Источник

Глава 5

Ос.5:1–2. Слышите сия жерцы, и вонмите доме Израилев, и доме царев внушите, понеже к вам есть суд: яко пругло бысте стражбе, и якоже мрежа распростерта на Итавирии, юже ловящии лов поткнуша.

Сначала обличил Иуду в том, что он стал для Израиля «вихром духа», как об этом только что сказано нами. Затем уже обращает слово укоризны к изобретателям обмана и лжи, виновникам их болезненной бесчувственности. Это были жрецы, лжеименные, не принадлежавшие к потомству Левия, но купившие себе священный сан и приобретшие за деньги право священнослужения идолам. Так, об Иеровоаме написано: «иже хотяше, исполняше руку свою, и бываше жрец на высоких» (3Цар.13:33). Речь, естественно, направлена против самих священнослужителей и против дома царя, причем и сам Израиль является соучастником в преступлениях. Одни говорили и делали то, что служило к упрочению идолослужения, воздвигали жертвенники, приносили возлияния и жертвы и (таким образом) открывали обольщаемым широкий путь к погибели. Изобретателями же обмана были цари. Посему и говорит им: «яко пругло бысте стражбе». Стражбою называет народ, находящийся под надзором и священников, если бы только они были истинными священниками, и самих властителей, ибо они смотрят за подчиненными (подначальные взирают на них, властители направляют подчиненных, куда им вздумается, а подданные следуют желанию начальников). Итак, говорит, вы сделались как бы западнею для народа, находящегося под вашим присмотром, или, может быть, взирающего на вас (с целью подражать вам). Сделались вы «и якоже мрежа распростерта на Итавирии» (Фаворе). Это – знаменитая гора, находящаяся в Галилее; на ней, так как она имеет значительную высоту и густо заросла деревьями и кустарником, бывает обильный и богатый улов зверей и птиц.

Ос.5:2–3. Аз же наказатель вам: аз познах Ефрема, и Израиль не отступи от Мене.

Как священники, так и лица царской крови были для народа сетью, петлею и ловушкой потому, что приказывали воскурять демонам, сами вперед прочих делали и других убеждали помышлять, о чем не следует, – и к изобретенным уже видам суеверия, присоединяли и другие, – разумею высоты, Веелфегора, мерзость Сидонскую (3Цар.11:5), Ваала, Хамоса. Наказателем их обещается быть Сам, и в непродолжительном времени, как имеющий вскоре навести (на них все) бедствия Своего негодования и гнева. И слово это сбылось в точности. Из лиц царского дома одни, подвергшись ужасным и неизбежным несчастиям, по удостоверению Священного Писания, погибли, другие отошли в рабство к жестоковластным Вавилонянам и Мидянам. А лжеименные и (купившие должность) за деньги священники жалким или, лучше сказать, достойным образом были умерщвлены – одни Ииуем, другие – Иосиею, происходившим из колена Иудина и из племени Давида. Об этом предсказал человек Божий Иеровоаму, когда сей однажды приносил жертву и предстоял жертвеннику, говоря: «олтарю, олтарю, сице глаголет Господь: се сын раждается дому Давидову, Иосиа имя ему, и пожрет на тебе жерцы, иже на высоких жрущыя на тебе» (3Цар.13:2). Итак, сделал угрозу, что в негодовании и гневе накажет тех, которые были «пруглом стражбе», т. е. священников и лиц царской крови. Но отнюдь не оставил безответственным и обольщенного, т. е. Израиля; посему и говорит: «аз познах Ефрема, и Израиль не отступи от Мене», что равносильно следующему: кто это скрывающий от Меня намерение свое, удерживая речи в сердце, может думать, что он действительно скрывает от Меня? Я, говорит, знаю Ефрема и не отступил от Израиля; ибо «Бог приближаяйся аз есмь, а не Бог издалеча. Аще утаится кто72 в сокровенных, и аз не узрю ли его?» (Иер.23:23–24) и в другом месте: «еда от Мене утаится что?» (Иер.32:27)

Ос.5:3–4. Зане ныне соблуди Ефрем, и осквернися Израиль. Не положиша помышлений своих, еже возвратитися к Богу своему, яко дух блужения есть в них, Господа же73 не уведеша.

