Источник

Глава 14

Зах.14:1–2. Се дние грядут Господни, и разделятся корысти твоя в тебе. И соберу вся языки в брань на Иерусалим, и пленится град, и расхитятся домове, и жены осквернятся, и изыдет пол града в пленение.

Указывая на спасительное страдание на кресте, немного пред сим сказал: «мечу, востани на пастыря моего и на мужа гражданина моего, глаголет Господь Вседержитель: порази пастыря, и расточатся овцы». Потом: что народ иудейский справедливо подвергнется ужасным наказаниям, научил и сему, присовокупив: «и наведу руку мою на пастыри, и будет в день он, глаголет Господь, две части потребятся и исчезнут, а третию проведу сквозе огнь, и разжгу я, якоже искушается злато». И каким образом всего естественнее надо разуметь это, о сем также сказали мы по мере сил своих. Так и приведенное теперь изречение относится к необузданно нечествующему Иерусалиму и обозначает нам образ пленения. «Се, говорит, дние Господни», то есть те, кои Он наводит справедливым решением и праведным судом, почему истинно и то, что говорит чрез другого пророка: «нет зла во граде, еже Господь не сотвори» (Ам.3:6); ибо не может быть такого бедствия для всего города, которое, говорим, не совершилось бы по Его попущению и изволению положить наказание за преступления тем, кои неудержимым влечением устремляются ко злу. Итак называет днями Его потому, что возвещается о гневе Его (во время их), когда они уже несносно неистовствовали, избив пророков, присоединив к ним и Сына. А что будет во дни те, это открывает в словах: «разделятся корысти твоя в тебе (очевидно, собранные все народы), и расхитятся домове», и жены вместе с детьми будут насильственно увлечены, ибо тогда, говорит, «пол града изыдет в пленение». Говорят, что Римляне, взяв город и не обратив внимания на бесстыдство сражавшихся с ними, сожгли и самый храм и постройки крепости, но пощадили обратившихся к ним (с мольбою) обитателей верхнего города и храма. Смотри, до какой смелости, говорит, дошли победители, так что, расхитив дома, не тотчас ушли с добычею и, прибыв в палатки, не совершили там на досуге дележ. Но сделали это в самом взятом городе, чего не случилось бы, если бы был какой-либо защитник подвергшихся такому бедствию и поборник против опустошителей. Осквернятся, говорит, жены, будучи насильственно увлекаемы другими и подвергаясь лишению чести, и притом часто на виду их законных сожителей. Таковы ужасы войны и бедствия, бывающие с теми, кои раз подверглись плену и совершенно беспомощны.

Зах.14:2. А останок людей (моих) не потребятся от града.

Это, думаю, есть не другое что, как то самое, о чем я только что сказал, что была оказана некая пощада жителям верхнего города и спаслась часть Иерусалимлян, так как римские военачальники останавливали ярость сражающихся, если видели кого плачущим и подчиняющимся и безоружно их умоляющих. Итак, или говорит об остатке народа Его в спасенной части города, или же может быть об уверовавших в Спасителя всех Христа, о которых и говорит, что «не потребятся от града», ибо всегда будут существовать граждане Церкви и хотя бы лишились земного и разрушенного Иерусалима, но имеют вышний (Иерусалим), о коем и божественный Павел пишет: «а вышний Иерусалим свободь есть, иже есть мати нам» (Гал.4:26). На нечто подобное, кажется, намекает и блаженный Давид, говоря в одном месте так: «не подвижится в век живый в Иерусалиме» (Пс.124:1), ибо Церковь непоколебима и «врата адова не одолеют ей», по слову Спасителя (Мф.16:18), а потому совершенно необходимо иметь такую же твердость и населяющим ее, вмененным в народ Божий и вчиненным в законные чада ее.

Зах.14:3–5. И изыдет Господь и ополчится на языки оны, якоже день ополчения его в день брани. И станут нозе его в день он на горе Елеонстей, яже есть прямо Иерусалиму на восток. И разделится гора Елеонская: пол ея к востоком, и пол ея к морю, пропасть велия зело. И уклонится пол горы на север, и пол ея на юг. И засыплется дебрь гор моих, и прильпнет дебрь горняя даже до Асаила и наполнится, якоже наполнися во днех183 труса, во днех Озии царя Иудова.

Речь идет как бы о каком-либо отважнейшем вожде, поощряющем своих соратников к сражению и восстановляющего войско на неприятельские полки.

Вспомнилось нам, что и в евангельских притчах говорится нечто подобное же. Царь, совершая брачное торжество для сына своего, послал слуг собрать званных. Они же, безбожно оскорбив звавших и убив, наконец умертвили также и сына. А потом что говорится в притче? – «Царь разгневася и, послав воя своя, погуби убийцы оны и град их зажже» (Мф.22:2–7). Подобное же, говорит, будет и с врагами, противящимися в день ополчения и истребляющими. А это служит доказательством крайнего гнева и небесных поражений, когда Бог насылает соответственное (злодеяниям) поражение на неистовствовавших против Него, ибо они убили, как говорил я, Начальника жизни (Деян.3:15).

