Источник

Сретение Господа Нашего Иисуса Христа

2/15 февраля

Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое.

Лк.2:29–30

В конце каждой вечерни мы слышим эту вдохновенную предсмертную песнь праведного старца Симеона Богоприимца. Что же значит эта песнь? О чем она говорит? За ответами на эти вопросы обратимся к Священному Писанию и посмотрим, что нам известно о жизни и деятельности праведного старца.

Святой евангелист Лука сообщает о нем краткие сведения. «Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Лк.2:25–26)

Из Святого Предания Церкви мы имеем более подробные сведения о жизни и деятельности праведного Симеона.

За двести семьдесят лет до Рождества Христова египетский царь Птоломей Филадельф, собиравший в свою библиотеку священные книги разных народов, пожелал иметь в своей библиотеке и еврейские книги в переводе на греческий язык.

По желанию этого царя иудейский первосвященник Елеазар послал в Египет семьдесят ученых еврейских толковников, знавших греческий язык, чтобы они перевели Священные Книги с еврейского языка на греческий для царя Птоломея. В числе этих семидесяти толковников был и праведный Симеон: он переводил на греческий язык Книгу пророка Исаии. Когда же он дошел до пророчества Исаии о рождении Христа от Девы: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис.7:14), то задумался и хотел заменить слово «Дева» словом «Жена».

Но Ангел Господень явился ему и сказал: «Имей веру написанному. Ты не умрешь, но пока не увидишь своими глазами имеющего родиться от Пресвятой Девы Христа Господа».

Как сказал Ангел, так и случилось: старцу Симеону уже тогда было девяносто лет от роду. Двести семьдесят лет он ждал Пришествия Христа. На триста шестидесятом году своей жизни по внушению Святого Духа приходит он в храм Иерусалимский в то время, когда Пресвятая Дева и праведный Иосиф приносят в храм Младенца Иисуса в сороковой день по Его рождении, чтобы посвятить Его Богу и отдать за Него в умилостивительную жертву двух птенцов голубиных.

Увидев Младенца, праведный Симеон по откровению Божию понимает, что обещание, данное ему Духом Святым, исполнилось: он видит своими старческими очами рожденного от Девы Спасителя мира. Взявши Божественного Младенца на свои бренные руки, праведный старец вдохновенно восклицает: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром: яко видесте очи мои спасение Твое» (Лк.2:29–30).

Триста шестьдесят лет прожил праведный Симеон, из них двести семьдесят он жил только надеждой по данному ему Духом Святым обещанию собственными глазами увидеть обетованного Спасителя мира. Достигнута цель его жизни, и глубокий старец с радостью заявляет о своей готовности оставить земную жизнь и присоединиться к праотцам своим, чтобы сообщить им радостную весть о пришествии всеми ожидаемого Мессии.

Можно ли себе представить, что пережил праведный старец Симеон, когда собственными глазами увидел Спасителя мира? Как трепетало его старческое сердце, когда он держал Младенца на своих руках? Тысячелетия прошли со времени грехопадения прародителей Адама и Евы, из поколения в поколение переходила вера в грядущего Искупителя.

Надеждой на Его Пришествие жили отцы и праотцы. И только ему, престарелому Симеону, судил Господь первому из всех ветхозаветных праведников и пророков видеть и даже держать на руках Божественного Младенца. Такого блаженства еще никто из обыкновенных смертных людей не переживал, кроме Пречистой Матери Божией и Иосифа Обручника.

Об этом-то блаженном состоянии Сам Христос говорит Своим ученикам: «Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат, ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали» (Мф.13:16–17).

А мы – христиане переживаем ли это блаженное состояние? Да, переживаем всякий раз, когда слышим чтение Евангелия и особенно сильно чувствуем духовную радость, неземное блаженство, когда теснейшим образом соединяемся со Христом в Таинстве Святого Причащения Пречистых Тела и Крови Его.

Поэтому Православная Церковь установила благодарственные молитвы после Причащения заканчивать вдохновенной песнью праведного Симеона: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром: яко видесте очи мои спасение Твое, еже ecu уготовал пред лицем всех людий: свет во откровение языком, и славу людий Твоих Исраиля» (Лк.2:29–32).

Родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд.

Лк.2:27

В Таинстве Святого Крещения человек рождается для новой духовной жизни во Христе, становится христианином. Но чтобы получить полноту духовной жизни, каждый христианин должен быть членом Святой Христовой Церкви. Вне Церкви нет спасения. Почему? А потому, что духовная жизнь человека осуществляется посредством Таинств Церковных. Только через Таинства дается человеку благодать Святого Духа, необходимая для его духовного роста. Вне Церкви нет Таинств, нет и благодати Божией.

Ведь чтобы жить плотскою физической жизнью, для этого недостаточно только родиться на свет Божий, но необходимо еще регулярно питаться, физически развиваться и постепенно крепнуть. От недостатка питания каждый человек неизбежно слабеет, а полное отсутствие питания влечет за собой смерть. Это всем известно и для всех понятно. Таков закон природы.