Так как Бог всяческих видит сердца и утробы, и ничто не скрыто от Него, то Он знает, что Израиль, или Ефрем, соблудил и достиг пределов порока. Однако же он нимало не допускает умом и сердцем хотя бы только надобности в раскаянии, потому что им овладел дух, влекущий к блуду и к нежеланию искать истинного Владыку. Истинно, как говорит Спаситель, «никтоже может двема господинома работати» (Мф.6:24).

Ос.5:5. И смирится укоризна Израилева в лице ему, и Израиль и Ефрем изнемогут в неправдах своих: изнеможет же и Иуда с ними.

Укоризною называет здесь проклятое высокомерие, ибо укорителем бывает гордец. Итак, смирится, говорит, гордость Израиля, когда он, и весьма законно, испытает нечто такое, что сделает его смиренным, жалким, униженным, не имеющим богодарованных преимуществ и лишенным самой даже ниспосланной им свыше и унаследованной от предков свободы. Выражение же «укоризна обратится в лице ему», нужно понимать так, что бесчестие всякого рода будет подобно как бы ударам по лицу. «Изнемогут», говорит, Израильтяне вместе с Иудою, потому что некогда цари Сирии и Персов, опустошив Самарию, не оставили неприкосновенным и Иуду, но присоединили к городам израильским некоторые, принадлежавшие Иуде и Вениамину. А что несомненно виновниками всяких несчастий были для них нечестие по отношению к Богу и гордость, научает, говоря, что недуг немощи постигнет их не за что другое, но только за то, что они «изнемогут в неправдах своих». Следовательно богопочтение, поистине, дело полезное и драгоценное, потому что при помощи его является возможность побеждать народы и сила совершить все с легкостью, – и истинно говорил Спаситель, что «без мене не можете творити ничесоже» (Ин.15:5); поет в одном месте и Давид, выражая правую мысль: «крепость моя и пение мое Господь» (Пс.117:14).

Ос.5:6–7. Со овцами и телцы пойдут взыскати Господа и не обрящут его, уклонися бо от них. Яко Господа оставиша, яко чада чужда породиша себе: ныне пояст я ржа, и причастия их.

На самом деле оказывается истинным то, что, как говорит богоглаголивый Павел, «невозможно крови юнчей и козлей отпущати грехи» (Евр.10:4) и что недоступен Бог при посредстве закона; законом же называю подзаконное богослужение посредством крови и жертв. Итак, хотя бы, говорить, Израильтяне приносили установленные жертвы, испрашивая отпущения своих нечестивых прегрешений и ища примирения с Богом, они не достигнут цели и не получат возможности обрести Бога. Да Он и не доступен для тех, кто приносит такое раскаяние: Его обрести можно только чрез жизнь во Христе, преддверием которой должно считать слово веры и кроме того еще спасительное крещение, дарующее общение с Богом в Духе. Итак, не найти Израилю Господа при посредстве установленного законом служения, «уклонися бо от них», потому что и сами они оставили Господа, отступив от Него настолько, что сделались отцами чад чуждых. Чадами чуждыми называет тех, которые так сказать от чрева матери и с пеленок посвящались на прославление идолов, так как родители приносили, как должно полагать, демонам дары и жертвы за (благополучные) роды. Таким образом, «чада чужда» – это те, которые рождены не в Боге, или иначе – от жен иноплеменных, ибо Израильтяне без зазрения совести соединялись (браком) с дочерями язычников, продолжавшими служить идолам, хотя закон ясно говорил, что не должно вступать в супружеские отношения с иноплеменниками: «дщери своея, – сказано, – не даси сыну его, и дщере его да не поймеши сыну твоему, отвратит бо сына твоего от Мене, и шед74 послужит богом инем» (Втор.7:3–4). А так как они это делали, то «пояст я ржа». Этим снова прикровенно указывает на предстоящие им бедствие и пагубу от неприятельского нашествия, которое подобным же образом, как и ржа, может совершенно истребить и их самих, и их собственность. Это и есть: «причастия их». А что война не будет откладываться и отсрочиваться, но настигнет тотчас же, немедленно, в этом удостоверяет словами: «ныне пояст я ржа», – все равно, как если бы сказал: вслед за словами придется испытать страдания; беда уже близко, у ворот. Итак, постигнет оскорбляющих Бога то, что они не смогут обрести Его, хотя бы и старались искать, – а также сделаются отцами чад чуждых, т.-е. произведут потомство не благородное и не законнорожденное, какое бывает при добродетели и святой жизни, – напротив: они погибнут, снедаемые как бы ржавчиной их собственною порочностью и негодностью, и кроме того они потеряют наследие Божие. Об этом поет Давид, (взывая) к Спасителю всех Богу: «в руку твоею жребии мои» (Пс.30:16). Всякий жребий наш и всякая доля во власти Божией, и Он сам есть раздаятель венцов.

