Псалом 113
Пс.113:1. Аллилуиа. Во исходе Израилеве от Египта, дому Иаковля из людий варвар,
Пс.113:2. бысть Иудеа святыня его, Израиль область его.
СОДЕРЖАНИЕ
В сем псалме воспевает Давид чудныя дела Божия, соделанная при изведении сынов Израилевых из Египта в землю обетованную. Намерение Пророка состоит в том, дабы убедить Израильский народ постоянно пребывать во исповедании единаго истиннаго Бога, и всегда надеяться на покровительство Его.
В начале псалма повествует Пророк, каким образом Израильтяне по исходе из Египта сделалися народом, особенно Богу подданным, и как начали управляться Божиим промыслом, так как бы Бог был единственным царем их: ибо прежде нежели вышли из Египта, составляли одно токмо семейство, а не особенный народ. Они были перемешаны между Египтянами и работали царю Фараону, но по изшествии из Египта, начали иметь образ собственнаго правления. Моисей, яко наместник Божий и истолкователь воли Его, имел над ними верховную власть. О сем-то происшествии повествуя, Пророк глаголет: во исходе Израилеве от Египта, дому Иаковля из людей варвар, бысть Иудеа святыня Его. То есть, как скоро вышли сынове Израилевы из Египта, то Бог освятил их Себе в особенный народ, или, что то же есть, приял над ними особенную власть и господство.
Пс.113:3. Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять:
Пс.113:4. горы взыграшася яко овни, и холми яко агнцы овчии.
Здесь, во-первых, повествует о том преславном чуде, посредством котораго по Божию повелению разделилось море на двое, дабы Израильскому народу дать свободный проход, как читаем в книге Исх. 14. Но Пророк повествует о сем стихотворческим образом, приписывая морю чувство, так как бы видя величество Божие, от страха и от почтения отступило вспять. Потом присовокупляет другое чудо, случившееся во Иордане, которое к тому же относится намерению, хотя случилось гораздо после, то есть по прошествии четыредесяти лет во времена Иисуса Навина, под предводительством коего Израильский народ прешел Иордан по суху, как повествуется в книге Нав. 4. За сим упоминает о чудесах случившихся на земле, когда Израильтяне закон принимали, сошедшу Богу на гору Синайскую, от лица Котораго так земля поколебалася, что казалась трясущеюся, или на подобие овнов и агнцев прыгающею.
Пс.113:5. Что ти есть, море, яко побегло еси, и тебе, Иордане, яко возвратился еси вспять?
Пс.113:6. горы, яко взыграстеся яко овни, и холми яко агнцы овчии?
Пророк вопрошает здесь море, Иордан и горы в том же разуме, в каком и выше приписал им страх и почтение к Богу. А сими фигуральными выражениями сильнее изобличает безчувствие людей, кои будучи одарены разумом, не хотят упражняться в разсматривании чудных дел Божиих. Самое воззрение на море, о котором беседует здесь Пророк, довольно служит к изобличению слепоты их: ибо море не могло само собою изсушиться, ниже река Иордан обратить течения своего вспять, ежели бы Бог сокровенным повелением Своим не понудил их к повиновению. Итак, хотя слово обращается здесь к морю, к горам и ко Иордану, но Пророк паче к нам беседует, дабы всяк из нас, входя в самого себя, прилежно на сем размышлении останавливался и ведал, что не можно такой перемены приписывать природе или естественным причинам, но что рука Божия очевидно действовала здесь. Подобие взято от овнов и агнцев, хотя, по-видимому, не соответствует великости вещи (ибо как на горах, некоторым образом, основана непоколебимость вселенныя, то есть ли нечто общее горам с овнами и агнцами, прыгающими туда и сюда?), но Пророк имел намерение самыми простыми словами изобразить, каким образом Бог являет невероятную силу Свою в самых безчувственных тварях. Таким образом, не уменьшает чуда, но простым выражения родом напечатлевает на грубых умах чудные признаки Божией силы.
Пс.113:7. От лица Господня подвижеся земля, от лица Бога Иаковля:
Пс.113:8. обращшаго камень во езера водная и несекомый во источники водныя.
Пробудив вопросом усыпленныя чувства людей, здесь присовокупляет ответ, чего ради море побегло, Иордан возвратился вспять, горы и холмы вострепетали, и говорит, что все сие произвела Божия сила, которая не токмо море обратила в бегство и потрясла землю, но и, что удивительнее, одну стихию превратила в другую; ибо кремнистую и твердую гору обратила в мягкия и быстротекущия воды. Сие чудо дважды соделал Бог в пустыне по переходе Израильскаго народа через море. А сим образом Пророк напоминает, что Божия сила, по исходе Израиля из Египта, не в один токмо день явилася, но чрез все продолжение времени и в других делах безпрестанно видима была. Имя Бога Иаковля с намерением присовокупляет, дабы удалить от Израиля всех ложных богов. Ибо как Израильтяне весьма склонны были к идолопоклонству, сего ради боялся, дабы не поставили идолов на место истиннаго Бога.
Пс.113:9. Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Пс.113:10. да не когда рекут язы́цы: где есть Бог их?
Здесь начинается у Евреев другой псалом: но мы следуем древнему разделению седмидесяти толковников, которому следует и Иероним в переводе своем с Еврейскаго. Сие служит доказательством, что не во всех Еврейских книгах псалом сей разделяется на два.