Но если для жизни телесной имеются определенные законы, которые нельзя нарушать безнаказанно, то и в жизни духовной должны быть соблюдаемы установленные Богом законы.

Сам Господь Иисус Христос в сороковой день после рождения был принесен Пречистою Своею Матерью из Назарета в Иерусалимский храм, чтобы совершить все по закону Господню. «Родители принесли Младенца Иисуса, – повествует евангелист Лука, – чтобы совершить над Ним законный обряд» (Лк.2:27). И далее прибавляет: «Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем» (Лк.2:40).

По примеру Спасителя нашего Православная Церковь установила для всех новокрещеных особый обряд воцерковления, совершаемый над новокрещеными в сороковой день после их рождения. В чем же состоит этот обряд?

Новокрещеный приносится или приводится в церковь. Священник читает над ним особые молитвы, в которых просит Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа благословить отроча, возрастить его, освятить, вразумить, уцеломудрить.

В другой молитве Святая Церковь просит Господа Бога: «Благослови отроча сие вкупе с родители и восприемники его... сопричти е Святому Твоему стаду словесных овец, нарицающихся именем Христа Твоего». По прочтении молитв священник вносит или вводит мальчика в Святой Алтарь к Жертвеннику, а если приносится девочка, то подносит или подводит ее к Царским Вратам со словами: «воцерковляется раб Божий такой–то или раба Божия такая–то во имя Отца и Сына и Святого Духа», и творит обычный отпуст.

Так обряд воцерковления заканчивается. С этого момента новокрещеные становятся полноправными членами Святой Церкви, участниками в совершении всех Таинств Церковных, необходимых для их духовного роста.

В народе, не посвященном в сущность церковных священнодействий, установился не совсем правильный взгляд на этот обряд. Принято думать, что в сороковой день читается молитва только для матери-родильницы. Да, в двух молитвах священник просит Господа Бога, чтобы Он очистил мать новорожденного от всякого греха и сподобил ее «неосужденно причаститися Святых Христовых Таин».

Но кроме этих молитв, особо читаются три молитвы над новокрещеным. Значит, этот обряд нужен не только для матери-родильницы, но и главным образом для новокрещеного ребенка, который нуждается для своего духовного роста в благодати Божией, подаваемой в Святых Таинствах Церковных и особенно в Таинстве Святого Причащения Пречистых Тела и Крови Христовых.

«Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и питъ Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. – говорит Христос. – Ядущий Мою Плотъ и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие» (Ин.6:53–55).

Слышите ли вы, родители новорожденных и новокрещеных детей, что говорит Спаситель: если ваши новокрещеные дети еще не причислены к Святой Церкви через обряд воцерковления и не причастились Плоти и Крови Иисуса Христа, то они не имеют в себе духовной жизни, они духовно мертвы.

Какая мать может остаться спокойной при виде ребенка, умирающего голодной смертью? Чье сердце не обольется кровью от жалобных стонов голодных детей, просящих хлеба? «Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень?» (Мф.7:9) Нет и не может быть такого человека, который оставался бы равнодушным к естественным потребностям своих детей и не постарался бы надлежащим образом их удовлетворить.

Как же можно оставаться глухим к духовным потребностям детей, которым необходима благодать Святого Духа для их духовной жизни!..

Родители новокрещеных детей! Вы ответственны перед Богом за то, что ваши дети остаются духовно мертвыми. Они приняли Святое Крещение, но еще не причислены к членам Святой Церкви через воцерковление и лишены благодати Божией, подаваемой в Таинствах Церковных.

Меня могут спросить, как совершать обряд воцерковления над детьми, которым от роду не сорок дней, а больше? Отвечаю на этот вопрос: сорокадневный период установлен Церковью как наименьший, для матерей-родильниц, а не для новорожденных детей.

В Требнике сказано: «Аще младенец Крещен есть, творит иерей воцерковление. Аще же ни, творит сие по Крещении». Иначе говоря: обряд воцерковления может быть совершен над детьми во всякое время после их Крещения.

Поспешите же привести своих новокрещеных детей в церковь, чтобы совершить над ними установленный обряд воцерковления и подготовить их к принятию Святых Таин Христовых.

Иисус Христос говорит: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф.18:20). Вы собрались здесь во имя Христа, и Христос посреди вас. А где же ваши дети? Почему они лишены этого величайшего счастья – быть в единении со Христом?

Вы, родители – особенно матери – употребляете все средства к тому, чтобы дети ваши не были голодными, чтобы они были накормлены. Как же не скорбеть о том, что они лишены духовной пищи в Таинстве Святого Причащения, по слову Спасителя: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровъ пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин.6:56).


Источник: Серафим (Шарапов), епископ. Войдите в радость Господа: Праздники церковного года – М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2013. – 128 с. – (Православие в жизни).

Комментарии для сайта Cackle