Ос.5:8–9. Вострубите трубою на холмех, возгласите на высоких, проповедите в дому Онове, ужасеся Вениамин, Ефрем в пагубу бысть75, во дни наказания в племенех Израилевых показал верная.

Ранее было ясно сказано, что проклятый Иеровоам кроме золотых телиц ввел у Израильтян и другие виды гибельного идолослужения и суеверия: на горах и холмах чествовали Хамоса, «под дубом, и под елию, и под древом ветвенным» (Ос.4:13) – Веелфегора, а золотые телицы, как я сказал, находились в Вефиле и Дане. В этом состояло заблуждение Израиля. Что же касается Иуды и Вениамина, то и они заблуждались нисколько не менее: служили Астарте, «мерзости Сидонстей» (3Цар.11:33), покланялись и солнцу. Это будет ясно для нас из слов Иезекииля: он возведен был, как говорит сам, в Иерусалим «в видении Божии» (Иез.8:3), затем узрел беззаконие жителей; видех, говорит, «яко двадесять и пять мужей, задняя своя давших ко храму Господню, и лица их прямо к востоку76, и сии покланяются на восток солнцу» (Иез.8:16). Заметь, как они, многообразно оскорбляя и прогневляя Бога, приближались к погибели. Итак, за медлительность нашествия едва не порицает тех, которые желали и с часу на час ждали случая опустошить Самарию, намеревались привести в немалое смятение и Иерусалим, разумею Ассириян, Персов и жителей Дамаска, то есть Сирийцев (по временам делали нападение и те и другие, побуждаемые к тому различными причинами). Повелевает уже им начать войну, трубя в трубы и возвещая умам заблуждающихся о начале обличений. Сначала он сказал, что «ныне пояст я ржа, и причастия их» (мы говорили, что «ржа» означает бедствие и пагубу во время войны), научая, что она при дверях и настигнет не долгое время спустя; затем, весьма естественно, повелевает трубить, и прежде всего на местах, посвященных идолам, потому ли, что им в скором времени надлежало быть сожженными и разрушенными, или потому, что они послужили причиною войны и непоправимой беды для заблуждающихся. Когда говорит о том, что следует трубить «на холмех,... на высоких,... в дому Онове», то разумей здесь места, посвященные идолам. Следует заметить, что семьдесят не согласны с другими переводчиками относительно (выражения) «в дому Онове». Те говорят: “в дом негоднаго, то есть всякого идола”; а эти: “в дому Онове”77. Мы же будем понимать так: настоящее пророческое слово имеет целью показать нам, что они должны вострубить не только против холмов и высот, т. е. не только против идолослужения Израиля, или десяти колен Самарийских, но и против идолослужения в Иерусалиме, у Иуды и Вениамина; ибо они, как я сказал, покланялись солнцу (Он и есть солнце), оставляя позади Бога и не воздавая Ему должного. Это, думаю, означает выражение: имели «задняя своя ко храму Господню, и лица их прямо», очевидно – к солнцу (Иез.8:16). Итак, когда ты слышишь: «в дому Онове», разумей дом или капище лжеименного и сотворенного Бога, или солнца. Никому также не должно казаться несообразным или невероятным, если домом солнца считать и называть поклонников солнца, подобно тому как и под домом Бога можно разуметь тех, которые Ему преданы и воздают Ему честь. А если бы кто пожелал именовать Оном и золотую телицу, то и такое понимание найдет себе оправдание. Именно: богоненавистный Иеровоам сделал телиц по образцу святыни Египетской, разумею Аписа; а Египтяне чтили Аписа, полагая, что он есть чадо луны (посему он имел на лбу луновидный знак) и были уверены в его происхождении от солнца, так как, по их мнению, луна заимствует свой свет от солнца, и, следовательно, чтили Аписа как детище луны и потомка солнца. До такого неразумия и скудоумия довел их изобретательный дракон, то есть сатана. Итак, повелевает трубить «на холмех, и на высоких, и в дому Онове», то есть (в доме) золотой телицы. Каковы же были проступки обоих, какова и что за причина необходимости наказания, это ясно устанавливает, немедленно присоединяя: «ужасеся78 Вениамин», вместо: отступил от собственных обычаев или удалился от лучшего образа мыслей, ибо так, поистине, должно понимать исступление79 к худому. Погиб и Ефрем, – впрочем не так это всегда80, говорит, ибо, «во дни наказания прегрешения обоих показах верная», обнаружив верность и истинность Моих слов, потому что над ними сбылось то, о чем Я говорил прежде, и ни одно из слов Моих не оказалось лживым. Так как они отступили от древних обычаев и лишились благоразумия, то были изгнаны из их собственной страны и одинаково лишились как любви Божией, так и всякого благоденствия. И в другом отношении постигнет оставляющих Бога необходимая утрата всякой благой мысли, а также и всякого дела, направленного к добродетели, и пойдут они в погибель, когда Бог будет обличать, наказывать и взыскивать с них за небрежность. Посему полезно и необходимо для жизни – быть с Богом и повторять известное изречение псалмов: «прилпе душа моя по тебе» (Пс.62:9), ибо тогда защитит и скоро поможет мышца Всемогущего , от Которой, по слову Спасителя, «не восхитит никтоже» (Ин.10:28).

