Псалом 32
Пс.32:1. Псалом Давиду, не надписан у еврей. Радуйтеся, праведнии, о Господе: правым подобает похвала.
НАДПИСАНИЕ
Сей псалом не имеет надписи у Евреев; оныя же слова: Псалом Давиду, приложены от семидесяти толковников, как сами они ясно изобразили, что никакой надписи в Еврейских книгах не нашли.
СОДЕРЖАНИЕ
Псалом содержит увещание, относящееся к праведным людям, дабы хвалили Бога ради Его всемогущества, промысла и благости. Увещавает же праведных – как потому, что не красна хвала во устах грешника, так и потому, что сила, промысл и благость Божия к ним наипаче относятся.
ТОЛКОВАНИЕ
Радость, здесь полагаемая, означает похвалу, сопряженную с веселием, аки бы сказал Пророк: хвалите с радостию, то есть, без принуждения и без печали, не с леностию, но с великим усердием духа, веселяся и радуяся в сердцах ваших. Хвалите Господа не токмо духом, но и гласом; за сим дает причину, присовокупляя: правым подобает похвала, аки бы сказал: вас наипаче, праведных, призываю к хвалению Бога, понеже вам наипаче приличествует хвалить Бога. Под именем правых разумеет праведных людей, как и при конце предыдущаго псалма. Но и в сем месте прилично нарицает праведных правыми: понеже одним токмо правым любезен есть Бог, иже есть самая правота; а что есть любезно, то с удовольствием и похваляется. Людям развращенным не нравится Бог, котораго дела и судьбы суть праведны, и потому не угодны воле беззаконных. Почему нечестивые и развращенные люди неохотно хвалят Бога, но злословят и хулят. Вместо глагола подобает, в Еврейском тексте положено имя красна, и разум имеет следующий: красна похвала во устах праведных. Сему сообразуяся, и Сирах сказал: не красна похвала во устах грешнаго (Сир. 15:9).
Пс.32:2. Исповедайтеся Господеви в гуслех, во псалтири десятоструннем пойте ему:
Паки увещавает праведных, дабы хвалили и прославляли Господа не токмо гласом, но и мусикийскими орудиями, бывшими в употреблении у Еврейскаго народа. А в таинственном смысле, повелевает, дабы мы хвалили Бога не токмо словами, но и делами, а наипаче совершенным хранением десятословия, означаемаго здесь чрез псалтирь десятострунную, дабы люди, видя добрая дела наша, прославляли Отца нашего, Иже есть на небесех (Мф. 5:16).
Пс.32:3. воспойте ему песнь нову, добре пойте ему со восклицанием:
Что в двух предыдущих стихах сказал раздельно, то здесь совокупляет во едино, и увещавает, дабы люди хвалили Бога с достодолжным благоговением, и притом хвалили не песнию ветхою, ниже из употребления вышедшею, во вновь сложенною, и настоящей материи приличествующею. Воспойте Ему песнь нову. Сие относится к оным словам: радуйтеся о Господе, и проч. Пойте Ему со восклицанием. Сие соответствует преждереченным словам: исповедайтеся в гуслех. Святый Василий Великий, толкуя сие место, замечает, что песнь новая прилично противополагается ветхой. Ибо песнь ветхую обыкновенно поет человек ветхий: рожденный бо от плоти плоть есть, то есть земная мудрствует и земными услаждается, и хотя хвалит Бога, но токмо тогда, когда приемлет от Него временная благая. Песнь же новую поет человек новый, обновленный духом ума своего, человек мудрствующий небесная, услаждающийся вечными, и хвалящий Бога даже и тогда, когда приемлет раны, ведая, что и оныя споспешествуют во благое (Рим. 8:28).
Пс.32:4. яко право слово Господне, и вся дела его в вере.
Начинает показывать причины, чего ради должно хвалить Бога со благоговением и любовию, которыя берет, во-первых, от правоты, потом от благости и силы, наконец, от премудрости Бога. О правоте глаголет: яко право слово Господне. Чрез слово Господне разумеет повеление Божие, запрещение, обетование, угрожение, предполагая, что все сие творится Богом зело право и верно: ибо Бог ничего не повелевает, кроме добра, и ничего не запрещает, кроме зла; а что обещает, или чем угрожает, все то зело верно исполняет. И потому слово Господне право. А как и дела Господня сообразны суть слову, для того присовокупляет: и вся дела Его в вере, то есть, верны, праведны, святы, по оному того же Пророка изречению: верен Господь во всех словесех Своих, и преподобен во всех делех Своих (Пс. 144:13).
