Глава 3
Наум.3:1. О, граде кровей, весь лживый, полн неправды.
Назвал ее городом кровей, потому что Ниневийские цари были очень скоры на совершение убийств и любили проливать кровь; другие же между ними были очень воинственны и старались производить необузданные нападения на тех, против которых выходили. Лживым же называет потому, что наполнен идолами, в которых по преимуществу заключается ложь, что не подлежит сомнению; ибо лжеименные и похищающие славу божества рукотворенные боги – «сребро и злато, – по написанному, – дела рук человеческих» (Пс.113:12). И премудрый Иеремия негде назвал ее «землею изваянных» (Иер. 50:38). Лживым же может быть назван и в другом отношении, когда под ложью разумеется коварство и лукавство, и ненавистное Богу заблуждение, очевидно потому, что к ним присоединяется несправедливость; ибо где обман и хитрость, там непременно бывает и несправедливость. И Иерусалим, убивший господа, поистине город кровей и лживый. Припомним слова Господа: «Иерусалиме, Иерусалиме, избивый пророки и камением побиваяй посланныя к» нему (Мф.23:37). И устами пророков негде сказал: «горе им, яко отскочиша от мене: боязливи суть, яко нечествоваша ко мне: аз же избавих я, сии же возглаголаша на мя лжу» (Ос.7:13); ибо они злословили Христа, то говоря, что Он силою Вельзевула изгоняет бесов, то называя Его винопийцей, кроме того Самарянином, и другое, гораздо постыднейшее; только их дерзким языкам и свойственно было произносить те слова, которые они дерзали говорить.
Наум.3:1–3. Не осяжется ловитва. Глас бичей и глас труса колес, и коня текуща, и колесницы шумящия, и конника едуща, и блистающа меча, и блистающих оружий, и множества язвеных и тяжкаго падения, и не бяше конца языком ея: и изнемогут в телесех своих от множества блужения.
Опять образ речи заимствуется из того, что обыкновенно бывает. Набрасывая сети на густорастущие кустарники, птицеловы часто руками своими ловят скрывающихся под ними птиц. В этом и состоит их искусство. Итак, «не осяжется, – говорит, – еще ловитва», то есть, не будут уже заниматься охотою, как прежде, или не будут похищать себе принадлежащее другим. Не будут ставиться сети и силки для слабейших, когда на душе у них иная забота, и когда наступила борьба на жизнь и смерть. Будет в ней «глас бичей»; и мне кажется, что Пророк опять ясно рассказывает о военном смятении, которое как бы видит своими глазами. Видит город, как бы оглашаемый конским топотом, наполненный шумом от колес военных колесниц, и опустошителей его, сияющих от блеска всевозможного оружия, видит бесчисленное множество погибших людей и разрушенных в нем домов, поэтому-то и упоминает о «тяжком падении». Выражает изумление тому, как неисчислимо велико множество собравшихся в нем народов, но все они малодушны, страдают крайним слабосилием и весьма удобопреклонны к трусости и сейчас же указывает причину этого, говоря, что «изнемогут в телесех своих от множества блужения». Так как они сделались нечистыми и дурными по своим нравам, а сверх того идолопоклонниками и бесстыдно наклонными к заблуждению; то посему они справедливо будут слабы и боязливы и совсем неспособны хотя бы даже только понять свое отступление.
Наум.3:4. Блудница добра и приятна, началница волхований, продающая языки во блужении своем и племена в чародеяниих своих.
Похвала за постыдные дела увеличивает значение преступлений, как если бы кто-нибудь сказал о ком-либо, что он искусный вор и храбрый разбойник и искусный волшебник. Итак, хотя и можно сказать о Ниневии: «блудница добра и приятна», но это никак не может послужить в похвалу ей, напротив должно подать повод к более тяжкому ее обвинению; ибо ведущие распутную жизнь женщины кажутся особенно привлекательными тогда, когда они отличаются приятными и остроумными речами. Такова была и Ниневия, искусная на злодеяния, сумевшая немало пленить городов и стран и внушить им угодные и приятные для них стремления; а это были волшебства, лжепророчества, нечистые священнодействия и идольские забавы. Она доходила до такого неразумия, что столь постыдные дела считала достохвальными и обреченными на величайшее прославление. У ней было в обычае продавать кому-либо народы и страны «в чародеяниих своих». Как или каким образом, – разъясним это по возможности. Обыкновенно Ассирияне, желая воевать и вооружаясь против других, при помощи искусства волхвов старались предугадать будущее. Домогаясь почестей от царя, волхвы возвещали победу во всякой войне и давали ложные обещания, что своими заклинаниями они ослабят противников. Нечто подобное хотел сделать Валак, царь моавитский. Он подкупил преступного Валаама и возвел его на гору, говоря: «прииди проклени» мне Израиля (Чис.22, 11); ибо они думали, что заклинаниям волхвов будут подчиняться самые события. Блудом же здесь называет волшебное искусство, при помощи которого совершали продажу племен ее мудрецы, которые приносящим им подарки всегда обещали победу.
