Глава 4
Ос.4:1–2. Слышите слово Господне, сынове Израилевы, яко суд Господеви к живущым на земли: зане несть истины, ни милости, ни ведения Божия на земли: клятва и лжа, и убийство, и татьба, и любодеяние разлияся по земли, и крови58 с кровми мешают.
Желая изъяснить смысл предлежащего изречения, мы должны воспроизвести почти все с начала и, так сказать, восстановить все содержание пророчества. Итак, насколько возможно и изложив вкратце, скажу следующее. Было «начало словесе Господня ко Осии» (Ос.1:2). Истолковывая это, мы, как и естественно, говорили, что к блаженному пророку Осии были слова Бога, Который как бы тайноводствовал его и предвозвещал будущее и образами (символами), и речами. Так, в начале была взята Гомерь и родила «Не мой народ» и «Не помилованную»; затем после нее была принята вторая любодейца и распутница. Все, что было при этом, как я сказал, пророк наблюдал подробно и тщательно; когда же достаточно уразумел в себе силу таинства, тогда уже начинает возвещать потомкам Израиля грядущее, изъяснять причину имеющего вскоре их постигнуть бедствия и излагать со всею ясностью то, чем оскорблен Бог, дабы наказуемые знали, что все, чему им придется подвергнуться, они будут терпеть по справедливости. Так как они должны были попасть в плен к врагам и потом стать посмешищем для тех, которые имели о них наилучшее мнение и полагали, что Израиля труднее подчинить, чем все прочие народы, то, чтобы они не подумали про себя, что защищающая и спасающая рука ослабела, но, напротив, чтобы решились покаяться и возвратиться к лучшему, сознавая, что по неведению оскорбили Могущего спасти и вследствие этого подпали гневу Божию, – по необходимости прежде того, что их ожидает, возвещает им их вины и говорит: «слышите слово Господне сынове Израилевы: яко суд Господеви к живущим на земли». Суд ведет с людьми Бог не как тяжущийся, но как обличитель, предъявляя прямые улики против тех, которые не чтили Его, что, кажется, согласно с воспеваемым в псалмах: «обличу тя, и представлю пред лицем твоим грехи беззакония твоя» (Пс.49:21), – и это с тою целью, чтобы они думали, что гнев постиг их не напрасно, но как бы в виде воздаяния, и обнаружился по необходимости на тех, которые обыкли творить величайшие грехи. Что же говорит судящийся или обличитель? – «Несть истины, ни милости, ни ведения Божия на земли». Слова «несть истины» указывают, всего вероятнее, на то, что у всех в это время много было клеветы, клятвопреступления, обмана и лукавства, – постыднейших из всех зол. А что они были недружелюбны, безжалостны, неумолимы, жестоки и черствы сердцем, – на это указывает выражение «ни милости». Далее, что они были скорее сластолюбцы, чем боголюбцы, и что всемерно привязаны были к лжеименным богам, поясняет, говоря: нет «ведения Божия на земли». И особенно тех, которые привержены к таким ужасным нелепостям, со всею справедливостью подобает считать незнающими Бога, так как, думаем, знает Его тот, кто о Нем право мыслит и повинуется Его Божественным велениям. К этому присовокупляет, что «клятва, и лжа, и убийство, и татьба, и любодеяние разлияся по земли, и крови с кровми мешают». Слышишь, как те, о ком речь, не оставив неизведанным ничего самого отвратительного, дошли наконец до границ всякого зла, (перешли) за пределы безнравственных начинаний, и, что еще безрассуднее этого, «крови, – говорит, – с кровми мешают». Это может служить ясным доказательством того, что они не знали удержу в пороках, – совершив, не приходили к раскаянию в том, на что дерзнули, но постоянно и непрерывно присоединяли грех ко греху. Впрочем, этого достаточно для простейшего (т. е. исторического) объяснения.
Но блаженный пророк, очевидно, опять преподает нам наставление более таинственное и изобличает Израиля в надругательствах над Христом и умерщвлении Его и святых. Итак: «суд Господеви к живущым на земли». Из-за чего и почему? – Явился к нам Господь наш Иисус Христос и был послан, как Он сам говорит, «ко овцам погибшим дому Израилева» (Мф.15:24), чтобы омраченных просветить светочем духовным, – чтобы, освободив от сени законной, привести к истинному богослужению, – чтобы, оправдав верою опутанных грехами, чрез Себя соединить с Богом и Отцом. Но Израильтяне, оказалось, не мыслили право: Того, Кто для сего пришел с неба, они отвергли, обесчестили, не пожелали иметь в себе истины, милости, познания Бога и Отца. А что и истина, и милость есть Христос, для доказательства этого, думаю, немного потребуется слов, так как в этом отношении вполне достаточно боговдохновенного Писания, которое в разных местах называет Христа милостью для нас и истиною (1Тим.1:2; 2Тим.1:2, 18; 2Ин.3; Иуд.21; Ин.14:6; Еф.4и др.). Что Он же есть и «ведение Божие», в этом можно убедиться весьма легко, так как Он сам весьма ясно и открыто взывал: «видевый мене виде Отца» (Ин.14:9). Так, «суд, – говорит, – Господеви к живущим на земли», очевидно, – иудейской, потому что не было у них ни истины, ни милости, ни познания Отца. Таким образом Он судится с теми, кто не имеет подобного. Но избежали суда с Ним или от Него те, которые приняли веру, что явствует опять из слов Христа: «аминь, аминь глаголю вам: веруяй в мя, имать живот вечный» (Ин.6:47), «и на суд не приидет» (Ин.5:24). Что же «разлияся по земли? – Клятва, и лжа, и убийство, и татьба, и любодеяние, и крови с кровми мешают». Что за «клятва»? – Клевета и презрение, потому что еврейский народ непрестанно оскорблял Иисуса, нападая (на Него) своим хульным и необузданным языком и обзывая Его то Самарянином (Ин.8:48) то винопийцею (Мф.11:19) и рожденным от блуда, ибо они полагали про себя, что святая Дева была любодейцею. Вот это и есть «клятва». Но лгали они («лжа») и на славу Его, говоря, что Он имеет беса (Ин.7:20, 8:48, 10и др.), и приписывая знамения Божественные силам Велзевула (Мф.12и др.). А что они виновны в намерении умертвить Его («убийство»), это можно усматривать из того, что они неоднократно метали камнями в Еммануила (Ин.10:31, 11:8) и возвели Его наверх горы, чтобы низвергнуть оттуда (Лк.4:29). Но на этом не кончаются их вины: высоко ценили они и воровство, ибо наградили за него Иуду предателя, скверностяжателя и вора великого. А фарисеи, став как бы некими преступными любодеями синагоги иудейской, изгнали ее небесного жениха, т. е. Христа; блудили они с нею, убеждая служить собственным похотям. Мешали и кровь с кровью. Как или каким образом? Умертвив святых пророков, они присоединили к ним и Владыку пророков. Посему блаженный Стефан в Деяниях апостольских справедливо порицает их, говоря: «кого от пророк не изгнаша отцы ваши? и убиша предвозвестившыя о пришествии Праведнаго, его же вы ныне предателе и убийцы бысте» (Деян.7:52). И Спаситель, обличая дерзость фарисеев и книжников, говорил: «и вы исполните меру отец ваших» (Мф.23:32).
