Псалом 141
Разума Давиду, внегда быти ему в вертепе молящемуся.
Значение надписания «разума» мы не однократно уже объяснили. Под «вертепом» же разумеет ту пещеру, в которой Давид скрывался, когда убегал от Саула. Когда Давид находился во внутренности пещеры, Саул, не зная этого, остановился также у входа в пещеру; в это время Давид, видя себя окруженным врагами и как бы запертым, произнес эту молитву к Богу.
Пс.141:2. Гласом моим ко Господу воззвах, гласом моим по Господу помолихся
Так как он, чтобы не быть тотчас схваченным и не погибнуть, не мог взывать и кричать голосом, то под гласом здесь должно разуметь напряженное состояние сердца, без слов взывающего и умственно молящегося к Богу.
Пс.141:3. Пролию пред Ним моление мое
Предложу, говорит, Богу молитву мою.
Печаль мою пред Ним возвещу
Снова повторяет то же самое. Представлю, говорит, Ему вместо молитвы скорбь мою, которая может преклонить Господа к милости. Ибо скорбь не только делает обыкновенно людей более внимательными, и старательными, но и дарует не малое дерзновение к Богу тому, кто с благодарением переносит ее. Она приобретает великое право быть услышану.
Пс.141:4. Внегда исчезати от Мене духу моему
Это, говорит, я делаю потому, что нахожусь в опасности смерти. Не ожидая ни откуда помощи, всецело обратился к Богу.
И Ты познал вси стези моя
Так я поступаю, потому что нахожусь в крайней опасности; но Тебе, Господи, известны пути моей жизни, Ты знаешь, что я ничего не сделал из того, что по зависти несправедливо клевещут на меня.
На пути сем, по нему же хождах, скрыта сеть мне
на этом пути бегства моего они скрыли сеть, тайно воставши против меня и заперши предумышленно выход мне. Можно это разуметь также и о духовных врагах, которые не только на пути порока расставляют сети, но, что важнее, и на пути добродетели, как например в милосердии сеть тщеславия, и в терпении – гордость и мечтательность. (1)
(1) Почему и Сирах сказал: Знай, что среди сетей ты идешь и по крепостным городским стенам ходишь (Сир. 9:18). Феодорита: Как охотники сидят пути зверей и на них поставляют сети, так и диавол для идущего по пути целомудрия поставляет сеть сластолюбия, для упражняющегося в милостыни – тенета тщеславия, для нелюбостяжательнаго – случаи к возбужденно сребролюбия, и вообще для каждого в жизни – легко уловляющую засаду.
Пс.141:5. Смотрях одесную и возглядах, и не бе знаяй мене
На правой стороне сражающегося обыкновенно стоят друзья, содействующие и вспомоществующие в брани. Итак, Давид говорит о себе: я смотрел на правую сторону, и не было никого, не только вспомоществующего, но даже и знающего меня, что, по словам Златоуста, особенно увеличивает бедствие.(1)
(1) Златого Святителя: Не многим свойственно находиться при бедствиях и помогать, когда сии бедствия угрожают опасностями. Итак, когда увидишь бедствия увеличивающимися, не упадай в духе, но тем более бодрствуй. Ибо Бог для того попускает им возвышаться, чтобы отрясти от тебя нерадение, чтобы пробудить тебя от сна. Тогда лишнее отсекается, все житейское сдувается; тогда ты делаешься пламеннее в молитвах, и всякая страсть, будучи прогонима печалью, удобно побеждается, Феодорита: Ни от кого, говорит, ни с какой стороны не видел я помощи. Ибо правою стороною назвал тех, которые принадлежат к числу благомыслящих.
Погибе бегство от Мене; и несть взыскаяй душу мою
Для меня, продолжает, несчастного погиб способ бегства и спасения: пoелику я заключен в пещере и не могу бежать; потому что Саул находится у входа в пещеру; и посему нет никого, кто позаботился бы об освобождении жизни моей от опасности.
