О
Обвиранный. См. Враный.
Обнизь. См. Зипун.
Обножи
Обножи. «Двои обнози, что кладутца у лошадей на ноги, шиты золотом по зеленому хозу; цена 3 алт. 2 денги»503.
Обоймица – металлический обручик. См. Ножны, Пищаль, Самопал.
Образцы
Образцы – круглые или продолговатые и разного вида фигуры – кованые, литые, низаные или саженые жемчугом, аксамиченные золотом, кружевные, иногда с драгоценными камнями. Образцы служили украшением на ферезях, кафтанах, ормячках, однорядках и шапках; прикреплялись они на вороте, на груди, на плечах, назади и на боковых прорехах. След. тоже, что аламы. «Образцы низаны большим жемчюгом с канютелью: 6 воротных да 2 прорешных. – 29 образцов Литовское дело, низаны жемчюгом»504. У Бориса Федоровича а) на ферезях были «в 3-х местех образцы сажены по синему отласу. а в них 16 яхонтов лазоревых да яхонт червчат да 7 лалов и всех 24 камени, в образце по 4 яхонты с лалы. – Образцы оксамичены золотом, пронизаны в шахматы жемчугом. – Образцы круживо Немецкое золото, продолговаты, обнизаны жемчугом. – На прорехах по образцу»; б) на ормячке «на вороту и на прорехах 14 образцов, оксамичены золотом, продолговаты, вдоль в две-рядь низаны жемчугом»; в) на шапке «образцы низаны жемчугом в рясную, во образцех по бирюзе в гнездех в золотых»505. На одной из однорядок царя Алексея Михайловича было «5 гнезд образсов, шиты по червчатому бархату волоченым золотом»506. У царя Федора Алексеевича на ездовом кафтане «вместо нашивки были нашиты образцы жемчюжные с алмазы»507. «18 образцов серебряных литых золочены, резаны травы»508.
Обруч, Обручик
Обруч, Обручик – ленточка или шнур вокруг шляпы и шапки. «Шляпа Немецкая … обручик бархат червчат, пряжка и наконешник и засов серебряны золочены»509. – «Обручь с шапки женския, низан по серебряной цке жемчюгом крупным, а по обручю 16 запан изумрудных и алмазных с искры яхонтовыми и изумрудными; цена 285 руб.»510.
Обух, Обушик
Обух, Обушик то же, что Брусь – знак военачалия. «Обушик каменной, насажен на дереве; дерево оклеено бархатом, перевито серебром»511. «Обух булатной, насекан золотом. на конце трубки серебреныя с чернью. – Обух сталной прорезной, на нем вырезана змея, с стволом и с замком; в ложе втираны кости и раковины»512. Тыл у топора и меча. См. Топор, Меч.
Обьярь, Объярь
Обьярь или Объярь – плотная шелковая волнистая ткань с золотыми и серебряными струями и с разными узорами. Название этой ткани происходит от Перс.
абдар ( аб вода) волнистый, струйчатый. Объяринный сшитый из объяри. «Объярь золотная по червчатой земле, по ней травы золоты с серебром. – Объярь по червчатой земле, по ней травы золотые, в травах репейки серебряные. – Обьярь по серебреной земле, по ней розводы золоты, в розводех тавы петелчаты. – Обьярь струя по серебряной земле, по ней травы золоты в цветах, шолки цветные розные. – Обьярь серебряна по брусничной земле, по ней травки мелкия серебряныя. – Обьярь цветная по серебряной земле травы золоты, в цветах шолки розные. – Обьярь лазорева с золотою струею. – Обьярь ала, струя серебряна. – Обьярь по белой земле травки и чорвочки шолк ал да зелен». – Из объяри делались: платна, кафтаны, кожухи. опашни, зипуны, чюги, ферези, летники, телогреи, шубы, шубки, шапки столбунцы, верхи на рукавах, одеяла, гривы у одеял513. Были и кушаки объяринные: «кушак объяринной полосат, шолк зелен да червчат да ценинен да рудожелт да бел. – Кушак объяринной, шолк черчет да зелен»514.Обязь
Обязь – опояска, пояс для ношения оружия. «Сабля золота, обязь золота»515.
