Глава 13
Зах.13:1. В день он будет всяко место отверзаемо дому Давидову и живущим во Иерусалиме в предвижение и окропление175.
Снова обращает речь к следующей за сим будущей судьбе возлюбивших явление Христа. Те, гордые и непослушные, подвергнутся, говорит, осаде и будут оплакивать свои собственные бедствия. Напротив, в духовном и поистине святом Иерусалиме и в доме Давидовом, то есть в Церкви, с явлением Христа из семени Давида по плоти, «всяко место будет отверзаемо», то есть будет некая обширная равнина и как бы привольная жизнь, треблаженная и беспечальнейшая. Впрочем, следует заметить, что это место евреи опять читают иначе. Вместо: «всяко место будет отверзаемо», они читают: всякий источник откроется. Весьма, впрочем, вероятно, что и цель перевода Семидесяти направлялась к тому же самому, чтобы выразить нечто подобное же, хотя (в нем) и иной способ чтения слов. Итак, непокорный и упорный Иерусалим, злой и отступник, «избивый пророки и камением побиваяй посланныя» к нему (Мф.23:37), получит воздаяние, соответствующее его собственным дерзким деяниям. Он будет вырублен подобно гранатовому саду. Для населяющих же духовный Иерусалим, или дом Иудин, то есть Христа, «будет всяко место отверзаемо», или во всяком месте будет источник, источающий воду очищения, очевидно воду святого крещения, чтобы быть полезным для уверовавших «и в предвижение и в окропление». Что же означает «предвижение»? – Передвижение иудеев от законного водительства в гражданство под властью Христа, от тени к истине, от образа и буквы к духовному служению. Какое же передвижение будет для еллинов? От неверия они приходят к вере во Христа, от первоначального неведения к чистому познанию истинно Сущего Бога, от мрака к свету. Передвижение же общее, свойственное всякому призванному по вере, как Иудею так и Еллину, это – от мудрования о плотском к избранию жизни святой и чистой, и к хождению в духе, по слову блаженного Павла (Рим.8:4, 9), от почитания того, что в мире, к любви к премирному. А что, принимая божественное и священное крещение, мы окропляемся кровью Христа в очищение греха, в этом как можно сомневаться? Итак, путь к передвижению и окроплению для живущих в доме Иудовом есть спасительное крещение, то есть всякое место отверзаемое, или всякий источник открывающийся и изливающий воду очищения.
Зах.13:2. И будет в день он, глаголет Господь Саваоф, потреблю имена идолов от земли, и ктому не будет их памяти: и лживыя пророки и духа нечистаго изму от земли.
Все во Христе изменилось к лучшему и, отбросив укоризну изначального повреждения, стало новою тварью (2Кор.5:17). Прежде времен пришествия, до вочеловечения Единородного и озарения Им всего Своим божественным светом, была еще тьма и мрак в сердцах народов. Они служили идолам и доходили до такого неразумия, что воздавали почитание деревьям и камням, и оказывали нечистым духам почести, приличествующие Богу. Такова была вина глупости заблуждавшихся. С другой стороны, и у Израиля, который хотя и был избранным, и «часть Господня и уже наследия Его», по писанию (Втор.32:9), было однако же столь великое ослабление нравов и поведения, что закон, данный им в помощь и небесполезный для руководства в деле правой жизни, они удостаивали ничтожного внимания, более же склонялись к тому, чтобы безрассудно увлекаться заблуждениями язычников и следовать суевериям соседних народов. Так, весьма безрассудно они были привязаны к предсказаниям лжеименных пророков. Одни служители идолов, сидя в нечистых рощах, были прорицателями и говорили ложь. Другие, имея на устах: живет Господь, и принимая вид благочестия, и как бы скрывая волка под шкурою овцы, присвояя, жалкие, себе пророческое имя и нечестиво похищая свойственную Ему славу, извергали, что вздумается, и помыслы своего сердца называли божественною волею. О привыкших к таковым дерзким деяниям говорил и пророк Иеремия к властвующему над всем Богу: «сый Господи, се пророцы их прорицают и глаголют: не узрите меча, и глад не будет вам, но истину и мир дам на земли и на месте сем» (Иер.14:13). И на это Бог: «лживо пророцы прорицают во имя Мое, не послах их, ни заповедах им, ни глаголал есмь к ним: понеже видения лжива, и гадания, и волшебства, и произволы сердца своего тии прорицают вам» (Иер.14:14). Они говорили ложь, как сказал я, и побуждаемые постыдными взятками изрекали слушателям, как написано: «от сердца своего, а не от уст Господа» (Иер.23:16). Потом: между тем как Иудеям надлежало негодовать на них, они наоборот делали их почетными и старались увенчать высшими почестями. После же того, как явилось нам Единородное Слово Божие, исчезли совсем и всецело погибли бесчувственные и детские игрушки идолослужения, вместе с ним уничтожено безрассудное и нечестивое занятие лжепророков, кои были исполнены злого и нечистого духа и вместе с служителями идолов могли бы со всею справедливостью быть уличены в недуге родственного тому и близкого заблуждения: ибо один у тех и других наставник нечестия, то есть сатана. Итак, истреблю, говорит, от земли имена идолов, и не будет их памяти – в день он, то есть в то время, когда заблистает божественный и небесный свет, и «в сердцах заблуждающихся духовная денница возсияет, по написанному, и озарит день» (2Пет.1:19), прогнав прежнюю ночь и деяния во время нее, дабы, с удалением древней нечистоты, подвижники и святые поклонники, усвоив наконец себе достоинства добродетельного поведения, явились ревнителями жизни в Христе.