Ос.5:10. Быша князи Иудины то прелагающе пределы: на ня излию яко воду гнев мой.

Это же самое прикровенно обозначают слова: «ужасеся Вениамин». Стали, говорит, подобны «прелагающим пределы» и желающим преступать древние узаконения, потому что те, которые приличное только Богу и справедливо Ему воздаваемое, разумею – любовь, честь, поклонение, переносят на других, покланяясь ли солнцу, или луне и звездам, во всяком случае делают не что иное, как «прелагают пределы». А что приличествующую Богу славу Иуда или Вениамин воздавали солнцу, луне и звездам, ясно можно видеть из слов Бога к пророку Иеремии: «еда не видиши, что сии творят во градех Иудиных, и на путех Иерусалимских? Сынове их собирают дрова, и отцы их зажигают огнь, и жены их месят муку, да сотворят опресноки воинству небесному, и возлияша возлияния богом чуждим, да прогневают мя» (Иер.7:17–18). Пределы же прелагали начальники колена Иудина, то есть облеченные верховным и царственным саном, и за их заблуждениями естественно было следовать подобной стаду толпе. Но, говорит, как воду стремительную «излию на ня гнев мой», ибо последствия гнева божественного неизбежны, непреклонны и непреоборимы точно так же, как неудержим большой и обильный поток воды.

Ос.5:11–12. Соодоле Ефрем соперника своего, (и) попра суд, яко нача ходити в след суетных. Аз же яко мятеж (буду)81 Ефремови, и яко остен дому Иудину.