Ос.4:3–4. Сего ради восплачется земля, и умалится со всеми вселившимися на ней, со зверми польскими, и с гады земными, и со птицами небесными, и рыбы морския оскудеют: яко да никтоже не прится, ни обличается никтоже.
Так как они, говорит, вели столь богопротивную и весьма пагубную жизнь, нечестивую и разнузданную, думали и делали что не следует, оскорбляя Бога, то, вследствие этого и совершенно справедливо, дойдут до погибели, при чем как бы «восплачется земля», то есть она подвергнется разграблению, изменит образ свой и будет представлять печальный вид сожженных городов, разрушенных домов и опустошенных полей. В одинаковом положении с землей будут и обитатели, сорыдая и состеная, ибо и они «восплачутся», то есть будут далеко от всякого благодушия и благоденствия. Кто же обитатели? – Звери, пресмыкающиеся, а с ними и летающие. Если здраво судим, то никак не будем думать, что пророческое слово говорит нам о диких зверях, или о пресмыкающихся, или о птицах: понимать так совершенно нелепо и вполне неразумно. Напротив, уразумев правильный смысл, мы полагаем, что в только что изреченном нам изображаются нравы иудеев. Под образом зверей речь представляет людей самых сильных, способных запугать других, диких и задорных, привыкших к убийствам и имеющих весьма большую свирепость; а под образом пресмыкающихся – тех, которые крайне изощрились в повреждении нравов и достигли предела всякой порочности; посему и мудрый Иоанн обличал презреннейшее сонмище фарисеев и книжников, взывая и говоря: «змия, порождения ехиднова» (Мф.23:33;ср.Мф.3:7; Лк.3:7; ). В образе птиц легко усмотришь тех, которые быстро взлетают к отступлению от Бога или страдают проклятым высокомерием, как бы возносятся вверх и навыкли высокомудрствовать. Рыбами же, очевидно, называет людей толпы, стадных, погруженных в житейские заботы, имеющих ум, как бы потопленный водою, безгласных и бессмысленнейших (безгласна, ведь, и рыбья порода), или иначе – тех, которые как бы поглощают слабейших, потому что взаимопожирание замечается особенно у рыб. – Итак, «восплачется, – говорит, – земля» вместе с жителями. Какая же причина этого? – «Да никтоже не прится, ни обличается никтоже». Так как «клятва, и лжа, татьба и убийство, и любодеяние разлияся по земли, и крови с кровми мешают», то и «восплачется», и потом прекратится ложь, обман и клевета, потому что, рыдая при неожиданных событиях и оплакивая постигшую беду, невольно отстанут от подобных прегрешений. А выражения: «прится» и «обличается», как я думаю, означают не иное что, как обвинять и осуждать кого, то есть лжесвидетельствовать. В этом и другой из святых пророков громко изобличал потомков Израиля, говоря: «у люте мне душе, яко погибе благочестивый от земли, и исправляющаго в человецех несть, вси в кровех прятся, кийждо ближняго своего озлобляет озлоблением» (Мих.7:2). Это – в смысле историческом.
Направляя затем речь пророческую к разумению более глубокому, скажем следующее. Так как в земле иудейской, или у самих Иудеев, «несть истины, ни милости, ни ведения Божия» (это, как мы сказали, есть и называется Еммануил), а, напротив, господствует «клятва и лжа и пользуется почетом татьба, и крови с кровми мешают» (ибо, как я сказал, умертвив пророков, убили и самого Иисуса), то «восплачется» наконец земля вместе с обитателями, сожигаемая руками Римлян. А будет это, говорит, «да никтоже не прится, ни обличается никтоже», чем ясно обвиняет Иудеев, как судивших неправедно и возводивших обвинение, или лжесвидетельствовавших на Христа. Именно: начальники привели Его к Пилату, осуждая и обвиняя Его; некоторые пришли и свидетельствовали против Него и едва не дерзали даже обличать Его, лживо говоря, презренные, что Он развращает народ (Лк.23:5), – или, – что мы слышали, как Он говорил, будто в три дня разрушит храм Божий и снова воздвигнет его (Мк.14:57–58). Итак прекратится, говорит, пря и обличение, то есть лжесвидетельство и суд неправедный, за отсутствием царя или князя, могущего судить. Посему-то, как я полагаю, пророческое слова и уподобляет народ Иудейский животным, не имеющим царя, т.е. зверям, пресмыкающимся, птицам и рыбам. Подобно и блаженный пророк Аввакум говорил Богу всяческих: «вскую призираеши на презорливыя? премолчаваеши егда пожирает нечестивый праведнаго? И сотвориши человеки яко рыбы морския, и яко гады не имущыя старейшины» (Авв.1:13–14).
