Источник

О задушбинах

Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? (Мк.8:36)

Народ задушбин! Так можно было назвать наш сербский народ. С тех пор как начал он осенять себя крестным знамением, с тех пор он начал трудиться о спасении своей души. Те, кто выделялся из народа в добре, выделялись и в труде о спасении души, в труде над задушбинами. Это были наши правители – жупаны, военачальники, князья, короли, цари, их супруги – княгини, царицы, королевы, их сыновья и дочери и другие из их рода. Они возводили святыни за спасение своей души, души своих родителей или своих детей. Это наши «монастыри белые». Это их задушбины. Когда-то прозорливый пророк воскликнул: «Как прекрасны шатры твои, Иаков, жилища твои, Израиль!» (Чис. 24:5). Так же мог бы воскликнуть каждый восхищенный и удивленный странник, глядя на задушбины наших сербских правителей: «Как прекрасны шатры твои, народ сербский!» И воистину, разве наши многие славные задушбины не были шатрами, под которыми укрывалась душа серба от страшных бурь его тяжкой истории? И разве эти шатры не служили местом встречи души народа с Творцом, со святыми и с душами героических и богоносных предков, великих и славных созидателей задушбин?

Были ли вы в святой Студенице?

Белая церковь из мрамора белого,

Белая церковь на горе зеленой...

Видели ли вы румяную Жичу и пятиглавую Грачаницу? И строгие Дечаны? И многоцветный Каленич? И затаенные Морачу и Крку? И нежную царицыну Любостыню? Или величественный царицын же Матеич? 35

Но трудно перечислить все. В каком порядке начнем считать? Обычно мы все начинаем от Немани. Но задушбины строили сербские благочестивые правители задолго до Немани. За триста лет до Немани сербские жупаны начали украшать Герцеговину и Зету своими задушбинами. По некоторым из них пахарь идет с плугом, не догадываясь, что под плугом его основания жупанских задушбин. Разве могли не оставить задушбин Чеслав и Бодин? Михаил и Воислав? Иоанн Владимир 36 построил чудную задушбину близ Элбасана, главное духовное святилище Албании, которая стоит и по сей день. Он восстановил монастырь святого Наума Охридского 37, который больше тысячи лет стоит там, где встречаются горы зеленые с лазурью Охридского озера, и восстановление этого монастыря произошло больше чем за сто лет до рождения великого Немани. Таким образом, мы находим задушбины или руины задушбин задолго до Немани и его династии.

Династия Неманичей – преимущественно династия строителей задушбин. Она вся в нимбе святости. После Косовской битвы строительство задушбин продолжилось, насколько было можно и позволено. И Стефан Высокий 38, и Джурдже, и Ерина, и мать Ангелина 39, и царь Твртко и другие представители сербской аристократии возводили задушбины за спасение своей души, насколько было можно и позволено. До того, как на Сербию опустилась ночь рабства, воздвигнут Каленич – лебединая песня государства сербского и сербской свободы. Как он прекрасен! Словно заходящее солнце, когда его диск наполовину скрылся на западе.

Во времена турецкого владычества строительство задушбин было невозможно, и некому было строить их... Терпеливое крестоношение, страдание с упованием, вот что было народной задушбиной тех времен. Но даже и тогда, там, где у сербского народа было больше свободы, поднимались задушбины. Например, сербские патриархи, воеводы, правители с народом, бежавшим через Саву и Дунай, воздвигли множество задушбин, начиная от Фенека и Купинова и до монастыря Святого Андрея за Будимом, а Фрушская гора была украшена задушбинами именно в период турецкого ига.

Сербские князья сразу же после Восстания возродили нашу традицию строительства задушбин. Карагеоргий поднял церковь в Тополе и помог построить много других церквей. Князь Милош был великим строителем задушбин, он воздвиг несколько церквей (среди которых и чудесный монастырь Савинац в Таковском уезде) и восстановил многочисленные древние и славные задушбины не только в своем небольшом княжестве, но и далеко за его пределами от Дуная до Святого Иоанна Бигорского. Князь Милош помог в строительстве Вознесенской церкви в Белграде. Царь Александр Обренович восстановил монастырь Вуян и щедро одарил несколько монастырей и церквей. Царь Николай был ктитором и благотворителем святынь в Черногории. А что сказать о наших современных царях, блаженнопочившем Петре I и царе мученике Александре I 40? Их задушбина святого Георгия в Тополе поставила их в ряд самых славных создателей задушбин в нашей истории. Словно маяк возвышается их задушбина на холме Опленац (в пригороде Белграда. – Прим. перев.). В сердце Шумадии, напоминая народу о Боге и о молитве.