Пс.32:5. Любит милостыню и суд Господь, милости Господни исполнь земля.
Святость словес и дел Господних происходит от святости воли, и потому прилично глаголет: любит милостыню и суд, то есть, любит первее сообщать дары милости Своея, а потом воздавать каждому по делам или награды, или наказания; и тако вси путие Господни суть милость и истина. В Еврейском тексте, вместо милостыни, читается: любит правду и суд. Что, ежели толковать по Еврейскому речению, как оно гласит, то разуметь должно, что в первой части стиха означается святость воли Божией со стороны правды, а во второй части, то есть в оных словах, милости Господни исполнь земля, означается та же святость со стороны милости. Но по переводу седмидесяти толковников, в первой части означается святость воли со стороны милости и правды; а во второй показывается, что милость разпространяется обширнее, нежели правда, и что щедроты Господни, как сказано инде, суть на всех делех Его (Пс. 144:9). Ибо свойство милости есть то, чтоб удалять бедность и недостатки; а в свете нет ничего такого, что бы не имело нужды в милости Божией: понеже все твари подвержены некоторому недостатку, а наипаче вещи тленныя, сущия под луною, несравненно большим подвержены недостаткам, нежели вещи нетленныя, сущия превыше луны, каковы суть звезды и планеты, которыя в сравнении с тленными вещами кажутся быть нетленными, и никакому недостатку не подверженными. И потому прилично Пророк глаголет: милости Господни исполнь земля; ибо под именем земли разумеются все вещи тленныя, поскольку земля есть обиталище не токмо людей и животных сущих на земле, но и рыб и птиц. Хотя бо птицы летают в воздухе, а рыбы плавают в водах, или, как псаломник выражает, преходят стези морския: однако и сии и оныя обретают покой на земле. Итак, все тленныя твари требуют многоразличныя милости Божией, сиречь, ово созидающия, ово сохраняющия, ово движущия, ово питающия, ово исправляющия. А люди, сверх всего сего, требуют еще милости предваряющия, сопровождающия, совозследствующия, прощающия грехи, вооружающия противу бесов, управляющия, покровительствующия и проч. Почему, весьма прилично сказал Пророк: милости Господни исполнь земля. Здесь еще заметить должно и то, что таковая милость, которая отъемлет все недостатки, совершенно свойственна есть единому Богу. Ибо не может отнять всех недостатков, разве Тот, Кто не имеет никакого недостатка, и потому есть безконечно совершен, вечен и всемогущ, якоже и святая церковь прилично провозглашает: Твое бо есть еже миловати и спасати нас, Боже!
Пс.32:6. Словом Господним небеса утвердишася, и духом уст его вся сила их:
Похвалив правоту и благость Бога, преходит к похвале силы, которыя главнейшее и изящнейшее действие есть творение неба. Пророк увеличивает силу Бога тем, что толикую громаду не токмо устроил, но и без труда, без продолжения времени, без слуг, без орудий, единым словом устроил, и дал вечную твердость. Сие же глаголет Пророк, сообразуяся творению мира, которое описывается в первой главе Быт. 1:6, следующими словами: рече Бог, да будет твердь, и бысть тако, и нарече Бог твердь небо. Следующия за сим слова, и духом уст Его вся сила их, можно б было взять просто за повеление Божие, которым небеса сотворены: но поскольку Пророк, без сомнения, хотел чрез сии слова назнаменовать таинство Пресвятыя Троицы, которое во время новаго завета открыться долженствовало, то под именем духа уст непременно должно разуметь третие лице Пресвятыя Троицы. Впрочем, да не смущаемся, что Пророк, по-видимому, приписывает творение неба Слову, а творение звезд Духу Святому: ибо дела Пресвятыя Троицы, ради единства существа, нераздельны суть, и потому, когда говорится, что Бог Отец чрез слово сотворил небеса, то разумеется, что сие соделал не без содействия Духа Святаго; и паки, когда глаголется, что сила или воинство небес соделано Духом уст Господних, то разумеется, что сие сделано не без содействия Слова, исходящаго из уст Отца.
Пс.32:7. собираяй яко мех воды морския, полагаяй в сокровищих бездны.
