Источник

Глава 3

Ос.3:1–2. И рече Господь ко мне: еще иди, и возлюби жену любящую зло и любодейцу: якоже любит Бог сыны Израилевы, сии же взирают к богом чуждим, и любят варения с коринками.

Опять необходимо узнать, что это такое и что это за тайна. Думаю, что надобно рассмотреть это старательно и исследовать все подробности с точностью. После первой распутной жены и отверженной пророку дается повеление взять другую жену, тоже виновную в прелюбодеянии. Какой смысл в этом? Народ иудейский, который, до пришествия нашего Спасителя, крайне был неосмотрителен и наклонен к заблуждению, служил золотым телицам, покланялся и приносил жертвы Ваалу или Веелфегору, – уподоблялся блуднице, и это весьма справедливо, как отдающийся всякому лукавому и нечистому духу, желающему доставить себе удовольствие. Они принимали нечестиво и неосмотрительно, по своему произволу, божества и соседних народов. Но как очень склонная к измене, она терпела за это справедливое наказание, подвергаясь плену и подпадая под власть врагов. Однако ж Бог ясно открыл пророку, что во время Иезраелева дня, поистине великого, они восстанут из земли, то есть, изыдут из страны иноплеменников. А это опять прикровенно указывало на то, что они перестанут быть чужестранцами и пришлецами, вернее же военнопленными, не по своей воле живущими в чужой земле, ибо Спаситель проповедал пленным отпущение и слепым прозрение, по слову Пророка (Ис.61:1). И что они будут приняты чрез веру милостью и щедротами и назовутся народом Божиим и помилованными, на это он ясно указал. И действительно, после пришествия Спасителя, Его крестных страданий и воскресения из мертвых спасен останок, ибо уверовало немалое число Израильтян. Но и в неверии остались многие из них, которых надобно уподобить блуднице за то, что они не избрали небесного жениха и отвергли Того, Кто привлекал их к Себе верою и отдали свою душу как бы некоторым прелюбодеям – книжникам и фарисеям; ибо они учили учениям и заповедям человеческим. Посему как пророк жил с блудницею во образ Бога, Который терпел блудодеяние Израиля, умеренно наказывал его для его обращения и приводил к познанию; так, думаю, и посредством приведенных слов опять искусно изображается нам таинство. Пророк, служа образом Бога, принимает блудницу и любящую зло; но обещаниями и благими надеждами как бы утучняя ее, согревает ее и не позволяет ей дойти до отчаяния. А что в сих словах содержится полная тайна, это показал Бог, так говоря пророку: «возлюби любодейцу и любящую зло, яко же любит Бог сыны Израилевы, сии же взирают к богом чуждим и любят варения с коринками»; ибо, говорит, Бог, «иже всем человеком хощет спастися и в разум истины приити» (1Тим. 2, 4), по свойственной Ему благости любит даже и тех, которые не хотят повиноваться Ему, обращают свою любовь к лжеименным богам и желают творить угодное им. Но слово Божие отчасти дает нам понять и то, что во время пришествия Христова может быть между Иудеями находились многие такие, которые еще колебались и не отличались чистою привязанностью к заповедям Моисея, ни совсем были свободны от скверны заблуждения, но взирали на чужих богов, принося им печения с изюмом, может быть лепешки, сделанные с медом, ибо такие печения обыкновенно приносили в жертву демонам.

Ос.3:2–3. И наях себе оную пятиюнадесять сребренниками, и гомором ячменя и невелем вина. И рекох ей: дни многи да седиши у мене, и аз у тебе, и не соблудиши, ни будеши мужу иному.

