Источник

Псалом 112

Пс.112:1. Аллилуиа. Хвалите, отроцы, Господа, хвалите имя Господне.

СОДЕРЖАНИЕ

Сей краткий и ясный псалом побуждает истинных Богопочитателей к хвалению Бога, наипаче за то, что будучи Существо Высочайшее, не гнушается свыше преклонять к нам очи и притом многими ущедрять благодеяниями.

ТОЛКОВАНИЕ

Под именем отроков разумеются Божии слуги, чистым сердцем чтущии своего Владыку: ибо между слугами и отроками не малое есть сходство, так что не без причины слуги нарицаются отроками, а отроки слугами. Слуги управляются от господ, а отроки или малыя дети от приставников. Почему и блаженный Павел прилично глаголет: в елико время наследник млад есть, ничимже лучший есть раба (Гал. 4:1). Итак, имя отроков напоминает нам, что слуги Божии должны быть простосердечны, чисты и на всякое послушание Господне без прекословия готовы: хвалите отроцы Господа, хвалите имя Господне. Аки бы сказал: вы, которые нарицаетеся слугами Божиими, помыслите о величестве Владыки вашего и всем сердцем похвалите имя Его, как и инде говорит: се, ныне благословите Господа, вси раби Господни (Пс. 133:1). И паки: хвалите имя Господне, хвалите раби Господа (Пс. 134:1).

Пс.112:2. Буди имя Господне благословено отныне и до века.

Здесь показывает способ, каким образом раби Божии долженствуют хвалить имя Господне, и говорит, что ежели мы, пресмыкающиеся по земли, не можем и не знаем восхвалить Его самым делом и как должно, то по крайней мере чистым расположением сердца да хвалим Его и непрестанно со Иовом да глаголем: буди имя Господне благословено от ныне и до века.

Пс.112:3. От восток солнца до запад хвально имя Господне.

В сем стихе и в следующих предлагает материю Божией хвалы и говорит, что случаи к хвалению Бога представляются повсюду: понеже весь мир исполнен великих и чудных дел Его, которыя будучи прилежно разсуждаемы, делают честь Художнику. Почему леность наша будет неизвинительна, ежели мы взаимно между собою не будем провозглашать похвал Божиих: ибо от восток солнца до запад, то есть, по всему пространству мира, от начала до конца его, хвально имя Господне.

Пс.112:4. Высок над всеми языки Господь: над небесы слава его.

Сими словами изображает, что хотя много есть на земле сильных народов, великих государей и царей, но Бог несравненно всех их выше, и не токмо выше народов и царей, но и выше всех Ангелов, сущих на небеси, ибо слава Его превосходит все небеса и живущих на них. Святый Златоуст сии два стиха толкует о распространении проповеди Евангельския, посредством которыя воспоследовало то, что имя Господне, которое в одной токмо Иудеи известно было, ныне от восток солнца до запад прославляется, а таким образом Господь соделался высок над всеми языки. Впрочем, в словах сих подразумевается скрытная укоризна, относящаяся к безчестию избраннаго народа: ибо может ли что быть безчестнее, как, будучи очевидными свидетелями Божией славы, нерадеть о тех хвалах, коими прославляют Бога даже и слепые?

Пс.112:5. Кто яко Господь Бог наш? на высоких живый,

Пс.112:6. и на смиренныя призираяй на небеси и на земли:

Здесь хвалит Бога от чудной благости Его, которая будучи соединена с толиким величеством, еще чуднее представляется. Слова означают, что Бог, хотя по величеству существа Своего живет на превыспренних, и всех и вся превосходит, но по милости Своей даже и к малейшим вещам близок есть, а наипаче к людям кротким и смиренное сердце имущим.

Сие же творит равномерно как на небеси, так и на земле: ибо на небеси презрел гордых ангелов, а на земле воззрел на смиренных, и в соучастие славы Своея возвел. И паки, на земле презрел гордых Фараонов, Саулов и других, подобных им, и воззрел на Моисея и Давида, и на других смиренных и кротких, паче же на весь человеческий род, грехом уничиженный.

Пс.112:7. воздвизаяй от земли нища, и от гноища возвышаяй убога:

Пс.112:8. посадити его с князи, с князи людий своих:

Здесь от разных перемен, бывающих в мире, и приписываемых обыкновенно случаю, доказывает Пророк Божий промысл и говорит, что разныя перемены, сверх нашего чаяния случающияся, зависят от воли единаго Бога. Ибо ежели бы течение вещей всегда было одинаково, то мирские люди сказали бы, что так действует природа: но перемена вещей напоминает, что в свете господствует сокровенный промысл. А как люди сему не внимают, сего ради Пророк в необыкновенных приключениях повелевает удивляться промыслу: ибо когда пастухи, и другие презреннейшие люди восходят на престолы, то чувства наши сею нечаянною новостию поражаются сильнее. Отсюду видим, куда клонится намерение Пророка. Он мог бы представить нам строение неба и земли, как делает на других местах, но понеже при обыкновенном течении природы мысли наши слепотствуют, сего ради глаголет, что в делах необыкновенных Божия рука открывается яснее. Сие чудо еще более увеличивает, когда говорит, что Бог возводит низких и презренных людей не токмо на обыкновенныя степени достоинств, но и посаждает их с князи людей Своих.

Пс.112:9. вселяя неплодовь в дом, матерь о чадех веселящуся.

Здесь упоминает о другом Божием деле, которое хотя, по-видимому, не так достопримечательно, однако не меньше действует на наши чувства. Якоже бо призирает Бог на людей смиренных, и из низкаго состояния возводит их на престолы: тако призирает и на жен смиренных, и из неплодных делает их многоплодными в дому, то есть, в семействе; ибо дом не просто за жилище берется здесь, но за самое семейство. Веселие же приписывает матерям потому, что рождение детей предпочитается всем другим удовольствиям в свете, якоже и Христос глаголет: жена егда раждает, скорбь имать: егда же родит отроча, ктому не помнит скорби за радость, яко родися человек в мир (Ин. 16:21). Все же сие в простом смысле можно отнести ко всякой жене неплодной, какова, например, была Сарра, Ревекка, Рахиль, Анна и другия им подобныя. Но в смысле высочайшем относится к Церкви, собранной из язычников, которая через долгое время пребывая безплодна, наконец в старости породила многих, по оному изречению Апостола Павла: возвеселися неплоды нераждающая, расторгни и возопи не болящая, яко многа чада пустыя паче, нежели имущия мужа (Гал. 4:27). Итак, когда Бог не токмо обыкновенным образом управляет чином природы, но и производит в нем различныя перемены, воздвизая от земли нища и от гноища возвышая убога, творя неплодную в дому матерь, о чадех веселящуюся, то небрежение наше сугубо будет неизвинительно, ежели мы не будем внимательны к чудным действиям промысла Божия.


Источник: Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому, истолкованное тщанием и трудами святейшаго правительствующаго Синода члена, покойнаго архиепископа Псковскаго, Лифляндскаго и Курляндскаго и кавалера, Иринея [Текст]. - Изд. 7-е. - Москва : в Синодальной тип., 1882. - 25 см.

Комментарии для сайта Cackle