Источник

Глава XV. О посланничестве

I. Благовестное Евангелие: «Пророки приходили потому, что были посланы, а лжепророки, как мятежники, приступали к развращению оболыцаемых, тогда как никто их не посылал» (Толк. на Иоанна, стр. 258, изд. 1870 г.).

II. Правила св. Апостол. б) «Не позволительно епископу оставляти свою епархию и во иную преходити, аще бы и от многих убеждаем был, разве когда будет некоторая вина благословная, сие творити его понуждающая, яко могущего большую пользу обитающим тамо принести словом благочестия. И сие не по своему произволу, но по суду многих епископов и по сильнейшему убеждению» (14 пр. св. Ап.).

Зонара. «Различные соборные правила запрещают епископам от своих церквей переводить к другим, и предписываю каждому пребывать в той церкви, которая приняла его, дабы не возникло между ними раздоров. Не должно думать, что каноны дают противоречивые предписания. Но те правила законополагают, чтобы епископы не переменяли церквей и запрещают переменять; а настоящее правило рассуждает об отшествии епископа в другую церковь, в случае настоятельной нужды, для научения... Но правило хочет, чтобы и тогда он не сам по себе уходил, а если призывают, или лучше, если он побуждается к сему судом многих епископов. Итак, правила соборов запрещают епископу совсем переходить из своей области в другую область и восхищать церковное управление оною, хотя бы та церковь вдовствовала без епископа, по 16 правилу антиохийского собора. А настоящее правило св. Апостол не запрещает епископу на время отходить в другую область ради научения и собеседования для пользы тамошнего народа, но и тогда не самому по себе, но если будет призываем и удостоен».

Вальсамон. «Настоящее 14 правило определяет, что епископ не имея власти в своей области переходить в другую, хотя бы делал это для пользы народа, хотя бы понуждаем был к сему народом другой области, исключая того случая, если делает сие по соборному поручению. – А 16-е правило Антиохийского собора говорит, что подлежит извержению тот, кто восхитил праздную церковь без ведома собора»... (См. Полн. Корм. стр. 23–24).

б) Чит. еще 34 пр. св. Апостол.

III. Правила Вселенских соборов: а) В Толковании на 15 пр, первого Вселенского собора: «Апостольское 14-е правило запрещает нашествие или вторжение епископов из одной епархии в другую, а перемещение допускает по важной и основательной причине. И 16-е правило Антиохийского собора определяет, чтобы епископ, не имеющий епархии, – в епархию, не имеющую епископа, – переходил с рассмотрнием и приглашением совершенного собора. Подобным образом первое и второе правило Сардикийского собора строго наказывает того, кто хитростью и худыми средствами оставляет церковь, принявшую его, и восхшцает большую. А настоящее 15-е правило первого собора совсем запрещает переход из города в город епископов, пресвитеров и диаконов; но не наказывает за сие, а определяет, чтобы не имело силы такое предприятие, а чтобы епископ, пресвитер или диакон были возвращены в прежнюю церковь, в которой рукоположены. Имея в виду все сии правила, иной может сказать, что эти правила противоречат одно другому и постановляют разное. Но это не так. Равнятся между собою перемещение, перехождение и вторжение. Перемещение есть перевод из епархии в епархию, когда, может быть, епископ, украшенный разнообразною мудростью, призывается многими епископами для большего вспомоществования вдовствующей церкви, которая подвергается опасности в отношении к благочестию. Нечто подобное было с веляким Григорем Богословом, перемещенным из Сасим в Константинополь. Такое перемещение позволительно, как видно из 14 пр. св. Апостол. Перехождение бывает, когда кто свободный, т. е. не имеющий епархии, которая, например, занята язычниками, многими епископами побужден перейти в праздную церковь, как обещающий великую пользу для православия и прочих церковных дел. И это перехождение допускается божественными правилами св. отец, собравшихся в Антиохии. Вторжением называется самочинное, или даже и с употреблением худых средств, незаконное занятее вдовствующей церкви епископом, не имеющим церкви, или и имеющим церковь; и святые отцы, собравшиеся в Сардике, столь сильно порицали, что определили поступающего таким образом лишать общения со всяким христианином, и даже при последнем ивдыхании не удостоивать его общения, как мирянина» (Полн. Кормч., вып. 2-й, стр. 58–60).