Пс.141:6. Воззвах к Тебе, Господи, рех: Ты еси упование мое, часть моя еси на земли живых
Находясь, продолжает, в таком затворе и отчаянии, я мысленно воззвал к Тебе, Господи, сердцем моим (ибо в присутствий Саула я не мог воззвать к Тебе чувственно); и я сказал: Ты один вся моя надежда; и доколе нахожусь на земле живых, то есть доколе я жив и нахожусь с живыми людьми, я только Тебя имею частью и богатством и сокровищем, и другого земного наследства не имею никакого. Или Ты мое наследство и богатство на небеси: так как небо есть земля праведных, всегда живых и никогда не умирающих.(1)
(1) Слова Феодорита: Часто божественный Давид называет своею частью Бога, и теперь то же самое сделал: ибо говорит: я не имею никакой другой помощи, но только Тебя одного имею попечителем и чрез Тебя желаю достигнуть жизни.
Пс.141:7. Вонми молению моему, яко смирихся зело (угнетен весьма).
Внемли, говорит, Господи, молитве моей, если не за что-либо другое, то по крайней мере за великое злострадание мое; ибо смирением Давид, по словам Феодорита, называет злострадание и бедствие, которое и употребляет в посредство к тому, чтобы услышал его Бог и старается преклонить оным Владыку к человеколюбию. И в другом месте он же сказал: я был озлоблен и смирен до крайности (Псал. 37:9). (1)
(1) Златословесного: Hapечие весьма, не означает порицания событий, но печаль и бессилие страждущего: ибо если (говорит) Ты воззришь на то, чего стоять грехи, то невелико угнетение: а если на бессилие того кто несет его, то чрезмерно велико. Ибо Бог никогда не подвергает за преступления достойному наказанию.
Избави мя от гонящих мя, яко укрепишася паче мене
Избавь, продолжает, меня, Господи, от врагов, преследующих меня; потому что они сделались сильнее меня, заключив меня в таком месте, из которого я не в состоянии убежать.
Пс.141:8. Изведи из темницы душу мою исповедатися (благодарить) имени Твоему.
Темницею Давид называет ту пещеру, в которой он был заперт, а душою – жизнь и всего себя. Итак, он говорит: изведи меня, Господи, из сей пещеры, чтоб я мог благодарить имени Твоему. В высшем же значении под темницею разумеется тело, в котором связана и заключена душа. (1)
(1) Посему и премудрый Нил сказал: это тело есть темница, пoелику связывает и стесняет заключенную в ней душу. Итак, мы молимся и говорим: изведи из темницы душу мою исповедоваться имени Твоему, разумеется, потому что тело препятствует приносить Богу чистое исповедание. Ибо если чувство стремится к чувственному, а ум к умственному, Бог же наш есть из умственных предметов первый: то ум желает освободиться от чувственных, чтобы наедине беседовать с одним Богом. Симмах же перевел так: поставь вне заключения душу мою.
Мене ждут праведницы, Дóндеже воздаси мне
Акила это перевел так: меня ожидают (περιμενωσι) праведники, доколе не воздашь мне. Праведники, говорит, ожидают меня, надеясь что я освобожусь от бедствий и искушений, и будут ожидать, доколе Ты, Господи, не воздашь мне за несправедливо терпимое мною злострадание и угнетение сие. (1) Ибо таковы души святых и праведных: они, по словам Златословесного, с несчастными печалятся, и с счастливыми радуются. (2)
(1) Златословесного: Называет воздаянием за дни угнетения. Ибо и это не малый подвиг – переносить скорбь с благодарностью; почему и будущую награду за нее называет воздаянием. Итак, не станем изнемогать в скорбях, но молиться, потому что чрез сие и соделанные грехи слагаем с себя, и если мы сделали какую-либо правду, мы можем сделать ее тем блистательнее. Скорбь часто побеждает и природу. Ибо и вниз стремящаяся, и текучая вода поднимается вверх быстро; a сие конечно случается и с людьми: потому что те, которые легко переносят скорби, чрез сие становятся выше, хотя бы прежде были и весьма склонны к земному, низки и поникшие к земле, и получают от нее много пользы.
(2) Феодорит сказывает, что Симмах перевел: имя твое увенчают праведники, когда ты окажешь мне благодеяния: ибо оказанное мне благодеяние праведники примут для себя как залог спасения и прославят Тебя, как праведного судию.