Ос.4:4–5. Людие же мои аки пререкаемый жрец, и изнеможет во днех, и изнеможет пророк с тобою.
Заметь; блаженный пророк иным способом излагает изреченное ему Богом. Он ясно слышал, что «дни многи сядут сынове Израилевы, не сущу царю, ни сущу князю, ни сущей жертве, ни сущу жертвеннику, ни жречеству, ниже явлениям» (Ос.3:4); однако, как бы упреждая необузданную гневливость слушателей, делает обличение сдержанно и облекает речь соответственною неясностью. Что они будут проводить жизнь без начальников и без царя и останутся без руководителя, на это намекает слегка, уподобляя их животным, не имеющим царя; а что они лишены будут жертвоприношений и священнослужения, это поясняет, говоря, что они будут подобны жрецам пререкаемым. Кто же это такие, или кто «пререкаемый жрец»! – Тот, кто имеет порок или недуг телесный, а потому и не допускается к служению. Так, некоторые из-за повреждения голеней или глаз, или вследствие перелома ноги, или по какой другой причине были лишаемы права священнодействовать, хотя происходили из колена и от крови Левия (Лев.21:18–19). Это предписал закон Моисеев. Таков-то, говорит, будет народ мой: хотя он и считается по заслугам праотцев священным и удостоился иметь жертвы, однако останется без святой скинии, без богослужения и священников, не будет приносить жертвы, не будет возносить Богу «воню благоухания», потому что он впал в немаловажный уже недуг ума, развратился сердцем и сделался по справедливости отверженным и ненавистным. А что Израильтян постигнет и молчание пророков, оно возвещает в словах: «и изнеможет пророк с тобою», с чем вполне согласно изреченное Богом блаженному Иезекиилю: «и язык твой привяжу...59, и онемееши, и не будеши им в мужа (исправления или)60 обличения, понеже дом разгневаяй есть» (Иез.3:26). Все это произойдет за нечестие ко Христу и за оскорбления пророкам. Впрочем, говорит, Израиль «изнеможет не навсегда, но во днех», потому что для него назначен срок спасения и обращения – посредством веры.
Ос.4:5–6. Нощи уподобих матерь твою: уподобишася людие мои аки не имуще умения: яко ты умение отвергл еси, отвергу и аз тебе, еже не жречествовати мне: и забыл еси закон Бога своего, забуду и аз чада твоя.
Речь – все еще к лживому и нечестивому сонмищу иудейскому. Матерью его называет синагогу, – без сомнения так же, как и (матерью) оправданных во Христе (называет) церковь. Посему справедливо уподобляет синагогу иудейскую тьме и мраку. Потому же и мудрейший Павел превосходно говорит о себе и о просвещенных верою: «несмы нощи ниже тмы, но сынове света и дне» (1Сол.5:5). Далее, уподобился, говорит, народ мой не имеющим знания, хотя и был одарен путеводительством закона: призван он был к познанию истинного Бога, удостоверен чудесами и не имел ни малейшего недостатка в том, что может просветить омраченных и в состоянии вселить досточудное ведение в более понятливых. Но так как, говорит, «ты отвергл еси умение», то есть Христа, чрез Которого и в Котором доступен и познаваем Отец, то лишишься наконец права быть священником и приносить жертвы, как нечистый. И так как ты дошел до забвения божественных законов, не уразумев духовного смысла Моисеевых постановлений, не приняв и Христовых наставлений – умом смиренным и благорасположенным, то и Я, так сказать, склонюсь к забвению детей твоих, то есть уже не вспомню (о них), чтобы удостоить их милости и попечения, ибо кого Бог благоволит вспомнить, того Он награждает Своим человеколюбием. Или, в ином смысле: Израиль забыл Бога и отверг разумение тогда, когда стал служить идолам.
Ос.4:7. По множеству их тако согрешиша мне: славу их в безчестие положу.
Божие неизреченное естество есть источник и начало всякой благости и самосущее благо, однако и оно долготерпеливо не ко всем вообще согрешающим и, если кто к этому необузданно стремится, тем определяет надлежащее наказание. Израиль же, как удостоверяет (пророческое слово), достиг до такой степени порочности, что уже невыносимым сделалось его безумие. Казалось, грехи их стали равночисленны им самим, а они были «яко звезды небесныя множеством» (Втор.28и др.) «и яко песок в скрай моря» (Быт.22:17), по написанному, и нисколько, говорит, не уступали их численности грехи их. Это, думаю, означает: «по множеству их тако согрешиша мне». А так как они ниспали до такого ничтожества и бессмыслия и не переставали оскорблять Бога, то «славу их в безчестие положу», то есть чем они наиболее привыкли гордиться, в том самом и будут посрамлены. Как или каким образом? – Перестанут гордиться многолюдством, когда война вместе с способными к войне истребит и всякий другой возраст, потому что останутся без мужей и дома и города. Именно по этой самой причине пророк Иеремия оплакивал Иудею, говоря: «како седе един град умноженый людми? владяй странами бысть под данию» (Плч.1:1).