б) «Не быв приглашены, епископы да не преходят за пределы своей области для рукоположения, или какого-либо другого церковного распоряжения...» (2 пр. II Всел. соб.).

Зонара. И св. апостолы и потом божественные отцы употребляли многие попечения, дабы в церквах было благоустроение и мир. Ибо апостолы в 14 правиле постановили, что не позволительно епископу переходить в область другого, оставив свою. А отцы, собравшиеся на первом соборе в Никее, в шестом и седьмом правилах положили, чтобы сохраняемы были древние обычаи, – и каждый престол управлял принадлежащими ему епархиями. Это же определяет и настоящее правило, и повелевает, чтобы епископ не простирал своей власти, то есть, дальше принадлежащей ему епархии, на церкви за пределами его епархии, т. е. находящаяся за указанными каждому пределами (обозначая выражением: «простирать власть», например, разбойническое и бесчинное нашествие), и не приходил в область другого. Выражение: «за пределами своей области» означает, что епископ не может совершать никакого иерархического распоряжения не призванный; но может, если будет пригзван и получит на это поручение от многих епископов, по указанному Апостольскому правилу» (Полн. Кормч., вып. 2-й, стр. 91–92).

IV. Правила Поместных соборов: «Аще который епископ, не имеющий епархии, вторгнется в церковь, не имеющую епископа, и восхитит престол ее без соизволения совершенного собора; таковый да будет отвержен, хотя бы его избирал весь народъ, который он себе восхитил. Совершенный же собор есть тот, на котором присутствует с прочими и митрополит» (16 пр. Антиох. соб.).

Зонара. «Праздный епископ тот, который не имеет церкви, или потому, что ею завладели явычники, или потому, что он не принять народом города, в который рукоположен, не по собственной вине, но по бесчинию народа; а праздная церковь – та, которая не видет епископ. Итак, если праздный епископ, пришедши в праздную церковь, восхитит престол ее, хотя бы народ этого города и желал его, он должен быть отвержен, если совершенный собор не присудит ему праздной церкви... Итак, когда совершенный собор согласно решит дать праздному епископу праздную церковь, – в таком случае это возможно».

Аристин. «Без совершенного собора, и его митрополита захватывающий праздную церковь отвержен, хотя бы и сам был праздный. Настоящее правило определяет, чтобы праздный епископ в праздную церковь был назначаем совершенным собором, когда присутствует на нем и епископ митрополии; но не сам по себе восхищал престол, хотя бы всем народом был принуждаем, если не хочет быть отверженным...»