Пророк не все то исчисляет, что мог сказать о каждой части мира особо, но кратко под одною статьею все прочия означает. Здесь описывает одно знаменитое и достойное примечания чудо, видимое на поверхности земли, то есть, как Бог жидкую и непостоянную стихию воды собрав во едино, аки в хранилище некоем содержит. Испытатели естества замечают, да и самый опыт ясно показывает, что вода находится выше земли. Каким же образом, будучи по естеству своему стихия жидкая и плывучая, не потопляет землю, и каким образом земля, будучи по местоположению своему ниже воды, пребывает суха. Не ясно ли видим отсюду, что Бог, споспешествуя благосостоянию человеческаго рода, все воды сокровенными некоторыми оградил оплотами, и доселе содержит их заключенными в своих пределах, подобно как бы были оне собраны в мех и положены в хранилище, как прекрасно Пророк выражает?
Почему Дух Святый не без причины и на других местах показует таковое действие Божией силы, яко то у Иеремии, в гл. Иер. 5:22: положих песок предел морю заповедь вечну; и не превзыдет его: возшумят волны его, и не прейдут того. И у Иов. 38:8, 10: заградих море враты, егда изливашеся, из чрева матери своея исходящее: и положих ему пределы, обложив затворы и врата. Во второй части стиха то же самое повторяет, но с некоторым распространением, показывая, что Бог неизмеримое оное собрание вод не токмо в пределах моря содержит, но и в самых недрах земли с чудною и непонятною силою вмещает. Ибо если кто сравнит стихии сии между собою, тот со удивлением скажет, что сие есть дело превышшее естества, како толикия бездны вод, в недрах земли скрытыя, не потопляют землю? Хотя бо иногда от случающихся землетрясений погибают целые города и селения, однако самое вещество земли во своей целости пребывает.
Пс.32:8. Да убоится Господа вся земля, от негоже да подвижутся вси живущии по вселенней:
Из всего вышереченнаго о всемогуществе и силе Бога взявши случай, Пророк увещавает людей, дабы боялися Бога, и заповедей Его не преступали.
Пс.32:9. яко той рече, и Быша: той повеле, и создашася.
Дает причину, чего ради должно единаго бояться Бога: понеже все, что ни есть в мире, создано от Бога, и зависит от мановения Того, от Котораго вся имеют свое бытие. И потому все сущее вне Бога как вредить нам не может, ежели Бог не попустит, так и защитить от гнева Его не сильно, ежели Он не возблаговолит о нас.
Пс.32:10. Господь разоряет советы языков, отметает же мысли людий и отметает советы князей.
Пророк приступает наконец к премудрости Божией, дабы отвсюду показать, что Бог достоин хвалы: почему глаголет, что премудрость Божия так превосходит всякую мудрость человеческую, что сколько бы люди ни советовали, сколько бы ни разсуждали, и сколько бы советы их премудры и благоразумны ни казались, но Бог в едино мгновение может их разрушить и тщетными соделать. Сие же творит не токмо в разсуждении частных людей, отметая безумныя мысли их, но и в разсуждении целых народов, паче же и самых царей, окруженных советниками, во всяком роде учения преуспевшими. В самом деле достойна удивления премудрость Божия, потому что запинает мудрых в коварстве их (1Кор. 3:19), и непостижимым образом так иногда испровергает намерения их, что даже и самое полезнейшее, по мнению их, приносит им вред и пагубу. Впрочем, дабы кто не подивился, что Пророк вводит здесь Бога, как бы неблагоприятствующаго людям; поскольку разоряет советы их, а не утверждает, и не приводит к благополучному концу, как свойственно Богу: для того избрал такой пример, который бы мог наипаче служить к утешению людей благочестивых. Ибо мы видим, коль дерзкия намерения предприемлют высокомерные люди, чтоб тирански превознестися над другими и попрать ногами добрых, но бедных людей.
Итак, что бы могло быть беднее нас, ежели бы при толикой дерзости дана была им свобода производить в действо намерения их? Но когда Бог провещавает свыше, что во власти Его состоит испровергнуть, и в ничто обратить все намерения нечестивых: то мы благонадежны и спокойны остаемся, хотя бы они в жару своем весь мир превратить усиливались. Прилично убо глаголется о Боге, что Он разоряет советы людей: однако не потому, что Он увеселяется тем, но что сим образом усмиряет безумие и дерзость их. Тако мудрость человеческая низлагается и падает.
