Псалом 31
Пс.31:1. Псалом Давиду, разума. Блажени, ихже оставишася беззакония, и ихже прикрышася греси.
Пс.31:2. Блажен муж, емуже не вменит Господь греха, ниже есть во устех его лесть.
НАДПИСАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ
В Еврейском тексте: Песнь Давидова вразумляющая.
Сия надпись показывает, что Давид по соделании греха не прежде открыл мысленныя очи, как когда озарила его Божия благодать, дабы познал, коль тяжко согрешил: чего прежде, будучи ослеплен плотским удовольствием, разуметь не мог. Та же надпись показывает, что псалом сей труден, и потому потребен дар разума, дабы проникнуть в смысл его. Церковные учители прилично псалом сей полагают в числе седьми покаянных: ибо весь состоит в оплакивании греха и во увещании людей к покаянию.
ТОЛКОВАНИЕ
Никто лучше не знает, колико приятно здравие, как тот, кто потеряв оное, плачет. Пророк Давид тогда в первый раз прямо познал, коль сладко человеку не иметь грехов, когда горесть греха вкусил. Сия есть причина, чего ради песнь покаяния начинает от похвалы милосердия Божия, и следующаго за оным оправдания. Сия бо творят душу человека здраву, и противополагаются немощи, происходящей от грехов. Блажени, глаголет, имже оставишася беззакония. Аки бы сказал: коль благополучны те, которые и по соделании греха не бывают презираемы Богом, но благодатию Его возбуждаемы будучи, обращаются к покаянию, и получают прощение. За сим, то же самое повторяя иными словами, присовокупляет, и ихже прикрышася греси: ибо грехи оставляются тогда, когда заглаждаются так, как бы не были соделаны. Блажен муж, емуже не вменит Господь греха, ниже есть во устех его лесть (в Еврейском: в душе его лесть). От милосердия Божия, которое относится ко многим, преходит к невинности людей, которая свойственна весьма не многим, и глаголет: О поистинне блажен и благополучен тот человек, который ничего не сделал такого, что бы могло вмениться в грех, и который не токмо делом не согрешил, но ниже мыслию: ниже есть в душе его лесть.
Ибо душа к сугубому духу относится здесь, то есть, и к тому, которым мыслим, и который нарицается сердцем, и к тому, которым говорим, и который нарицается духом уст, или просто устами. О первом глаголет Апостол в первом послании к Коринфяном (1Кор. 2:11): кто весть от человек, яже в человеце, точию дух человека живущий в нем? О последнем в том же послании (1Кор. 14:15):помолюся духом, помолюся же и умом: воспою духом, воспою же и умом.
Невинность же разумеем здесь не природную, или своими делами без дара Божия приобретаемую, чего нет ни в ком, но ту, которую Бог некоторым немногим особливым даром благодати Своея сообщил; которым так отпустил грех чужою волею соделанный, то есть, первородный, что не попустил им соделать греха смертнаго, своею волею творимаго, каковы были, например, святый Иов, который о себе глаголет: не изменю незлобия моего, правде же внимая, не оставлю ея: не свем бо себе злых соделавша (Иов. 27:5‐6). Тако ж Авель, Енох, Ной, Авраам, Исаак, Иаков, Иоанн Креститель и Пресвятая Дева Богородица. В нас же и самая невинность требует некотораго отпущения греха, так что о всех вообще можно сказать: вси согрешиша, и лишени суть славы Божия (Рим. 3:23). Апостол Павел приводит сие место в послании к Римляном с тем, дабы доказать, что никто не оправдается от дел без предшествующия благодати, и глаголет: не делающему, но верующему во оправдающаго нечестива, вменяется вера его в правду: якоже и Давид глаголет блаженство человека, емуже вменяет Бог правду, без дел закона: блажени ихже отпустишася беззакония, и ихже прикрышася греси. Блажен муж, емуже не вменит Господь греха (Рим. 4:5 и след.). Сими словами Апостол изъясняет Пророка, и глаголет, что Давид не тех блаженными нарицает, которые своими делами оправдание приобрели, но тех, которым Бог по милости Своей грехи отпустил и оправдание даровал.