Вальсамон. «Один епископ праздный, то есть, неимеющий церкви, так как ею овладели явычники, самовольно занял церковь праздную, то есть не имеющую епископа, и взошел на престол ее и действовал архиерейскими правами. Итак, будучи обвиняем в том, что поступил столь дерзновенно, он говорит в оправдание, что действование вне своей епархии запрещено не для чего-либо другого, как для того, чтобы предстоятель той епархии не подвергся в следствие сего оскорблению, или презрению. А как нет архиерея в праздной церкви, и как сам он не имеет церкви своей, ибо она находится во власти явычников; то и не имеет здесь места указанное оскорбление и сам он не должен подлежать осуждению, как присвояющей чужое сверх того, что имеет. Итак, правило говорит, что так дерзновенно восхищающий престол, не данный ему благодатью всесвятого Духа, хотя бы сам он был праздный и церковь эта была также праздная, подлежит отвержению. А так как кто-то говорит, что это определение имеет место там, где праздный епископ хищнически присвоит себе праздную церковь, а не тогда, когда народ этой церкви перевел в нее праздного епископа, даже без его воли: то в виду сего правило присовокупляет, что и этим не извиняется совершившей что-либо архиерейское в праздной церкви без соборного распоряжения... Итак, заметь из настоящего правила, что предоставлять праздному епископу право священнодействовать в праздной церкви, и возседать ему и на самом престоле ее дозволяется по соборному усмотрению; ибо я многократно слыхал, что для этого нужно и императорское повеление. А иной спросит: как должно разуметь выражение: «быть отверженным таким образом восхитившему церковь»? Некоторые говорили, что это должно понимать в смысле отлучения; а мне кажется, в смысле извержения, на основании правил, в которых говорится, что рукополагающие вне своей епархии подлежат извержению. Ибо если извергается совершивший что-либо архиерейское к оскорблению одного местного архиерея; то гораздо более должен быть наказан сделавший что-либо таковое к оскорблению совершенного собора» (Полн. Кормч. Прав. пом. соб., вып. первый, стр. 182–184).

б) «Епископ да не приходит во иный град, не подчиненный ему, ни в селение ему не принадлежащее, для рукоположения кого-либо, и да не поставляет пресвитеров или диаконов в места, подчиненные другому епископу, ракве токмо по соизволению епископа той страны. Аще же кто дерзнет на сие, то рукоположение да будет не действительно, и он да подлежит епитимии от собора» (22 пр. Антиох. соб.).

Зонара. «Различными правилами запрещено и то, чтобы ни в город, ни в селение, подчиненное другому епископу, не приходил иной епископ и не рукополагал, если ему не будет дозволено епископом той страны. Иначе, если он пойдет и будет рукополагать, рукоположение не действительно, а рукоположившей подвергается епитимии» (Полн. Кормч. стр. 197).

К сему чти еще 21 пр. того же собора.

в) «Аще кто от града во град прешед, и молвы творит, от народа приимая себе поборники, да глаголют желаем и молимся, да будеши нам епископ, той на самой кончине непричастен».

Толкование: «Аще который епископ в толико шатание и неистовство пришед, и дерзнет просити и прейти от града во град, глаголя, яко хотят мене людие града того: и оттуду взем грамоту, показует написанное к нему от всех граждан моление, яко же дабы им епископ был: еже яве есть, яко смышлением и хитростью таковое бысть, мало неких мздою и дары и честью возмогл привлекши к себе, да в церкви ставше молву сотворять, глаголюще велегласно, просяще иметь того епископа. Таковаго убо яко зело смешавша, и таковое сотворша, и познана бывша в том, вельми сей святый собор осуди: отрече бо тому ни во исходе от жития достойну быти причащения, и назнамена. Странно бо се и страшно есть, еже ни во исходе жития не сподоботися причащения, его же не обрящеши во всех правилах написана, о инех ни о коих же гресех такова запрещения» (2 пр. Сардик. соб. Пол. Кормч. стр. 290).

г) «Иже... от престола на престол преходяща сами о себе, кроме совершенного собора, или по мзде восходяще, или продающе, таковии в жребии окаянному Иуде, предавшему Господа, отлучени суть, и купившим его Иудеям, или аще сожитницы своя пущающе того ради сана. И аще кто от таковых будет вшел на престол святительства, изврещи я повелеваем, и в степени, в немже бяху прежде, в том да пребывают. Аще ли не покорятся, тогда будут прокляти и отлучены святого общения пречистого тела и крове Христовы и с помощники их» (собор Соединения; см. слав. Кормч. 570 л. и об.).

V. Матвей Властарь: «Вторжением называется самочинное, или даже с употреблением каких-либо худых средств незаконное вступление во вдовствующую церковь епископа,, не имеющего церкви, или и имеющего церковь, и сие-то божественные отцы Сардикийского собора столь сильно порицали, что определили поступающего таким образом лишать общения со всяким христианином, и даже при последнем издыхании не удостаивать его общения, как мирянина» (Синтогма, буква «а», гл. 9-я, стр. 34).