А поскольку только одной царственной природе (Божества) свойственна сила совершать дела, превышающие слово и изумление, то и говорит, что «станут нозе его, очевидно Христа, в день он на горе Елеонстей». Она подвергнется четырем разрывам – два на восток и на запад или к морю (так богодухновенное Писание обычно называет западную сторону), а другие два – обращенные один к северу, другой к южной стороне. Разорвутся, сказал, и самые вершины, так что наполнятся находящиеся посредине рвы, подвергшись неожиданному землетрясению до Асаила. Это, говорят, есть селение, лежащее на самом краю горы, Таким образом сравнивает это сильное землетрясение с бывшим некогда при Озии или Азарии. Занимая в Иерусалиме царственный трон, как происходивший из колена Иудина, он дерзнул противозаконно присвоить себе совершение священнического богослужения, но был немедленно поражен проказою, и ужасно поколебалась, чем Бог проявлял тогда Свой гнев на это, страна Иудейская и также самый Иерусалим (2Пар.26:16–20). Говорят также, что гора Сион подверглась такому колебанию, что разорвалась на две части и вершины нагромождены были в прилежащих рвах. Этим, кажется, пророк указует нам то землетрясение, что было при честном распятии, как говорят священнодейственники евангельской проповеди. Пророк в этих словах и пространнее напоминает о случившемся, а премудрейший Матфей, сокращая нам повествование, говорит так: «Иисус же, паки возопив гласом велиим, испусти Дух. И се завеса церковная раздрася на двое, с вышняго края до нижняго: и земля потрясеся: и камение распадеся: и гроби отверзошася: и многа телеса усопших святых восташа» (Мф.27:50–52). Но поскольку к этим событиям надо применить (найти) убедительное (духовное) основание, то, по нашему мнению, разрыв скал и заграждение рвов указывает на окаменение Иудеев и на переход идолопоклонников к лучшему. Эти, поклоняясь твари вместо Творца (Рим.1:25), имели как бы каменное сердце, жестокое и упорное, подобное скалам совершенно бесплодным. Но что сказал Бог устами Иезекииля и о самих Иудеях: «и исторгну сердце их каменное из плоти их, и дам им сердце плотяно», дабы они познали Меня (Иез.11:19). Итак, разорваны были сердца заблуждающихся, когда Бог раскрывал их, дабы приняли слово спасительной проповеди. На нечто подобное указывает и гласом Иеремии, говоря: «еда словеса моя не (суть) якоже огнь горящий, рече Господь, и яко млат сотрясающий камень» (Иер.23:29), – «живо бо слово Божие и действенно и острейше» (Евр.4:12). Итак, разрыв скал, как я указал, может служить очень ясным знамением перехода заблудившихся к лучшему, а заграждение рвов, как говорил я, указывает на окаменение Иудеев. Нечто такое сказал и божественный Исаия: «и будет в той день, заградит Господь от ровенника речнаго даже до Ринокур» (Ис.27:12), то есть заградится ум по всей Иудее, «да видяще не видят и слышаще не слышат, ни разумеют» (Мф.13ср. Лк.8:10), ибо «покрывало на сердцы их лежит», как написано, при чтении Ветхого Завета (2Кор.3:15). Колебание же земли, полагаю, означает переход из одного состояния в другое некое, как и божественный Давид восклицает: «седяй на Херувимех, да подвижится земля» (Пс.98:3). Не думаем, чтобы призывал поднебесную к колебанию чувственному и телесному, ибо это бесцельно и совершенно бесполезно для нас, – но скорее требует, чтобы духоносцы как бы переставили землю от служения идолам к познанию истинного и по существу Бога, от мудрования плотского к желанию жить духовно, вообще от земного к небесному. А если говорит, что и самые гробы умерших разверзлись, то, думаем, это потому, и что сама смерть должна была оказаться побежденною, когда Христос по домостроению ради нас умер плотью, «да и мертвыми и живыми обладает» (Рим.14:9).

Зах.14:6–7. И приидет Господь Бог (мой)184 и вси святии с ним. В185 он день не будет свет, и186 зима и мразь будет в день един, и день той знаем187 Господеви, и не день, и не нощь, и при вечере будет свет.

Бегло сказав о безбожных деяниях Иудеев против Спасителя всех нас Христа и о пленении Иудеи и даже самого Иерусалима, переходит потом к самому концу настоящего века и благополезно повествует о снисшествии Эммануила с неба. Снидет Он со святыми Ангелами, во славе Бога и Отца, дабы «судити вселенней в правду» (Пс.9:9), ибо, как пишет божественный Павел: «всем нам подобает явиться пред судилищем Христовым, чтобы каждому получить по достоинству соответственно тому, что сделал, доброе или худое» (2Кор.5:10). Да, «приидет, говорит, приидет Он «и вси святии с Ним», то есть чистейшее множество святых ангелов, Его окружающее и присутствующее при Нем для служения Ему, ибо Эммануил есть Господь всяческих и славословится ими как Бог и Соначальник Родившему Его. Но не лишен будет надлежащего разумения и тот, кто скажет, что соприсутствовать Ему будут и сами святые, восхищенные на облаках в сретение Его на воздух, конечно, по воскресении из мертвых, как о сем думает и премудрый Павел (1Фес.4:16). Подобное нечто сказал о них и божественный Исаия: «тамо елени сретошася и увидеша лица друг друга: числом преидоша, и един от них не погибе, друг друга не взыска, яко Господь заповеда им, и дух его собра я» (Ис.34:15–16). Поет и божественный Давид, предвозвещая снисшествие с небес Спасителя всех нас Христа: «яко не отринет Господь людей своих, и достояния своего не оставит, дóндеже правда обратится на суд, и держащиися ея вси правии сердцем» (Пс.93:14–15). Правдою называет Христа, и Он, говорит, «обратится на суд». Претерпев смерть, Он вознесся и восшел к Отцу и Богу, сущему на небесах (Ин.20:17). Но «обратится некогда на суд» и с Ним «вси правии сердцем», то есть святые, как я только что сказал. А что по кончине мира будет некое другое состояние видимой твари и что она, обновляемая Христом, прейдет к лучшему бытию, в этом удостоверит пророк, говоря: «в он день не будет свет, и зима и мраз будет во един день, и день той знаем Господеви». Теперь различаются день и ночь и, по воле Творца, разделяют время, и восходит свет дня, потом следует ночь. Когда же приидет Судия, все преобразуя по Своему усмотрению, тогда тварь, как сказал я, получит другое устроение, ибо уже «не будет свет, и зима и мраз во един день». Зимою и морозом обозначает ночь, и таким образом сутки обращены в один день. Это подобно тому, как если бы сказал: в то время, когда Он, придя с небес, будет преобразовывать все и переменять к лучшему, как Творец, тогда не будет ночи, ни света дневного. Нечто подобное говорит и блаженный пророк Исаия: «не будет тебе солнце во свет дне, ниже восход луны просветит нощь, но будет тебе Господь свет вечный и Бог слава твоя» (Ис.60:19). А что некогда упразднится и самое действие стихий, в этом удостоверит Сам Христос, говоря: «абие же по скорби днии тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего» (Мф.24:29). Христос послужит для нас светом вечным и Он будет постоянным и всегдашним днем. А «день той, говорит, знаем Господеви», ибо один только Бог и Отец знает день кончины, в чем удостоверяет нас и Сам Сын, говоря так: «о дни же том и часе никто же весть, ни ангели на небесех, ни Сын, токмо Отец един» (Мф.24:46, ср. Мк.13:32). Поскольку мыслится Он (Сын) подобным нам человеком, Он мог не знать то, что в Отце. Но поскольку Он есть по естеству Бог и из Него явился, Он конечно знает и последний день, хотя и говорил, что не знает по человечеству. Толкуя нам и представляя яснее то, что сказал, пророк присовокупил потом: «и не день, и не нощь будет, но при вечере будет свет», то есть во время ночи, свет будет опять освещающий поднебесную чрез Христа, когда совершенно уничтожится тьма и уже не будет застилать очи святых. Имеет свое основание и та мысль, что и сама тварь преобразуется к лучшему, о чем достодолжным образом говорит ученик Спасителя, что «приидет день Господень яко тать, небеса же с шумом мимоидут, стихии же сжигаемы разорятся, земля же и яже на ней дела сгорят все ... нова же небесе и новы земли по обетованиям Его чаем» (2Пет.3:10–14). Впрочем, мы должны прийти к этой мысли и по необходимому умозаключению, ибо если наше состояние будет в обновлении жизни, то для нас потребуется и новая тварь, о чем и божественный Павел пишет: некогда «и сама тварь свободится от работы в свободу славы чад Божиих» (Рим.8:21).