Итак пророк нанимает распутную женщину, усаживает ее дома и повелевает воздерживаться от привычного ей разврата и удаляться от скверн любодеяния. Обещает, что, если она решится быть целомудренною и взирать только на него одного, то и он будет находиться у ней, то есть, находиться в брачном общении с нею и быть едино с нею; ибо «будета, – говорит, – два в плоть едину» (Быт.2:24). Что же значит эта прикровенная речь? Толпе иудейской, непокорной, и господоубийственной, блудной и нечистой, после восшествия Христа на небеса57, Бог повелевает оставаться безмужною. Впрочем, если она не будет более блудодействовать, то есть, если не перейдет опять к почитанию чуждых богов, обещает ей некогда вступить с нею в союз, очевидно после того как вступит (в этот союз) множество язычников; ибо Израильтяне поставлены в тылу, то есть, как остаток, сзади и в числе последних. Заметь, что пророк совсем не имел супружеского общения с любодейною и дурною женщиною; но только дается обещание, что это будет по прошествии многих дней, если она не будет опять принадлежать другому мужу, то есть, если воздержится от вины и скверн духовного любодеяния. Так и блудную толпу примет, как я сказал, в общение с собою Небесный Жених, если она не будет служить идолам; ибо после распятия Спасителя Израиль привязан к одним только законам Моисея, хотя и совершенно ложно и небрежно, однако ж, не стал уже наклонен воздавать почести демонам посредством ложного служения. Но какой образ жизни был у жены прелюбодейной и ожидающей общения с пророком? И какая плата была назначена ей? «Пятьнадесять, – говорит, – сребренников, и гомор ячменя и невель вина». До времени последнего призвания своего Израиль продолжает питаться ложными речами и внимать баснословным и поистине бабьим (1Тим.4:7) учениям своих наставников. Жизнь его стала скотоподобною и ум его находится в опьянении и омрачении. Очень наглядным образом учения его наставников может быть серебро, сообразно сказанному к ним устами Исаии: «сребро ваше неискушено» (Ис.1:22) и по слову Спасителя, справедливо укоряющего лукавого и ленивого раба, и говорящего: «подобаше... тебе вдати сребро мое торжником» (Мф.25:27). Итак под сребром можно разуметь слово их учителей.

А если кто захочет отнести это к самому закону Моисееву, тот может сказать, что на него указывает число пятьнадесять, потому что закон вместе и совершен и несовершен. Совершен он, если понимать его духовно, ибо он говорит нам о таинстве Христа. Несовершен же, если ум воспитываемых им не проникнет далее буквы его, ибо толща исторического смысла как бы задерживает на половине знания. Символом совершенства служит число десять, как совершеннейшее, по слову Писания: «буди... над десятию градов» (Лк.19:17). Число же пять, согласно изречению: «овому... даде пять талант» (Мф.25:15), может указывать на то, что не имеет совершенства, ибо оно, как я сказал, составляет половину десяти. Или к сказанному ты можешь присоединить и другое толкование. Число пятнадцать совмещает в себе семь и восемь. Почти всегда в боговдохновенном Писании числом семь обозначается все подзаконное время до святых пророков по причине субботствования (покоя) в седьмой день. Числом же восемь обозначается время нового Завета, потому что воскресение Господа нашего Иисуса Христа было в восьмой день. На это, думаю, прикровенно указывает изречение: «даждь часть седмим и осмим» (Еккл.11:2), то есть, пусть имеют место у тебя закон и бывшие после него пророки, имевшие субботство в седьмой день; но пусть имеют место и восьмые, то есть, бывшие после дня воскресения Спасителя апостолы и евангелисты. С этим согласуется и то, на что косвенно указывается устами пророка: «и востанут нань седмь пастыри и осмь язв человеческих» (Мих.5:5); ибо после того как воссиял нам Спаситель наш Иисус Христос, восстали некоторым образом против сатаны, приведшего нас в расслабление, проповедь закона и пророков и учение апостольское; чрез них он был некоторым образом изранен и лишен оружия, и, по слову Спасителя, были расхищены сосуды его (Мф.12:29) тем, что некогда заблуждавшиеся освободились от рабства ему и познали истинного и действительного Бога и Владыку всяческих. Итак «возсташа нань седмь пастыри и осмь язв человеческих», то есть, те, которые прежде пришествия (Спасителя) и которые после восьмого (дня) и чрез писания законные и новые призывают заблудившихся ко спасению. И доселе Израиль, как я сказал, продолжает питаться неправильными учениями своих наставников, или бессодержательною буквою закона, хотя она и заключает в себе то, что относится к восьмому дню, то есть таинства Христа. А что жизнь Израиля скотоподобна и направлена к одному плотскому, это весьма ясно может показать то, что блуднице дан был для пищи ячмень, ибо это есть корм приличный скотам. Вино же может служить указанием на опьянение. Сказано было им: «слухом услышите, и не уразумеете, и видяще узрите, и не увидите» (Ис.6:9). А это и есть слабость упивающихся и порок хмельных, что они видя ничего не могут видеть и слыша ничего не могут понимать, и имеют как бы отяжелевший и подверженный ослеплению ум.