Или иначе: если будем оскорблять Бога, то окажемся весьма далеко от всякой славы, делая что не следует, а иногда даже гордясь и превозносясь тем, чего следует стыдиться, так что и о нас справедливо говорится: ихже «слава в студе их» (Флп.3:19). И в таком смысле можно понимать изречение: «славу их в безчестие положу». А что некоторые предаются «в неискусен ум, творити неподобная» (Рим.1:28), то возможно ли в этом сомневаться, когда об этот прямо говорит блаженный Павел?
Ос.4:8–9. Грехи людей моих снедят, и в неправдах их возмут душы их, и будет якоже людие, тако и жрец.
Изложив причины гнева на толпу, сводит речь к священному чину. Этой речи, как я думаю, вполне соответствует только что сказанное нам: «славу их в безчестие положу», потому что славою синагоги иудейской служит род священный и избранный. Итак, покроется, говорит, он бесчестием и перейдет к бесславию. По какой причине? – Потому, что, пренебрегши тем, что им было наиболее прилично, уклонилось к отступлению, не соблюли своего начальства, не познали образа священнослужения, не уразумели, что они «грехи людей моих снедят, и в неправдах их возмут душы их». Так как речь отличается величайшею неясностью, то мы попробуем, насколько возможно, разъяснить, как ее следует понимать. За грех умерщвляли козла от коз; по этой причине и жертва называлась «грехом»61. Приводя к жертвеннику козла, священники тех времен внутренности и тук возносили, а прочее съедали сами по повелению божественного закона. Таким образом, священник является как бы посредником между Богом и людьми, принимая приношения от народа и делясь «со олтарем», как написано (1Кор.9ср. 1Кор.10:18), а самого себя как бы священнодействуя за грехи народа, точно так же, как и Господь наш Иисус Христос. В доказательство того, что я говорю правду, приведу самый закон о козле. Он читается так: «и козла, иже греха ради, взыскуя взыска Моисей: и сей сожжен бяше, и разгневася Моисей на Елеазара и Ифамара, сыны Аарони оставшыяся, глаголя: почто не снедосте на месте святе еже греха ради, яко святая святых суть, сие даде вам ясти: да отъимете грех сонма, и помолитеся о них пред Господем» (Лев.10:16–17). Смотри, как предстоящие божественному жертвеннику, вкушая от жертвы за грех, являются ходатаями, чистейшими молитвами смягчают гнев на согрешивших и едва не возносят Богу в воню благоухания собственную жизнь за прегрешения народа, как например божественный Аарон, когда началось поражение в народе; об этом написано так: взяв кадильницу и возложив фимиама, «ста, – говорит, – между мертвыми и живыми, и преста пагуба» (Чис.16:48). Так и блаженный Моисей, когда Израильтяне в пустыне сделали тельца, ходатайствуя, умолял Бога и самого себя как бы предлагал для наказания, взывая и говоря: «аще оставиши им грех их, остави: аще же ни, изглади мя из книги твоея, в нюже вписал еси» (Исх.32:32). Итак, «снедят грехи людей моих», то есть жертвы, приносимые за грех. «И в неправдах их», то есть во время неправды их, очевидно Израильтян или народа. « Возмут они души» свои – вместо: принесут Богу. Боговдохновенное Писание пользуется употребительным в подобных случаях речением, потому что о приносимом Богу и приготовленном в жертву говорилось, что оно «взимается» (берется, λαμβάνεσθαι). И речение это, как я только что сказал, в подобных случаях весьма употребительно. Так, в Числах Бог, установляя закон о рыжей юнице, говорил посреднику откровения Моисею: «се расположение закона, елика заповеда Господь, глаголя: глаголи сыном Израилевым, и да возмут62 (λαβέτωσαν) к тебе юницу рыжу непорочну» (Чис.19:2). Слышишь: «да возмут», то есть да предложат, да приведут. И опять: о прокаженном, которому подлежит очиститься, говорит следующее: «и изыдет жрец вне полка, и узрит жрец, и се исцеле язва прокажения от прокаженнаго: и повелит63 жрец, да возмут64 очищенному два птичища жива чиста» (Лев.14:3–4). Когда говорит о священниках: «возмут» (λήφονται), то, конечно, это слово понимается в смысле: «принесут». Итак, во время неправд, конечно – народа, они «возмут», то есть принесут в жертву и в благоухание духовное Богу свои души, – очевидно тем, что будут вести себя исправно, проводить жизнь добропорядочную и, насколько возможно, стараться мыслить и действовать, как прилично священникам. Таковый сможет спасти людей, оскорбивших Бога и нарушивших закон. Но, говорит, приставленные к этому вместе с прочими пали; посему, и справедливо, не будет священнодействий, прекратится святой и чтимый род: «и будет якоже людие, тако и жрец», т. е. уже не будет более различия между народом и жрецом. К этому же относились слова: «славу их в безчестие положу» (Ос.4:7).
Ос.4:9. И отмщу на них пути их, и умышления их воздам им65.
Путями, как следует предполагать, называет образ действий, а умышлениями – прегрешения, зависящие от нелепых помыслов. Так как, говорит, он (народ Израильский) не пошел правым путем, удалился от прямой дороги и последовав стезею всякого нечестия, помышлял о самом постыдном и отвратительном, а Бога всяческих не чтил и уклонился к идолослужению, то и «отмщу» на нем, то есть назначу соразмерное грехам наказание. А что удаляющихся от любви к Богу всегда и во всем достигали всякие бедствия, – в этом возможно ли сомневаться? – Он (народ израильский) не следовал путем прямым и безупречным и никогда не рассуждал благоразумно, не имея содействующей ему божественной премудрости и силы.