Зах.14:8–9. В день он изыдет вода жива из Иерусалима, пол ея в море первое, и пол ея в море последнее: и в жатву и в весну будет тако. И будет Господь в царя по всей земли.

Опять прикровенно открывает нам, что величайшее и обильнейшее излияние Святого Духа будет уделено святым, в то особенно время, когда подвигнутся к святой и всегда продолжающейся жизни, разумею в будущем веке. Теперь как бы в качестве залога мы получили чрез веру во Христа начаток Святого Духа. После же воскресения из мертвых, когда всецело уничтожится грех, божественный Дух будет в нас уже не в качестве залога (задатка) и мерою, но, как я сказал, мы будем наделены дарами чрез Христа богато и изобильно и уже совершенным образом. Итак, водою живою называет Духа, который, говорит, и «изыдет из вышнего Иерусалима». Поскольку Бог всяческих, как учит богодухновенное Писание, живет не небесах, хотя Он и везде есть и наполняет все, то посему и говорит, что и животворящий Дух изыдет с неба. А что священным писаниям обычно уподоблять воде божественный Дух, в этом удостоверит Сам податель Его, то есть Сын, говоря; «веруяй в мя, якоже рече писание, реки от чрева его истекут воды живы» (Ин.7:38), – и, раскрывая это и представляя ясно, божественный евангелист говорит: «сие же рече о Дусе, его же хотяху приимати верующии» в Него (Ин.7:39). Поскольку Дух животворит, то и сравнивает Его, и вполне правильно, с животворным из чувственных предметов – водою. А что удостоившимся святой жизни обильно прилагается получение дарования Святого Духа и как бы ношение в себе животворных вод, это открывает в словах, что одна половина той воды, которой исхождение ожидается из Иерусалима в известное время, пойдет к морю первому, а половина другая – к морю последнему. Что же это означает? Морям и водам божественное Писание часто уподобляет множество народов и безмерное число людей. Так и чрез одного из святых пророков говорит негде: «яко наполнися вся земля ведения Господня, аки вода многа покры море» (Ис.11:9). Сказал в одном месте и божественный Даниил, предвозвещая имеющее быть в последние времена с обитателями всей вселенной: «аз Даниил видех... и се четыри ветри небеснии налегоша на море великое, и четыри звери велицыи исхождаху из моря, различни между собою» (Дан.7:2–3). То же самое представляя яснее, блаженный Давид воспевает: «сие море великое и пространное: тамо гади, ихже несть числа, животная малая с великими: тамо карабли преплавают, змий сей, его же создал еси ругатися ему» (Пс.103:25–26). Какой же, спросим, в чувственном море есть змий, созданный владычествующим над всем Богом для того, чтобы «ругатися»?188 Но в священных писаниях обыкновенно и весь мир уподобляется морям и иногда великое множество людей. Итак, что в равной мере будет уделена от Бога благодать Святого Духа уверовавшим, как из Израильтян, так и из язычников, это открывает, говоря о воде животворной, что изыдет одна половина ее к морю последнему. Морем же первым называет Израиля, а последним – множество уверовавших после него, то есть язычников. При этом не утверждаем, конечно, того, что Дух святой разделится и будет несовершен в той и другой части, потому именно, что говорится о половине. Отнюдь нет. Напротив, мы должны думать, что пророк хотел указать на то, что в равной мере будет совершено разделение благодати как тем, так и этим (Иудеям и язычником), ибо половина и половина будет обозначением полного и совершенного равенства. А что благодать постоянна и присутствует во всякое время, это нетрудно видеть из того, что опять говорит пророк: «и в жатву, и в весну будет тако». Надлежит знать, что вместо: «в весну» еврейское издание имеет: в зиму – соответственно сему будет, говорит, совершенно одинаковое излияние умственных вод, как зимою, так и летом, то есть во всякое время. Но нет никакого препятствия вместо зимы читать и весну, по писанию Семидесяти; ибо она бывает в средине между зимою и летом, так что, если кто отнесет это ко времени зимы, то не погрешит против правильности слововыражения. Если же кто пожелает и другим образом понимать изречение о духовной воде, что «изыдет пол ея в море первое и пол ея в море последнее, и в жатву и в весну будет тако», тот может принять и такое толкование этого места. Морем первым, быть может, называет то, что лежит к востоку, разумею – за пределами всей земли, а последним – то, что находится у самых границ запада. Как бы в качестве лица и начала вселенной определяет восток, а жатвою (летом), можно думать, называет теплые и южные страны вселенной, весною же опять – северные и холодные. Так и божественный Давид, желая обозначить четыре страны поднебесной, взывал к Богу: «жатву и весну ты создал еси я» (Пс.73:17), – и еще: «север и море ты создал еси» (Пс.88:13). Итак, «изыдет, говорю, вода жива в равенстве и в равномерной благодати в море первое и в последнее, то есть на восток и запад, – и в жатву и весну», то есть опять на юг и на север. Поднебесная наполнится чрез Христа благодатными дарами, и дар конечно пребудет у приявших оный. Тогда-то вот и «будет Господь в царя по всей земли». Мы будем под единою только Его властью и Он будет владычествовать над всем, причем совершенно упразднятся миродержители века сего и всякое восторжествовавшее злое начальство и жестоковластие над нами, а также изгнаны будут и сам сатана и сущие с ним лукавые силы.