Но задушбиной сербы зовут не только церкви. Задушбиной может быть больница и школа, дом для сирот, и колодец, и посаженное дерево, вымощенная дорога и мост, всякое доброе дело и всякая милостыня ради Бога и спасения души. И такой вид задушбины возник не вчера, он ровесник христианства в Сербии. Мы не хотим сказать, что у других народов нет обычая создавать задушбины и задушбин, особенно это присуще грекам, существуют они и в Турции, и у мусульман вообще. Но мы не знаем ни одного другого народа, который имел бы в своем словаре такое прекрасное слово – задушбина «за-душу», мы не знаем ни одного христианского народа, народные и церковные старейшины которого лично воздвигли бы столько дивных задушбин. Мы поистине народ задушбин. Об этом свидетельствует и нынешнее поколение, и еще более чем два прошедших; конечно, это произошло потому, что наступила свобода, что мы добились народного объединения и создали государство, к которому стремились прежние поколения. Достигнув желанного земного царства, душа народа начала стремиться к чему-то высшему и жаждать лучшего, а земное никогда не могло насытить душу человеческую. Она взыскует неба и Небесного Царства, потому в наши дни мы видим такое воодушевление в создании задушбин. Монастыри и церкви на первом месте, а за ними задушбины другого рода. Удивительно, но не только имущие, но и бедные берутся за строительство задушбин, продают свое имение, чтобы закончить начатое – задушбину. Мы живем в удивительное время нашей истории, которое, хотим мы или нет, предлагает нам параллель с лучшими задушбинскими временами нашего прошлого. Вспомнил серб о душе и начал трудиться, как только может за свою душу, начал покрывать всю свою землю и украшать ее задушбинами. Сейчас, когда его родина, о которой так тосковало его сердце, снова стала принадлежать ему, он как будто вспомнил слова Спасителя: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф. 16:26). Человеческие души – единственный плод мира, который сохранится для чертогов Создателя, все остальное – прах и в прах отойдет.

Если ты настоящий серб, ты должен быть творцом задушбин. Подумай же, что ты доныне сделал для своей души, и поспеши сделать как можно больше, ибо душа больше всего. Если не можешь построить церковь, можешь поправить колодец, посадить при дороге дерево, можешь накормить голодного, напоить жаждущего, зажигать в храме лампадки или поклониться святым мощам, что в наших святых монастырских обителях. Есть сотни способов стать делателем задушбин, выбери любой, какой тебе по душе и по силам.

* * *

35

Каленич, Морача, Крка, Любостыня – значительные сербские монастыри (Морача – на территории Черногории). В Любостыни владыка вместе с патриархом Гавриилом (Дожичем) содержался в фашистском плену перед отправкой в Дахау. – Прим. перев.

36

Великомученик благоверный князь Иоанн Владимир – происходил из княжеской семьи и был и правителем, а также пламенным молитвенником и благочестивым строителем и ктитором церквей. В 1015 году был убит при входе в храм и обезглавлен; его нетленные чудотворные мощи находятся в его монастыре близ Аблазона (память 22 мая, 30 августа). – Прим. перев.

37

Равноапостольный Наум Охридский – (†910) ученик святых Кирилла и Мефодия. Трудился над переводом Священного Писания на славянский язык (память 20 июня, 27 июля).

38

Святой Стефан Высокий – (1377–1427 гг.) король Сербии. Прославился своей мудростью. Являл пример истинно православного государя. Построил один из прекрасных памятников сербского благочестия – Дечанский монастырь, в котором его нетленные мощи почитаются даже местными мусульманами. – Прим.перев.

39

Святая Ангелина Сербская – супруга блаженного Стефана, правителя Сербии (1457 г.). По смерти супруга, приняв монашеский постриг, посвятила себя молитве, благотворительности и храмостроительству. Она воистину заслужила имя «матери Ангелины», которым ее наградил народ. Ее чудотворные мощи сохраняются вместе с мощами ее праведного супруга – святого Стефана – и их благочестивых детей Максима и Иоанна в монастыре Крушедол (память 1 июля, 30 июля, 30 августа (Серб.), 10 декабря). – Прим. перев.

40

Петр I Карагеоргиевич – (1844– 1921) сербский король; стал первым королем Югославии, называвшейся тогда – Королевство сербов, хорватов и словенцев (1918 г.). Скромный в личной жизни, демократичный и благочестивый король Петр остался одним из самых популярных сербских правителей. Александр I Карагеоргиевич – (1888 –1934 гг.) сербский король, в 1929 г. установивший монархическую диктатуру. Убит в Марселе вместе с французским министром иностранных дел Ж. Барту хорватскими и македонскими террористами, связанными с фашистской Германией и Италией. – Прим. перев.


Источник: Творите дела правды: проповеди / святитель Николай Сербский (Велимирович). – М.: Сибирская Благозвонница, 2010. – 365, [3] с.

Комментарии для сайта Cackle