Ос.4:10. И будут ясти, и не насытятся: соблудиша, и не исправятся.
Опять сохраняет потомкам Израиля остаток; именно словами: «и будут ясти, однако не насытятся» ясно показывает, что служение священников совсем не прекратится. В самом деле, если кто размыслит или о тех древних переселениях и пленениях Израиля, или об опустошении Иудеи руками Римлян (в наказание) за Христа, – тот найдет, что сохраняются остатки и самого Израиля, и служения по закону. Так, хотя они тогда отведены были Салманасаром и Феглафаласаром в Ассирию и Мидию, тем не менее некоторые весьма немногие оставшиеся из Израильтян делали узаконенные приношения священникам, жертвуя что было под руками и нисколько не отступая от обычаев. Равным образом и в последнюю войну, разумею при Кесаре Августе, когда подверглась опустошению их страна, хотя и были рассеяны по всем ветрам, по всем странам и городам, все-таки делали посильные приношения, впрочем уже скудно награждая священный и избранный род. И доселе поступают так, хотя древние жертвы исчезли, потому что приносить жертвы вне Иерусалима противозаконно. Итак, «будут, говорит, ясти, и не насытятся», то есть будут получать мало и с трудом и в количестве недостаточном для насыщения. Точно также и это свидетельствует о лишении их прежней чести и утрате ими прежнего благоволения. После того, говорит, как они соблудили, «не исправятся»: как я сказал, удаляющимся от Бога (в этом, думаю, и имя, и сущность блуда духовного) не возможно ни до насыщения пользоваться подаваемыми благами, ни собрать небесную и горнюю пищу, ни исправиться в мыслях и поступках, потому что хранитель всякого добра в нас и кормило ума нашего – Бог.
Ос.4:10–11. Понеже Господа оставиша, еже снабдети блуд66, и вино, и пиянство прият сердце людей моих.
Здесь перечисляет причины того, почему ни они не насыщаются пищей, ни священнослужители уже не исправятся. Так как, говорит, и сами они удалились от Господа, и вместе с питомцами пали и воспитатели, с подчиненными и подвластными – получившие начальство, то справедливо будут находиться под гневом Божиим и подвергнутся наказанию за непрестанные прегрешения. Они-то именно и сохранили блуд, т.-е. поступали так, что у подчиненных уцелело заблуждение, хотя, напротив, они обязаны его исторгать и уничтожать, – потому что долг учителей – старательно удалять пагубное для народа и немедленно искоренять враждебное Богу; если же, но желая поступать так, они позволяют оставаться и сохраняться делам заблуждения, даже поддерживают их, тогда, конечно, душа воспитываемых примет нечто в роде «вина и пиянства» В самом деле: откуда или как ученики получат трезвенность и силу устремить око ума к истинному и сущему по естеству Богу, если воспитатели и наставники в полезном приучают их к заблуждению, как должному? Об этом, думаю, ясно сказано другим пророком: «священницы не рекоша, где есть Господь; и держащии закон не ведеша мя, и пастыри нечествоваша на мя, и пророцы пророчествоваша в Ваала» (Иер.2:8), и в другом месте: «сынов моих, и овец моих несть, несть ктому места скинии моей, места кожам моим. Понеже обуяша пастыри, и Господа не взыскаша: сего ради не уразуме все стадо, и расточено бысть» (Иер.10:20–21).
Ос.4:12. В знамениях вопрошаху, и в жезлех своих поведаху тем.
Ясно показывает, как они оставили Господа и сохранили блужение: воспитателя признает сообщником заблуждающихся и прямо объявляет, что те, кому прилично было, или, лучше сказать, необходимо было следовать законам божественным и приводить к этому подчиненных, они-то, как я сказал, и заслужили упрек в заблуждении. Некоторые, говорит, приходили к ним, желая узнать, что случится в будущем, или что приключится с ними, в какое время и при каких обстоятельствах. Они же нечестиво убеждали приходящих к ним не обращаться за этим к Богу, но «в знамениях вопрошаху», то есть старались узнать от нечистых духов при помощи некоторых знаков и примет, – подобно тому, как некогда Валаам пытался пророчествовать против Израильтян, потому что ему приказал сделать это Валам, сын Веоров; «созижди, – говорит, – мне зде седмь требищ, и уготовай мне зде седмь телцев, и седмь овнов» (Чис.23:1) и пойду «в сретение волхвованием» (Чис.24:1). Они наблюдают, куда и как и насколько высоко отлетают, рассыпаясь, жертвенные зерна, или рассматривают, несчастные, движения печени, или следят за полетом птиц. Гадание же по полету птиц, волхвование и им подобные худые дела суть признаки дошедшего до крайности нечестия, и происходят в самых низменных убежищах идолослужения. – «И в жезлех своих поведаху тем». Когда, говорит, Израильтяне приходили к ним с целью разведать о каком-нибудь своем деле, они давали им ответ не только по знамениям, но и по жезлам своим. Это другой способ обмана – гадание при помощи жезлов, занятие и изобретение, кажется, суетливых халдеев. Таким именно образом волхвовал Навуходоносор относительно Иерусалима, о чем говорит божественный пророк Иезекииль (Иез.21:21). Ставя два жезла и затем припевая над ними какой-то тайный заговор, при помощи демонских сил заставляли их наклоняться и при падении наблюдали, куда они направляются: вперед или назад, вправо или влево: затем уже сообщали решение приходящим. Это и есть – «в жезлех поведаху». Поистине ужасно, что руководители других, долженствовавшие привлекать к боголюбезному, даже сами способствовали заблуждению и, как говорит пророк, «изумление в дому Божии утвердиша» (Ос.9:8). «Изумлением» называет лжепророчество, ибо занимающиеся подобными делами притворяются, что уже не знают, где находятся, – и некоторые утверждали, что они вдохновляются и приходят в исступление, будто бы исполненные божества. Не знали они, что сердце заблуждающихся есть нечто в роде дома или вертепа для нечистых духов.