VI. Св. Климент Римский: «Апостолы были посланы проповедывать евангелие от Господа Иисуса Христа, Иисус Христос от Бога. Христос был послан от Бога, а апостолы от Христа; то и другое было в порядке по воле Божией. Итак, принявше поведете, апостолы... пошли благовествовать наступающее царство Божие. Проповедуя по различным странам и городам, они первенцев из верующих, по духовном испытании, поставляли в епископы и диаконы для будущих верующих. И это не новое установление» (1Кор.42; Писан. мужей апостольских).

VII. Пр. Феодор Студит: «Кто самовольно по властолюбию берет пастырский жезл, тот ненавистен и противен Богу, не спасает других и сам не спасается; а кто, быв призван, примет настоятельство из повиновения Богу, тот будет другом Божиим, может спасти других и сам спастись» (т. II, стр. 335.).

VIII. Бл. Иероним Стридонский: а) «Все, говорит, приходившие прежде Меня тате суть и разбойницы (Ин.10:8). Если все, то не исключается никто. Приходившие, говорит, а не посланные, о которых пророк говорит: «сами приходили от себя, а Я не посылал их» (ч. V, стр. 230).

б) «Под ворами и разбойниками, приходившими прежде Господа, мы должны понимать не Моисея и пророков, которые всегда восхваляются устами Спасителя, а лжепророков и затем еретиков, которые не были посланы Господом, но приходили по собственной воле» (ч. ХП, стр. 236).

в) «Есть четыре рода апостолов. – Один род это те, которые не от людей и не чрез человека, а от Иисуса Христа и Бога Отца; другой род – это те, которые от Бога, но чрез человека; третий это – те, которые от человека, а не от Бога; четвертый это – те, которые и не от Бога, и не чрез человека, и не от человека, а от самого себя. К числу апостолов первого рода относится Исаия и прочее пророки, и сам апостол Павел, который не от людей и не чрез человека, а послан от Иисуса Христа и Бога Отца; ко второму роду относится Иисус, сын Навина, который поставлен апостолом, правда, от Бога, но чрез человека Моисея. К третьему роду относится тот, который поставлен по благорасположениию и старанию людей. Такими мы видим весьма многих, которые призваны к священству не по божественному суду, а по подкупленному голосу простого народа. К четвертому роду относятся лжепророки и лжеапостолы, о которых апостол говорит: лжеапостолы этого рода, делатели неправды, преображающие себя в апостолов Христовых (суть те), которые говорят: Сие говорит Господь». А Господь не послал их» (ч. XVII, стр. 7).

IX. Св. Григорий Богослов: «Тот истиный преемник, кто не употребил, а разве потерпел принуждение, кто возведен, не преступив закон, но по закону» (т. II, стр. 148, изд. 1889 г.).

X. Св. Кирилл Александрийский: а) «Когда завершена была в приличествующей красоте святая скиния и доведена до образа, показанного на горе божественному Моисею, Бог сделал назначение священников и сказал: и ты приведи к себе Аарона брата твоего, и сына его от сынов Израилевых, да священнодействуют Мне, Аарон, и Надав, и Авиуд, и Елеазар, и Ифамар, сынове Аарони (Исх.28:1). Таким образом поименно названы избранные для священнодействия, ибо никто же сам себе приемлет честь, но званный от Бога, по написанному (Евр.5:4). Так самовольно никто да не идет на священнодействие Богу, но пусть ожидает призвания, иначе покушающейся восхищать то, на что не имет решения свыше, подпадет суду Дафана и Авирона. И не удивляйся, если самоволие признается нами неуместным и нелепым, когда и о Самом Христе Павел пишет, – что Он не Себе прослави быти первосвященника, но глаголавый к Нему: Ты еси священник во век, по чину Мелхисидекову (Евр.5:5–6). Итак, образом именуемого по отношению ко Христу звания может служить мудро сказанное Моисею: и ты приведи к себе Аарона брата твоего и сыны его: ибо приведи что иное означает, как не сие, сродни и призови? Зван же как бы в первосвященника Христос волею Отца. А вместе с Ним некоторым образом званы и поставлены споспешниками в священнодействии и божественные ученики Его. Поэтому-то они и говорили весьма ясно: Богу бо есмы споспешницы (1Кор.3:9; ср. Рим.16:3). И они обошли всю подсолнечную, священнодействуя Евангелие Христово между язычниками: ибо они званы к апостольству чрез Христа»... (т. II, 1882 г., стр. 262–264).

