Источник

Глава 13

После сего Пророк получает повеление купить (Иер.13:1) «чресленик» льняный, и опоясав им чресла, скрыть его потом при реке Евфрат; каковое повеление и исполнил немедленно. Но по прошествии многих дней снова повелено ему принести чресленик". И Пророк еще сделал, как повелел ему Господь, и взяв «чресленик» в руки, нашел его сгнившим, вовсе негодным для употребления. Потом слышит, что говорит ему Владыка:

Иер.13:9. Тако согнити сотворю гордыню Иудину, и гордыню Иерусалимлю, многую гордыню сию людей сих лукавых,

(Иер.13:10) «иже не хотят послушати словес Моих, ходящих в прямоте сердца своего» лукавого, «и шедших в след богов чуждих, да служат им, и да покланяются им: и будут якоже чресленик той, иже ни к чему потребен;» Сим означает Бог пребывание в Вавилоне; потому что Евфрат рассекает город сей на две части. А при Евфрате в «расселине каменне» повелено ему было скрыть чресленик. «Расселиной же» каменной назван у Пророка Вавилон. И там пребывал народ Иудейский, был «ни к чему потребен», и не назывался уже народом Божиим, не управлялся сам собою, не совершал богослужения по закону, но был также непотребен, как и этот сгнивший чресленик. В последующих словах объясняется потребность чресленика.

Иер.13:11. Зане, якоже придержится чресленик к чреслам мужа, тако прилепих Мне дом Израилев, и весь дом Иудин,

глаголет «Господь: да будут Мне люди имениты, и в хвалу и в славу и не послушаша Мене». Сими словами выразил Бог безмерность благости, показал, в каком союзе был Он с Иудеями, как хотел соделать их славными и всюду известными, но сами они беззаконием своим навлекли на себя укоризны. Так изобразив пророчество не словом, но вещью, снова предсказывает будущие события под иным образом.

Иер.13:12. Тако глаголет Господь Бог Израилев: всяк мех исполнится вина: и будет, аще рекут к тебе, еда ведяще не увемы, яко всяк мех исполнится вина?

(Иер.13:13) «И речеши к ним: сия глаголет Господь: се, Аз исполню всех обитателей земли сея, и царей седящих от колена Давидова на престоле его», потом продолжает и «Пророки и священники», и всех людей «пиянством». И объясняя, какое это «пиянство», присовокупил:

Иер.13:14. И расточу их, мужа и брата его, и отцы их, и сыны их вкупе, глаголет Господь.

И показывая непреложность гнева, присовокупил: «не пожелаю, не пощажу, и не умилосердюся, еже не погубити их». Поэтому «пиянством» назвал наказание; потому что, подвергшись величайшим бедствиям, уподоблялись погруженным в глубокий сон, и от безмерности страдания не могли плакать.

Иер.13:15. Слышите, и внемлите, и не возноситеся, яко Господь глаголал есть.

Положите конец дерзости и безумному высокомерию, и сказанное вам приимите, как от Самого Бога.

Иер.13:16. Дадите Господу Богу нашему славу, прежде даже не смеркнется, и прежде даже не преткнутся нозе ваши к горам темным.

Предупредите время наказания, говорит Пророк. Сие советует и божественный Апостол: «тем же убо дóндеже время имамы, да делаем благое» (Гал.6:10).

«И пождете света, и тамо сень смертная, и положени будете во мрак». Во время самого наказания, умоляя о человеколюбии, не получите просимого.

Иер.13:17. И аще не послушаете, в тайне восплачется душа ваша от лица гордыни, и плача восплачет, и изведут очи ваши слезы, яко сотрено есть стадо Господне.

Сказанное: «в тайне восплачется» дает разуметь чрезмерность бедствий. Ибо в рабстве у врагов не осмелитесь и плакать явно, но будете делать это тайно. Повелевает же царю и князьям оплакивать превратность дел, а также напоминает и о том, что уже совершилось.

Иер.13:19. Грады южныя затворени суть, и несть отверзаяй: преведен есть весь Иуда, соверши преселение, совершенное,

т. е порабощение; потому что Сеннахирим поработил жителей многих городов Иудейских. Потерпели же это, говорит, Пророк, в наказание за свои прегрешения. Но и Иерусалиму повелевает обратить взор на множество врагов, идущих с севера, и присовокупляет:

Иер.13:20. Где стадо, данное тебе, овцы славы твоея?

т. е. где многочисленность жителей.

Иер.13:21. Что речеши, егда посетят тя?

т. е. враги. «И ты, научил еси их на тя учением в начальство» твое; потому что, когда вели с ними войну Сирияне, призывали они на помощь Ассириян, между тем как должны были взыскать Божие о них промышление.

«Объимут тя болезни яко жену родящую». Изобразил тяжесть болезни.

Иер.13:22. Аще же речеши в сердцы твоем: почто придоша ми сия? За множество беззакония твоего откровена суть задняя твоя, да обруганы будут стопы твоя

. Такое обнажение постыдно для подвергающихся оному. Поэтому, говорит Пророк, если ты обнажен, то не грехи ли твои породили для тебя и эти бедствия?

Иер.13:23. Аще пременит Эфиоплянин кожу свою, и рысь пестроты своя, и вы можете благотворити научившеся злу.

Справедливо это слово, что привычка вторая природа. От долговременного навыка и все произвольное сравнялось у меня с естественным. Поэтому угрожает Бог, что расточит их, как стебли повсюду развеваемые бурей. Перечисляет же и множество грехов Иерусалима, непотребство, дерзость, служение идолам. Называет его (Иер.13:27). «отчуждением блуда», и потому присовокупляет: «на горах и на селах видех мерзости твоя». Потом, как бы оплакивая, говорит:

Иер.13:27. Горе тебе Иерусалиме, яко не очистился еси, последуя Мне, доколе еще!

Отважившись на многие беззакония, не захотел ты воспользоваться покаянием. Но не окажу более долготерпения, а наложу наказание. Посему лучше было бы жить тебе по божественным законам. Но поскольку людям свойственно падать, то надлежало воспользоваться врачеством покаяния, и тем умилостивить Судью, а вместе избегнуть и того, чтобы на опыте изведать угрожавшие наказания, которых да не изведаем и мы по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа! С Ним слава и держава Отцу со Всесвятым Духом ныне и всегда, и во веки веков! Аминь.


Источник: Творения Блаженного Феодорита, епископа Кирского. Часть 6. — Типография В. Готье, 1859. — 776 с. / Толкование на пророка Иеремию 105-315 с.

Комментарии для сайта Cackle