Источник

Беседа на Рождество Христово. Святого Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской

Рождество Христово, как рождество Божества, да почитается молчанием. Посему не будем исследовать оного нашими мыслями, – не станем излишне любопытствовать о том, образ чего не может быть представлен, где не было зрителя. Что может представить ум, и как послужить мыслям язык? Нет Отца, и родился Сын. Не говори: „когда»? но обходи молчанием такой вопрос. Не спрашивай: „как“? поскольку невозможен ответ. На вопрос: „когда“ можно сказать разве только: „временно»; а на вопрос: „как“ ответить: „родился для телесных людей плотским образом“. Могу сказать от Писания: „как озарение от славы, и как образ от первообразного»: тем не менее да не будет у тебя излишнего стремления размышлять о сих словах: я исповедаю недоступность для мысли и невыразимость для человеческого слова образа Божественного рождества. Не говори, что „если Сын родился, то, значит, не был», – и не восхищай добра, злодейством неискуссной мысли, здешними образами разрушая истину и затемняя учение о Боге. Я сказал: „Он родился“, чтобы показать начало и цель сего, а не с тем, чтобы исследовать довременное происхождение Единородного. Но ты напрасно не исследуй Сына. Оставим речь о присносущем и неизреченном Рождестве, поскольку ум не в силах постигнуть непостижимое естество: естество Слова, как ни важно для разума понять оное, не может быть ни с чем сравниваемо. Бог – на земле, Бог – среди людей, Бог – во плоти: не по временам только Он действует, как во пророках, но соединил Себя с человечеством и сродною нам плотью возвел к Себе человечество. Спросишь: каким образом Божество – во плоти? – Огонь не поглощается железом, но пребывает вместе и дает ему свою силу, железо не уменьшается от растопления, огонь наполняет собою все соприкасающееся ему. Так и Бог Слово не вышел из Себя, хотя и вселился в нас, – не претерпел превращения, хотя Слово плоть бысть (Ин. 1:14); и небо не стало пусто без Содержащего, хотя земля приняла в свои недра Небесного. Не думай о ниспадении Божества (так как Оно не переходит с места на место, как тела); не воображай, что Божество изменилось, преложившись в плоть: ибо бессмертное не превращаемо. Как, скажешь, Бог Слово не исполнился телесной немощи? Ответствуем. Железо темно и холодно, но, быв разжжено, оно принимает огненный вид: однако, огонь светится, а не темнеет, – и пламя распаляется, а не охлаждается. Так и человеческая плоть Господа: она причастилась Божества, но не передала Ему своих немощей. О бесстрастном ты думаешь по человеческой немощи, и недоумеваешь, как можно, чтобы тленное естество, причастившись Божества, прияло нетление: но научись таинству. Бог – во плоти для того, чтобы убить гнездящуюся в нас смерть: причастивши Себя плоти. Он как бы целебным питием удовлетворяет тленных. И как пребывающая в храмине темнота прогоняется с наступлением света, так владычествующая над человеческим естеством смерть стала безвестна с пришествием Божества. И как лед в воде, пока стоит ночь и тень, сохраняет свой вид, – когда же воссияет солнце, тает от лучей его: так до пришествия Христова царствовала смерть. Но явися благодать Божия спасительная (Тит. 2:11), возсияло солнце правды (Малах. 4:2), и пожерта бысть смерть победою (1Кор. 15:54), не стерпевши истинного живота. О, глубина благости и человеколюбия Божия! Премножеством человеколюбия Ты избавляешь всех от рабства. Бог – среди людей, да взыщут люди Слово. Что же творишь Ему, ты человече? Бога, снисходящего к тебе и приявшего плоть, не приемлешь: но отыскиваешь причину того, как ты соделался родственным Богу. Уразумей, что Бог – во плоти для того, чтобы плоть бывшую под проклятием освятить, изнемогающую укрепить, отчуждившуюся от Бога приблизить к Нему, лишенную рая вознести на небо. И кто – виновники сего таинства? Тело Девы, Которая родила, Дух Святой и осеняющая сила Вышнего. Но, самое лучшее, послушай Евангельское слово.