Зах.14:9–11. В день он будет Господь един, и имя его едино, обходя (всю)189 землю и пустыню, от Гаваи и до Реммона, на юг Иерусалиму. Рама же190 на месте пребудет, от врат Вениаминовых до места врат первых, даже до врат угольных и до столпа Анамуил191. До192 подточилия царева193 вселятся в нем, и анафема не будет ктому, и вселится Иерусалим надеянно194.

Неясна почти всегда речь святых пророков, и это, думаю, бывает по премудрому благоустроению Божию, дабы не бросалась бы святыня псам и истинно многоценный жемчуг, нерадиво поверженный к ногам свиней, не подвергся бы поруганию (Мф.7:6). Впрочем, достойным Христос в духе отрывает знание и представляет ясно чудеса будущего века. В чувственных же предметах почти всегда прообразуются сокровенные и духовные, и видимое бывает как бы телом невидимого. Итак, сказал, что «в день он, то есть в то время, когда наше состояние переменится в обновление жизни и сама тварь изменится к лучшему чем прежде, будет Господь един, и имя его едино, обходя всю землю». Всегда был и есть и будет Един Господь, по естеству и истинно Бог всяческих, переведший к бытию некогда не сущее (ср. Рим.4:17). Когда же изобретатель греха, то есть сатана, прельстил поднебесную, тогда мы, жалкие, оказались увлеченными ко лжи и нечистому служению и пребывали в мире слепыми и безумными, называя соблазнителей господами и глупо присвояя имя божества нечистым демонам. Впрочем, когда прейдет и уже придет к концу настоящий век, вот тогда-то, с отнятием у нас всякого умоповреждения и повержением уже врагов под ноги Христа (1Кор.15:25–27), и будет наконец Господь един на всей земле, причем никто не будет похищать у Него славы господства. И в другом отношении Христос будет единым Господом, так как упразднится всякое царство земное и Ему только Одному вселенная усвоит власть над всеми. Подобное нечто сказал и премудрый Даниил. Изъясняя видение, говорит: «якоже видел еси, яко отсечеся от горы камень без руки, и истни глину, железо, медь, сребро, злато. Бог великий возвести царю, имже подобает быти по сих: и истинен сон, и верно сказание его» (Дан.2:45). Итак, Он один только будет и наполнит славою Своею святой град, то есть духовный Иерусалим, коего ширину и длину, опять как в прообразе, показывает в земном Иерусалиме. Реммон же есть некая скала в южной пустыне. Таким образом ширина Иерусалима – от Гавы до Реммона. Определяет и длину, говоря так: «от врат Вениаминих до врат первых, даже до врат угольных, и до столпа Анамеиля, до подточилия царева». Первыми и угольными назывались некие ворота в Иерусалиме, также и Анамеил было названием башни, за которою сейчас же следовало и подточилие царево: эти места, как в образе, обозначают длину Иерусалима. Как блаженному пророку Иезекиилю Бог всяческих приказывал измерить тростью дом, туда и сюда простирающийся (Иез.40след.), указуя на то, что у Бога есть многие обители и бесчисленные жилища святых (Ин.14:2): так, мне кажется, и здесь посредством прообразов указывает ширину и длину и описывает нам духовный Иерусалим, то есть Церковь Христову, к коему (Иерусалиму) и божественный Исаия взывал, говоря: «разшири место кущи твоея и покровов твоих, водрузи, не пощади, продолжи ужя твоя и колия твоя укрепи, еще на десно и на лево простри» (Ис.54:2–3). Так расширенный святой город и соответственно ширине протяженный и в длину населят святые, «и не будет, говорит, анафема ктому», то есть никоим образом не будет отчужден от Бога, ибо твердую дарует ему любовь и уже не отпадет к оскорблению Бога, когда, как я сказал, совершенно уничтожится грех и искушающий сатана. Не будет там льва, и ни один из злых зверей не взойдет в него и не обретется там (1Пет.5ср. Быт.3дал.), ибо «вселятся надеянно» (доверчиво). Поскольку же в средине вставляет слова: «Рама же на месте пребудет», то в объяснение смысла этих слов, сколько можем, скажем опять следующее. Рама – это некий городок или селение, принадлежащее колену Асирову. Но кроме нее есть другая Рама в колене Неффалимовом. Святой пророк упоминает одну или другую из этих Раму. Сказано: «глас в Раме слышан бысть, плачь и рыдание и вопль мног: Рахиль плачущися о сынах своих, и не хотяше утешитися, яко не суть» (Иер.31:15). Это, говорим, совершилось в Вифлееме, когда Ирод велел убить младенцев в нем (Мф.2:16–18). Таким образом, Рамою называет Иерусалим, потому что в нем при взятии его был великий плач. Так и пророк Иеремия изображает его как бы плачущим и рыдающим о погибших чадах своих, когда говорит: «плача плакася в нощи, и слезы его на ланитех его» (Плч.1:2). Какой же это был плач? – «Девицы мои и юноты отъидоша в плен, мечем и гладом избил еси, в день гнева твоего сварил еси, не пощадел» (Плч.2:21). Вполне справедлива будет речь и того, кто пожелает приложить это название и к духовному Иерусалиму, то есть к Церкви и назвать ее Рамою; ибо много в церквах есть плачущих и имеющих «печаль по Бозе, яже покаяние во спасение нераскаянно соделовает» (2Кор.7:10). Одобряет таковых и Сам Христос, говоря так: «блажени плачущии, яко тии утешатся» (Мф.5:4), и опять: «блажени плачущие ныне, яко возсмеетеся» (Лк.6:21)195. Итак, если гласом пророка названа Рамою Церковь, то и в таком случае речь (пророка) сохранит свою достовероятность. Кроме того, «на месте, говорит, пребудет», то есть не поколеблется, ибо крепко утверждена, как я говорил, и непоколебима Церковь Христова.