Зах.13:3. И будет, аще проречет человек еще, и речет к нему отец и мати его, рождшии его176: не жив будеши, яко лжу глаголал еси во имя Господне. И запнут ему отец его и мати его, родившии его, внегда пророчествовати ему.
Такое, говорит, будет у тогдашних людей благоговение к божественному и столь будут они заботиться о наивысшем благонравии и достохвальной жизни, что даже сами родители возгорятся ревностью на чад своих за то, что сии, говоря ложь, воображают себя пророками и изрекают от сердца своего, как бы говорил это Бог. «Запнут177 ему», говорит, то есть свяжут, как безумного и неистовствующего, и без всякого колебания присудят его к смерти, если он упорно и бесстыдно пребудет в этом недуге. Они согласны будут определить детищу всякое наказание за то, что оно изрекает ложь именем Господним. Заметь же, сколь истинно слово сие и как достоверно предсказание. Кто из нас в настоящее время потерпит такого пророка? Или немедленно не сочтет ли такового исступленным и не признает ли гнусным имеющего такое настроение? Какой отец оставит дитя без наказания, если оно окажется подверженным столь ужасным прегрешениям? Итак, это, по моему мнению, может служить доказательством, и очень ясным, благочестия к Богу, когда существо наших дел переходит к лучшему, при помощи Бога, применяющего к следованию Своей воле и преобразующего в лучшее сравнительно с прежним состояние. Вот почему то, что некогда ценилось и у многих было достопочтенным, ныне оказывается мерзким, достойным проклятия, для благонравных невыносимым и застуживающим наказания.
Зах.13:4–6. И будет в день он, постыдятся пророцы, кийждо от видения своего, внегда пророчествовати ему, и облекутся в кожу власяную, зане солгаша. И речет: несмь пророк аз, яко человек делаяй землю аз есмь, зане человек роди мя от юности моея. И реку к нему: что язвы сия посреде руку твоею? и речет: ими же уязвлен бых в дому возлюбленнаго моего.
Что и наказания и осуждения достойным почитается у нас то, что некогда возбуждало к себе удивление, это легко можно видеть и из приведенного места. Пророчествовали, как говорил я, во Израиле лжецы и обманщики и обыкшие прельщать «ради горсти ячмене и укруха хлеба» (Иез.13:19), по написанному. Между тем их, дерзавших на сие, никто не возбранял и не желал остановить как нечестивцев, а напротив, несчастные, они удостаивали их увенчания похвалами и высшими почестями. Посему и они пришли в худшее состояние, страдая недугом, как бы питавшимся чрез легкомыслие тех, кои возбуждали в них удивление. В нынешнее же время, говорит, они постыдятся, очевидно, потому, что не только не приемлется лжепророчество, но напротив воспрещается, и даже из самих, дошедших до такой дерзости, требуют наказания за сие безумие, так что, уличаемые немедленно, они отказываются от этого зла и «облекаются в кожу власяну, зане солгаша», то есть плачут о зле и рыдают о прегрешении, раскаиваясь в том, что дошли в своих умствованиях до такого неразумия, что говорили ложь на Бога, без всякого стыда, – исповедуют свой грех и просят прощения, говоря ясно: «несмь пророк аз, яко человек роди мя от юности моея», то есть: потому что я дитя человека. А природа (человеческая) очень слаба, весьма легко увлекается к неправому и удобопреклонна ко греху. Таковы могли бы быть речи раскаивающихся. Если же, говорит, Я восхотел бы спросить его: что это за раны или язвы, видимые на руках? то они ответит опять: «ими же уязвлен бых в дому возлюбленнаго моего», разумеется препятствие ему со стороны отца и матери и те наказания, каких они требовали ему за его безрассудство, ибо дом возлюбленного для каждого из нас есть дом родителей. Итак, смотри, как велико различие между прежним и нынешним положением дел. Лжепророки у тогдашних людей возбуждали к себе удивление, были в славе и хорошем мнении и, совершая это, не раскаивались. В настоящее же время, если кто решится следовать их предсказаниям, то подвергается порицанию и постыждается, даже наказуется приговором своих родителей, раскаивается как согрешивший, скорбит и плачет, признаваясь в слабости человеческой природы и удобопреклонности к греху, ибо дух нечистый отнят от земли силою и властью Спасителя нашего Иисуса Христа.