Огниво
Огниво 1) стальная пластинка для высекания огня; 2) поперечное железцо у крыжа. См. Крыж. – Огнивчатый похожий на огниво. В духовной граммате в. кн. Иоанна Иоанновича: «чепь … огнивчата с кресты»516.
Огонки
Огонки – хвосты и обрезки, остающиеся от пригонки мехов. «Кафтан опушен огонками собольими»517. «Круживо золотное с городами, обложено огонками»518.
Огривок = Грива.
Однорядка
Однорядка – верхняя широкая, долгополая одежда, без воротника, с длинными рукавами, под которыми делались прорехи для рук; зад у нее делался несколько выше переда. Однорядки шились обыкновенно из зуфы, сукна и других шерстяных тканей; украшались кружевом, плетешком, нашивками, образцами и золотными строками; застегивались пуговицами или завязками; надевались на зипун и на кафтан; носились осенью и в ненастную погоду, в рукава и в накидку519. «Однорядка лундышь сизова; на ней круживо золото Немецкое зубчатое; на вороту и на прорехах 12 завязок плоских с лопатками, шолк червчат с золотом; кисти Ирейские, ворворки серебряны, на Литовское дело»520. В описи платья царя Михаила Федоровича показаны однорядки чистыя и нарядныя; у тех и других по 15 пуговиц521. У царя Алексея Михайловича «две однорядки обинныя белыя»: на одной «круживцо золотное кованое да 5 гнезд образсов»; на другой «плетешок 14 гнезд и нашивки»522. В 1469 г. великий князь Иоанн III Васильевич послал в награду Устюжанам, между прочим, однорядки Чипские, Лунские, Новоголские и Трекумские. – В описи имущества посадского человека 1672 г. значатся: «однорятка женская, сукно кармазин малиновой цвет, у ней двенатцать пугвиц серебряные болшие сканное дело, плетень золотной; да однорятка женская ж вишневая, пугвицы оловянныя»523.
Одомашка = Адамашка.
Одеяла
Одеяла – были спальные и санные, холодные и теплые; шились из атласа, бархата, объяри, тафты, камки, дорогов и других тканей; были с каймами и без каем. Кайма или обшивка одеял называлась гривою. «Одеяло на отласе на сине, шито серебром да золотом, да грива сажена»524. – Одеяло «средина отлас рудожолт. по нем травы шиты волоченым золотом; кайма тафта лазорева, по ней шито золотом с розными шолки; подкладка тафта лазорева на бумаге. Одеяло, средина бархат Виницейской золотной по червчатой земле; кайма по кисее шита розными шолки на бумаге. Одеяло тафта ала; грива отлас жолт; испод лисей чернобурых лисиц; выпушено пухом. – Одеяло санное камка червчатая, чешуйчета; грива обведена галуном золотным; испод песцовой белой; выпушено пухом»525. Одеяло царицы Евдокии Лукиановны отличалось особенно богатым украшением: «одеяло отлас золотной по лазоревой земле, на горностаех; грива по атласу по червчатому низана жемчугом, в гриве 22 яхонта лазоревы да 16 лалов да 21 изумруд, да в гриве ж 5 гнезд с каменьи; около одеяла кайма по отласу по червчатому низана жемчугом; опушено бобром чорным»526. – Одеяло изорбаф золотной, травы розных шелков; кайма изорбаф золотной, травы розных цветов; в средине каймы и одеяла кайма ж осиновой отлас; на нем круживо золотное Немецкое, на соболях, кругом каймы опушено соболми ж; цена 150 руб.»527. – «Одеяло овчинное под летчиной»528.
