Источник

Глава 13

1–14. Символическое изображение суда Божия над упорными в нечестии своем иудеями. 15–27. Последнее увещание.

Иер.13:1–11. Пророк получает от Бога повеление постоянно носить на теле своем льняной пояс. Это – символ Израиля и Иуды, которых Господь чрезвычайно приблизил к Себе. Пророк не клал в воду этот пояс, чтобы не испортить его – так и Иегова не допускал Своему народу погрузиться в стихию язычества. Но, наконец, пророк получает от Бога повеление снести пояс к реке, одноименной с великой месопотамской рекой Евфратом, и положить его там так, чтобы вода могла мочить его, но чтобы он не был унесен водами с своего места. От этого пояс испортился. Точно также и народ иудейский, отдаленный пленом от Бога, окончательно испортится (что однако не исключает спасения остатка).

Иер.13:4. возьми по­яс, который ты купил, который на чреслах тво­их, и встань, пойди к Евфрату и спрячь его там в рас­селине скалы.

«К Ефрату». Так как судьба пояса должна быть проверена желающими, то нельзя предположить, что здесь имеется в виду далекая река Месопотамии. Всего вероятнее здесь идет речь о Вади Фара – речке, протекавшей невдали от Анафофа (ср. Нав 18.23). Но несомненно, что эта речка выбрана для символического действия по ее созвучию с наименованием той реки, около которой скоро должны будут жить уведенные в плен евреи.

Иер.13:10. Этот негодный народ, который не хочет слушать слов Мо­их, живет по упор­с­т­ву сердца своего и ходит во след иных богов, чтобы служить им и по­кло­няться им, будет как этот по­яс, который ни к чему не годен.

Большинство пленников иудейских не только не получит пользы от пребывания в плену, т. е. не раскается, но напротив окончательно погибнет там и забудет о своих великих целях, какие раньше думал осуществить иудейский народ.

Иер.13:12–14. К символическому действию присоединяется образно выраженная мысль. Каждый сосуд наполняется тем, для чего он назначен. Но жители Иерусалима по своему направлению не могут быть определены ни на что иное, как только на то, чтобы принять в себя гнев Божий; вследствие этого они лишатся рассудка и сами пойдут на встречу погибели, которая образно обозначается как разбитие сосудов.

Иер.13:12. Посему скажи им слово сие: так говорит Го­с­по­дь, Бог Израилев: всякий вин­ный мех наполняет­ся вином. Они скажут тебе: «раз­ве мы не знаем, что всякий вин­ный мех наполняет­ся вином?»

«Винный мех» по евр. nevel, может означать и сосуд для жидкостей, особенно для вина.

Иер.13:13. А ты скажи им: так говорит Го­с­по­дь: вот, Я наполню вином до опьяне­ния всех жителей сей земли и царей, сидящих на пре­столе Давида, и священ­ников, и про­роков и всех жителей Иерусалима,

Сосуды, какие здесь имеет в виду пророк, – это отдельные члены народа прежде всего его руководителя. – Вино, их опьяняющее, это вино гнева Божия (см. Иер 25.15). – Цари – не только царь, но и его родственники, которые принимали участие в делах правления (см. Иер 21.11 и сл.).

Иер.13:15–27. В последнем увещании своем пророк указывает, что покаяние пока еще возможно. Если иудеи все-таки не примут это ко сведению и исполнению, то пророку ничего не останется, как в уединении оплакивать скоро имеющую наступить погибель Иудейского государства. Пусть же покаются царь и царица – у них много грехов. Но иудеи упорно не хотят обратиться на истинный путь, и пророку приходится только указать причину падения Иерусалима – именно греховность его жителей, ставшую их второю натурою.

Иер.13:16. Воздайте славу Го­с­по­ду Богу вашему, доколе Он еще не навел темноты, и доколе еще ноги ваши не спотыкают­ся на горах мрака: тогда вы будете ожидать света, а Он обратит его в тень смерти и сделает тьмою.

Воздать славу Богу, по мысли пророка, значит не только восхвалять Бога, но и сознаться пред Ним в своих неправдах и обратиться от своих злых дел (ср. Мал 2.2).

Темнота и мрак, т. е. внезапно поступающая ночь очень пугает путешествующего по иудейским горам, где он легко может упасть и расшибиться.

Иер.13:18. Скажи царю и царице: смиритесь, сядьте по­ниже, ибо упал с головы вашей венец славы вашей.

Царица – официальный титул царицы-матери (3Цар 15.13; 4Цар 10.13), которая при дворе царей занимала второе место после самого царя (ср. 3Цар 2.19), что при существовании в те времена многоженства является очень понятным. Вероятнее всего пророк разумеет здесь мать царя Иехонии, которая разделила печальную судьбу своего сына (ср. Иер 22:26, 29:2). Иехонии было только 18 л., а по книге Паралипоменона (2Пар 36.9 по евр. тексту) только 8 л., когда он вступил на престол, и потому участие в делах правления его матери было необходимо.

Иер.13:19. Южные города заперты, и некому отворять их; Иуда весь отводит­ся в плен, отводит­ся в плен весь совершен­но.

«Южные города заперты», т. е. туда нельзя уже спастись жителям Иерусалима, если бы они захотели. Города иудейские, лежащие к югу от Иерусалима, первые, сл., подверглись нападению врагов и отрезаны от столицы.

Иер.13:20. Поднимите глаза ваши и по­смотрите на идущих от севера: где стадо, которое дано было тебе, пре­красное стадо твое?

«Стадо», которое было поручено пасти Иерусалиму, – это те самые южные города иудейские, уже захваченные врагами.

Иер.13:21. Что скажешь, дочь Сиона, когда Он по­сетит тебя? Ты сама при­учила их началь­ство­вать над тобою; не схватят ли тебя боли, как рожда­ю­щую женщину?

«Их», т. е. конечно, вавилонян, с которыми еще царь Езекия хотел вступить в дружеские отношения (4Цар. 20).

Иер.13:22. И если скажешь в сердце твоем: «за что по­стигло меня это?» – За множе­с­т­во беззаконий тво­их открыт подол у тебя, обнажены пяты твои.

Иерусалим изображается под видом знатной женщины, которая, конечно, одевалась в длинное платье и у которой внезапно это платье поднялось.

Иер.13:23. Может ли Ефиоплянин пере­ме­нить кожу свою и барс – пятна сво­и? так и вы можете ли делать доброе, при­выкнув делать злое?

Барс или леопард с пятнами и доселе ещё водится в Палестине, на Ливанских горах. – Можете ли?. Грех так овладевает человеком, что становится для него необходимостью, как бы второю природою.

Иер.13:27. Видел Я пре­любо­дей­с­т­во твое и неистовые по­хоте­ния твои, твои непотребства и твои мерзости на холмах в по­ле. Горе тебе, Иерусалим! ты и по­сле сего не очистишься. Доколе же?

«Прелюбодейство», т. е. идолослужение, сопровождавшееся действительными непотребствами.

Особые замечания. При каком царе сказана эта речь – при Иоакиме или при Иехонии? При объяснении 18-го ст. уже сказано, что естественнее всего пророку было упомянуть о царице-матери при обращении к юному Иехонии. Теперь прибавим, что царь Иоаким был человек с очень самостоятельным характером и едва ли бы он стал решать дела по совету матери своей. След., вероятнее всего речь ХIII-й гл. сказана в правление – трехмесячное – царя Иехонии.


Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т. / Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009. / Т. 4: Пророческие книги. - 1168 с. / Книга пророка Иеремии. 426-612 с.

Комментарии для сайта Cackle