Источник

Глава XXXVIII. Как понимать 8-е правило первого Вселенского собора

1) О именовавших некогда самих себя чистыми, но присоединяющихся к кафолической и Апостольской церкви, благоугодно св. и великому собору, да, по возложении на них рук, пребывают они в клире. Прежде же всего надлежит им письменно исповедати, яко прилепятся и последовати будут определениям кафолической и Апостольской церкви, то есть, будут в общении церковном и с двоеженцами, и с падшими во время гонения, для которых и время покаяния уставлено, и срок прощения назначен. Надобно, чтобы они во всем последовали определениям кафолической церкви. И так где, или в селах, или во градах, все, обретающиеся в клире, окажутся рукоположенными из них одних: да будут в том же чине. Аще же там, где есть епископ кафолической церкви, некоторые из них приступять к церкви: явно есть, яко епископ православной церкви будет имети епископское достоинство: а именующийся епископом у так называемых чистых, пресвитерскую честь имети будет: разве заблагорассудит местный епископ, чтобы и тот участвовал в чести имени епископа. Аще же то ему неугодно будет, то для видимого сопричисления такового к клиру, изобретет для него место или хорепископа или пресвитера: да не будет двух епископов во граде» (8 пр. I Всел. соб. Полн. Кормч. 36–37 стр.).

2) Зонара в толковании сего правила: «Правило определяет, чтобы приверженцы его (Новата) ереси, когда обращаются к церкви, были приемлемы с письменным исповеданием, что будут соблюдать догматы кафолической церкви и будут принимать отвергшихся Христа по необходимости, и будут устроять их по временам, определенным для покаяния падших... и что будут в общении с двубрачными. – Если они рукоположены во епископов и пресвитеров, или диаконов, то присоединяемые из них к церкви остаются в клире, в своих степенях, если в церквах, в которых рукоположены они, нет других. Как они погрешили не уклонением от веры, а братоненавидением и недопущением покаяния для падших и обращающихся, то поэтому собор принял и рукоположение их, и определил, чтобы они оставались в их степенях, если не будет епископа в кафолической церкви того города»... (Полн. Кормч. стр. 38).

3) Вальсамон «Правило говорит, что если кто из них с чистым раскаянием оставит прежнее зло, и обяжется сохранять догматы кафолической церкви, тот должен быть принят. И если это клирики, то должны непременно сохранить свои степени, ибо погрешают не в отношении к вере, а осуждаются за братоненавидение. Если они имеют епископское достоинство, а в стране, в которой они были отлучены, находятся другие (православные) епископы, они не должны действовать ничего епископского, но на попечении епископа (православного)) будет лежать, иметь ли им одно имя епископа, или называться другим именем; а когда нет местных епископов, они должны исправлять и епископские дела. И клирики, после принятия в церковь, могут быть сопричислены к клиру, к которому были прежде рукоположены, но только тогда, когда на место им не определены другие клирики; а если где имеются таковые, то с ними должно поступить так же, как написано выше о епископах» (Полн. Кормч. стр. 40).

4)Матфей Властарь: «Как должно принимать новатиан? 8-е правило 1-го собора повелевает, чтобы чистые (кафары) или новатиане, о которых мы сказали прежде, приходяще к кафолической церкви, письменно исповедали, что они будут точно соблюдать все ее догматы, будут принимать отвергшихся Христа и снова обращающихся, и будут устроять их по временам, определенным для покаяния падших, и что будут в церковном общении с двубрачными. И если согласятся на сие, то состоявшим в клире повелевает вновь получать свои степени, которые они прежде оставили, будучи непр. пресвитерами или диаконами; даже и бывшим епископами повелевает вновь устроиться в своих епископиях, если тем временем не заняли их другие» («Синтагма», буква «А», гл. 2).

5) Св. патриарх Тарасий, объясняя 8-е правило, сказал: «а как надобно понимать слово: рукоположение? Почтеннейшие иноки сказали: Владыка! просим наставить нас. Святейший патриарх Тарасий сказал: слово рукоположение может быть здесь сказано просто о благословении, а не о хиротонии» (Деян. Всел. Соборов, т. VII, стр. 48).

в) Греческая Кормчая «Пидалион»: «Собору угодно было, чтобы в случае обращения новатиан к прав. церкви, они получили возложение рук и так принимались и оставались в клире, те, то есть, которые клириками». Под строкой объяснено, что под хиротонией здесь разумеется н хиротония как, быть может, кому-нибудь покажется, а возложение руки епископа или священника на голову обращающихся, совершаемое при обряде принятия кающихся» (См. в стат. Бердникова, «Правосл. Собеседник» за 1888 г., м. Март, стр. 407).

7)Бл. Иероним: «Древние епископы принимали всех еретиков также чрез покаяние... и собор никейский, о котором мы упомянули несколько выше, принял всех еретиков, исключая учеников Павла Самосатского. А, что еще важнее, собор этот сохраняет степень пресвитерства за епископом новатианским, если он обратится» (ч. IV, стр. 92).