Пс.32:11. Совет же Господень во век пребывает, помышления сердца его в род и род.
Сему подобное и у Пророка Исаии читаем: весь совет Мой станет, и вся елика совещах, сотворю, глаголет Господь (Ис. 46:10). Ибо что единожды определил Бог, то непоколебимо во веки пребудет. Впрочем совет Божий не есть некоторое разсуждение или размышление, предшествующее избранию. Ибо в Боге нет многих размышлений, но Он единым и самым простейшим действием ума от век предопределил все, что когда-либо делать имел. Но Писание приспособляется нашей немощи, и наши слова употребляет, сего ради глаголет: совет Господень во век пребывает. Сиречь то, что Бог, аки советуяся определил, никаким образом разрушиться не может, ниже остановиться во исполнении своем. То же самое повторяется иными словами в следующем присовокуплении: помышления сердца Его в род и род. Сиречь то, что Господь помыслил сделать, никогда не остановляется, но бывает совершенно таким образом, каким Он быть благоволил. Впрочем не так писание приспособляется к нашей немощи, чтоб в словах его не было истины. Ибо хотя в Боге нет совета, предшествующаго избранию; однако есть в Нем то, что составляет совершенство совета, сиречь, сведение всех средств, к достижению намереваемаго конца потребных. И хотя в Боге одно есть самопростейшее помышление, однако оно соравняется безчисленным помышлениям, которыя Он содержит в Себе наипревосходнейшим и нам непостижимым образом.
Пс.32:12. Блажен язык, емуже есть Господь Бог его, людие, яже избра в наследие себе.
Из всего вышереченнаго о силе премудрости и благости Божией заключает Пророк, коль блажен тот народ, котораго Бог не есть идол некий бездушный, но тот Всесильный, Всепремудрый и Всеблагий Господь, Котораго хвалы доселе описываемы были. В самом деле тогда бываем совершенно благополучны и блаженны, когда и мы великаго онаго Владыку признаем за своего Бога, и Он признает нас за Своих избранных. Сего ради Пророк обоя совокупляя, глаголет: блажен язык, емуже есть Господь Бог его. То есть, благополучны те люди или народы, которые не признают за Бога, как токмо единаго онаго Владыку, егоже словом небеса утвердишася. И паки: блажени люди, яже избра Господь в наследие Себе, то есть, благополучны те, которых Оный великий Господь избрал в Своих людей, аки в собственное достояние и наследие Свое. Оба сии изречения так между собою сопряжены, что разделить их не можно: ибо те токмо одни истиннаго Бога признают за Бога, которые чтут Его верою, надеждою и любовию: чтут же Бога верою, надеждою и любовию те, которых избрал Он в наследие Себе, и которых благодатию Своею предопределил, признал и оправдал.
Пс.32:13. С небесе призре Господь, виде вся сыны человеческия:
Пс.32:14. от готоваго жилища своего призре на вся живущыя на земли:
По поводу вышереченных слов, блажен язык, емуже есть Господь Бог его, Пророк беседует здесь о промысле и всеведении Божием, относящемся ко всем человекам, и говорит выразительно с намерением: с небесе призре Господь, дабы предупредить безумных людей, глаголющих: облак покров Его, и не узрит (Иов. 22:14). Собрание имен и глаголов, тожде значущих, показывает твердость и неутомимость зрительства, аки бы сказал: Господь, от Котораго никто укрыться не может, неутомимо зрит с небесе, аки с высочайшия стражницы, и видит не токмо Свой народ, но и всех сынов человеческих, и знает, кто что делает. То же самое означают и следующия слова: от готоваго жилища Своего, то есть, от престола, который Сам Себе уготовал и утвердил, ибо небо небесе Господеви, землю же даде сыновом человеческим (Пс. 113:24), зрит на всех живущих на земле. Ибо в Еврейском тексте все глаголы положены в настоящем времени, и означают непрерывное действие зрительства Божия.
Пс.32:15. создавый на едине сердца их, разумеваяй на вся дела их.