б) «Поскольку в богодухновенном писании уверовавшие называются нередко избранною землею и виноградником и садом; то пророческое слово говорит здесь о том, что орателями и виноградарями будут те, которые некогда должны быть поставлены священниками Господними и служителями Божими, право правящими слово истины (2Тим.2:15), и священнослужителями евангелия Христова, как написано. Таким образом они не сами себе восхищают эту честь, но призываются от Бога, как говорит и премудрый Павел (Евр.5:4). Хотя он и происходит из колена Вениаминова, но постоянно называет себя священнослужителем и званным апостолом Иисуса Христа» (т. VIII, стр. 423–424, изд. 1890 г.).

XI. Св. Василий Великий: «Избранный должен не самовольно приступать к проповеди, но ожидать времени Божия на то благоволения, и начинать проповедь, когда велено, а проповедывать тем, к кому он послан» (пр. 70-е, т. III, стр. 372, изд. 1891 г.).

XII. Бл. Феодорит Киррский: В толков, на 14 ст. 10 гл. посл. к Римлянам: «Како убо призовут, в Него же не вероваша? Како же уверуют, Его же не услышаша? Како же услышат без проповедующего? Како же проповедят, аще не послани будут? Надлежит сперва уверовать, говорит Апостол, а потом призывать, но невозможно уверовать не воспользовавшемуся учением; нет возможности и учение услышать, когда нет проповедающих, и проповедникам опять делает рукоположение. Так, сказать это как бы в оправдание иудеев, тем самым увеличивает обвинение, на них произносимое, и на последнем месте поставил первое, тоесть сказанное о послании проповедников, показав, что сие предвозвещено издревле» (т. VII, стр. 116, изд. 1861 г.).

ХШ. Деяния Вселенских соборов: «Не быв призваны, епископы да не преходят за пределы области, для рукоположения или для каких-нибудь других церковных распоряжений» (т. IV, изд. 2-е, стр. 165–167).

XIV. Макариевская Четья Минея: см. выше стр. 115.

XV. Симеон Солунский. т. 3, стр. 147–149. См. выписку на стр. 109–110.

XVI. Номоканон при Б. Требнике. См. выписку на стр. 108.

XVII. Кн. о Вере: Слушаем, александрийского, антиохийского, иерусалимского, и великой русии, яко единоверных константинопольскому почитаем и приимаем к ним бо належат оны Христовы словеса, слушаяй вас, Мене слушает, а отметаяйся Мене, отметается пославшего Мя. И истинно есть. Кто слушает патриархов, и от них освящаемых и посылаемых, Христа слушает, а кто отметается их, самого Христа Бога отметается той.


Источник: Выписка из творений св. отцов и учителей церкви в русском переводе, а также из старопечатных древлеписьменных книг и сочинений духовных и светских писателей по вопросам веры и благочестия пререкаемым старообрядцами / Сост. Самар. епарх. миссионер, иерей Дмитрий Александров. – Санкт-Петербург: журн. «Православ. путеводитель», 1907. – 376 с. разд. паг.

Комментарии для сайта Cackle