8)Сергий, еписк. Вятский: «Из практики церкви западной, по свидетельству папы Иннокентая 1-го и Сириция видно, что Западная церковь видела в сем (8-м) правиле постановление – принимать кафаров чрез одно покаяние с возложением рук в знак отпущения грехов... Св. Тарасий, председатель VII вселенского собора, в выражении – ὣσϑε χεφοτεϑουμένους αὐτοῦς (осфе хиротефуменус автус) равумел простое возложение руки в благословении, без сомнения, после покаяния обращающихся. Вальсамон и Зонара также объясняют сие выражение, говоря, что новатиане «принимаются в общение по принесении покаяния и отречения от своих заблуждений». Первое (Западной церкви) и последнее понимание рассматриваемого выражения представляются вернейшими: 1) потому, что собор, отличая новатиан от павликиан и определяя принимать клириков их в прежних степенях священства (по тому же 8 правилу), очевидно, признавал действительность таинств, совершаемых новатианами, – следовательно, и действительность таинства миропомазания, 2) потому, что миропомазание в IV веке означалось обыкновенно словами: χρησμα τῶ ἀγίω μύρῳ и в соборных определениях о принятии неправославных чрез миропомазание говорится обыкновенно: χρηστήσονται τῶ ἀγίω («О правилах и чинопоследованиях принятия неправосл. христиан», изд. 3, 1894 г., стр. 44 и 43).

9) Церковный, историк Руфин (5-го века), перечисляя определения Никейского собора, сущность 8 правила передает такими словами: «клириков кафаров, в случае если они с покаянием обращаются к церкви, по исповедании церковных догматов, следует принимать в их сане» (Ц. Ист., кн. 1-я, гл. 6-я) .

10) Деяния первого Вселенского собора: «Касательно присоединяющихся к кафолической церкви из тех, которые иногда называют сами себя чистыми, святой и великий собор присудил, чтобы получившие у них рукоположение оставались в клире, как были. Но прежде всего они должны письменно удостоверить, что присоединятся и будут следовать определениям кафолической и апостольской церкви, то есть будут иметь церковное общение и с двоеженцами и падшими в гонении, для чего и время установлено и срок назначен. Вообще они во всем должны, последовать постановлениям кафолической церкви» (т. I, стр. 69, изд. 2, 1887 г.).

11) Василий, митроп. Смирнский: а) «В 8-м правиле 1-го Вселенского собора между прочим сказано: «о именовавших некогда самих себя чистыми, но присоединяющихся к кафолической и апостольской церкви, благоугодно святому и великому собору, да по возложении на них рук пребывают в клире... Аще же там, где есть епископ кафолической церкви, некоторые из них приступят к церкви явно есть, яко епископ православной церкви будет имети епископское достоинство, а именующийся епископом у так называемых чистых пресвитерскую честь имети будет... Да не будет двух епископов во граде». Итак, по настоящему правилу, клирики из раскола так называемых чистых (т. е. новатиан), обращающиеся в прав. церковь, не только пребывают в клире, но и сохраняют, за исключением некоторых случаев, каждый свой сан, принимаются в церковь только с возложением на них рук и молитвою, главным образом долженствующею письменно «исповедати, яко прилепятся и последовати будут определениям кафолической и апостольской церкви». Что встречающееся в этом правиле выражение «по возложении на них рук» обозначает не хиротонию или рукоположение, но просто возложение рук с благословением, видно из последующих разъяснений этого правила. – VII Всел. собор. устами св. Тарасия властно истолковал его в этом смысле, применив правило к приходящим к церкви из всякой ереси, хотя оно собственно относится к раскольникам, каковыми были чистые или новатиане»... («К истории вопроса о принятии схизматиков в Православную Церковь», стр. 5–6).

б) «Разрешение раскола мелетиан I Вселенским собором сделано так, что собор допустил принятие самого Мелетия, только с именем и честью епископа, но без всякой действительной власти епископа, а других – рукоположенных сим епископом пресвитеров и дьаконов принял на таких же условиях, на коих и обращающихся к церкви новатиан, т. е. каждого в своем чине и только чрез возложение на них рук, с молитвою, как повествует святой собор в послании своем к церкви Александрийской... См. Деяния Всел. Собор, т. I, Казань, 1887 г., стр. 78–79; Созомен I, 24» (там же стр. 12–13).

в) «Раскол мелетиан, соединенный с разнообразным арианством, продолжался до VII столетия, и обращающиеся от него к церкви принимались к общению, по свидетельству Феодора Студита (40-е посл, к Навкратию), без крещения и миропомазания. Но вероятно клирики, обращающиеся из них, утверждались в своих степенях молитвою, с возложением рук, согласно с постановлением I Вселенского собора, выраженным в вышеупомянутом соборном послании и в 8-м правиле, также как и с древним обычаем церкви» (см. тамже, стр. 15).


Источник: Выписка из творений св. отцов и учителей церкви в русском переводе, а также из старопечатных древлеписьменных книг и сочинений духовных и светских писателей по вопросам веры и благочестия пререкаемым старообрядцами / Сост. Самар. епарх. миссионер, иерей Дмитрий Александров. – Санкт-Петербург: журн. «Православ. путеводитель», 1907. – 376 с. разд. паг.

Комментарии для сайта Cackle