Ос.3:4–5. Зане дни многи сядут сынове Израилевы, не сущу царю, ни сущу князю, ни сущей жертве, ни сущу жертвеннику, ни жречеству, ниже явлениям: и посем обратятся сынове Исраилевы, и взыщут Господа Бога своего, и Давида царя своего, и почудятся о Господе, и о благостях его в последняя дни.

Наконец в приведенных словах содержится ясное и непререкаемое объяснение взятия (пророком) любодейцы и ее пребывания дома в продолжении многих дней, пока был с нею пророк. Так написано об этом, но это дело было образом того, что имело некогда совершиться с любодейной синагогой иудейской. Когда Господь наш Иисус Христос добровольно претерпел крест для спасения всех, при неистовом восстании на Него Израильтян, тогда после опустошения их страны они рассеялись во все стороны. Доселе они не могут исполнять требуемого законом, потому что храм Иерусалимский сожжен, жертвенник разрушен, жертва уничтожена и жрецы остаются без дела и не видно явлений. И как нет первосвященника, облеченного по закону в подобающие сану одежды, то как можно было видеть явления? А за чем были установлены явления, хотя любознательный быть может уже и знает, но не бесполезно кратко напомнить об этом. Когда Бог всяческих установил все, относящееся к украшению первосвященника; тогда сказал священному Моисею: «да сотвориши слово судное, дело пестрящаго,... пяди долгота, и пяди широта; да будет четыреугольно» (Исх.28:15–16). Потом повелел, чтоб в эту художественную ткань искусно вотканы были драгоценные камни с именами двенадцати колен. Между ними были два, которые носили имена: «явление и истина» (Исх.28:30). Потом это слово судное свешивалось с нарамника на золотых цепочках и держалось на груди Первосвященника. Эти «явление и истина» были образом Еммануила; ибо «вся, яже слыша от Отца,... сказа нам» (Ин.15:15) и открыл волю Родившего Его и ясно показал путь опасения. А что Он есть истина, кто может усомниться в этом после того, как Он Сам ясно сказал: «Аз есмь истина» (Ин. 14, 6). Поэтому-то оно (слово судное) и висело на самом сердце первосвященника. Этот образ как бы вопиял и ясно провозглашал, что священный род будет иметь в уме и сердце Спасителя и Искупителя всех, Истину и Явление; или что священникам совершенно необходимо всегда помнить о Христе и чрез Духа всегда иметь Его обитающим в себе. Жилищем же для Него служит чистый ум и очищенное сердце. Итак «сядут дни многи сынове Израилевы, – говорит, – не сущу царю, ни князю», то есть, без царя и без охранителя; потому что уже не будет царей из колена Иудина и не будут председательствовать по закону князи, то есть священники; не будет, говорит, и жертвенника или жертвы, а также жречества и явлений. Впрочем не навсегда останется в таком состоянии и не всецело будет отвергнут Израиль. Некогда он будет призван и обратится чрез веру, и познает Бога всяческих и с Ним Давида, то есть, от семени Давидова, по плоти, рожденного Христа, Царя и Господа всяческих. Тогда-то и изумятся величию щедрот Его и безмерной благодати любви Его; ибо они примут участие в надежде, уготованной святым, и вместе с сонмами уверовавших будут пастись на доброй пажити и на тучном месте. Временем столь славной для них и достойной удивления милости будет конец мира и последние дни века и во Христе, чрез Которого и с Которым Богу и Отцу слава со Святым Духом, во веки веков. Аминь.

* * *

57

В Греческом тексте стоит: ἐις ἀνθρώπους, а в латинском: in coelos; Последнее представляется более сообразным с течением мыслей и составляет перевод греческого ἐις ὀυρανὀυς.


Источник: Перевод П.И. Казанского и А.А. Жданова, под ред. М.Д. Муретова. Опубликовано: Кирилл Александрийский, свт. Творения. Ч. 9. М., 1892.

Комментарии для сайта Cackle