Зах.14:12. И сие будет падение, имже изсечет Господь вся люди, елицы воеваша на Иерусалим: истают плоти их, стоящих на ногах своих, и очеса им истекут из обочий их, и язык их истает во устех их.

«Скорбь будете иметь в мире» (Ин.16:33), провозгласил Христос уверовавшим в Него. Однако ж ободряет их, благополезно присоединив: «но дерзайте, аз победих мир» (Ин.16:33), ибо дал нам «(власть) наступати на змию, и на скорпию, и на всю силу вражию» (Лк.10:19). Какие же это скорпии и что же это за змеи? Очевидно, не те ли мерзостные и смертоубийственные полчища пагубных демонов и святых гонениям подвергающих, кои и сделались сотрудниками необузданного неистовства духов в (этом) мире, кои (духи) и обходят вселенную, устрояя многоразличные козни святым, хотя Христос и восторжествовал над ними, «пригвоздив на собственном кресте еже на нас рукописание» (Кол.2:14), дабы избавить нас от жестоковластия их? Итак, поскольку сказал, что «вселится надеянно Иерусалим, яже есть Церковь Бога жива» (1Тим.3:15), и было конечно весьма справедливо ожидать исполнения этого, с уничтожением врагов и истреблением навыкших гнать ее; то и делает нам необходимое повествование о сем: ибо «сие, говорит, будет падение, имже изсечет Господь вся люди, елицы воеваша на Иерусалим: плоти их истают, истекут и очи, причем истает и язык». Конечно, общая эта и по естеству бывающая смерть уничтожает плоти всех и истребляет глаза и язык, но ужаснейшим и до крайности доходящим бедствием по справедливости будет истребление плотей у живых и еще «стоящих (на ногах своих)», как и исчезновение глаз и отъятие языков. Вот это-то, говорит, во всей силе непременно и случится с теми, кои избрали богоненавистную и проклятую жизнь. Они подвергнутся наказанию не только за свои преступления против святых, но и за то плотолюбие, которое они имели в сем мире и которое стало для них виною неприятия веры и нежелания жить благочестиво и возлюбить славу жизни во Христе; ибо они, как я сказал, сделались необыкновенно склонными к непристойным удовольствиям, возымели вожделение к каждому видимому предмету, как бы с жадностью поглощая. И язык наострили они против Христа и составляют нечестивые обвинения на священные догматы Церкви. Посему и справедливо получают наказание на плоти (телах), глазах и языках. Как жена, пившая воду обличения и преступившая клятву, получала наказание на лоно, относительно которого и делаются обвинения в блуде, – «надмет, (чрево ея), сказано, и отпадет стегно (лоно) ея» (Чис.5:27), – равным образом, думаю, и преследующие святой город получают наказание на плоти, и глазах, и языках: ибо у них (господствует) плотолюбие, а кроме того любострастие, и прельщения посредством глаз, и речи необузданного языка.

Зах.14:13–14. И будет в день он ужас Господень велий на них. И имутся кийждо за руку ближняго своего, и соплетется рука его к руце ближняго своего. И Иуда ополчится во Иерусалиме, и соберет крепость всех людей окрест, злато и сребро и ризы во множество зело.

Ужасом196 в этих словах называет опять страх или изумление. Итак, в то, говорит, время, когда враги Церкви, подвергаясь столь ужасным наказаниям, станут собирать друг друга, они будут поражены ужасом и, наконец оставив уже дерзкое преследование святого города, уйдут беглецами и, бесполезно ища друг у друга помощи, окажутся жалкими, низверженными и в попрании у святых. А Иуда, говорит, то есть оправданные чрез веру в Христа и носящие в себе духовного Иудея и обогатившиеся обрезанием во Святом Духе (Рим.2:20) – ополчатся в Иерусалиме, то есть препобедят врагов и осилят противников, попирая их как скорпиев, «на аспида и василиска наступая, льва и змия» совершению презирая (Пс.90:13). Будут они славны и достохвальны, из таковых деяний собирая богатство себе как золото, серебро и одежду, ибо как может кто усомниться в том, что смысл этого пророчества заключается не в чувственных предметах? Ведь богатство святых – не тленное и земное, но духовное, небесное, постоянное, которое собирают своим душам учащие и другими способами прославляющиеся в Церкви. Как бы расхищают они крепость всех людей, приводя чрез веру ко Христу наилучшие народы. Так и Сам (Христос) сказал о Себе, что Он «расхитил сосуды крепкаго» (Мф.12:29). Если же кто скажет, что об Иудее, собирающем крепость всех людей кругом, золото, и серебро, и одежду, говорится для того, чтобы мы разумели, что и собирающие мирскую мудрость прославляются посредством нее, подвизаясь за догматы благочестия: то и такое разумение может иметь для себя надлежащее основание. Так, мудрые жены Израильтян обобрали некогда Египтян, заняв у соседей и сообитателей своих сосуды золотые и серебряные и одежду (Исх.3:21–22, 11:2). Итак, как в чувственных предметах и как в вещах видимых, выражается блеск духовных благ. Преимущественным же богатством учителей служат ученики. Так и божественный Павел спасенным и уверовавшим чрез посредство его провозглашал, говоря: «свидетельствуюсь вашею похвалою, братия, которую я имею во Христе Иисусе» (1Кор.15:31), и в другом месте называет их «венцом и радостию» (Флп.4:1).