Наум.3:5–6. Се, аз на тя, глаголет Господь Бог Вседержитель, и открою задняя твоя к лицу твоему, и покажу языком срамоту твою, и царствам безчестие твое: и возвергу на тя огнушение по нечистотам твоим, и положу тя в притчу.
Опять показывает, что у нее дело не с человеком, но что на нее прогневался Господь сил и воздвигает против нее Персов и Мидян; ибо властвующему над всем и имеющему господство над вселенной Богу кто может воспрепятствовать, если Он восхочет объявить войну против кого-либо? Потом говорит, что открою задняя твоя к лицу твоему. Опять случилось с нею то же, что и с распутной женщиной, которая, что касается лица и внешнего украшения, представляется смотрящим на нее очень привлекательной; но если она лишится своего одеяния, то окажется весьма безобразной, на обнаженном теле своем не прикровенно показывая безобразие срамоты своей. Итак, "открыю, – говорит, – задняя твоя», то есть все, что есть безобразного в тебе и прежде других покажу тебе; ибо на что иное, как не на это может указывать нам выражение: «к лицу твоему»? Но он ясно говорит, что и народам и царям откроет бесчестие ее; ибо Ниневия, надмеваемая искусством волхвов и присваивающая начальство и владычество над всеми, казалась красивой и достойной любви. Но после того как она была взята и пала, – она показалась безобразной и неприятной для знавших ее, которые, наконец, стали считать ее мерзкой, вполне уразумев, что она величалась ничтожеством, полагалась более на помощь волхвов, а наипаче на злоухищрения и обманы. Утверждает, что обратится она в притчу, так что если некогда будут говорить о каком-либо разрушенном городе или стране, то скажут: опустошен и пал подобно тому, как и жалкая Ниневия.
Бог всяческих, как я сказал, восстал против синагоги иудейской и за беззаконие против Христа подверг ее праведному наказанию, явив ее нагой и гнусной и совершенно лишенной вышнего облачения, и об этом предвозвестил устами Осии, говоря: «обращуся и возму пшеницу мою во время ея, и вино мое во время его, и отиму ризы моя, и плащаницы моя, да не покрывает студа своего: и ныне открыю нечистоту ея пред похотниками ея, и никтоже отимет ея от руки моея» (Ос.2:9–10). Церковь же из язычников будет славословить, говоря: да возрадуется душа моя о Господе: «облече бо мя в ризу спасения и одежду веселия» (Ис.61:10); эта же напротив, как я сказал, оказывается обнаженной, гнусной и безобразной и лишенной украшения божественных дарований; и обратилась она вновь в притчу и стала весьма отвратительной и страдающей всяким видом мирской нечистоты.
Наум.3:7. И будет, всяк видяй тя снидет с тебе и речет: окаянная Ниневиа, кто постенет по ней? откуду взыщу утешение ей?
Если бы, говорит, кто-нибудь из прежде знавших твое могущество увидел бы твое падение и разорение, то пролил бы много слез и со страхом удалился бы, говоря следующее: «кто постенет по ней»? Но так как нет никого, или не осталось даже и одного человека, кто бы мог только посмотреть на это; то он и говорит так. К этому премудро присовокупил: «откуду взыщу утешение ей»? Смысл этих слов следующий. Когда постигают город или страну война и битва, то жители частью подвергаются бедствиям, а частью спасаются и убегают от победителей, что и бывает утешением для жителей; или не весь сжигается город и остается часть его не опустошенной, или некоторые пали, а другая значительная часть (жителей) осталась невредимой. А Ниневии кто может подать утешение? Или каким способом можно ободрить ее? Она вся разрушена, вся опустошена и все в ней погибли. Слова: «кто постенет по ней»? можно понимать и иначе, как будто кто-нибудь говорит: найдется ли столь искусный в составлении плачевных и похоронных песней, чтоб мог сказать что-либо вполне достойное этих событий и пролить слезы, вполне соответствующие бедствиям.
