Азбука веры Православная библиотека митрополит Серафим (Александров) Выписки из творений святых отцов и учителей Церкви по вопросам веры и благочестия, пререкаемым старообрядцами

Выписки из творений святых отцов и учителей Церкви по вопросам веры и благочестия, пререкаемым старообрядцами

Источник

Содержание

Предисловие

Глава I. Вне Церкви нет спасения и даров Св. Духа Глава II.Учение св. отцов о церкви (ее состав) Глава III. О вечности и неодоленности созданной Христом церкви Глава IV. Три чина (степени) священства в церкви Христовой Глава V. Важность и необходимость епископского чина Глава VI. Отцами церкви епископы именуются главою церкви в своей епархии, или главою поместной церкви (но не главою вселенской церкви, глава которой Христос) Глава VII. Без иерархии (священства) Церковь существовать не может Глава VIII. О вечности священства в церкви Христовой Глава IX. И до дня Пятидесятницы церковь не была без священства Глава X. Против учения австрийцев, что все епиекопы могут впасть в ересь, подобно апостолам, впавшим, якобы, в неверие (а неверие, по словам Усова, горше ереси) воскресению Христову Глава XI. Против учения австрийцев, «что не только епископы могут пасть, все уклониться в ересь, но и сами ангелы с небес могут заблуждаться и погрешать» Глава XII. Священник без воли епископа, без его разрешения, не может священнодействовать Глава XIII. Священник, без воли епископа, не может принять от ереси клирика, тем более епископа, вчинить его в клир и вручить ему паству Глава XIV. О восхищаюших недарованная Глава XV. О посланничестве Глава XVI. Истинный признак православной Христовой церкви и истинного священства Христова – непрерывная преемственность хиротонии Глава XVII. Крещение обдержно совершается иереем Глава XVIII. Обливательное крещение, в случаях нужды, не отвергалось церковью Глава XIX. О таинстве св. миропомазания Глава XX. О таинстве св. причащения. Установление сего таинства Глава XXI. Таинство св. причащения нельзя понимать и принимать духовно; его ничем нельзя заменить; оно должно быть и принимать его нужно чувственно Глава XXII. Необходимость таинства св. причащения Глава XXIII. Приношение тела и крови Христовой должно, продолжаться до второго Христова пришествия, до скончания мира Глава XXIV. Власть вязать и решить, т. е. совершать таинство покаяния, принадлежит только епископам и пресвитерам Глава XXV. Об епитимиях и четырех, бывших в древности, местах А) Эпитимия должна назначаться сообразно с качеством греха и степенью раскаяния грешника Б) Предстоятель имеет право отпускать грехи кающемуся и без наложения епитимии В) О четырех, бывших в древности местах Глава XXVI. О таинстве св. брака Глава XXVII. Вечность и истинность Божиих обетований Глава XXVIII. О событиях последнего времени: пред пришествием антихриста и на обличение его должны видимым, чувственным образом явиться пророки Илия и Енох Глава XXIX. Антихрист человек будет, родится от колена Данова, придет пред вторым Христовым пришествием Глава XXX. О летах царства антихристова Глава XXXI. Жиды приимут антихриста, который во имя свое приидет Глава XXXII. Право церкви изменять обряды ГлаваXXXIII. Единоверие при разнообразии обрядов Глава XXXIV. Ради незаконной клятвы обвинять всю церковь в еретичестве, а тем более отделяться от церкви – нельзя Глава XXXV. Ошибки и порицания частных писателей, хотя бы и отцов церкви, в вину, в ересь, церкви ставить нельзя, тем паче отделяться от церкви Глава XXXVI. О перстосложении для крестного знамения I. Свидетельства об одноперстии II. Свидетельства о троеперстии: III. Что говорят о Православном Исповедании и о Петре Могиле старообрядцы? Что говорят о перстосложении историки Глава XXXVII. О чиноприеме еретиков и о ереси люциферианской (против неправого учения Белокриницких) Глава XXXVIII. Как понимать 8-е правило первого Вселенского собора Глава XXXIX. Хиротония еретиков второго чина не принималась, а повторялась Глава ХХХХ. О подложности грамоты царя Константина Глава XLI. Как понимать 34 главу книги пророка Иезекииля? Глава XLII. Как понимать пророчество Даниила о мерзости запустения (гл. 9) Глава XLIII. Участие православных императоров в делах церкви Глава XLIV. Как понимать ст. 14–21 гл. 49-й кн. пр. Исаии Алфавитный указатель имен святых отцов и учителей церкви, церковных и светских писателей и книг, из которых сделаны извлечения и на которые сделаны указания в «выписках» свящ. Д. Александрова, с обозначением страниц, где именно эти извлечения и указания находятся
Предисловие

В настоящее время старообрядцы ведут борьбу с православной Церковью совсем не так, как прежде: старопечатными книгами и рукописями они не удовлетворяются, а «рыщут, как говорит преп. Викентий Лиринский, по всем книгам божественного закона»; тщательно следят за современной духовной литературой, подмечая везде так или иначе благоприятствующие их заблуждениям мысли; приводят свидетельства «от внешних», не только православных духовных и светских писателей, но и не православных; особенно же полною рукою черпают доказательства из святоотеческих творений в русском переводе. Само собой понятно, что миссионеру и приходскому священнику нельзя теперь вступать в беседу с ними, имея под руками одни старопечатные книги да «Выписки из старопечатных и древлеписьменных книг» А. Озерского, но необходимо запастись сведениями и из святоотеческих творений в русском переводе. Дать эти сведения и поставил своею задачею автор предлагаемых вниманию читателей «Выписок».

Эти «Выписки» были составлены о. Д. Александровым в пособие при беседах – самому себе, а также его ближайшим помощникам и сотрудникам по миссии, которые просили его об этом, так как не в состоянии были иметь под руками все необходимые для полемики с расколом книги. За невозможностью обработать свои «Выписки» тщательнее, автор долго не решался выпускать их в свет, хотя преосвященный Симбирский Гурий (ныне уже умерший), под руководством которого он в свое время проходил служение по миссии в Самарской епархии, настойчиво советовал выпустить их и даже хотел издать на свой счет. Наконец, по усиленной нашей просьбе, о. Димитрий в 1905 году изъявит согласие издать «Выписки» в качестве бесплатного приложения к нашему журналу, но, за множеством дел, успел приготовить их только в апреле сего года, почему они и запоздали своим выходом.

Выписки сделаны большей частью из творений св. отцов и учителей церкви в русском переводе, но встречаются выписки из старопечатных и древлеписьменных книг и сочинений светских и духовных писателей. Расположены они по степени важности и ясности в отношении доказываемой мысли. В некоторых местах сделаны краткие примечания и пояснения, которые легко отличит читатель.

Дай Бог, чтобы эти «Выписки» хотя отчасти восполнили пробел в нашей полемике со старообрядчеством и принесли возможно большую пользу всем труждающимся в деле миссии и братьям старообрядцам.

Редакция.


Источник: Выписка из творений св. отцов и учителей церкви в русском переводе, а также из старопечатных древлеписьменных книг и сочинений духовных и светских писателей по вопросам веры и благочестия пререкаемым старообрядцами / Сост. Самар. епарх. миссионер, иерей Дмитрий Александров. – Санкт-Петербург: журн. «Православ. путеводитель», 1907. – 376 с. разд. паг.

Комментарии для сайта Cackle