Ожерелье
Ожерелье 1) украшение мужских и женских одежд около шеи. Великий князь Иоанн Данилович Калита (1328 г.) писал в своей духовной граммате: «а что золото княгини моее Оленино, а то есть дал дчери своей Фетиньи 14 обручи и ожерелье матери ее»529. – В духовной князя Михаила Андреевича Верейского (около 1486 г.): «ожерелье с великими яхонты, сажено з зерны с великими; … другое ожерелье пристежное с передци низано, того ж ожерелья запястье великим жемчюгом низано»530. – В духовной княгини Иулианы Волоцкой (около 1503 г.): «ожерелье сожоно, а исподней ряд снизон, да четыре у него пугвицы жемчюжны»531. – 2) воротник у рубашек, зипунов, кафтанов, чюг, однорядок и проч. «Два ожерелья муские пристежные: одно Бурмыжское; оба на четырех нитях; у Бурмыжскова три пугвицы, два изумруда да яхонт червчет, а у другова лал. – Ожерелья стоячея отложное, низано по вишневому отласу. – Пять ожерелей женских низаны во рефидь»532. – 3) меховой воротник у шуб: «шуба … ожерелье бобровое»533. «Шубка женская зелена да ожерелье бобровое наметное»534. «Шуба гвоздична, ожерелье пух бобровой»535. Ожерелья у нарядных рубашек или сорочек делались из атласа, бархата, парчи; украшались жемчугом и драгоценными камнями. Подобным образом украшались ожерелья у зипунов и чюг. Эти ожерелья делались в роде нынешних форменных шитых воротников и назывались стоячими. У царя Михаила Федоровича были: «ожерелье стоячее 1-го наряду, по бархату по червчатому обнизано жемчюгом большим с каменьем; в нем 4 яхонты лазоревы велики, 7 лалов, 2 изумруда – все в гнездах в золотых; около каменья жемчюгу 159 зерен; подложено отласом червчатым. – Ожерелье стоячее 3-го наряду по бархату по червчатому обнизано жемчюгом с каменьем; в нем по углом два яхонты лазоревы, да по середке два ж яхонты лазоревы невелики, да семь лалов, четыре изумруда – все в гнездах в золотых; около каменья жемчюгу 218 зерен; подложено отласом червчатым. – Ожерелье участок, по серебряной земле травы шолк червчат, зелен, листье золотное; подкладка отлас червчат. – Ожерелье полевое, бархат по червчатой земле, аксамичено по лазоревому бархату»536. Были еще ожерелья отложные, похожие на широкий отложной воротник; они украшались так же богато, как и стоячие. Те и другие иногда пришивались к одеждам. а иногда только пристегивались к ним – ожерелья пристежные. В Выходных книгах царя Михаила Федоровича, под 12 декабря 1632 года, значится на нем, между прочим: «зипун из мастерские, без ожерелья; сорочка с пристежным ожерельем третьего наряду»537. При бракосочетании царя Алексея Михайловича, 16 января 1648 года, «шли бояра и столники и околничие, и дворяне все в золоте и в черных шапках, и в ожерельях стоячих и отложных»538Отложные великокняжеские и царские ожерелья назывались и диадимами. Царь Иоанн IV, по возвращении в Москву из Казанского похода, «переменил воинскую одежду и положил царское одеяние: положил на выю свою и на перси животворящий крест, и на главу свою шапку Мономахову, сиречь венец царской, и на плещи диадиму»539. – для одежд цариц и царевен ожерелья низались на нитях540.
Примечание. Ожерельем называлось и оплечье у священных риз и стихарей: в Кормовой книге Кирилло-Белоезерского монастыря употребляются оба эти названия безразлично. «Ризы атлас с золотом, ожерелье жемчугом сажено. – Стихарь камчатный дияконской, ожерелье бархатное. – Ризы бязинныя, оплечье бархат на золоте. – Стихарь бязинный, оплечье камчатное. – стихарь камчат. ожерелье и поручи жемчугом низаны»541.
Окладень. См. Цепь.
Окол у шапки. См. Шапки.
Оксамит = Аксамит.
Олебарда = Алебарда.
Олом = Алам.
Ольстра, Ольстр
Ольстра, Ольстр – чушка, чехол для пищали, карабина или пистоли. Ольстры делались из кожи, сафьяна, сукна, бархата; иногда вышивались золотом и серебром, унизывались жемчугом, украшались драгоценными камнями, обшивались галуном и кружевом. Пара ольстр пистольных; отвороты и ольстра бархат зелен, шиты золотом и канителью и низаны жемчугом травы, и меж трав на ольстрах, поперег на обе стороны, в четырех местех низано в прутик, меж ими обшито канителью; на отворотех в золотых гнездех по 2 яхонта да по 2 изумруда, галун золотной; у зарядцов на крышках в гнездех по червчатому яхонту; у отворотов по 2 пугвицы серебряные, гладкие»542. – «Съезжих пистолей семь пар с ольстрами, по 10 рублев пара»543. «Олстр пистолная, на отвороте строчено серебром, у него ж бахромка золотная, цена рубль. – Пара олстр пистолных, по отворотом шито золотом; цена 6 алт. 4 д. – Олстра пищалная, прикрыта сукном красным; цена 10 алт.»544.