Каким образом «ужасеся Вениамине», ясно показал, сказав: «быша князи Иудины яко прелагающе пределы»; разъясняет и то, как «Ефрем в пагубу бысть», прибавляя: «соодоле Ефрем противника своего». Кажется, что речь, теперь предлагаемая нам, выражена с некоторою мягкостью82. И я, насколько возможно, попытаюсь разъяснить, в чем состоит вина колена Ефремова и что за противник, которого, как говорит нам божественное пророчество, «соодоле Ефрем». Потомки Иуды и Вениамина питали еще некоторое благоговение и уважение к законам Моисеевым и имели заботу о праведности, потому что не все уклонились, но было немало и таких, которые плакали и скорбели об отступлении заблуждающихся и сильно негодовали, когда некоторые, презирая Бога всяческих, ревностно исполняли обряды идолослужения. Посему и говорит блаженный пророк Иезекииль, что были посланы против Иерусалима некие (мужи), вооруженные секирами, и услышали ясный глагол Бога – идти во след мужа, облеченного в подир, и не щадить никого. Видел я, говорит, «и се шесть мужей идоша от пути врат83... зрящих на север, и коемуждо секира в руце его;... и рече, – говорит, – Господь мужу, облеченному в подир: пройди посреде града Иерусалима, и даждь знамения84 на лица мужей стенящих и болезнующих о всех беззакониих бывающих среде их. И сим рече, слышащу мне, идите в град в след его, и85 изсецыте, и не пощадите86; старца, и юношу87,... и младенцы, и жены избийте в потребление; а ко всем, на нихже есть знамение, не прикасайтеся» (Иез.9:1–6). Слышишь: некоторые получили «знамение», как свободные от кары, гнева и всякой вины потому, что восхотели мыслить здраво, жить по закону, стремиться к справедливости и иметь неукоризненную привязанность к любви божественной. Что же до Самарии, то в ней Израиль всячески заблуждался, почти, можно сказать, не считал нужным даже и помнить о постановлениях Моисея и проводил жизнь, как бы противную и во всем враждебную им; закон Божий считал как бы врагом, и, если можно сказать так, даже не хотел знать об нем, презирая руководителя, который мог спасти и привести к правой и безупречной жизни. На это, как кажется, прикровенно указывает пророческое слово, которое, как я сказал, выражено с мягкостью88. «Соодоле, – говорит, – Ефрем противника своего», вместо: одержал Ефрем победу самую нелепую и пагубную, одолел как врага своего, то есть вообще победил закон, который ненавидел. А так как речь темновата, то уясняет ее иначе, говоря: «попра суд», т.-е. совершенно не заботился о правде законной, потому что всегда что попирают, то признают недостойным почтения и считают не заслуживающим никакого внимания. Посему Господь наш Иисус Христос говорит: «добро есть соль» (Мк.9:50); «аще же соль обуяет, чим осолится? Ни во что же будет ктому, точию да изсыпана будет вон, и попираема человеки» (Мф.5:13). Когда же говорит – «суд», разумей «закон»; и богоглаголивый Давид, называя его так, возглашает к Богу: «суд и правду во Иакове ты сотворил еси» (Пс.98:4), ибо закон, хотя и объявляется чрез ангелов, принадлежит Богу. А по какой причине (Ефрем) в законе усмотрел врага и попрал суд, объясняет тотчас же в словах: «яко нача ходити в след суетных». Начало такового недуга, говорит, заключается в том, что он стал чтить «суетных» и ходить «в след» идолов, а в одно и то же время невозможно следовать и Богу, и духам лукавым и нечистым. Посему и пишет богоглаголивый Павел: «не можете чашу Господню пити и чашу бесовскую: не можете трапезе Господней причащатися и трапезе бесовстей» (1Кор.10:21): ибо одним только путем шествует боголюбец, перескакивает же, колеблется и шатается то туда, то сюда тот, кто непостоянен и легко идет, куда прилучится. – Итак, «быша, – говорит, – князи Иудины яко прелагающе пределы»; потом: «соодоле и Ефрем соперника своего, попра суд»; наконец: буду «аз яко мятеж Ефремови, и яко остен» Иуде. Что это значит, необходимо разъяснить подробнее. Одни переводчики вместо «мятеж» говорят: «поядающий», а вместо «остен» – «гнилость», но семьдесят употребили слова: «мятеж» и «остен»89. Когда Ефрем или десять колен подвергались немалому смятению от постигшей их войны, шедшей частью со стороны соседей Сирийцев, частью же со стороны Персов и из земли Ассирийской, тогда и Иуда испытывал страдания и находился в немалом страхе или, лучше сказать, в тревоге: он ожидал, и в непродолжительном времени, что подвергнется может быть таким же или гораздо худшим несчастиям, потому что, когда война разразилась и обрушилась на города Самарийские, поневоле приходилось вместе гибнуть и соседним городам, разумею те из них, которые принадлежали Иуде и Вениамину. Итак, «мятеж» означает наступление войны, а «остен» – соединенную с этим муку вследствие печали и уныния, от которых вполне свободны желающие помышлять сообразное Христу, чрез Которого и с Которым Богу и Отцу слава со Святым Духом во веки веков. Аминь.

Ос.5:13. И виде Ефрем немощь свою, и Иуда болезнь свою: и иде Ефрем ко Ассирием, и посла послы к царю Иариму: и той не возможе исцелити вас, и не престанет от вас болезнь.

