Источник

Священство

Посвящение на какое-нибудь служение церкви имеет удивительную близость к образу посвящения духовных лиц в нашей православной церкви, как по духу молитв, так и по торжественности священнодействия. К сожалению, мы не имели времени и, живя в Казани, даже источника под руками для того, чтобы представить все чинопоследование посвящения в разные степени церковного служения; укажем, по крайней мере, на следующие канонические постановления касательно этого предмета:

Рукоположение (χειροθεσία) может быть совершено в какой-нибудь день недели перед началом литургии или после нее, до пения никейского символа или после того; можно совершать его и во всякое время, когда не бывает литургии.

Посвящение в сан священника (χειροτονία) может быть совершаемо тогда, когда бывает литургия.

Посвящение же в сан епископа бывает в праздники Господни и Богородичные, в воскресные дни и в праздники особенно уважаемых святых.

При начале каждого славословия, каждой молитвы и каждого канона, назначенные к посвящению делают земные поклоны. Потом их подводят к епископу, который постригает их и опоясывает их чресла поясом. Назначенного к посвящению ставят около ступени, ведущей в алтарь; а епископ, архидиакон и весь клир входят в алтарь и занимают каждый свое место. Затем, по снятии имеющими посвятиться их верхних одежд, архидиакон возводит их на ступени алтаря, на которые они входят, скрестивши руки на груди. Тут их ожидает один из диаконов с одеждами, в которые имеют облечься вновь посвящаемые лица и т. д.

Но при такой близости посвящения в несторианской церкви к образу посвящения в нашей православной, при всем согласии в учении о таинстве священства, в практике это таинство у нынешних несториан довольно помрачено так:

1. У них священники и диаконы могут вступать во второй и третий брак и т. д. до семи. Только совершение этих браков не должно быть публично – в церкви – при народе, но в частном доме. Кроме того, после второго, третьего и т.д. брака, священник должен от епископа снова получить позволение приносить молитвы и совершать литургию116.

2. Священники, запрещенные в священнослужении, снова восстановляются к своему служению; для этого епископы читают только одну молитву, которую запечатлевают крестным знамением на голове восстановляемого117, и это делается на основании их церковных правил118.

3. Мало обращают внимания на лета лица, готовящегося к церковному служению. Так, у них иногда дозволяется посвящать во диакона восьмилетнего, а во священника – семнадцатилетнего юношу119; и такая практика противоречит их каноническим постановлениям, по которым отроки могут быть только чтецами, юноши от 18-ти до 25 лет – диаконами, а пресвитерами могут быть имеющие не менее 25 лет от роду120.

* * *

116

Paragr.XI, Synodal. decrees collated by Mar Abd. Jeshua.

117

Badger's v. 11. p. 350. Assemani, Bibl. Orient. T. III . par.2 . p.336.

118

A Sobensi in Epitome Canonum, par. 6. cap. 6.

119

«Biblioth. Orientalis» Assemani, T. III . par. 2. p. 335.

120

Sobensis in Epitome Canonum. Par. 6. cap. 4.


Источник: Нынешние несториане, их учение и богослужение / [прот. Василий Михайловский]. – Харьков : Унив. тип., ценз. 1865. – 108 с. (Автор указан в конце текста).

Комментарии для сайта Cackle