Ос.4:12–13. Духом блужения прелстишася, и соблудиша от Бога своего: на версех гор кадяху, и на холмех жряху под дубом, и под елию, и под древом ветвенным, яко добр кров.
Ясно показывает, что подобное совершается не без участия духов нечистых и лукавых, ибо всякий вид зла происходит от них, и кто решился исполнять угодное им, тому не приходится отступать пред каким бы то ни было постыднейшим делом. Посему и говорит: «прельстишася духом блужения» и далеки-далеки стали от Бога, будучи любострастными и обращая дела идолослужения в повод к плотоугодию. Они приносили жертвы, располагаясь на холмах и на горах и (таким образом) земными высотами почитая низверженных долу (в преисподнюю) демонов. Затем, воздвигая жертвенники «под дубом и под елию», они делали возлияния, оказывая почести нимфам, вероятно гамадриадам, по сказаниям Эллинов; ибо поэты и сказатели эллинские говорят, что нечистые демоны любят растения и деревья, которые – не знаю, с какой стати, – они называли нимфами. Итак, говорит, им приятно было искать тени, нежиться под кровом цветущих деревьев и с одобрением говорит, «яко добр кров». Вследствие этого сластолюбец и не мог стать боголюбцем, о чем засвидетельствует и Павел, говоря о некоторых, что они «сластолюбцы паче нежели боголюбцы» (2Тим.3:4). Блаженны же, как говорит Спаситель, «плачущии ныне» (Мф.5:4; Лк.6:21), и наибольшего почета и любви достойно терпение в полезных трудах.
Ос.4:13–14. Сего ради соблудят дщери вашя, и невесты вашя возлюбодеют. И не присещу на дщери вашя, егда соблудят, и на невесты вашя, егда возлюбодеют: яко и тии со блудницами смесишася, и со блудниками требы жряху.
Так как, говорит, у вас считается достохвальным предаваться неге под деревом, в тени, и так как вы находите себе удовольствие в том, что для Меня оскорбительно, то есть в проклятой прелести и нечистоте, то, посему, «соблудят дщери вашя», а «невесты, то есть жены сыновей, возлюбодеют» и, не смотря на это, Я, говорит, не подвигнусь «и не присещу». По-видимому, этим предвозвещает ожидающие грешников бедствия войны и последствия плена, потому что завоеватели и победители поступают с покоренными как вздумается, необузданно пользуясь властью, с неудержимым рвением стремясь ко всему, что может доставить им удовольствие, – не помышляя о законе и не позволяя себе думать ни о благопристойности, ни о приличии, и, как бы ожесточившись и обладая душой, весьма склонной к суровости, не дают никакой пощады потерпевшим несчастие. Таким образом с очевидностью объявил, что дети соблудивших преданы будут врагам на посмешище и позор.
Если же кому угодно, можно понимать (сказанное) иначе. Бог всяческих печется о тех, кого благоволит почтить и возлюбить, и хотя бы видел, что они предались нерадению и желают совершать то, чего но следует, милостиво наказует, убеждая возвратиться к лучшему. Посему и богоглаголивый Павел говорит призванным к благочестной жизни: «аще наказание терпите, якоже сыновом обретается вам Бог Который бо есть сын, егоже не наказует отец?» (Евр.12:7). О том же свидетельствует мудрейший приточник и говорит: «егоже любит Господь, наказует, биет же всякаго сына, егоже приемлет» (Притч.3:12). Следовательно, кого наказует, тех удостаивает своего попечения, как добрых и возлюбленных, а на тяжко согрешивших не взирает уже, но говорит только: «не вем вас» (Мф.25:12), ибо «очи Господни на праведныя», как написано (Пс.33:16). Итак, если, говорит, и согрешат, «не присещу», то есть не попекусь, но обращу к себе, признаю совершенно недостойными. По какой причине? – Потому что вы сами, говорит, в качестве отцов, настолько далеки от намерения сдерживать и себя самих и своих детей, хотя бы они предавались крайнему нечестию, что смесились с блудницами и приносили жертвы с блудниками. Блудницами собственно называет жриц Веелфегора. А Веелфегор – это так называемый Приап, и, разумеется, почитательницы этой гнусной мерзости суть блудницы. Блудниками же (τετελεσμένοι) называет посвященных в таинства Веелфегора: это были мужчины, которые не желали оставаться тем, чем были, но, усвоив себе женоподобные нравы, сделались безобразно распущенными в речах и поступках. Некоторые называют их скопцами и развратниками, которые с женскими воплями, ударяя в кимвалы, бегали кругом с особенными факелами67... показывали вид, что они священнодействуют, совершая празднование в честь стыдения Веелфегора. Посему, говорит, «жряху требы со блудниками», т. е. принимали участие в их таинствах и вместе с подобными развратниками приносили жертвы Веелфегору.
Ос.4:14. И людие смыслящии с блудницею сплетахуся.
Сводит речь к Иуде, то есть к происходящим от колена Иудина и Вениаминова, которые еще жили в Иерусалиме и, имея божественный жертвенник (ибо храм существовал), говорили, что они соблюдают заповеди Моисея и обладают знанием закона. Но и они служили Астарте, «мерзости Сидонстей» (4Цар.23:13). Астарта же, как говорят, есть так называемая у Эллинов (не знаю – почему) Афродита, ее статуя стояла обнаженною, в виде блудницы, бесстыдно обнажая пред глазами всех даже сокровенные члены тела. Итак, говорит, не только Израиль, недуговавший величайшим недомыслием, сообщался с блудницами и приносил жертвы с блудниками, но и сами «людие смыслящии», то есть те, которые выставляли себя сохраняющими еще знание закона, «со блудницею сплетахуся», ибо, как я сказал, покланялись Астарте, в честь которой насадил дубраву Соломон, исполняя угодное своей сладострастной жене иноплеменнице (3Цар.11).