Наум.3:8–10. Уготовити часть, устрой струну, уготовити часть Аммону, живущая в реках: вода окрест ея, ейже начало море, и вода забрала ея: и Ефиопия крепость ея и Египет, и несть конца бегству твоему... и Ливиане быша помощницы ея: и сия в преселение пойдет пленница, и младенцы ея разбиют в началех всех путий ея, и о всех славных ея вергут жребия, и вси воеводы ея свяжутся путы.
Смысл изъясняемых слов очень не ясен; он не иначе может быть понят, как после предварительного рассказа об исторических событиях, в них заключающихся. Дело было так. Когда Израиль отвратился от Бога и стал служить идолам и неисчислимым множеством нечестивых дел прогневлял Бога всяческих, тогда против Иудеи и Иерусалима вооружился Навуходоносор, потому что божественный гнев возбудил его на это. Тогда Израильтянам нужно было оставить теперешнее нечестие, воздержаться от желания покланяться иным богам, – ниспровергнуть жертвенники, предать огню капища и сокрушить литые изображения и делами покаяния умилостивить Бога и призвать Его на помощь. Однако же они этого не сделали, несчастные, но воображали, что при помощи множества людей они победят Вавилонян и превозмогут врагов, хотя бы Бог и не хотел спасти их. Посему они нанимали многих из соседних народов, посылали послов и к Египтянам, и в так называемый Ог или Амон, что ныне – Александрия; они давали обещание быть союзниками и давали Израильтянам повод думать, что они легко могут прогнать Вавилонян и что, хотя бы Бог не помогал им, они в состоянии сделать сами по себе, потому что ни в ком не нуждаются. Когда же Навуходоносор взял Иудею, потому что Бог помогал ему и подчинил ему его врагов, то после этого он пошел и против Египта (потому что божественный гнев послал его), покорил его весь и самый Ог или Амон (так иногда называлась, как я сказал, Александрия), который по сравнению с другими городами Египта был особенно славен, служил недоступным и безопасным убежищем, потому что со всех сторон окружен водами: с северной стороны имеет море, с южной же стороны – широкое и длинное, как другое море, озеро, говорю, Мареотидское, и окружен другими реками и болотами. Помогали ему и обитатели соседней Ливии, простирающейся до земли Эфиопов, к западу и югу – те Гараманты, которые живут позади Афров. Союзниками по оружию были ему и некоторые из Эфиопов, живущие к востоку и югу, построившие себе внутри страны город Мерое и обитающие в дикой и мрачной стране. Вот что говорит нам история. Перейдем теперь к изъяснению смысла прочитанных слов. «Уготови, – говорит, – часть»; этим он как бы так говорит: о несчастная Ниневия! избери участь себе, подобную участи какой-либо из стран, которые опустошены вокруг тебя (между тем как ты высоко думала о себе и воображала, что будешь совершенно неприступной, потому что ты окружена большими стенами и имеешь неисчислимое множество союзников); хотя ты, говорит, имеешь весьма большое количество жизненных припасов, так что можешь считаться неодолимой и неприступной. Устрой струну, то есть, и ты сама будь для городов и стран предметом пения и музыки, потому что ты потерпела от Персов и Мидян то же самое, что ты сама сделала с другими. «Уготови часть Амону», да постигнет тебя, говорит, участь и жребий Амона; что ты сделала с ним, тому же самому должна подвергнуться и ты. А что такое был Амон или «живущая в реках»? Это значит – очень хорошо защищенная морем и реками, помощью Египтян, гордившаяся стрелами Эфиопов, и имеющая в своем распоряжении множество весьма храбрых Ливийцев. Но хотя она обладала таким положением и могуществом и внешней помощью, но, несмотря на то, она отведена была на чужбину и сделалась пленницей и младенцы ее убиты; о знаменитых ее людях бросали жребий, самые славные сделались частью победителей и связаны были ручными оковами. Итак, как ты взяла Амон, бывший неодолимым вследствие помощи союзников и местоположения (ибо Бог предал его), так и сама ты будешь непременно предана в руки врагов, хотя ты много думаешь о себе вследствие множества воинов и стен своих.