Обрученей бо бывши, сказано, Матери Его Марии Иосифови, прежде даже не снитися има, обретеся имущи во чреве от Духа Свята (Матф. 1:18). Она была дева и обручена мужу, была признана и достойною послужить тайне, дабы и девство было почтено, и брак не был унижен. Девство было избрано, как целесообразное средство к освящению, обручением же были положены брачные начала, а вместе с тем чрез оное Иосиф стал ближайшим свидетелем Марииной чистоты. Наступило надлежащее, древле предуставленное и предреченное от сложения мира, время вочеловечения Господа, и Духу Святому и силе Вышнего подобало составить сию богоносную плоть. И поскольку в роде человеческом не было чистоты по достоинству равной Марииной, дабы приять действие Духа, то обручением была предызбрана сия блаженная Дева. Дева, нисколько не повредившая Себя обручением. Обручение Иосифу было умышлено и для того, чтобы сокрыть тайну от князя века сего, который древле назирал за девством, поскольку слышал слова Пророка: се Дева во чреве приимет и родит Сына (Ис. 7:14); но был прельщен лукавый обручением, ибо знал об имеющем быть разрушении своего господства плотским явлением Господа. Прежде даже не снитися има, обретеся имущи во чреве от Духа Свята (Матф. 1:18). Иосиф обрел то и другое – и зачатие и вину сего от Духа Святого. Убоявшись именоваться мужем такой жены, он восхоте maй пустити, не осмелившись разглашать о случившемся с Heй; но, как праведник, он получил объяснение таинства. Сия же ему помыслившу, се ангел Господень во сне явися ему, глаголя: „не убойся прияти Мариам жены твоея (Матф. 1:19–20); и совсем не помышляй об этом, дабы не согрешить неуместными мыслями». Иосиф назван праведным, но не – дело праведного – прикрывать молчанием беззакония. Не убойся прияти Мариам жены твоея: этим показано, чтобы он не гнушался Ее, а боялся, как исполненной Духа Святого, ибо рожденное от Нее есть от Духа Святаго. Отсюда понятно, что плоть Господа составлена была не по общему естеству плоти, хотя и зачата была она совершенно плотски: нельзя представлять, что она создавалась по частям. Не сказано также, что она создана, но: рождшееся: из святыни была составлена плоть достойная соединиться с божеством Единородного. Родит же сына, и наречеши имя Ему Иисус (Матф. 1:21). Наречение имени обыкновенно предуказывало на последующую судьбу, как напр. имена Авраама. Исаака и Израиля: наименование каждого из них указывало не столько на телесное естество, сколько на свойство добродетелей их, имеющих совершиться. Так и теперь: называется Иисус, что значит „Спаситель людей». И вот, ныне сбывается, прежде век установленное и древле предвозвещенное пророками, таинство. Се Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил. еже есть сказаемо с нами Бог (Матф. 1:23). Уже в древности такое наименование открывало собою все таинство, так как говорится, что Бог – в людях: Еммануил, с нами Бог. И никто пусть не соблазняется иудейскими мудрованиями, ибо у Пророка сказано: И приложи Господь глаголати ко Ахазу, рекий; проси себе знамения во глубину, или в высоту. И рече Ахаз: не имам просити, ниже искушу Господа, и немного далее говорится: сего ради даст Господь Сам вам знамение: се Дева во чреве зачнет (Ис. 7:10–14). Поскольку Ахаз не просил знамения ни в глубину, ни в высоту, дабы научиться, что сшедый в дольнейшия страны земли, Toй есть и возшедый превыше всех небес (Ефес. 4:9–10), о то Сам Господь дает знамение, знамение преславное и чудесное: Она – жена, дева и мать; и в святыне девства пребывает, и благословение чадородия наследует. Хотя некоторые вместо „дева» читают: „юная“, однако это нисколько не повреждает смысла слова; в Писании обычно и весьма часто вместо „дева“ поставляется: „юная»; так, напр., во Второзаконии (22:28–29), где говорится о деве, подвергшейся насилию.

Востав же и прият Иосиф жену свою (Матф. 1:24). И жил в любви, в мире и всяком попечении о Heй, имея жену, но чуждаясь брачного сожития, ибо сказано: не знаяше Ея, дóндеже роди Сына Своего первенца. Это дает повод некоторым размышлять, будто бы, в чистоте послуживши рождеству Господа, совершившемуся Духом Святым, Мария не отвергла законного брачного жития. Да не будет сего: ничего такого не заподозрит тот, кто верно разумеет Писание. Выражение: дондеже во многих местах не обозначает оставление лишь на некоторое время, а показывает беспредельное, подобно тому как слова Господа: се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века (Матф. 28:20; сравн. Пс. 71:7). Неужели после века сего Господь не хотел быть со святыми Своими? Обещание настоящего не есть отрицание будущего: также должно понимать и здесь: дондеже. Если же сказано: первенца, то нужно считать не как первенца в отношении к имеющим еще родиться: первородным называется первый, разверзающий ложесна. Что Мария всегда оставалась Девой, это подтверждается и повествованием о Захарии. Существует дошедшее до нас по преданию сказание, что Захария, встретивший по рождении Господа Марию, был убит иудеями посреди церкви и жертвенника, как обвиненный людьми, которым указал на преславное и многовоспетое знамение – Деву родившую и не растлившую девства. Иисусу же рождшуся в Вифлееме иудейстем, во дни Ирода царя, се волсви от восток приидоша во Иерусалим, глаголюще: где есть рождейся Царь иудейский (Матф. 2:1)? По своему происхождению волхвы были персы; упражняясь в наблюдении воздушных явлений, они научились гаданию, чародействам. Причастником оного волхвования, кажется, был и Валаам (призванный Валаком для проклятия Израиля), который в четвертой своей притче говорит следующее о Господе: покажу Ему, и не ныне: ублажаю и не приближается. Возсияет звезда от Иакова, и востанет человек от Израиля (Числ. 24:17). Вспомнивши это место иудейского древнего пророчества, волхвы пришли узнать, где есть рождейся царь иудейский? и, обретши Отроча, они поклонились Ему с дарами. Волхвы, отчужденные Бога и чуждые завета народного, первыми сподобились поклониться, поскольку свидетельство врагов – самое достоверное (если бы первыми поклонились иудеи, то они пренебрегли бы признать свое родство с Ним; ныне же, вменяемые в ничто, они поклонились Богу). Прилежно изучая небесные движения, волхвы не напрасно увидели на небе преславное видение – звезду новую и необычайную, воссиявшую при рождении Господа. И никто пусть не смешивает того звездного сочетания с восходящей звездой: она двинулась с востока к Вифлеему и стала вверху, где находился Отрок. Посему и волхвы, следуя указанию звезды, подвигнулись с востока и, пришедши в Иерусалим, своим прибытием смутили весь город и навели страх на царя иудейского; обретши же Того, Кого искали, они почтили Его дарами – златом, ливаном и смирной. Может быть, и здесь они также последовали пророчеству Валаама, который сказал о Христе: возлег, почи яко лев, и яко скимен: кто возбудит егo? благословящии тя благословени: и проклинающии тя прокляти (Числ. 24:9). Поскольку лев обозначает царскую силу, возлежание – страх, а сила благословения – Божество, то, последуя пророчеству Валаамову, они принесли: как царю – злато, как имеющему умереть – смирну, и как Богу – ливан. Явившаяся же на востоке и побудившая волхвов на соискание Родившегося, звезда снова стала не видна, пока вторично не явилась им недоумевающим в Иудее: пришедши же ста верху, идеже бе Отроча (Матф. 2:9). И волхвы увидевши возрадовались радостью весьма великою.