Когда Бог стал «яко мятеж Ефремови, и яко остен дому Иудину», то Ефрем увидел «немощь свою», или бессилие, недуг, а Иуда – болезнь свою, потому что, как я сказал, и проделы Вениаминовы были опустошаемы вместе с Самарийскими. Затем, когда по этому поводу Ефрем пришел в отчаяние и не мог собственными силами воспротивиться обстоятельствам, и не был в состоянии отклонить от себя военные потери, то снова оскорбляет всесильного Бога, не усматривая пользы в самых, так сказать, ударах. А с течением времени, когда ему всего более надлежало бы обратиться к Богу, тогда-то именно и стал в особенности прогневлять Его и удаляться от Него с большею необузданностью. Он знал, что виновник всякого добра у них, и промыслитель, и всегдашний податель силы для победы над врагами – Бог, однако ни во что вменял это, хотя всемудрый Моисей и восклицал: «Господь сокрушаяй брани, Господь имя ему» (Исх.15:3), ясно научая, что чрез Него и в Нем «поженет един тысящы, и два двигнета тмы» (Втор.32:30). Далее, когда надлежало у Него одного просить обычной помощи и молитвами подвигнуть Спасителя к тому, чтобы Он защитил его, (Ефрем) навлекал беды на свою голову: он отправлял послов к иноплеменникам, ища подкрепления у врагов, потому что был «Ефрем яко голубь безумный, не имый сердца: Египта моляше, и во Ассирианы отъидоша» (Ос.7:11), полагая, что избегнут угрожающих зол. Именно: когда в Самарии царствовал Манаим, выступил против Израиля Фул90, царь Ассирийский, которого потом склонили удалиться из страны при помощи денег и послов91. Это и есть: «иде Ефрем ко Ассирием» (ср. 4Цар.15:19, 1Пар.5:26). Также и Факей, сын Ромелии, царь Израильский, некогда нанимал Раасона, царя Сирии и воевал с Иудою и потомками Вениамина в царствование Ахаза, сына Иофамова, который, боясь нападения, склонил при помощи посольства и денег Феглафаласара Ассирийского к тому, чтобы тот помог ему; и Феглафаласар, взяв силою Дамаск, не оставил в живых и самого Раасона (4Цар.16:7–9). Однако, говорит, хотя и ходил «Ефрем ко Ассирием», хотя покупал деньгами и просьбами отсрочку нападения, хотя посылал послов к царю Иариму, то есть защитнику или мстителю (это означает “Иарим”)92, – все-таки не превозмог божественного гнева и не устоит против Бога, когда Он будет взыскивать за такое страшное отступничество. Не смог, говорит, даже немного побыть в покое93 подкупленный деньгами, да и никто другой за плату не сможет исцелить вас: жало страданий отнюдь не остановится. Поистине ужасно – не желать спасения при помощи вышнего милосердия и рассчитывать на помощь людскую, когда Дух устами блаженного Давида взывает: «благо есть надеятися на Господа, нежели надеятися на человека: благо есть уповати на Господа, нежели уповати на князи» (Пс.117:8–9), а также и чрез пророка Иеремию: «проклят человек, иже надеется на человека, и утвердит плоть мышцы своея на нем, и от Господа отступит сердце его. И будет яко дивия мирика в пустыни, и не узрит, егда приидут благая94... И благословен человек, иже надеется на Господа, и будет Господь упование его, и будет яко древо насажденное при водах, и во влаге пустит корение свое, и95 не убоится, егда приидет зной, и будет на нем стеблие зелено, и во время бездождия не устрашится, и не престанет творити плода» (Иер.17:5–8). Итак, лучше прилепляться к Богу, произнося от чистого сердца то мудрое изречение: «твой есмь аз, спаси мя: яко оправданий твоих взысках» (Пс.118:94).

Ос.5:14–15. Зане аз есмь яко панфирь Ефремови, и яко лев дому Иудину: и аз восхищу, и пойду, и возму, и не будет изимаяй: пойду, и возвращуся на место свое, дóндеже погибнут.