Ос.4:15. Ты же Израилю не неразумевай, и Иудо: не входите в Галгалу, и не восходите в дом неправды68, и не кленитеся Господем живым.
Я много раз уже говорил, что десять колен, находящихся в Самарии, речи пророков называют Израилем, Иудою же и Вениамином – два колена, находящиеся в Иерусалиме, разумею Иудино и Вениаминово. Итак, в настоящем случае речь касается обоих и обличает недуг того и другого народа. Смотри, как порицает Израиля за то, что он совершенно неразумен, малосмыслен, а потому и сделался отступником. Всего естественнее вину неразумия усматривать в приверженности к идолослужению и в удалении от любви к Богу. «Не неразумевай» означает здесь: не будь глуп, не будь исполнен доходящего до крайности неразумия. Затем упрекает и жителей Иерусалима, т. е. Иуду, как лицемеров и нечестивых гордецов, за то, что они шатаются туда и сюда, или лучше храмлют «на обе плесне», по слову пророка (3Цар.18:21); ибо они хотя и показывали вид, что имеют усердие и любовь к богопочтению, и совершали узаконенные жертвы, однако же нисколько не переставали ревностно служить и самим демонам, – правда, не совсем явно, но тайно и скрытно. Посему то повелено было блаженному пророку Иезекиилю раскопать стену, после чего он увидел всех идолов дома Израилева начертанными на стенах, и Бог всяческих сказал ему: «видел ли еси сыне человечь, яже старцы дому Израилева творят зде, кийждо их на ложа тайнем своем: зане реша: не видит Господь, оставил Господь землю» (Иез.8:12)69. Видел пророк, как он говорит, и «жены седящыя плачущеся о Фаммузе» (Иез.8:14), то есть об Адонисе – на языке Эллинов. Заметь же, как они, хотя и пеклись о божественном храме и обнаруживали расположение к законному служению, но в то же время тайно участвовали в служении отвратительном, демонском, богоненавистном. Итак, говорит, ты, Израиль, во всех отношениях преступный, «не неразумевай», то есть отвергнись невежества, оставь столь безрассудное и низкое верование, усвой разумение закона и пророков, или – Христово и евангельское. «И Иудо не входите в Галгалу, и не восходите в дом неправды, и не кленитеся Господем живым», потому что неразумно клясться Богом, иметь на устах Господа живого и предпочитать служение идолам и поклонение бездушным телицам (одну Иеровоам поставил в Вефиле, другую в Дане). Таким образом не позволяет с одной стороны лицемерить в благочестии к Богу призыванием имени Господа, с другой увлекаться бессмысленным лжеслужением, восходя в Галгал и в «дом неправды». «Домом неправды» называет Вефиль. По какой причине? – Вефиль толкуется: «дом Божий», но он стал домом идола, при чем некоторым образом нанесено оскорбление и предмету, и даже названию, потому что, как я сказал, дом Божий стал домом идольским. Посему и сказал (Бог) в одном месте устами пророка Иеремии о народе Израильском: «почто возлюбленная в дому моем сотвори мерзость?»70 (Иер.11:15) Со всею справедливостью Бог всяческих сказал бы также потомкам Иуды и Вениамина: «приближаются мне людие сии усты своими,... сердце же их далече отстоит от Мене» (Ис.29:13).
Ос.4:16. Зане якоже юница стрекалом стречема разсвирепе Израиль: ныне упасет я Господь, яко агнца на пространстве.
Мудро ведет нас некто из святых ко вратам назидания, говоря: сыне, «да не ревнует сердце твое грешником, но в страсе Господни буди весь день» (Притч.23:17), ибо если кто кого порицает, то как станет ему ревновать? Нечто подобное высказывает Господь всяческих Иуде: да не будет тебе поводом к отступлению то, что Израиль рассвирепел и как бы бежит из стада, наподобие телиц, которых гонит от стада и заставляет быстро разбегаться куда попало насевший на них слепень (οἶστρος) или бычачий овод, – особый вид насекомого, которое несносно жалит (βούτυπος). Не то же ли самое, как найдем, постигло и Израиля? Он отделился от Иерусалима и, оставив пастыря своего, то есть Бога, совершил отступление ужасное и проклятое. Итак, не ревнуй, говорит, Иуда; ибо хотя Израиль и уклонился к отступлению, рассвирепев подобно телицам, но этот поступок его не останется безнаказанным: он уйдет в плен и, оставив родину, поселится в земле Персов и Мидян, не будучи уже дерзким, как бы разнузданным и отбившимся от стада (такова рассвирепевшая юница), но уподобившись самым кротким агнцам. И это потому, что положение пленников всегда приниженное и жалкое, соединенное с постоянным ожиданием страданий и отягчаемое хищничеством победителей. «Пространством» же именует землю Персов и Мидян, говоря почти так: поселится в земле обширной и необъятной, и переменит многие страны, не имея всегда одного и того же владыки, но переходя в страну того, кто примет их к себе. То же самое, пожалуй, терпит и душа человеческая, вознерадевшая о любви к Богу: пленная, ничтожная и бессильная, она увлечена будет ко всему, что любезно демонам, и по справедливости услышит слово Господа: «накажет тя отступление твое, и злоба твоя обличит тя» (Иер.2:19).