Пс.31:3. Яко умолчах, обетшаша кости моя, от еже звати ми весь день,
Предложив блаженство праведных, оплакивает бедность свою, аки бы тако глаголя: те убо блажени суть, аз же окаянен есмь; ибо не токмо невинности не сохранил, но и чрез долгое время отлагал исповедать грех и прощения просить. А понеже прияв язву не скоро оную врачу показал, но умолчал, и скрыть отважился: сего ради праведно понес наказание, которое претерпевая, так изнурился, что и самыя кости мои ослабели и вся крепость моя увяла. В самом деле, Давид чрез долгое время грех прелюбодеяния умалчивал, паче же и многими ухищрениями скрыть его тщился. Ибо, во-первых, Урию разными способами склонить покушался: чтоб с женою своею преспал, дабы сын, от прелюбодеяния зачатый, почтен был за собственнаго сына Урии; потом, когда Урия в дом свой пойти не хотел, Давид присовокупил беззаконное убийство, дабы чрез то прикрыть стыд прелюбодеяния, и имеющему чрез девять месяцев родиться сыну быть законным отцем. Однако и по сих не скоро Давид грех свой исповедал, но ожидал, донележе сын родится: но и тогда не стал бы, может быть, оплакивать греха, ежели бы не увещал его пророк Нафан. Таким образом чрез целый год, а может быть и больше, Давид в тине греха лежал, и исповедь отлагал. Сего ради глаголет: яко умолчах, обетшаша кости моя, от еже звати ми весь день.
Пс.31:4. яко день и нощь отяготе на мне рука твоя: возвратихся на страсть, егда унзе ми терн.
Многия бедствия, греха ради Давидова, в дому его приключилися. Ибо сын, рожденный от прелюбодеяния, младенцем умер, а дщерь, именем Фамарь, от брата Амнона кровосмешением обругана: по сей причине Амнон от брата Авессалома убит, а Авессалом, воюя противу отца, и сам на брани погиб. Все сие величайшую печаль Давиду нанесло, как повествует Священная история во второй книге Царств. О сих убо Божиих казнях упоминая, глаголет: яко день и нощь отяготе на мне рука Твоя. Оныя слова: возвратихся на страсть, егда унзе ми терн, в Еврейском тексте яснее читаются так: превратися влага моя в сушу знойную, и соответствуют преждереченным словам: обетшаша кости моя, от еже звати ми весь день. А по переводу седмидесяти толковников, означают, что Давид, по причине тяжких оных ударов, пришел наконец в чувство и обратился к размышлению тяжести греха в злострадании своем, то есть, когда терние скорби сильно уязвило душу его и открыло мысленныя очи, которыя доселе похотию плотскою и любострастием закрыты были. Иероним под именем терния разумеет угрызение совести, толкуя так: обратихся в страдании моем, егда жало совести убоде мя.
Пс.31:5. Беззаконие мое познах и греха моего не покрых, рех: исповем на мя беззаконие мое Господеви: и ты оставил еси нечестие сердца моего.
От обращения на покаяние и от познания великости греха, о котором сказал в предыдущем стихе, воспоследовало то, что Давид греха своего больше умалчивать и скрывать не хотел, но явно исповедал его пред Богом и пред людьми. Сии слова изрекл, по-видимому, относительно к тому времени, когда Нафан пророк именем Божиим обличил его во грехе, и он немедленно умилившися сказал: согреших ко Господу (2Цар. 12:13). Почему и Нафан присовокупил: Господь отъя согрешение твое, не умреши. Сие убо неизреченное Божие милосердие, которое сам на себе испытал, предлагает здесь во утешение и других кающихся: ибо, видя толь нечаянное прощение, помыслил, что отпущение греха готово было и прежде самаго признания, однако же не прежде внутренняго сокрушения, с которым должна быть сопряжена и ненависть ко греху, и любовь к Богу, и намерение исповеди удовлетворения. Глаголет убо: рех, исповем на мя беззаконие мое Господеви, аки бы сказал: решился, твердое положил намерение немедленно исповедаться, и явно признать себя повинным и сказать: согреших ко Господу, – и Ты, Господи, по отеческой и неизреченной Твоей благости, оставил еси нечестие сердца моего. Сие от пророка Твоего Нафана я познал, который сказал мне: Господь отъя согрешение твое.