Пророк объясняет, что Бог не так зрит с небеси на сынов человеческих, как зрим мы на вещи в далеком разстоянии от нас находящияся, то есть, безпорядочно и грубым образом: но зрит ясно и весьма тонко все дела их, то есть, кто что делает, или делать намеревает, как телом, так и мыслию. Таким образом видит все помышления, все желания, все слова, все дела, прошедшия, настоящия, и будущия всех и каждаго человека. Притом доказывает, что Бог может все сие видеть потому, что Сам создал сердца всех и каждаго человека особенно, то есть, создал души всех людей порознь, а потому создал и мысли и воли, от которых все дела человеческия происходят. Следовательно, кто мог создать сердца, тот без сомнения может и испытывать их. Оное слово – наедине, не то означает, что души человеческия все были созданы в одно и то же время, как мнил Ориген и другие заблуждшие, но относятся к одному и тому же Творцу, аки бы сказал Пророк: Бог создал все сердца, не исключая ни единаго, однако не так, аки бы одно Сам создал, а другия иным создать оставил, но Сам един создал все и притом раздельно или порознь. Ибо Церковь наша верует, что души прежде тел не созидаются:
Пс.32:16. Не спасается царь многою силою, и исполин не спасется множеством крепости своея.
Сими словами научает Пророк, что никто собственною силою избавиться не может от тех зол, которыя часто окружают нас; но все требуют милости Божией. В доказательство чего берет пример от тех, которые, по-видимому, наипаче могут похвалиться силами своими, каковы суть цари и исполины. Но как царю не довлеет к защищению жизни многая сила служащих ему, так мужественнейшему витязю не довлеет собственная крепость. В Еврейском тексте, вместо исполина, положено общее имя сильнаго или храбраго мужа. Но седмьдесят толковников положили имя исполина, дабы показать, что исполины обыкновенно бывают храбрее и страшнее других, как читаем о исполине Голиафе в первой книге Царств (1Цар. 17:4).
Пс.32:17. Ложь конь во спасение, во множестве же силы своея не спасется.
Три суть вещи, могущия исхитить человека от предстоящия опасности, а именно: силы чужия, яко то – стража воинов, силы собственныя и скорость коня; оныя потребны в случае сопротивления, а сия в случае бегства. Псаломник показал, что первыя два средства не довлеют ко спасению; а здесь присовокупляет, что не довлеет и третие. Всего того имеем ясные примеры в 1Цар. 17 и 1Цар. 31, и в четвертой книге тех же (4Цар. 9). Ибо Саула царя не могли от смерти защитить великие полки воинов. Голиафа, исполина крепчайшаго, отрок Давид пращею убил. Иорама сына Ахаавова, бежавшаго на быстрой колеснице, быстрейшая стрела поразила. Ложь убо конь во спасение, то есть, обманывается тот, кто надеется спасти жизнь свою скоростию коней. Ибо скорость оная многоразличными образы может быть или удержана, или предупреждена, и потому ложная есть. Убо и конь во множестве силы своея не спасется, и всадника своего от бедствия не избавит, хотя бы самую величайшую силу имел. Впрочем, что сказано здесь о спасении телесном, то же самое разуметь должно и о спасении душевном, к стяжанию котораго никто сам собою без благодати предшествующия, сопровождающия и совозследствующия доволен быть не может.
Пс.32:18. Се, очи Господни на боящыяся его, уповающыя на милость его:
Пс.32:19. избавити от смерти душы их, и препитати я в глад.
Пророк заключает разсуждение свое, которым, как сказали мы выше, доказывал блаженство того народа, емуже есть Господь Бог его. Ибо Бог хотя и на всех людей призирает, и знает, коль мало могут они без помощи Его: однако особенно обращает очи Свои на праведных людей, подавая им с небеси помощь Свою, свобождая их от опасностей смерти, и доставляя средства, нужныя к безбедному содержанию жизни. Се, очи Господни на боящияся Его и уповающия на милость Его. Под именем боящихся и уповающих разумеются здесь люди праведные и друзи Божии. Ибо боязнь без упования есть боязнь рабская, а упование без боязни есть высокомерие; боязнь же со упованием истинную любовь являет, то есть, любовь свободную, которою любим Бога яко друга, яко отца, яко жениха. Ибо кто такою любовию горит, тот и зело боится, дабы любимаго не прогневать, и благонадежно уповает, что милости любимаго никогда не лишится. Избавити от смерти души их, и препитати я в глад. Сия есть причина, чего ради Господь призирает отеческим оком на боящихся и уповающих на Него, а именно, дабы сугубым образом облагодетельствовать их, то есть, и от страха смерти свободить, и нужное пропитание в жизни подать. Понеже бо праведные боятся оскорбить Бога: для того и Бог избавляет их от боязни, дабы не оскорбилися, или бы не претерпели страха, наипаче в разсуждении жизни, которая есть основание всех благ. А понеже уповают на милость Его, для того и Он содержит их в непрестанной милости, питая во время глада. Сии два благодеяния можно разуметь как о спасении телесном и временном, так и о духовном и вечном.
