Глава 14
Иер.14:1. И бысть слово Господне ко Иеремии о бездождии.
Всякие вразумления делает Иудеям Господь, чтобы остановились в лукавом своем стремлении. Описывает же Пророк плач и сетование, бывшие по причине бездождия. Сказует, что оскудели источники, кладези и собрания дождевых вод. За сим последовало бесплодие земли, и скоты, не только домашние, но и дикие, участвовали в злострадании. Ибо говорит:
Иер.14:5. И еленицы на ниве родиша, и оставиша, яко не бе травы.
(Иер.14:6) «Онагри сташа на камениях, браша в себе ветр яко змиеве». Так поступают и люди в жажде, дуновением ветра прохлаждая внутренний жар. Потом Пророк молится, напоминает общие всех грехи, и тем умилостивляет Бога. Ибо говорит:
«Тебе согрешихом» (Иер.14:8) «ожидание Израилево», Ты спасаешь «во время скорби». От Тебя ожидают все милости.
«Вскую яко пришлец еси на земли, и яко» туземец «уклоняющся в виталище?» Слова: яко туземец, сирский толковник перевел: «яко путник» 6. За что презираешь нас, говорит Пророк, и уподобляешься пришельцу, который небрежет о домах, в которых живет, как о чужих, и проходящему путнику, который не заботится о том, что встретит на пути.
Иер.14:9. Еда будеши якоже. человек спяй, или яко муж не могий спасти?
Кто спит, тот не слышит умоляющих, и кто одержим болезнью, тот не в состоянии заступиться. Пророк как бы так говорит: не медли оказать милость; потому что Ты и можешь, и бодрствуешь, и повсюду присущ, и ко всем близок. Сие и присовокупил он:
«Ты же в нас еси Господи, и имя Твое призвано бысть на нас, не забуди нас». Излагает же и ответ, данный Богом.
Иер.14:10. Возлюбиша подвизати нозе свои, и не упокоишася,
т.е. не остановились на пути лукавства. Ибо сие дают видеть и присовокупляемые слова:
«И Бог не благопоспеши в них». Сказует же Пророк, что Бог воспомянет их неправды, и накажет их за то, что нечествовали. Бог и Пророку не повелевает приносить за них молитвы, и говорит, что не обратит внимания, на их пост, не приимет приносимых ими жертв, но предаст их голоду язве и избиению. Пророк, выслушав сие, пересказывает прорицания лжепророков, и говорит, что они предсказывают противное, обещают им мир и обилие благ. Но Владыка снова говорит Пророку, что они предсказывают ложь, не божественным служат словесам, и что они не орудия благодати, но говорят, что им угодно. Ибо сказует:
Иер.14:14. Ни заповедах им, ни глаголал есть к ним: понеже видения лжива, и гаданья, и волшебства, и произволы сердца своего тии прорицают вам. Видениями
называет сны, «волшебствами» – птицегадание, гаданиями – демонские наваждения, «произволами сердца» – обольщение помыслов. Потом самим лжепророкам угрожает смертью от болезни, и избиением на войне. Ибо говорит:
Иер.14:15. Смертию лютою умрут, мечом и гладом скончаются.
С ними погибнут и последовавшие словам их. Не удостоятся же погребения, потому что все одинаково подвергнутся одним и тем же бедствиям. Но Человеколюбец, предрекши горесть, снова убеждает воспользоваться врачествами покаяния. Ибо говорит:
Иер.14:17. Да изведут очи ваши слезы день и ночь,
по великости бедствий, какие постигнут вас. Пророк описывает сии плачевные события:
Иер.14:18. Аще изыду на поле, и се, заклани мечем, и аще вниду во град, и се, истаявшии гладом.
Присовокупляет к сему и бедствия плена.
«Яко Пророк и священник отъидоша в землю, еяже не ведяху». И блаженный Пророк Даниил, и божественный священник и Пророк Иезекииль, а кроме их и другие весьма многие священники участвовали в сих горестных событиях; потому что Бог, промышляя и о нечестивых, послал в плен и Пророков, как бы неких законоучителей и наставников, чтобы Иудеи вовсе не уклонились в нечестие. Описав это, Пророк обращает речь свою к Богу.
(Иер.14:19). Еда «отмещущ отвергл еси Иуду, и от Cиона отступи душа Твоя?» Вместо: промышление Твое, Пророк человекообразно сказал: «душа Твоя», чтобы яснее выразить пророчество. Сказует же, что нанесенная язва неисцельна, и присовокупляет, говоря так:
Иер.14:20. Познахом, Господи, грехи наша, и беззакония отец наших, яко согрешихом пред Тобою.
Иер.14:21. Престани ради имене Твоего,
т.е. перестань обременять нас бедствиями, и не на нас воззри, но на имя Твое, потому что Твоим называемся народом. «Не погуби престола славы Твоея». Так наименовал Иерусалим. И Господь в священном Евангелии, запрещая клятвы, сказал: не клянись «ни Иерусалимом, яко» престол «есть великого Царя» (Мф.5:35). Ибо там являл Бог присутствие Свое. Напоминает же о завете Своем с отцами, о том, что нет никакой помощи от идолов, но что Он подает дождь нисходящий с неба, потому что не без правителя тварь. Ибо сие и выражает: (Иер.14:22) и небо даст «влагу свою. Не Ты ли еси Господи? и пождем Тебе, Ты бо сотворил еси вся сия».
* * *
Так читается и в славянском переводе.