Ясно указывает причину, по которой защитники Ефрема не принесли ему никакой пользы, и почему у него не прекратятся терзания: «аз есмь, – говорит, – яко панфирь Ефремови, и яко лев дому Иудину». Ясно, что, если Бог оставит, то спасти некому, ибо «руку его высокую кто отвратит?», как написано (Ис.14:27) А что при постигших их несчастиях они лишены были всякого снисхождения, на что прикровенно указывает, уподобляя гнев Свой самым страшным и сильным зверям. Именно: барс96, если на кого бросится, то несется очень быстро и так легко действует ногами, что, почти нельзя заметить следов и каких-либо знаков на земле; а лев ужасно, оглушительно и громоподобно рыкает на горах, что может навести трепет на тех, кто слышит, ибо «лев возревет, – сказано, – и кто не убоится?» (Ам.3:8) Он нападает с неодолимою силою и бросается с неудержимою стремительностью; если что захватит, то это уже погибло, и никто не может у него отнять добычу. А что барс – зверь быстрый и как бы улетает, схватив то, что попадется, лев же несокрушим, бесстрашен и неудержим, это сам доказывает, прибавляя: «и аз восхищу, и пойду, и возму, и не будет изимаяй». Это соответствует силе львов, а «восхищу и пойду» указывает на панфиря, который, как я сказал, действует подобным образом. А что Господь отступит от оскорбивших, прекратит почти всякое вспомоществование и лишит благоволения, это поясняет словами: «пойду, и возвращуся на место свое, дóндеже погибнут». Божество совершенно неограниченно местом, и если говорится, что Оно пребывает с кем, то это в том случае, когда оно дарует ему свое благоволение; если же говорится, что его нет при грешниках, это значит, что оно отвращается от них и прекращает свое долготерпение. Конечно, это говорится о Боге по-человечески, а мыслить нужно о Нем так, как Ему приличествует.

Ос.5:15. И взыщут лица моего, егда озлоблени будут.97

Снова научает, что не напрасно иногда Богом насылаются бедствия на тех, которые имеют неукротимую наклонность к постыдному и привычку беспрестанно грешить, но напротив – для их пользы и в виде лекарства. В самом деле: презрители божественного милосердия, не ведая, что великое долготерпение призывает их к покаянию, никогда не избегнут проявлений гнева (Рим.2:3–4); когда же их сломит жестокость бедствия, они узнают полезное, и кому не принесло никакой пользы человеколюбие, тех приводит к познанию полезного уничижение. Как жестокие болезни телесные, не поддающиеся легким лекарствам, часто побеждаются огнем и железом, – таким же, думаю, образом и по той же причине и недуги, являющиеся в душе человеческой, если не поддаются доброму слову или не побеждаются здравым размышлением, то уступают труду, наказаниям и жестоким бедствиям. Итак когда озлоблены будут, тогда, и то едва, говорит, «взыщут лица моего». У неразумных людей, когда блага находятся в их власти, не бывает ясного сознания о том, что им доставляет благодушие; когда же случится потерять столь желанное, тогда-то в особенности и тем сильнее стремимся к нему своими желаниями, при этом получаем и чувство сильного отвращения к тому, что нас печалит. Посему-то, когда озлоблены будут, тогда «взыщут лица моего».

Это изречение, думается, с удобством прилагается и к таинству Христа и весьма хорошо изъясняет искупление чрез Него и обращение к Богу, ибо под взыскуемым лицом Божиим можно разуметь, и со всей справедливостью, самого Сына, Который есть образ, сияние и выражение ипостаси Отца (Евр.1:3). Итак, истинное лице Бога и Отца есть Сын, потому что в Нем познается (Отец), и видевший Его видел Отца (Ин.14:9). Так называет Его и богоглаголивый певец, восклицая к Богу всяческих и говоря: «лице твое просвети на раба твоего» (Пс.118:135). И еще, как бы от лица уверовавших и Духом приявших уже на себя образ Сына (говорит): «знаменася на нас свет лица твоего, Господи» (Пс.4:7), ибо, как говорит пророк, свет «лица нашего Христос Господь»98 (Плч.4:20).

* * *

72

Τίς, как в одних списках LХХ, – в других, как и у св. Кирилла: ἄνθρωπος человек ­ евр. אִישׁ

73

В слав.: и Господа.

74

У св. Кирилла: πορευθείς; слав.: и послужит согласно со всеми авторитетными кодексами.