Зах.14:15. И сие будет падение конем, и мском, и вельблюдом, и ослом, и всем скотом сущим в полцех онех, по падению сему.

Определив уже (различные) образы наказания, коим в свое время всенепременно подвергнутся ополчавшиеся на святой град, и преследовавшие, надменные, мерзкие и любящие обвинять, даже говорившие неправду на Бога и «воздвизающие на высоту рог», но слову псалмопевца (Пс.74:6), – благополезно потом прибавляет, что «сие будет падение конем, и мском (мулам), и вельблюдом, и ослом, и всем скотом». Посредством подъяремных указывает на ездящих на них. На Иудеев и на самый Иерусалим нападали как отдаленные, так и соседние народы. Из них одни, как Вавилоняне и Сирийцы, а также Египтяне, были наездниками на конях, – а другие запрягали верблюдов, ослов и лошаков, каковы Моавитяне и кочевники пустыни, о коих и пророк Исаия упоминает, говоря: «в печали и в тесноте лев и львичищ: оттуду аспиды и племя аспидов парящих, иже везяху на ослах, и на велблюдех богатство свое» (Ис.30:6); – и в другом месте говорит, что он «узрел всадника на осляти и всадника на велблюде» (Ис.21:7). Итак, в лице языческих народов, всегда воевавших против земного Иерусалима, как в прообразе, описывает врагов истины, дабы по ним мы уразумевали наших видимых и невидимых врагов, с коими у нас брань. Если же кто пожелает свойства скотов принимать в значении прообраза врагов Церкви, то ничего несправедливого не будет так говорить и понимать. Так одни из них явили себя стремительными и дерзкими, как, пожалуй, кони, коим со всею справедливостью можно приписать любострастие и неистовство в отношении женского пола, – другие наподобие лошаков оказались дикими и жестокими (дикими обыкновенно называют их и еллинские поэты), – иные же по своим свойствам, были подобными верблюдам, то есть несправедливыми и надменными и по глупости высокоумствующими, – а иные, ничем не отличаясь от ослов, страдали недугом крайнего неразумия, ибо ленив осел и туп к ощущению и служит образом крайнего неразумия. Должно заметить, что воинствующих с Церковью не уподобляет ни одному из кротких и чистых животных, как например овце и волу, но наоборот сравнивает с нечистыми и неручными, каковые и законом (Моисеевым) осуждались как негодные и нечистые.

Зах.14:16–17. И будет, елицы аще останутся от всех язык пришедших на Иерусалим, и взыдут на всякое лето поклонятися Царю Господу Вседержителю Богу197, и праздновати праздник скинопигии. И будет, елицы аще не взыдут от всех племен земли во Иерусалим поклонитися Царю Господу Вседержителю Богу198, и сии онем приложатся199.

Сказав, что воинствовавшие с церквами и надмевавшиеся и превозносившиеся над святым Иерусалимом подвергнутся подобающим им наказаниям, предрекает потом поклонение оставшихся после них, – очевидно во Христе верою, ибо Он есть «чаяние языков», по слову патриарха (Быт.49:10). Назначен Он и во «свет языком» (Лк.2:32) и в завет рода (ср. Лк.1:50, 72), «отверсти очи слепых, и извести от уз связанныя, и из дому темницы седящыя в тме» (Ис.42:7). Итак, что язычники, оставив слепоту идолопоклонства и служения диаволу и расторгнув узы невежества, придут к свету истины и подчинятся игу Спасителя, – это открывает в словах, что оставшиеся из наказанных или воинствовавших с церквами (а их бесчисленное множество) «взыдут на всякое лето поклонятися Господу Вседержителю Богу и праздновати праздник скинопигии». Закон Моисеев установлял совершать праздник скинопигии (кущей) в пятнадцатый день седьмого месяца, по собрании урожая с полей в житницы, почему и называет праздник исходное (ἐξόδιον). Повелевал «брать ветви финиковыя, и плод древа красен, и ветви древа частыя, и вербы, и агновы200 ветви», а также пить воду из потока и увеселяться (Лев.23:39–43). Поводом для праздника закон ставил обитание Израиля в шатрах, по освобождении его от жестоковластия Египтян. Это было прообразом таинства Христова. И мы сами освобождены от жестоковластия диавола и призваны, как я сказал, в свободу чрез Христа (Гал.5:13) и подчинились Самому Царю всяческих и Жизни, пренебрегши жестокостью издавних властелинов наших. И празднуем мы истинный праздник кущей, то есть день воскресения Христова, когда тела всех как бы твердо водружены в Нем, хотя и подверженные тлению и подчиненные смерти. Он есть воскресение, Он – жизнь (Ин.11:25), как бы первенец из мертвых и «начаток умершым» (1Кор.15:20; ср. Деян.26:23; Кол.1:18; Апок.1:5), исполняющий нас духовного благоплодия и дающий нам возможность как бы с полей собранные труды (плоды) скоплять в житницах небесных. Он даст нам жизнь в раю и блаженство, конечно духовное, – нам, победившим грех, благоухающим духовно, имеющим прекрасный и достолюбезный плод евангельского жития, свято и праведно жительствующим. Указанием на это может служить наконец и то, что они имели ветвь финиковую и плод древа красен в соединении с другими (растениями для палаток). Он есть «поток сладости, коим напоил» нас Бог и Отец (Пс.35:9). Он – источник жизни и «река мира», уклоняющаяся на нас, призванных из язычников (Ис.66:12), – о чем точная речь есть у нас в другом месте. Итак, восходящие поклоняться Богу Вседержителю и совершать праздник кущей суть оправданные чрез веру во Христе. А не восходящим угрожает гибелью и наказаниями, соответствующими тем, коим должны подвергнуться гонители и обидчики, ибо наравне со врагами считаются не восхотевшие любить, о чем, думаю, и Сам Христос сказал: «иже несть со мною, на мя есть: и иже не собирает со мною, расточает» (Лк.11:23).