Зах.13:7. Мечу, востани на пастыря моего и на мужа гражданина моего, глаголет Господь Вседержитель: порази пастыря, и расточатся овцы178: и наведу руку мою на пастыри.
Бог и Отец дал за нас Сына Своего, домостроительно допустив Ему, хотя Он и Бог и от Него по естеству неизреченно рожден, в образе раба прийти, стать подобным нам человеком и претерпеть крест, дабы спасти мир и отстранить владычество сатаны над всеми, уничтожить также и мерзкое идолослужение и упразднить прорицание, лжепророков и обманы от сердца, отнять от земли духа нечистого и, сверх сего, устроить поднебесную, обращая заблудившихся к богопознанию и убеждая их избрать благочестивое и благообразное поведение и оказываться почитателями всякого вида добродетели. Ради сего и смерть на древе, хотя и весьма бесславную, претерпел, «о срамоте нерадив» (Евр.12:2), ибо так благоугодно было и Самому Богу и Отцу. Сие открывает нам и Сам Сын, говоря, «яко снидох с небесе не да творю волю мою, но волю пославшаго мя179, се же есть воля пославшаго мя180, да все, еже даде ми, не погублю от него, но воскрешу е в последний день» (Ин.6:38–39), – как и божественный Павел пишет: «сего ради181 Христос умре и оживе, да и мертвыми и живыми обладает» (Рим.12:9). Итак, Он добровольно положил за нас душу (1Ин.3:16), Бог и Отец как бы предал Его, как человека, Собственной воле и как бы допустил Ему, как я сказал, Своею кровию искупить жизнь всех. Так и Спаситель, когда Пилат подумал, что имеет власть над Ним, отвечал ему на сие, говоря: «не имаши власти ни единыя на мне, аще не бы ти дано свыше» (Ин.19:11). Предвозвестив таким образом устами пророка, что великое будет преобразование человеческих дел к лучшему, когда претерпит Он смерть во плоти, как бы спешит потом с возвещением о том времени, когда это будет, и повелевает осуществляться таинству страдания, побуждая самый меч и говоря: «востани на пастыря моего и на мужа гражданина его (моего), глаголет Господь Вседержитель». Мечом в этих словах, полагаем, обозначает искушение (действующее) как бы в виде меча, или даже и самые страдания, причиненные Эммануилу безумием Иудеев. Так, кажется, разумел и сказал и праведный Симеон, когда святая Богородица приносила восьмидневного Иисуса: «и тебе самой душу пройдет оружие» (Лк.2:35). Ведь, как бы подвергалась она закаланию мечом, когда видела распинаемым Рожденного от нее по плоти. Итак, «мечу, говорит, востани на пастыря моего», то есть: да совершится наконец спасительное страдание и да придет время явления благ; ибо Христос есть архипастырь над нами и мы все уверовавшие находимся под Его начальством, впрочем и не вне власти Бога и Отца. Он (Бог Отец владычествует над нами в Сыне, чрез Него же и в Нем мы спасены и чрез Него «имамы приведение» (Еф.2:18). Так и Спаситель сказал: «овцы моя гласа моего слушают, и Аз знаю их, и по мне грядут, и Аз живот вечный дам им, и не погибнут во веки, и не восхитит их никто от руки моея: Отец мой, иже даде Мне, болий всех есть, и никтоже может восхитити (их) от руки Отца моего. Аз и Отец мой едино есма» (Ин.10:27–30). Итак, Сын есть собственный Бога и Отца Пастырь, пасущий не чужие стада, но Свои и Отчие, между тем как наемные пастыри не могут считаться Его собственными, кои закалали овец без всякой пощады и говорили, продавая их: «благословен Господь, и обогатихомся» (Зах.11:5). Граждане же или свои и знаемые Доброго Пастыря суть все находящиеся под Его властью, и прежде других божественные ученики, кои и рассеялись и убежали, когда поражен был Пастырь; ибо когда пришли слуги Иудеев и с ними предатель с отрядом воинов182, намереваясь взять Иисуса, то «(ученицы) вси оставльше его бежаша» (Мф.26:56), как говорит евангельское писание. А что, дав за нас на смерть собственного Сына, Бог и Отец, сказано, как бы поразил Его, оставив Его на всяческие страдания, в сем удостоверит и Сам Сын гласом поющего о нечествовавших на Него, очевидно, Иудеях: «зане его же ты поразил