75

В славянском иная расстановка знаков препинания: Ефрем в пагубу бысть во дни наказания, в племенех и проч.

76

У св. Кирилла словам: прямо к востоку соответствует одно: ἀπέναντι, насупротив.

77

Акила и Симмах. Последнему в Барбериновом списке усвояется двоякое чтение: одно как у Акилы, другое как у LXX, причем сделано такое примечание: Ἀκ. Συμ. εἰς οἷκον ἀνωφελοῦς, τουτέστιν εὶδώλου παντός, Ὤν δέ ἐστιν ὁ ἥλιος. Σ(ύμμαχος). Θἑοδ. Ὤν. См. на это место Field’a Origenis Hexaplorum quae supersunt, t. II, p. 948, особенно примеч. 9-e; и Migne, Patr. curs. compl. series graeca, tom. XVI, pars 3, col. 2935; cp. раннейшее примечание к переводу Ос.4:15.

78

Ἐξέστη, отступил, уклонился, по толкованию св. Кирилла.

79

Ἔκστασις.

80

Πλὴν οὐχ ὁύτω ταῦτα διὰ παντός φησιν, т. е. Ефрем погиб не навсегда и окончательно, по только подвергся бедствиям во дни наказания, когда Бог показал истинность слов своих. Впрочем вместо οὐχ быть может надо читать οὗν, тогда перевод будет такой: И при том так именно это и всегда бывает, говорит, ибо во дни ...

81

Слова, заключенные в скобки, в славянском тексте отсутствуют.

82

Πὼς ἐν ἢθει – лат.: velut cum urbanitate.

83

Слав. высоких.

84

Слав.: знамения.

85

В слав. и нет.

86

В слав.: очима вашима, и не помилуйте.

87

В слав. прибавлено: и деву.

88

μετ’ ἤθους, лат. habent (verba prophetica) festivitatem seu ironiam.

89

Вместо – мятеж (ταραχή, как у LXX-ти) Акила – поядающий (βρωστήρ), или моль, как в русском; вместо – остен (у LXX-ти – κέντρον) у Акилы и Симмаха – гнилость (σῆφις – ср. Ис.14:11), русск. червь. См. Field’a II, 948 с примечаниями.

90

Φύλας, слав. Фула, вм. обычного Φούα. Это последнее название употребляет и св. Кирилл при толковании Ос.1:1. Migne, col. 20, с.; ср. перевода примеч. 13.

91

Быть может вместо πρεσβείαις должно читать πρεσβείοις – дарами.

92

Ἰαρείμ, вернее Ἰαρειβ евр. ירֵָכ, соб. ­­ יריב гифиль от רןּב, как читали Иерон. ultor, Ак. Фед. ὁ δικαζόμενος, κριτής и Халд. Как название Ассирийского царя встречается еще у Ос.10:6, и у LXX, в Сир. Араб. Итал. Слав. и Русск. принимается за собственное имя. В последнем случае можно относить это имя к Феглафеласару (4Цар.16:7–10). Но можно это слово принимать и за общий титул Ассирийских царей, подобно названию: «великий царь», как 4Цар.18:19.

93

Быть может вместо ἠρεμῆσαι надо читать ἠρεμίσαι – немного успокоить вас.

94

По-видимому, здесь должны бы стоять дальнейшие слова: и обитати будет в сухоте, и в пустыни, в земли славней, и не обитаемей.

95

В славянском и нет.

96

Πάνθηρ, собственно пантера, или леопард (πάρδαλις). В русской Библии – лев.

97

Св. Кирилл заканчивает пятую главу начальными словами 1-го стиха 6-й главы: ὅταν θλιβῶσιν (вместо обычного: ἔν τῆ θλιφει αὐτων, слав. в скорби своей). То же разделение имеют и некоторые греческие кодексы.

98

В слав.: дух лица нашею помазанный Господь. У св. Кирилла вместо πνεῦμα поставлено φῶς, – вариант, нигде, насколько известно, не встречающийся и, вероятно, объясняющийся влиянием предшествующей цитаты.


Источник: Перевод П.И. Казанского и А.А. Жданова, под ред. М.Д. Муретова. Опубликовано: Кирилл Александрийский, свт. Творения. Ч. 9. М., 1892.

Комментарии для сайта Cackle