Итак, исчислив чудныя дела Божии, соделанныя при исходе Израиля из Египта, Пророк именем всего народа молится Богу, дабы не взирал на грехи их, но на славу Свою, и продолжил покровительствовать людей Своих. За сим вкратце показывает три причины, чего ради прилично Богу искать славы имени Своему в сохранении Своего народа: первое, поскольку есть милостив; второе, поскольку есть истинен и верен в хранении завета; третие, дабы язычникам не подать случая к богохулению, когда увидят людей Божиих оставленных.
Пс.113:11. Бог же наш на небеси и на земли, вся елика восхоте, сотвори.
Пс.113:12. Идоли язык сребро и злато, дела рук человеческих:
Пс.113:13. уста имут, и не возглаголют: очи имут, и не узрят:
Пс.113:14. ушы имут, и не услышат: ноздри имут, и не обоняют:
Пс.113:15. руце имут, и не осяжут: нозе имут, и не пойдут: не возгласят гортанем своим.
По поводу вышереченных слов: да не когда рекут язы́цы: где есть Бог их? Пророк присовокупляет прекрасное противоположение между Богом истинным и между богами ложными, говоря, что не должно давать случая язычникам к богохулению. А ежели-де скажут: где есть Бог их? мы будем ответствовать, что Бог наш на небеси и что бытие Его свидетельствуют дела, которыя соделал Он по воле Своей; напротив же того, боги их суть на земле, и ничего сделать не могут, но даже не в силах двигнуть и членов своих, хотя, по-видимому, и имеют их; ибо ни видят, ни слышат, ни обоняют, ни осязают, ни ходят, ни глаголют и ниже гласа коего-либо гортанию произносят.
Пс.113:16. Подобни им да будут творящии я и вси надеющиися на ня.
Язычники не могут жаловаться, аки бы Пророк делает им обиду, когда желает быть им подобными богам своим: ибо поистинне подобны суть идолам, когда по видимому токмо видят и слышат, а не самою вещию. Не видят бо и не слышат, в чем состоит истинное добро, и в чем зло, – ниже пекутся о том, что касается до спасения их, так что по справедливости нарещися могут сновидящими паче, нежели видящими или слышащими, по оному изречению Господню: очи имуще, не видите; и уши имуще, не слышите (Мк. 8:18). А как язычники говорят, что они не самых идолов чтут, но божество обитающее в них, сего ради Пророк в другом псалме говорит: бози язык бесове, Господь же небеса сотвори (Пс. 95:5). И Апостол в первом послании к Коринфянам (1Кор. 10:20): яже жрут язы́цы, бесом жрут, а не Богови.
Пс.113:17. Дом Израилев упова на Господа: помощник и защититель им есть.
Пс.113:18. Дом Ааронь упова на Господа: помощник и защититель им есть.
Пс.113:19. Боящиися Господа уповаша на Господа: помощник и защититель им есть.
Из вышереченных слов выводит Пророк полезное увещание, напоминая сынам Израилевым, дабы гнушалися идолами и уповали на единаго истиннаго Бога, ежели хотят иметь Его помощником и покровителем. И во-первых, именует дом Израилев, то есть весь народ Еврейский, потом дом Ааронов, то есть колено священническое и Левитское, наконец, всех боящихся Бога. Ибо и кроме сынов Израилевых некоторые были такие, кои чтили и боялися Бога, в числе коих обыкновенно полагается Иов и друзья его, тако же Нееман Сирианин и другие.
Пс.113:20. Господь помянув ны благословил есть нас: благословил есть дом Израилев, благословил есть дом Ааронь,
Пс.113:21. благословил есть боящыяся Господа, малыя с великими.
В заключение увещания, Пророк желает всем благословения и милости от Бога. И во-первых, себя самого полагает в числе покровительствуемых от Бога, яко такой, который паче других испытал на себе Божию милость. Потом тем же порядком, каким и выше, желает благословения дому Израилеву, дому Ааронову и всем боящимся Бога, как великим, так и малым.
Пс.113:22. Да приложит Господь на вы, на вы и на сыны вашя:
Пс.113:23. благословени вы Господеви, сотворшему небо и землю.
От избытка сердца уста глаголют, сказал Господь у Луки (Лк. 6:45). Понеже убо сердце святаго Пророка горело желанием Божией славы и спасения ближних: сего ради умножает слова, то пророчествуя, то увещавая, то благополучия желая, дабы сим образом убедить людей бояться Бога и всю надежду возлагать на Него. Итак, паки обратяся к верным, глаголет: да приложит Господь на вы, на вы, и на сыны ваша: то есть, да умножит благословение Свое и изобилие всех благ не токмо над вами, но и над сынами вашими. Таким образом, будете благословени от Господа полным и совершенным благословением не токмо здесь, но и в будущей жизни. Нарицая Бога Творцем неба и земли, напоминает, дабы верные не думали, аки бы Он един недоволен был сохранять их: ибо не с тем сотворил небо и землю, чтоб сидеть праздным на небеси, но чтоб промыслом Своих хранить и управлять всяческая.
Пс.113:24. Небо небесе Господеви, землю же даде сыновом человеческим.
Пс.113:25. Не мертвии восхвалят тя, Господи, ниже вси низходящии во ад:
Пс.113:26. но мы живии благословим Господа отныне и до века.
Сими словами Пророк научает, что самая справедливость требует, дабы те, которые получили благословение от Господа, и сами благословляли Его, пока живут на земле, которую в наследие получили от Бога, оставляя Ангелам долг благословлять Его на небеси, которое собственно принадлежит Богу и служебным духам Его. Сыновом же человеческим, поскольку дана земля с стихиями ея, то и должны они непрестанно благодарить за сие Бога, пока живут и пользуются благами земными: ибо не мертвые хвалят Господа, ниже вси нисходящии во ад, но мы живии должни есмы благословити Господа от ныне и до века.