Наум.3:11. И ты упиешися и будеши презрена, и ты сама себе взыщеши помощи от враг.
Как, говорит, Амон бедствовал, подвергшись ударам твоей жестокости и бедствиям твоего нашествия, так и сама ты омрачишься и будешь как бы в опьянении, не имея устойчивости, то есть, потрясаемая и падающая от врагов и лишенная вышнего попечения. Да, на кого Бог призирает, того Он всячески милует и исполняет молитвы его.
И Иерусалим, противящийся Богу и не обладающий трезвенностью, был как бы в опьянении от того, что не хотел просветиться божественным светом и внимать словам Христа: «аз есмь свет миру» (Ин.8:12) и другим: «дондеже свет имате, ходите во свете, да тма вас не имет» (Ин.12:35). Под опьянением же можно разуметь тьму духовную и под ночью в сердце – неведение бедствия и совершенную невозможность знать путь спасения. А что он потрясен и не имеет в себе основания для совершения добрых дел, – в этом как и почему можно усомниться? Ведь он сдвинулся с Основания всяческих и не имеет непоколебимого основания, то есть, Христа; он презрен и предан врагам или Римлянам, или же возбуждающим ко всем страстным движениям, говорю, нечистым духам. Итак, Христос и вера в Него избавит нас от всякого зла и сделает нас победителями над суровыми врагами и поставит нас пред очами Бога; ибо Он никогда не презрит любящих Его.
Наум.3:12. Вся твердели твоя яко смоквичие стражу имущее: аще поколеблются, впадут во уста ядущего.
Зрелые смоквы, если кто тряхнет дерево, без труда падают, как бы прыгают в руку трясущего и сами собой достаются желающими их есть. Когда Кир напал на Ниневию и осаждал ее и приставлял к стенам ее осадные машины или тараны, тогда защитники ее охраняли укрепления. Но осаждающие, стреляя из луков, легко повергали их на землю. Посему он берет сравнение от того, что обычно бывает со зрелыми смоквами. От того и говорит, что «вся твердели твоя», то есть стены, «смоквичие стражу имущее», весьма легко падающие в руку желающего их есть, если только кто потрясет дерево.
Так будет и со всякою душою, лишившейся вышней помощи: она легко подвергнется грабительству и плену и без труда попадет в руки пожирающего сатаны, ибо написано, что «пищи его избранныя» (Авв.1:16).
Наум.3:13. Се, людие твои, яко жены в тебе: врагом твоим отворяема отворятся врата земли твоея, и пояст огнь вереи твоя.
Объявляет их надежду напрасной; ибо они думали, что собрав неисчислимое множество помощников себе и обитая в городе, огражденном несокрушимыми стенами, они никогда не могут быть покорены. Но что это не принесет им никакой пользы, он ясно предвозвестил, говоря, что защитники их дойдут до такого малодушия, что ничем не будут отличаться от слабых женщин; что отворены будут и ворота, очевидно когда вторгнутся враги, ибо не подлежит сомнению, что «аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий» (Пс.126:1).
Итак, надобно иметь вышнее ограждение: меньше всего надеяться на самих себя, но больше на Бога спасающего, не превозноситься помощью человеческой и не думать, что можно избежать гнева, когда Бог прогневан (против нас); ибо никто не может избавить от беспокойства и бед того, на кого прогневался Бог всяческих. И божественный Давид весьма премудро воспевает и говорит: «не на лук... мой уповаю, и меч мой не спасет мене» (Пс.43:7), «но сотворю силу о Бозе», по древнему его изречению (Пс.107:14).
Наум.3:14. Воду одержания восхити себе сама.
Говорят, что когда Кир и бывшие с ним опустошали соседние с Ниневией страны и пресекли возможность всякой помощи с их стороны; тогда Ниневитяне, уже опасаясь, как бы не был разрушен самый город, пересекли окружающую город местность многими и длинными рвами и, соединив с ними реки каналами и наполнив их водой, сделали местность болотистой и таким образом непроходимой для врагов. Но враги или вернее воля оставляющего их Бога восторжествовала над такими их предприятиями. А что эти усилия их не будут иметь никакого успеха, показывает, говоря: «воду одержания восхити себе». Некоторым кажется, что здесь под водою собранною можно разуметь собрание или множество народов, призванных на помощь. И таким способом понимаемое слово не отвлечет нас от цели, потому что водами часто называется и множество народов.