Зах.14:18. Аще же колено Египетское не взыдет, ни приидет туда201, и на сих будет падение202, имже поразит Господь вся языки, елицы аще не взыдут, еже праздновати праздник скинопигии.

В лице одного народа, разумею Египтян, указывает на дошедших до крайнего заблуждения и безрассудно предавшихся идолослужению, коим послужит ужасным, неизбежным и пагубным наказанием то, что они не восхотят чтить достоприемлемую благодать спасения чрез Христа. Едва не убийцами собственных душ оказались они, если истинно то, что при возможности для них достигнуть вечной жизни, когда предложена была для усвоения желающим приять небесное милосердие, и снять с себя грехи, – они предались своим заблуждениям и скверну греха оставили неотмытою и пребыли в заблуждении, хотя божественный свет и осиявает всех и призывает к прозрению сущих во мраке и тьме. Сказал бы я о каждом из таковых: «благ паче его изверг, яко в суете прииде, и во тме идет, и во тме имя его покрыется» (Еккл.6:3–4), – «добро бы ему, аще не бы родился», по слову Спасителя (Мф.26:24). А что не об одних только Египтянах речь, но случится это со всеми язычниками, кои без сомнения подвергнутся наказанию, как пренебрегшие спасением чрез Христа и не почтившие празднества Его, – в сем удостоверит, говоря далее так:

Зах.14:19. Сей будет грех Египту, и грех всем языком, елицы аще не взыдут еже праздновати праздник скинопигии.

До пришествия Спасителя пожалуй еще и было, и отчасти благоприличное, извинение у язычников, кои могли сказать, что никто не проповедал им. Посему и Спаситель в евангельских притчах, указывая нам на это самое, сказал, что работники, позванные около одиннадцатого часа, говорят: «никтоже нас наят» (Мф.20:7). Когда же наконец воссиял Христос, связал сильного (Мф.12:29), освободил от жестокости оного (диавола) подвластных ему, оправдал верою приходящих к Нему, положил душу Свою за жизнь всех (1Ин.3:16): тогда уже не найдут достаточного основания для извинения те, кои не прияли столь священную благодать. Посему истину и о самих язычниках изрекает Христос, если говорит: «аще не бых пришел и глаголал им, греха не быша имели: ныне же вины не имут о грехе своем» (Ин.15:22).

Зах.14:20. В день он будет еже во узде коня свято Господу Вседержителю.

Так как уже утихла всякая война, прекращено сражение, враги прогнаны и непрестанный наконец мир венчает святой город, то есть Церковь, то и военные, говорит, снаряды окажутся праздными, как бляхи и украшения на уздах (коней). В чем таком будет иметь нужду всадник, отличающийся в сражении, если совсем нет ни одного сопротивника? Итак, священными, говорит, будут сосудами и посвящением Богу военные доспехи. Так как Он есть Управитель мира, то Ему справедливо и посвящаются уже излишние и бездейственные военные снаряды. Так и блаженный пророк Исаия сказал о неких, что «раскуют мечи своя на орала, и копия своя на серпы, и не возмет язык на язык меча, и не навыкнут ктому ратоватися» (Ис.2:4), когда времена мира как бы убеждают их отдать военные доспехи на нужды земледелия и перейти к другим мирным занятиям, бросив военные упражнения. Так и божественный Захария говорит, что, когда наконец дан будет Богом непрестанный мир, то снаряды, нужные для ратников, преобразуются в посвящение Богу, ибо совсем упразднится войско и не будет заботы ни о конях, ни об уздах или бляхах на них, но напротив – все склонятся к желанию отличаться в занятиях добродетелью и богопочитанием.

Но некоторые думают, что значение пророчества можно определить другим образом. Говорят, что некогда обретено древо креста, имевшее еще вбитые гвозди, из коих, взяв один, благочестивый Константин прикрепил к узде своего коня, будучи уверен, что чрез это он получит благословение от Бога. Не невероятным можно назвать, если это так было, и не лишенным должного основания можно справедливо признать то, что благочестивейший царь был в памяти у Бога и почтен пророческим предсказанием. Ведь слово святых пророков сделало же некогда упоминание и предсказание о весьма многих, как конечно и об Иосии203 и о некоторых других. А иногда и спокойствие и благочестие времен обозначает чрез тогдашних властителей. Ничего поэтому нет несообразного, если и теперь пророк Захария упоминает о достопамятном событии, и о боголюбивом, истинном и благочестивом царе, и о временах, посвященных любви ко Христу; ибо украшение царских коней гвоздем, взятым от честного креста, на что другое может указывать нам, как не на величайшее и истинно достославнейшее благочестие властителей?

Зах.14:20. И будут коноби в дому Господни яко чашы пред лицем алтаря.

Конобы (котлы) были во святой скинии и в устроенном потом храме, в коих (котлах) варилось мясо жертв, которое священники потребляли в святом месте, что совершать закон повелевал для того, чтобы святыня не выносилась из священных мест. Поскольку же, с прекращением оных древних обрядов, таинства у нас перешли к другому образу богослужения, и мы чрез веру научены чтить Бога всяческих уже не овцезакланием и курениями, а напротив – жертвами бескровными, духовно священнодействуя в церквах и Самого Спасителя всех Христа: то и вместо конобов употребляем другие священные сосуды, кои и называет здесь пророк чашами. А эти сосуды преимущественно употребляются пьющими, откуда мудрый слушатель без сомнения поймет значение обозначаемого, хотя бы наша речь о сем и была несколько темнее, чем должно, потому что повествование о сокровенном должно быть сокращено. Итак, тогда были конобы, ныне же «чашы пред лицем алтаря».

Зах.14:21. И будет всяк коноб во Иерусалиме и во Иуде свят Господеви Вседержителю. И приидут вси жрущии, и приимут от них, и сварят в них.