Пс.31:6. За то помолится к тебе всяк преподобный во время благопотребно: обаче в потопе вод многих к нему не приближатся.
Давид пророческим духом предсказывает здесь, что многие найдутся такие, которые, от примера его научившися, будут молиться Богу о отпущении грехов их, дабы сим образом избавиться от зол, имеющих некогда постигнуть грешников. За то помолится к Тебе, – то есть, по сей причине, что Ты толико милостиво прощаеши грехи кающимся, восприимет благую надежду призывать и умилостивлять Тебя, – всяк преподобный, то есть, всяк благочестивый, всяк истинно кающийся, который возненавидев нечестие свое тщится облещися во святыню и в преподобие Твое. Помолится же во время благопотребно, то есть, прежде нежели время милости минет, когда еще жизнь сия продолжается, когда еще к покаянию призывает Бог. Тако бо глаголет чрез Исаию: взыщите Господа, внегда обретается к вам, и призовите, внегда приближается к вам (Ис. 55:6). Следующия слова: обаче в потопе вод многих к нему не приближатся, в Еврейском тексте яснее читаются так: и аще будет потоп вод многих, к нему не приближатся тыя, которых слов сила такая, что человек, прибегающий к Богу с покаянием и молитвою, не токмо не погибнет, или не будет наказан ради греха, но хотя бы весь свет различными бедствиями аки водами потоплен был, однако воды оныя к нему не приближатся. Сие изречение согласно с оным Иоилевым пророчеством: и будет, всяк, иже призовет имя Господне, спасется (Иоил. 2:32).
Пс.31:7. Ты еси прибежище мое от скорби обдержащия мя: радосте моя, избави мя от обышедших мя.
Получивши отпущение грехов, просит отпущения казни, то есть, избавления от скорби, в которую впал по причине греха. Глаголет же, по-видимому, о гонении, которое претерпевал от Авессалома сына своего, о котором во всем предыдущем псалме глаголал; а может быть, глаголет и о искушениях врагов невидимых, которые непрестанно нас окружают и оскорбляют, аки бы сказал: не имею инаго надежнейшаго прибежища, кроме милосердия Твоего, ибо и друзей лишился, и отвсюду врагами окружаюся. Ты убо, Иже един составляеши радость и утешение мое, избави мя от врагов, окружающих мя.
Пс.31:8. Вразумлю тя, и наставлю тя на путь сей, в оньже пойдеши: утвержу на тя очи мои.
Господь ответствует на молитву раба Своего, и обещает требуемую помощь, которая состоит в следующих трех пособиях: первое, во внутренней мудрости, дабы мог предохраняться от наветов вражиих и различать друзей от неприятелей. Вразумлю тя, то есть, дам тебе разум и мудрость. Второе, во внешней помощи со стороны особливаго промысла Божия, без которыя и самые благоразумнейшие люди многим подпадают опасностям, что означают оныя слова: наставлю тя на путь сей, в оньже пойдеши, или, как в Еврейском тексте изображено: покажу ти путь, то есть, сопровожду тя во всех путях, куда бы ты ни пошел. Сие наипаче относится к деяниям, которыми управляет Бог, показывая нам путь и сопровождая нас на подобие вождя, когда помощию благодати Своея творит, да не заблуждаем на пути нравственном и да не впадаем в сети врагов, наипаче невидимых. Третие, в непрестанном продолжении благодати, яко в таком благодеянии, которое свойственно одним токмо избранным. Утвержу на тя очи Мои, то есть, не отвращу от Тебе очей Моих, но присно оком благоволения буду взирать на тя: и тако внутрь убо помощию благодати, вне же помощию промысла всегда буду присущ тебе.
Пс.31:9. Не будите яко конь и меск, имже несть разума: броздами и уздою челюсти их востягнеши, не приближающихся к тебе.
Здесь увещавает Пророк всех верных людей, как добрых, так и злых, дабы от примера его научилися, какия бедствия следуют за грехом и какия милости сопровождают покаяние: ибо сам все то испытал. И первее, обращая речь к злым, глаголет: не будите яко конь и меск, имже несть разума, то есть, не управляйтеся одними токмо чувствами, будучи одарены разумом: не ржите аки кони и мски на жен ближняго вашего, как то я сделал; не дерзайте, аки необузданные и неистовые кони и мски, нищих и убогих людей угрызением и пятами бить, как я с Уриею поступил.