еси, тии погнаша, и к болезни язв моих приложиша» (Пс.68:27). Добровольно, как говорил я, подъял Он страдание, дабы оно имело искупительную силу. А что распинателям должна будет предстоять погибель и руководившие таким замыслом и предприятием (они же были и вождями народа) подпадут бедствиям божественного гнева, это раскрывает в словах: «и наведу руку мою на пастыри». Ведь они «растлиша виноград Его, по слову пророка, даша часть Его желаемую в пустыню непроходную» – стал он «в потребление пагубы» (Иер.12:10–11). Наводит Бог на пастырей руку Свою, как бы останавливающую меч и совершающую наказание за нечестие, не только за то, что сами они неистовствовали на Христа, но кроме того и для других стали началом и путем неудержимого неистовства против Христа. Так, блаженный евангелист Матфей говорит, что, когда Пилат предложил Иудеям Христа и Варавву и провозгласил: «кого хощете от обою отпущу вам», то первосвященники и старейшины «наустиша народы, да испросят Варавву, Иисуса же погубят». А кроме того побуждали кричать: «распни, распни Его» (Мф.27:20–23 ср. Ин.19:6). Посему истинным оказывается сказанное гласом пророка, что «пастыри обуяша и Господа не взыскаша: сего ради не уразуме все стадо и расточено бысть» (Иер.10:21). Как бдение добрых пастырей приносит пользу стаду, так нерадение губит, и подвластные всецело следуют по следам пастырей.
Зах.13:8–9. И будет в день он на всей земли, глаголет Господь, две части ея потребятся и исчезнут, а третия останется на ней: и проведу третию часть сквозе огнь, и разжгу я, якоже разжизается сребро, и искушу я, якоже искушается злато: той призовет имя мое, и Аз услышу его и реку: людие мои сии суть: и тии рекут: Господь Бог мой.
Когда рука Божия настигнет нечестивых лжепастырей, кои разрушили царский виноградник, то и сами, говорит, неразумно содействовавшие нечестивым замыслам их не останутся без наказания и возмездия. Так, города вместе с жителями истреблены войною и пали, подвергшись всецелой гибели, и едва спасся останок (Ис.10 22; Рим.9:27), который разумеется в третьей части всего множества, ибо, по милосердию Божию ради отцов, истребляется Израиль не весь до конца. О сем и сам блаженный Исаия говорит: «и аще не бы Господь Саваоф оставил нам семене, яко Содома убо были быхом, и яко Гоморру уподобилися быхом» (Ис.1:9). Впрочем, третью часть или останок, то есть уверовавших из народа израильского, проведет, говорит, сквозе огнь и разжет их, как сребро и злато; ибо жизнь святых не без тяжестей, но истинно то, что «хотящии жити благочестно о Христе, гоними будут» (2Тим.3:12). Да, они призваны к испытанию многих скорбей и гонений и как бы разжены, испытываемые посредством искушений, так что с дерзновением могут говорить: «яко искусил ны еси, Боже, разжегл ны еси, якоже разжизается сребро» (Пс.65:10). Какая же польза от сего? или какая будет награда так претерпевшим и испытанным? – Они соделались своими Бога, знаемыми и возлюбленными, ибо вменены в «народ святой, в царское священство, в людей (взятых) в приобретение, дабы возвещать совершенства Призвавшего их из тьмы к чудному Его свету, бывшие некогда не народ стали народ» (1Пет.2:9–10 ср. Ос.2:24). Некогда она слышали: «егда руки прострете ко мне, отвращу очи мои от вас: и аще умножите моление, не услышу вас» (Ис.1:15). Теперь же говорит, что «той призовет имя мое, и реку: люди мои сии суть». Так, они стали собственным уделом Бога и Отца, даны и Сыну, ибо Он вместе с Родившим Его соначальствует над всем, и имеют благосердого и милостивого Творца и Владыку всяческих.
* * *
Кирилл Ал., как код. Алекс., читает здесь ῤαντισμός (окропление). Слав. одинаково с код. Ват. и др. имеет χωρισμός – разделение.
Слав. как Алекс. и нек. приб.: внегда пророчествовати ему.
συμποδιοῦσι. собств.: свяжут ноги, спутают.
Слав. как и нек. др. приб. стада.
В Слав. как и нек. приб. Отца.
В Слав. как и нек. приб. Отца.
διὰ τοῦτο вм. подл. εις τουτο – на сие.
Римских спира.