Источник

Глава I. Вне Церкви нет спасения и даров Св. Духа

I. Св. Ириней, еп. Лионский («Пять книг против ересей» в рус. перев. прот. Преображенского. Москва, 1871 г.).

а) Кто отделяется от церкви и последует бабьим басням, те по истине суть самоосужденные, которых Павел повелевает нам после первого и второго вразумления отвращаться (кн. 1, гл. 16, стр. 77).

б) «Не должно искать у других истины, которую легко получить от церкви, ибо апостолы, как богач в сокровищницу, вполне положили в неё все, что относится к истине, так что всякий желающий берет из нее питие жизни. Она именно есть дверь жизни, а все прочие (учители) суть воры и разбойники» (кн. III, гл. 4, стр. 279).

в) «Где церковь, там и Дух Божий; и где Дух Божий, там церковь и всякая благодать, а Дух есть истина. По сему кто непричастен Его, не питаются для жизни от сосцев матери, не пользуются чистейшим источником, исходящим от тела Христова, но выкапывают себе сокрушенные колодцы из земных рвов и пьют гнилую воду из грязи, удаляясь веры церкви, чтобы не обратиться, и отвергая Духа, чтобы не вразумиться» (кн. III, гл. 24, стр. 398).

II. Св священномуч. Киприан, еп. Карфагенский (Творения его. Киев, 1861 г.)

а) «Вне ее (церкви) нет, жизни: дом Божий один, и никто не может где-либо спастись, как только в церкви» (т. 1, п. 3, стр. 27).

б) «Кто бы и какой бы он ни был, он не христианин, как скоро он не в церкви Христа» (т. I., п. 43, стр. 173).

в) «Всяк, отделяющейся от Церкви, присоединяется к жене прелюбодейце и делается чуждым обетований церкви; оставляющий церковь Христову лишает себя наград, предопределенных Христом; он для нее чужд, непотребен, враг ее. Тот не может уже иметь Отцом Бога, кто не имеет матерью церковь. Находящийся вне церкви мог бы спастись только в том случае, если бы спасся кто-либо из находившихся вне ковчега Ноя. Господь так говорит в поучение наше: иже несть со Мною, на Мя есть; и иже не собирает со Мною, расточает (Мф.12:30). Нарушитель мира и согласия Христова действует против Христа. Собирающий в другом месте, а не в церкви, расточает церковь Христову» (т. II, стр. 174–175).

г) «Невозможно ни называться, ни на самом деле быть уже исповедником тому, кто отвергся церкви Божией» (т. 1, п. 42. стр. 147).

д) «Блаженный апостол Иоанн... всех отступивших от церкви и действующих против церкви, называл антихристами... Если она (церковь) есть единственный кладезь воды живой, находящийся внутри, то поставленный вне не может освящаться в оживляться от той воды, все употребление и питие которой уступлено находящимся внутри» (т. I, п. 62, стр. 311–312).

III. Блаженный Иероним Стридонский (Творения его. Киев, 1879–1903 г.г.).

а) Следует твердо держаться той церкви, которая, будучи основана апостолами, продолжает свое существование до настоящего дня. Услышишь где-нибудь о таких, которые, считая себя Христовыми, приняли имя не от Господа Иисуса Христа, а от кого-либо другого, как напр. о Маркионитах, Валентинианах, Монтенсах или Кампитах, знай, что то не церковь Христова, а синагога антихриста» (ч. 4, стр. 92).

б) «Кто отступил от церкви, тот немедленно умрет от язвы» (ч. X, стр. 74).

в) «Кто находится на поле и на равнине, вне пределов града Господа, означающего церковь, тот поражается мечем противника» (ч. X, стр. 88).

IV. Блаженный Августин:

а) «У них (еретиков донатистов) благодать крещения является лишь тогда, когда они возвращаются к церкви». (См. «Раскол Донатистов» стр. 123).

б) «Вне церкви можно иметь все, только не спасение. Вне церкви можно иметь духовный сан, таинства, аллилуйя и аминь (литургию), Евангелие, веру и проповедь во имя Триединого Бога, но спасение можно обрести только в кафолической церкви» (там же стр. 265).

V. Св. Иоанн Златоуст: «Пребывай в церкви и не будешь предан церковью. Если же ты убежишь из церкви, то церковь невиновна. Если бы ты был в ней, волк не вошел бы; а если выйдешь из нее, то будешь схвачен зверем, и это – не от ограды, но от твоего малодушия» (Полн. собр. твор. его в рус. пер., т. 3, стр. 409–410. СПб, 1896–1906 гг.).

VI. Св. Василий Великий: «Хотя начало отделения было в следствие раскола, но отступившие от церкви не имели уже на себе благодати Св. Духа, так как преподаяние оной оскудело по пресечении преемства, и хотя первые отделившиеся имели рукоположение от отцов, и чрез возложение рук их получили духовное дарование; но отторгнувшиеся, сделавшись мирянами, не имели власти ни крестить, ни рукополагать, и не в состоянии были передавать другим благодать Св. Духа, от которой сами отпали» (Твор. его в перев. Моск. дух. акад. т. 7, стр. 7).

VII. Св. Ефрем Сирин: «Благословен, кто избрал св. церковь. Это агница, – которую не растерзал волк; эго – чистая голубица, которую не мог настигнуть преслдующий ее ястреб..! Кто восстает на Церковь, у того плоть, как у Гиезия, да покроется проказою. Кто отступит от моей веры, того да постигнет Иудино удавление» (Твор. его в перев. Моск. дух. акад. т. 5, стр. 310–311).

VIII. Бл. Феодорит, еп. Киррский: «Нам спасение преподается церковью; а кто вне церкви, тот не примет жизни вечной» (т. 1, по изд. 1855 г. стр. 273).

IX. Св. Кирилл Иерусалимский: «Исповедание веры преподает нам ныне: во едину, святую, соборную церковь, чтобы ты убегал скверных еретических обществ, пребывал же всегда в святой соборной церкви, в которой ты и возрожден. И когда приходишь в какой город, не просто спрашивай: где дом Господень? Ибо и нечестивые еретики осмеливаются называть домами Господними свои вертепы, и не просто, также – где церковь? но: где церковь соборная? Ибо это есть отличительное имя сей святой, обшей всем нам матери, которая есть Невеста Господа нашего Иисуса Христа»... (Огласит, поуч. 18-е, ст. 26).


Источник: Выписка из творений св. отцов и учителей церкви в русском переводе, а также из старопечатных древлеписьменных книг и сочинений духовных и светских писателей по вопросам веры и благочестия пререкаемым старообрядцами / Сост. Самар. епарх. миссионер, иерей Дмитрий Александров. – Санкт-Петербург: журн. «Православ. путеводитель», 1907. – 376 с. разд. паг.

Комментарии для сайта Cackle