Ос.4:17–19. Причастник кумиром Ефрем положи себе соблазны, избра Хананеов: блудяще возблудиша, возлюбиша безчестие от хрепетания своего. Вихр духа ты еси71 в крилех своих, и посрамятся от требищ своих.
Доселе у пророка речь к Иуде, который, как я сказал, наружно подчинялся закону и не пренебрегал богопочтением, а тайно склонялся к почитанию изображений демонов. Итак, несомненно стал, говорит, «причастник кумиром Ефрем», то есть Израиль. А назван он так по господствующему в нем колену, – разумею колено Иеровоама, ибо он был с горы и из колена Ефремовых: как населяющее Иерусалим колено называет Иудою, удерживая название царствующего колена. так и относительно Израиля, когда именует Ефрема, заимствует обозначение от царствующего же колена. Итак, стал, говорит, Ефрем причастником идолов, ибо покланялся он святыне Египтян (а святынею у них был Апис или телица), – равным образом участвовал он в нечестии и безмерном сумасбродстве Хананеев, которые, по своему обычаю, служили и поклонялись столь мерзкому идолу – Веелфегору. Но, поступая так, Ефрем «положи себе соблазны»: оскорбил Бога, помогающего и могущего спасти. «Избра Хананеов» – вместо: признал нравы Хананеев изрядными и достойными подражания. Хананеи же были соседи с землею Иудеев, нечестивцы и идолослужители. Кроме того Израильтяне «блудяще возблудиша». Известно, что они, предаваясь безмерному и необычайному блуду духовному, дошли в порочном отступлении до крайней степени бесстыдства. Возлюбили и «безчестие от хрепетания своего», т. е. вследствие заносчивой дерзости, которую они обнаружили по отношению к Богу и Его славе. Посему стали поистине бесчестны, унижены, жалки, презренны, утратив прежнюю кичливость, и более не будут называться свободными, но пойдут на посмеяние и бесчестие, будут под властью жестоких повелителей. Но если, говорит, всему этому подверглось безумнейшее соборище Ефремово, то ты, Иуда, был для него как бы «вихром духа» в крыльях птицы. Без сомнения, всякому известно, что птицы, когда их подгоняет или, можно сказать, понуждает сильный ветер, совершают более быстрый полет. Так, Израиль сбился с истинного пути, уклонившись к отступлению, а ты сделался для него «вихром духа в крилех». Как или каким образом? – Когда он увидел, что ты, наставляемый законом, обладающий храмом Божиим и приносящий установленные жертвы, все-таки живешь беспечно и обременен одинаковыми прегрешениями, то стал удаляться (от закона) гораздо быстрее. – Кроме того и жертвенники «требища» свои они, к стыду своему, найдут виновниками своего посрамления и бесчестия.
Следовательно, если мы, мнящиися «стояти» (1Кор.10:12) и обязанные жить честно и безукоризненно, оказываемся в этом ленивыми и беспечными и даже, подобно прочим, склонными презирать повеление Божие, то не только повредим себе, но, губя с собою и других, потерпим сугубую кару, – за то, что мы, будучи обязаны служить образцом и примером добродетели для заблуждающихся и не желающих жить право, становимся поводом к соблазну. А как об этом говорит Христос? – «Иже аще соблазнит единаго малых сих верующих в мя, уне есть ему, да обесится жернов оселский на выи его, и потонет в пучине морстей. (Мф.18:6).
* * *
В слав. кровь согласно Италийскому переводу (sanguinem), Вульгате, Сирскому и чтению Комплютенской Библии: αἴμα; у св. Кирилла: τὰ αἴματα, как и в Евр., Араб. и древних греческих списках.
В слав. согласно с Комплютенским изданием: к гортани твоему, как и в Евр. Вульг. Сир. Халд. Феодот. Но в Александ. и некоторых др. списках, как у Св. Кирилла; ср. Араб.
Св. Кирилл приводит два известных разночтения 26 стиха: εὐθύνοντα и ἐλέγχοντα.
В слав.: приведут.
Следует заметить вариант πράξει вм. обычного προςτάξει.
В слав.: возмутся.
В парижском издании творений св. Кирилла, 1638 года и у Миня вместо приведенной второй половины 9-го стиха ошибочно помещено начало 10-го, почему оно и повторено в тексте два раза.
По Св. Кириллу блуд зависит от снабдети (πορνείαν от τοῦ φυλὰξαι); в слав. от прият.
Здесь пропуск в подлиннике.
Εἰς τὸν οἷκον τῆς ἀδικίας. Другое чтение: εἰς τὸν οἷκον Ων, откуда слав.: в дом Онов. Разночтения объясняются тем, что в евр. выражении בֵּּית אָזֶן второе слово то принимается за существительное, означающее все ничтожное, суетное, дрянное (Ис.41:29; Зах.10 греч. τὸ ἀνωφελε; Ак. Сим.), также – греховное, лицемерное, ложное (Чис.23:21; Иов.5и др. греч. ἡ ἀδικία, как здесь вариант y LXX), – то за собственное название египетского города Он или Гелиополиса (город солнца), который вместо обычного און и אֹן (Быт.41:45, 50, 46:20) пишется אׇזֶן у Иез.30:17 (Ср. Иер.43:13; Ам.1:5). Он – Египетское слово, означающее солнце. Ср. Onomasticon Evsebii – Hieronymi, ed. Larsow et Parthey, Berol. 1862, pag. 202–203, lin. 12–15; и толк. св. Кирилла на Ос.5:8–9.
Собственно у св. Кирилла: оставил Господь, не видит Господь землю.
В слав.: мерзости.
Συ εἴ; в слав.: возсващет соответственно варианту συριεῖ.