Спасает Господь от смерти души боящихся Его, когда особливым промыслом Своим избавляет жизнь их от различных опасностей смерти, от которых они собственною силою своею избавиться не могли бы. Потом избавя таким образом от смерти, содержит в жизни, промышляя им все потребное к содержанию жизни, а наипаче во время глада, в которое многие другие претерпевают во всех вещах недостаток. Духовным же образом избавляет их от смерти, когда или не попускает падать во грех, который не что иное есть, как смерть души; или, ежели по случаю и согрешат, вскоре обращает к спасительному покаянию, и призывает к благодати, яже есть жизнь души, и сим сугубым образом избавляет души их от вечныя смерти. Живущих же Богови чрез живущаго в них Духа Святаго питает во время глада, одождяя в пустыни сей, чрез которую шествуем во обетованную оную землю, манну с небесе, и напаяя водою, из камене духовнаго текущею, то есть прохлаждая и подкрепляя небесными утешениями.
Пс.32:20. Душа же наша чает Господа, яко помощник и защититель наш есть:
Доселе Пророк беседовал ко избранным Божиим, и призывал их к духовной радости о Господе и к хвалению Бога, Отца чадолюбиваго и премилосердаго; а здесь вводит самих праведных ответствующих на призывание, и глаголющих: душа наша чает Господа. Разумеют праведные, чего Дух Святый хощет от них, когда призывает их к радости и хвалению Бога: ведают, что намерение Его в том состоит, дабы чрез сие воодушевить их к дальнейшему пребыванию в правде и к теснейшему союзу с Богом, чтоб ни в каких гонениях, коль бы они тяжки ни были, не отступали от Него, и чтоб хвалили Бога делами паче, нежели словами. Ответствуют убо, что они, толико будучи облагодетельствованы, пребудут постоянны в страхе и любви Его. Душа наша чает Господа: то есть, все, что бы ни приключилося нам, не разлучит нас от любви Божией, и мы не будем взирать к иному утешителю, но с терпением пождем утешения свыше; писано бо есть: аще умедлит, потерпи Ему, яко приидый приидет, и не закоснит (Авв. 2:3). Впрочем слова сии: душа наша чает Господа, сказаны Еврейским слогом, по свойству коего душе присвояется то, что приличествует всему человеку, наипаче, когда говорится о вещи духовной. Так сказал Исаия в гл. Ис. 26:8: память, еяже желает душа наша. И паки: от нощи утренюет дух мой к Тебе, Боже. И Иеремия в Плаче, гл. Плач. 3:26: душе ищущей от Бога благо. В сем смысле рекла и Пресвятая Дева Богородица: величит душа моя Господа (Лк. 1:46). В следующих словах: яко помощник и защититель наш есть, дают праведные причину, чего ради решились постоянно ожидать Господа: понеже ведают, из самаго опыта познали, что Господь в благополучных обстоятельствах помогает им, а в несчастных защищает.
Пс.32:21. яко о нем возвеселится сердце наше, и во имя святое его уповахом.
Возсоответствовав первому намерению Духа Святаго, ответствуют на второе, то есть, на глас радости, к которой призываемы были, как сказано в первых словах псалма, и глаголют, что они чувствуют действие гласа сего, и понеже самым опытом дознали, коль благ и милостив к ним Господь, для того достойно радуются о нем, и во имя святое Его уповают.
Пс.32:22. Буди, Господи, милость твоя на нас, якоже уповахом на тя.
Заключается псалом молитвою, которая имеет весьма приличную связь с предыдущими словами и со всем псалмом. Ибо как несколько раз сказано, что Бог уповающих на Него милует, и праведные глаголют, что они уповали на Господа, и притом всегда имеют нужду в новой милости, по причине всегдашних опасностей, сего ради прилично заключает: буди, Господи, милость Твоя на нас, то есть, да не престает, но да продолжается, паче же всегда новая да изливается на нас милость Твоя, по мере того, как и мы, уповая на благость Твою, оную себе всегда обещавали.