Конобами называет, пользуясь еще древними именами, таинственные204 сосуды, кои и суть святы, почтенны и пречестны и для самих сущих «во Иерусалиме», то есть в церкви, очевидно для божественных священнослужителей, – и для самого Иуды, то есть опять для получивших обрезание в духе, кои суть также уверовавшие. Отнюдь никем не берутся сосуды святого жертвенника для общего употребления (дома), но, как я сказал, они святы и блюдутся во славу Божию и служат только для одних потребностей святой трапезы, посредством них и в них совершаются жертвы приносящих их (жертвы), а не каждый приносит свой сосуд, но все пользуются одними только священными сосудами; ибо «всяк коноб свят будет, говорит, Господеви». Итак, хотя пророк говорит как о подзаконных еще жертвах и употребляет слова конобы и сварят, но мы должны разуметь это в отношении к временам Христовым. Думаем, что по благоусмотрению речь святых пророков была неясна и не всем просто доступна, дабы одним только святым приличествующая (назначавшаяся) речь не была бросаема псам (Мф.7:6) и не открывалась людям нечистым и мерзким.

Зах.14:21. И не будет Хананей ктому в храме Господа Вседержителя в день он.

Слаб и хрупок, как можно видеть, ум древних, и совсем беден. Израильтяне освобождены были Моисеем из Египта, свергли с себя ярмо несносного рабства и, по совершении у них многочисленных и досточудных знамений, вышли наконец, перешли и чрез самое море, ели хлеб, сходивший с неба, и пили воду, из скалы вдруг выведенную в пустыне (Исх.14:1, 16след. Чис.20:1–13). Что же они, жалкие? – В отсутствие Моисея сделали тельца (Исх.32след.) и, как говорит пророк, восприяли «скинию Молохову, и звезду бога их Рефана, образы, яже сотворили себе» для поклонения (Ам.5ср. Деян.7:43). Но те погибли, ибо «падоша кости их в пустыни» (Евр.3:17), как написано. После того их потомки, хотя под предводительством Иисуса перешли Иордан, но с течением времени, когда были под управлением судей, снова сделались служителями идолов. Но и во времена святых пророков приносили жертвы золотым телицам, что сделал им проклятый Иеровоам (3Цар.12:28–33). И кроме того еще, воздвигнув капища и алтари, также покланялись Ваалу, Хамосу, Астарте, Веелфегору. И к довершению сих зол, в этом пребывала не одна только толпа простого народа, но и из самих священников найдем многих уклонившихся. Посему и говорил Бог чрез пророка: «священницы не рекоша: где есть Господь? и держащии закон не ведеша мя, и пастыри нечествоваша на мя и пророцы пророчествоваши Ваалу и идолом последоваша» (Иер.2:8). И пророк Иезекииль видел около двадцати пяти мужей из старейшин Израиля, только «задняя имевших ко храму Господню, а лица их прямо (к востоку), и поклоняются на восток солнцу» (Иез.8:16). Нетрудно собрать и многие другие примеры такого рода, но сих, думаю, достаточно будет для доказательства присущего им равнодушия к научению. Итак, колебался ум древних и был весьма нетверд, почему и сказал о них Бог: «возлюбиша подвизати нозе свои и не пощадили205, и Бог не благоволил206 в них» (Иер.14:10). Легко увлекались они к нелепому идолослужению и, будучи потомками Израиля, ревностно подражали иноплеменным Хананеям. Когда же Единородное Слово Божие стало подобным нам и, оправдав верою, Святым Духом запечатлело приходящих к благодати, исходящей от Него: тогда ум сделался у нас твердым, постоянным и непоколебимым, укрепленным в благочестии. Освященных никто не убедит чтить другого, кроме по природе и истинно сущего, Бога, Коего мы познали во Христе, ибо Он показал в Себе Отца, говоря: «видевый Мене виде Отца» (Ин.14:9). Итак, «в день он, говорит, то есть в оное время, не будет Хананей, то есть иноплеменника и идолослужителя, в храме Господа Вседержителя»; ибо мы, как я сказал, утверждены в вере и увенчаны украшениями твердости чрез Христа, чрез Коего и с Коим Богу и Отцу слава со Святым Духом вовеки. Аминь.

* * *

183

ἐν τηις ημέραις, как одни, но Слав.: от лица, как א с. b. Евсевий, Иероним, Компл. Альд. и мн. минускулы.

184

Опускает: мой, как весьма немногие.

185

Опуск. пред. сим: и будет, как Алекс. и нек. др.

186

και, как большинство, но Син. с. а. и нек. αλλα, как Компл. и Слав.

187

γνωστη, по Слав как нек. и Альд. γνωσθησεται – будет.

188

ἐμπαίζειν – играть как с дитятею, ср. Мф.2:16. В Евр. чтобы играть в нем (море).

189

Опуск. πασαν, но в толковании читает, как и прочие код. и Евр.

190

Слав.: и вознесется (согл. Евр.) на месте и пребудет.

191

Так немн., но Слав.: Анамеиля, как автор греч. и Кир. далее в толк.

192

Слав.: и до подточилия, как Алекс. и нек. мин.

193

Слав.: и вселятся, как мн. поздн.

194

πετοιθότως, как все почти и Евр., но Слав.: надеяйся, как Иерон., Компл. и немн. мин.

195

У св. Кирилла: яко тии возсмеются.

196

Греч. εκστασισ – исступление.

197

Приб. Богу – весьма редкое чтение.

198

Приб. Богу.

199

В Слав. приб.: не будет на них дождя, как Альд. и нек. соотв. Евр., но в древнейших авторитетных кодексах нет.

200

Гибкое деревцо, растущее при потоках.

201

εκεῖ как Алекс., Евс., Иерон. и нек. рукоп., но Слав. не чит. согл. Ват., Син. и мн. др.

202

πτῶσις, как Син., Ват., Алекс. и больш. но Слав. язва πληγή, как нек. немн.

203

3Цар.13след.

204

Употребляемые при совершении таинств.

205

Слав. упокоишася.

206

Слав. благопоспеши.


Источник: Перевод П.И. Казанского, под ред. М.Д. Муретова.

Комментарии для сайта Cackle