Омагиль = Амагиль.
Онуча, Онучка
Онуча, Онучка – отрезок холста, сукна или другой ткани для обвертывания ноги вместо чулка. По преставлении царицы Агафии Симеоновны, «подано на подушку и на онучки камки белой травной пол-4 арш.545.
Опашень
Опашень – верхняя одежда, покроем похожая на платно, от которого отличалась тем, что имела рукава несколько длиннее и к запястью уже, также и зад длиннее переда вершка на два. «Платно, а опашень тож, отлас золотной земля серебрена»546. «Опашень панихидной зуфь вишнева, в длину по передам 2 аршина, позади 2 аршина 2 вершка, в плечах ширина 1 арш. 1½ вершка, рукавам длина от стану полтора аршина, в корени 7 вершков, в запястье три вершка, в подолах ширина 4 аршина без 2 вершков. Зуфи в кроенье пошло 12½ арш.; подпушка фарауз тафтяной, в кроенье вышло полтретья аршина, да на ожерелье и в рукава, на подпушку фараузу атласнаго 13 верш.; да под ожерельем на подкладку тафты зеленой четь аршина; нашивка торочковая тафтяная, мерою 15 арш.; пугвицы серебряны, золочены»547. Опашни шились из атласа, бархата, объяри, камки, зуфи, скорлата; подкладывались тафтою или бязью; подпушались атласом, камкою и тафтою; украшались ожерельем, кружевом, нашивками; схватывались пуговицами и петлями с кистями548; надевались на зипун и на кафтан; носились наопашь, т. е. без пояса, иногда в накидку, т. е. с невздетыми, висячими рукавами. Великий князь Иоанн Иоаннович (1356 г.) завещал сыну своему Димитрию «опашень скорлатен сажен» т. е. унизан жемчугом. В духовной князя Ивана Борисовича Волоцкого (около 1504 г.) «опашен объяринен голуб; опашен камчат дик Венедицкой»549. Из Выходных книг видно, что опашни составляли летнюю одежду, которая весною и осенью заменялась однорядкою.
Опашни составляли и женскую одежду: «Княгиня Иулиана (около 1503 г.) завещала дочери своей «женьскаго платья … опошен скорлат червчет, без пугвиць»550. У царевны Софьи Алексеевны был «опашень сукно скорлат ало; круживо и нашивка золота веревчата; подпушка тафта ценинна»551.
Опашница
Опашница = Роспашница. «Опашница шита по червчатому отласу золотом и серебром, в розводах орлы и олени, и павы. – Опашница шита по лазоревому отласу золотом и серебром орлы и олени, у той же опашницы передцы шиты золотом и серебром. бархачены червчатым да зеленым шолком»552.
Орефидь = Рефедь.
Ормяк = Армяк.
Орницы и Ортмы. См. Фофудья.
Орчак
Орчак = Арчак. «Орчак Черкаское дело, нарезан красным сафьяном, шит золотом, гвозди серебряные»553.
Оскепище = Скепище.
Оскеп
Оскеп – палка с вострым железным наконечником. В 1123 г. два Ляха «пободоста и (Ярослава Святославича, кн. Владимирскаго) оскепом»554.
Ослоп
Ослоп – палица, толстая дубина. «Пешая рать многа собрана на них (Татар, в 1444 г.) с ослопы и с топоры, и с рогатинами»555. Князь Василий Ухтомский, в битве 1469 г., на Волге, бил Татар «скачючи по судом, ослопом»556. «Князь (Мещерский) стоял у Архангела, а люди с ним с ослопы»557.