Наум.3:14. И утверди твердели твоя: влези в брение и поперися в плевах, утверди паче плинфа.
Не побуждает их к этому Бог, но, в совершенстве зная будущее, осмеивает их опору и чрез это, как я только что сказал, показывает, что усилия их будут совершенно напрасными. Поскольку оказалось, что стены имеют нужду или в укреплениях, или в других каких-либо исправлениях (почему они и работали кирпичи, очевидно, из глины, но очень крепкие, ибо обжигаемый кирпич есть самый необходимый предмет для работы и они имели весьма прочный кирпич) то «поперися», говорит, в плевах, работай и кирпичи. Будь даже такою твердой и несокрушимой в сражении, как тверд, без сомнения, и самый кирпич; – и все-таки будешь легко взята и отнюдь не останешься несокрушимой и без труда потерпишь поражение от тех, кои очень искусны в этом и отличаются стремительностью сильнейшею твоей твердости.
Наум.3:15. Тамо пояст тя огнь, потребит тя меч, поядят тя аки прузи, и отягчаеши аки мшица.
«Тамо» ты можешь понимать в смысле: в то время; ибо принимает это речение в отношении ко времени, а не к месту. Если бы, говорит, и случилось это, и ты наделала бы кирпичей, то и в таком случае будешь ты истреблена как бы огнем, и война опустошит тебя наподобие саранчи. Ты будешь связана косностью и так же медленна в бегстве, как отяжелевшая саранча. Говорят, что когда падает град и идут дожди, то саранча становится тяжелой для летания оттого, что у нее намокли крылья. Итак, для изображения медленности Ниневитян в бегстве берет опять образ от того, что бывает с саранчой.
Наум.3:16–17. Умножила еси купли твоя паче звезд небесных: мшицы устремишася, и возлетеша: возскочи аки пруг смесник твой, аки акрида восходящая на ограду в день студеный: солнце взыде, и отлете, и не познася место ея.
Кажется, что под «куплями» здесь разумеет не те, которые совершаются посредством денег и для приобретения барышей и увеличения богатства, но вернее те, которые совершаются для собрания и сосредоточения народов. Ведь они, как я сказал, нанимали соседние народы, как бы торгуя имеющими умереть и собирая в битву долженствующих скоро погибнуть. А таких было очень много и неисчислимое количество; посему и уподобляются множеству звезд. Но если бы, говорит, и все они собрались и соединились, то и тогда они будут устрашены войной и погибнут точно так же как мшица и пруг. Это вид малой саранчи, которая, когда встречается с заборами и оградами садов во время холода, как я сказал, и при падении дождя, закрывает глаза и остается неподвижной, от сильной влажности будучи не в состоянии летать. Но когда восходит солнце и согревает их лучами своими, то они быстро удаляются и по обыкновению улетают. Так, говорит, поступят с тобой союзники твои; они улетят и удалятся опять в дом свой, обращая в ничто твое упование на них. Итак, непреложно слово, сказанное устами Пророка: «благо есть надеятися на Господа, нежели надеятися на человека» (Пс.117:8).
Наум.3:17–18. Люте им. Воздремашася пастуси твои, царь Ассирийск успи сильныя твоя, воздвигошася людие твои на горы, и не бяше приемлющаго.
Выражает сожаление о толпах народа, поддавшихся такому малодушию и страху, что они при одном только приближении войны обессилели и побежали на вершины гор, и непроходимые места считали как бы ограждением от опасности. Потом, объясняя причину такой боязливости, в качестве соответствующего разъяснения делает указание на погибель их начальников, как бы говоря благоприлично, что от сего они подверглись разорению и погибели и оказались несведущими в военном искусстве. Употребляя выражение: «воздремашася», указывает на то, что предались сну (бездействию) те, которые обладали могуществом и властью, предводители народа и достигшие высоких и славных почестей. Подверглись они усыплению от царя Ассириян, то есть имеющего происхождение от них; ибо Кир был туземец и происходил от крови Персидской. Но пророческое слово располагает нас к плачу или насмешке над легко поддающимися страху: «воздвигошася, – говорит, – людие твои на горы, и не бяше приемлющаго», то есть такого, который отличается отвагой, пресекает робость бегущих и может бессильного и бросающего щит свой от страха перед врагом воина отвлечь от нанесших первые удары; так как способные делать это и знатоки военного искусства погибли прежде.
