и более авторитетных лиц. Господь сил – Господь воинств земных и небесных.

* * *

165

Т. е. в Оригеновом своде разных списков Св. Писания.

166

Симмах перевел: начальники! возмите врата ваши. Князи οι αρχοντες означает иногда надверия. Так Втор. XXXIII, 20; Ис. VI, 4.


Источник: Толкование на Псалмы : Сост. Палладий епископ Сарапульский. / Изд. второе, исправленное и дополненное. Вятка : Тип. А.А. Красовского; 1874. – 588 с.

Комментарии для сайта Cackle