Предвозвещает бедствия, имеющия постигнуть тех, которые подражают коням и мскам, показывая, что принуждены будут скорбьми или к Богу обратиться, или, по крайней мере, не возмогут вредить другим столько, сколько желали бы. Но сию мысль выразил Пророк двумя преносными словами, мундштука и узды, которыми обыкновенно обуздываются кони, дабы показать те бедствия и страдания, которыя употребляет Бог для удержания людей от греха. Броздами и уздою челюсти их востягнеши: то есть, тех, которые не хотят добровольно покориться Тебе, как прилично людям, разумом одаренным, броздами и уздою, аки коней и мсков, придти к Тебе понудишь, – что яснее изображается в следующем стихе.
Пс.31:10. Многи раны грешному: уповающаго же на Господа милость обыдет.
Сие есть изъяснение преносных слов «бразды» и «узды», аки бы сказал Пророк: нераскаянный грешник, полагающий свое удовольствие во грехах, многими ранами сокрушен будет, как в сей жизни, так и в будущей. Хотя бо и кажется, что грешники процветают иногда, однако и самый грех есть тягчайшее наказание, которое раждает еще другия безчисленныя казни, каковы суть: печали, заботы, страхи, опасности, угрызение совести и тому подобная. И ниже сими удовляется Бог, праведный Судия, но и многия иныя раны налагает; и ежели грешник не покается, и не помолится к Богу во время благопотребно, то без сомнения пойдет на вечныя раны. Напротив того, праведный человек, уповающий на Господа, а не на суетную помощь смертных, окружен будет милостию Божиею отвсюду, дабы ни с какой стороны не могла приближиться к нему рана. А как милость Божия есть источник всех благ, для того, когда говорится, что милость обыдет уповающаго на Господа, то сим означается то собрание всех благ, которыми изобильно и полною мерою наслаждаются люди, прилепляющиеся к единому Богу. Ибо может ли что повредить тому человеку, которому вся споспешествуют во благое, и которому всякое страдание обращается в славу! Почему прилично заключается псалом оными словами:
Пс.31:11. Веселитеся о Господе и радуйтеся праведнии, и хвалитеся, вси правии сердцем.
Как в начале псалма нарекл блаженными оправданных людей так здесь, при конце, увещавает их к веселию, которая также есть аки прикровенное увещание к постоянному пребыванию во оправдании. Веселитеся о Господе, и радуйтеся праведнии. Аки бы сказал: великую имеете причину радоваться и веселиться, но о Господе, Иже есть един виновник тех благ, которыми вы изобилуете. Не печальтеся об утрате временных вещей, вместо которых воздастся вам в вечности мера добра, наткана, потрясна и преливающаяся (Лк. 6:38): а между тем и здесь не останется без духовнаго утешения. И хвалитеся вси правии сердцем. То же самое иными словами повторяет: ибо глагол хвалиться не то означает здесь, что превозноситься похвалами, но восклицать, то есть, с веселием хвалить Бога, как и на других местах Писания берется он за веселие и радость, якоже глаголет апостол Павел в послании к Римляном: не точию же, но и хвалимся в скорбех (Рим. 5:3). Под именем правых сердцем разуметь должно праведных людей: ибо от правоты сердца раждается правота словес и дел. И потому праведные люди суть те, коих и сердца, и слова, и дела сообразны суть святому правилу, сиречь закону Божию; от сея правоты происходит то, что и Бог бывает любезен человеку, и человек любезен Богу. И потому, что бы ни приключилось человеку, по Божиему ли хотению, или по Его попущению, – все то приемлется с благодарением и сносится с терпением: а тако бывает в сердце не токмо правда, но и мир, и радость о Дусе Святе, в чем состоит царство Божие, как Апостол толкует в послании к Римляном, в Рим. 14:17. И потому весьма прилично Пророк сказал: блажени ихже оставишася беззакония, и ихже прикрышася греси, и: веселитеся о Господе и радуйтеся праведнии; ибо одни токмо праведные блажени суть, они бо истинною и твердою радостию наслаждаются.