Но слова: «люте им. Воздремашася пастуси твои, царь Ассирийск успи сильныя твоя» можно относить, и вполне справедливо, и к толпе Иудейской. Подлинно горе тем, которые убили Спасителя и Искупителя всех и к крови святых присовокупили и кровь самого Господа. Это пришлось им испытать вследствие того, что сильно задремали по причине развращения призванные начальствовать над ними и поставленные быть пастырями, говорю, книжники и фарисеи и увенчанные преимуществами священства, которых действительно усыпил ассирийский царь, то есть сатана; ибо часто для изображения его берется начальство Вавилонское. А что задремали пастыри и имеющие власть у них, – как можно усомниться в этом, когда богодухновенное Писание повсюду приписывает им погибель народа? Ибо написано: «о пастыри, погубляющие и расточающие овцы паствы моея» (Иер.23:1) и опять: «священницы не рекоша, где есть Господь? и держащии закон не ведеша мя, и пастыри нечествоваша на мя, и пророцы пророчествоваша в Ваала» (Иер.2:8). И Исаия также говорит: «како бысть блудница град верный Сион полон суда, в немже правда почиваше, ныне же... убийцы: сребро ваше неискушено, корчемницы твои мешают вино с водою. Князи твои не покаряются, общницы татем, любяще дары, гоняще воздаяние, сирым не судящии, и суду вдовиц не внимающии» (Ис.1:21–23).
Наум.3:19. Несть цельбы сокрушению твоему, разгореся язва твоя.
Можно перенести самые тяжелые бедствия, если они приходят постепенно и не простираются далее надлежащего; у подвергшихся страданиям остается утешительная надежда, что они еще смогут оправиться (как бы от болезни и получить возможность жить в добром здоровье) и что они опять достигнут благополучия, после того как обстоятельства их жизни переменятся к лучшему. Но если события приводят к самому жалкому положению, тогда бедствие становится совершенно неизбежным или лучше совершенно непоправимым. Так как Ниневия это именно и испытала, то и говорит, что она сокрушена и погибла, потому что вместе с тем погибла надежда на возможность уврачевания ее и потому, что язва пришла как бы в состояние сильного воспаления и требует самого тяжелого рассечения.
Не противореча истине можно сказать, что в таком же состоянии находятся и Иерусалим, убивший Господа. Он часто подвергался ударам, когда враги нападали на него, но вслед после того употребляемы были и врачевства, потому что Бог питал сострадание к нему и смягчал нанесенный ему удар. Когда же они нагло поступили против Владыки всяческих, то он был сокрушен и пал, и не было «цельбы», по слову Пророка, и устремление постигших их несчастий осталось несмягченным. Посему блаженные пророки и говорили, уподобляя Иерусалим Вавилону: «врачевахом Вавилона, и не исцеле: оставим его и отидем кийждо в путь свой, взыде бо к небеси суд его, и воздвижеся даже до звезд» (Иер.51:9). Преступление же его до неба и грех его до высоты состоит в том, что они, как я сказал, нагло поступили не просто с кем-либо из святых, но с Владыкою святых.
Наум.3:19. Вси слышащии весть твою восплещут руками о тебе: понеже на кого не найде злоба твоя всегда?
Что справедлив был приговор божественный, осудивший на разрушение государство Вавилонское, об этом ясно засвидетельствует то обстоятельство, что совершенно никто не выразит сомнения о нем; напротив, все будут рукоплескать и радоваться этому, и смеяться над падшим ради того, что оно подвергло других невыносимым бедствиям и притеснениям, и заставило испытать многое такое, что в особенности причиняет скорбь; ибо оно для всех было тяжело и нестерпимо и давало чувствовать жестокость свою и находящимся вдали от него.
Сказал бы я, что и изобретатель греха, то есть сатана, повсюду распростирающий сети злобы своей, увлекший в заблуждение поднебесную и опутавший ее сетями погибели, теперь пораженный Христом и лишенный владычества над нами, по справедливости мог бы выслушать (слова Пророка): «вси слышащии весть твою восплещут руками о тебе: понеже на кого не найде злоба твоя всегда»?