Источник

Глава XLIII. Участие православных императоров в делах церкви

а) В толковании на 17-е пр. 4-го Вселенского собора Зонара говорит: «Если царь устроит новый город и посредством правительственных распоряжений, то есть писанных постановлений, даст ему какие-либо права и преимущества; то этим правительственным распоряжениям должен следовать и порядок церковный епархий. Отцы говорят почти следующее: так как мы не имеем возможности противиться царской власти, то пусть в этом следует распоряжениям царей и церковный порядок» (Полн. Кормч., стр. 225).

Вальсамон: «Заметь из настоящего правила, что царю дозволяется отменять церковные преимущества. Ибо если им дозволено делать, какие им угодно распоряжения о приходах в городах, ими вновь устраиваемых; то тем более, по моему мнению, они могут возводить епископии в достоинство митрополии, предписывать поставления игуменов и давать действительные повеления о другом сему подобном» (там же, стр. 228).

б) В толковании 4 пр. четвертого Вселенского собора – Вальсамон говорит: «Если епископское дозволение имеет такую силу, то еще большую силу должна иметь царская власть, которая производит и епископов» (Полн. Кормч., стр. 179).

в) В толковании 16 пр. св. Апостол Вальсамон: «Заметь, что и царю дано право делать перемещения клириков» (Полн. Кормч., выпуск I, стр. 30).

г) Св. Григорий Богослов, пересказывая свою жизнь, обращаясь к государю, пишет: «Тебе известно, что ты возвел меня на престол против моей воли» (т. VI, изд. 1889 г., стр. 59).

д) В толковании 12 пр. четвертого Вселенского собора Зонара пишет: «Это правило не соблюдается; ибо и у нас некоторые епископы царскими грамотами возведены в достоинство митрополита» (Полн. Кормч., стр. 206).

е) Вальсамон: «Императоры, как и патриархи, должны почитаться учителями, в силу сообщаемого им помазания священным миром. Отсюда происходит право благоверных императоров поучать христианский народ... Слава их состоит в том, что они подобно солнцу, освещают блеском своего православия всю вселенную. Сила и деятельность императора простирается и на душу и на тело подданных, тогда как патриарх есть только духовный пастырь» (Павлов. Курс Церковного права, стр. 468–469).

ж) Димитрий Хоматин, архиепископ Болгарский, живший в 13 веке, – о перемещении императорами епископов говорит: «Хотя такое перемещение противно писанному и устному учению церкви, однако оно весьма часто совершается по повелению императора, если того требует общее благо. Ибо император, который есть и называется верховным блюстителем церковного порядка стоит выше соборных определений и сообщает им силу и действие. – Он есть вождь церковной иерархии и законодатель по отношению к жизни и поведении священников; он имеет право решать споры между митрополитами, епископами и клириками и избирать на вакантные епископские кафедры. – Он может возвышать и епископские кафедры и епископов в достоинство митрополии и митрополитов... Его постановления имеют силу канонов» (Тамже, стр. 469).

з) «Императоры издавали указы о повсеместном употреблении при богослужении известных гимнов (таков напр. указ Феодосия II и Пульхерии о повсеместном употреблении трисвятой песни: «Св. Боже, св. крепкий» и проч.), или даже сами сочиняли такие гимны (таков напр. сочиненный Юстинианом гимн: «Единородный Сыне и Слове Божий»). «Таким образом церковный историк Сократ в V веке имел полное право сказать, что с тех пор как императоры сделались христианами, церковные дела стали зависеть от них» (Н. Суворова. «Учебник Церковного Права». изд. 2, 1902 г., стр. 48).

и) На четвертом Всел. соборе присутствовали и принимали участие в делах, суждениях и постановлениях собора посланные императором сановники (см. Деян. Всел. соборов, т. III, стр. 50, 57, 66, 67, 74, 104, 228, 229 и т. IV, стр. 81) и сами государи (т. IV, стр. 75).


Источник: Выписка из творений св. отцов и учителей церкви в русском переводе, а также из старопечатных древлеписьменных книг и сочинений духовных и светских писателей по вопросам веры и благочестия пререкаемым старообрядцами / Сост. Самар. епарх. миссионер, иерей Дмитрий Александров. – Санкт-Петербург: журн. «Православ. путеводитель», 1907. – 376 с. разд. паг.

Комментарии для сайта Cackle