Воспримем и мы сию радость в сердца наши, ибо эту радость благовествуют пастырям ангелы (Лук. 2:10). С волхвами поклонимся, с пастырями прославим, с ангелами сликовствуем, ибо родился Спаситель наш, Который есть Иисус Христос. Бог Господь, и явися нам (Пс. 117:27) не в зраке Бога, дабы не устрашить немощное, но в зраке раба, дабы освободить порабощенных. Кто столь жесток душою, кто столь неблагодарен, чтобы, не радоваться и веселиться в настоящий общий для всех тварей праздник?... В сей день ангелы приносят Захарии и Марии премирные вести и составляют ангельский лик, глаголющий: слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение. Провозвестим и мы глас радования, воспразднуем спасение мира, день рождения человечества, день разрешения от осуждения Адамова. Не ктому земля еси, и в землю отъидети (Быт. 3:19), но, совокупившись с небесным, вознесешься к небесному; не ктому Ева в печали родит чада (Быт. 3:16): ибо блаженна зачавшая Еммануила и сосцами воспитавшая Его. Сего ради Отроча родися и дадеся нам. Его же начальство на раме Его (Пс. 9:6). Вочеловечение же Господа разумей богоприлично. Если и в вещественном естестве будет пречистое и нескверное Божество, однако (чрез сие) страстное очищается, а не То (Божество) наполняется страсти. Видишь ли ты солнце, бывающее и в тени и осиявающее скверны? однако же оно не воспринимает зловония, напротив, продолжительно пребывая над ним, оно даже иссушает гноение. Чего ты боишься за бесстрастное и нетленное естество? не восприемлет ли Оно скверны от нас? Он родился для того, чтобы ты очистился родственным тебе; Он распят для того, чтобы ты жил вместе с Ним. О, глубина благости и человеколюбия Божия! За премногие дары мы не веруем Благодетелю; за великое человеколюбие Владыки к рабам мы отбегаем. О, неуместное и лукавое злонравие! Волхвы поклоняются, христиане искушают, как это Бог – во плоти, и в какой плоти? совершенным ли человеком Он был или несовершенным? Да смолкнут излишние вопросы в Церкви Божией, да славится вера, да не испытывается она мудрованием. Присоедини себя к тем, которые с радостью прияли Господа с небес: вспомни умудренных пастырей, пророчествующих священников, весе-лящихся жен, когда радовалась Мария, посещенная Гавриилом, – когда имела во чреве играющего Иоанна Елизавета, когда благовествовала Анна и принимал на руки Симеон, поклоняясь малому Младенцу, великому Богу и славословя величество Его Божества. Ибо Господь явился как свет, озаряющий чрез человеческую плоть Божественною силою тех, которые имеют очищенные очи сердца. С ними да обрящемся и мы, созерцая откровенным лицом славу Господню и преобразуя себя от славы в славу. Тому слава и держава, честь и поклонение ныне и присно и во веки веков. Аминь44.

* * *

44

В незначительном сокращении. См. рукоп. Московской Синод. библиотеки (20–XX) 977 г., л.л. 281 об.–287; сравн. „Православный Собеседник“ 1889 г., III, 513–530 стран.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 2. – 905, XII с.

Комментарии для сайта Cackle