Источник

Глава IV. Три чина (степени) священства в церкви Христовой

I. Св. Климент Римский: «Первосвященнику дано свое служение, священникам назначено свое дело, и на левитов возложены свои должности» (Пис. мужей Апост. в переводе прот. Преображенск. СПб., 1895 г., стр. 99).

II. Св. Игнатий Богоносец: а) «Епископ председательствует на месте Бога, пресвитеры занимают место собора апостолов, и диаконам, сладчайшим мне, вверено служение Иисуса Христа» (Пис. муж. Ап. 281 стр.).

б) «Повинуйтесь епископу, как Иисусу Христу..., пресвитерству, как апостолам Иисуса Христа..., и диаконам, служителям таинств Иисуса Христа»...

«Все почитайте диаконов, как заповедь Иисуса Христа, пресвитеров же, – как собрание Божие, как сонм апостолов, а епископов, как Иисуса Христа, Сына Бога Отца» (Пос. мужей Апост. стр. 286).

в) «Внимайте епископу, дабы и Бог внимал вам. Я – жертва за тех, которые повинуются епископу, пресвитерам, и диаконам» (там же стр. 310).

III. Бл. Иероним Стридонский: а) «Церковь, имеющая множество степеней, завершается в конце диаконами, пресвитерами и епископами» (ч. IV, стр. 86).

б) Толков. на 18 ст. 19 гл. кн. прор. Исайи; «те, которые относят пророчество к пришествию Христову, признают в пяти городах или закон Господень, который прежде всего был объясняем в Александрии, или пять чинов церкви, – епископов, пресвитеров, диаконов, верных и оглашенных» (ч. VIII, стр. 254).

IV. Св. Климент Аленсандрийский: «Существующая в церкви степени епископов, пресвитеров и диаконов, по моему мнению, суть подобия ангельского чина» (Строматы кн. 6, гл. 13).

V. Св. Дионисий Ареопагит: «Иерархия имеет одну и туже для всех действий священноначальнического служения силу, – именно иерарха (епископа), так как его собственно лицу и достоинству и чину предоставляется воспринимать всю полноту совершенства в вещах божественных и обожение, и подчиненных, каждому по достоинству, сообщать пребывающее в нем от Бога обожение, а подчиненные – пресвитеры, диаконы и др. чины церковные, сами последуя высшим, ведут вперед низших» (Писания св. отцов и учителей церкви, относящ. к истолк. пр. богослуж. т. I, по изд. 1855 г., 11–28).

VI. Бл. Симеон Солунский: а) «Из рукополагаемых в алтаре и разделяемых на три чина – епископа, пресвитера и диакона, – первый, т. е. чин архиерея, называется просветительным и сообщителем божественного света, потому что все получают чрез него, – священники и клир, рукоположения и посвящения» (в рус. переводе т. 3, стр. 17).

Тоже см. т. II, стр. 208.

б) «Епископ – образ Отца светов..., пресвитер – образ вышних чинов, второй свет; он передает и совершает тайны, потому и называется совершителем. Диакон занимает третье место. Он есть образ служебных ангелов, постоянно посылаемых к хотящим наследовать спасение; а потому он называется вестником, приготовляющим и служителем» (т. 3, стр. 237).


Источник: Выписка из творений св. отцов и учителей церкви в русском переводе, а также из старопечатных древлеписьменных книг и сочинений духовных и светских писателей по вопросам веры и благочестия пререкаемым старообрядцами / Сост. Самар. епарх. миссионер, иерей Дмитрий Александров. – Санкт-Петербург: журн. «Православ. путеводитель», 1907. – 376 с. разд. паг.

Комментарии для сайта Cackle