Остн, Остен, Осн, Осон
Остн, Остен, Осн, Осон – острый конец трости, вообще острие. О царе Иоанне IV Васильевиче «глаголют нецыи, яко сына своего царевича Ивана того ради остнем поколол, что ему учал говорити о выручении града Пскова»558. – «Царь, ярости исполнився, призва холопа того (присланнаго Курбским) близ себе, и осном своим удари в ногу его, и пробив ногу, и ляже на посох свой»559. – «Осон посошной серебреной»560.
Остроги, Острожки
Остроги или Острожки – шпоры. Были задвижные (с пружинками) и прибойные (с гвоздиками)561.
Отлас = Атлас.
Охабень, Охобень, Охабенек
Охабень или Охобень, Охабенек – верхняя, длинная и широкая одежда, подобная однорядке, только с отложным воротником, спускавшимся от самой шеи до половины спины. Длинные рукава охабня закидывались за плеча, и под ними делались прорехи для рук562. Обыкновенные охабни, как и однорядки, делали из сукна, мухояра и других шерстяных тканей, а нарядные из объяри, бархата, камки, парчи563. – В феврале 1613 г. делали «портные мастеры охабенек мухояр чорной государыне великой старице иноке Марфе Ивановне, а скорняки цки куньи»564. – На царских панихидах (1671 и 1677 г.), при царе Алексее Михайловиче «бояре, и околничие, и думные люди и спалники» были в охобнях565. – По свидетельству летописи, еще в XIV веке Русские князья и воеводы носили охабни566.
Очелье. См. Чело.
* * *
Розыск. дела о Шакл. т. IV. стлб. 160.
Забелин. Дом. быт Рус. нар. т. II. Матер. стр. 28.
Описн. кн. 97 г. № 665.
Описн. кн. 190 г. № 140.
Вых. госуд. стр. 671.
Зап. Археол. Общ. т. V. стр. 109.
Описн. кн. 97 г. № 665.
Розыск. дела о Шакл. т. IV. стлб. 313.
Описн. кн. 190 г. № 140.
Розыск. дела о Шакл. т. IV. стлб. 126.
Описн. кн. 97 г. № 665; 190 г. № 140; 150 г. № 679. – Вывесн. кн. 137 г. № 127. – Переп. кн. 148 г. № 678; 181 г. № 145; 189 г. № 148 и мн. др.
Описн. кн. 97 г. № 665.
Собр. госуд. грам. и догов. ч. I. стр. 43.
Собр. госуд. грам. и догов. ч. I. стр. 40.
Зап. Имп. Археолог. Общ. т. XI. стр. 598.
Акты относ. до юрид. быта др. России, т. III. СПб. 1884. стлб. 312.
Покрой однорядки показан, по кроильным книгам, у Вельтмана в слов. к Оруж. Пал. стр. 36 и 37: «1669 г. августа в 12 д. скроена великому государю однорядка сукно скарлат червчат, в длину по передам 2 арш. 2 верш., позади 2 арш. 1 верш.; в плечах ширина 1 арш. 1 верш, рукавам длина от стану 1 арш. 10 верш., в корени 7 верш., в запястье 3 верш.; в подоле 4 арш. 2 вершка. Сукна в кроенье вышло 5¼ арш., да в моченье того сукна село 7 вершков. Подпушка камка светлозелена травная. Круживо и нашивка низана жемчугом в одно зерно» и проч. – «На государе было платья, для ненастья: однорядка песочной цвет; – вишнева» и проч. См. Вых. госуд. стр. 35 и др.
Описн. кн. 97 г. № 665.
Вывесн. кн. 137 г. № 127.
Описн. кн. 190 г. № 140.
Летоп. Архангел. под 6977 г. М. 1819. стр. 173. Изв. Археол. Общ. т. III. стлб. 59.
Собр. госуд. грам. и догов. ч. I. стр. 301.
Описн. кн. 97 г. № 665 и 190 г. № 140. – Переп. кн. 181 г. № 145.
Переп. кн. 150 г. № 679.
Розыск. дела о Шакл. т. IV. стлб. 208.
Оп. имущ. пос. чел. 1672 г. в Изв. Археол. Общ. т. III. стлб. 60.
Собр. госуд. грам. и догов. ч. I. стр. 32.
Там же, стр. 303.
Там же, стр. 339.
Зап. Имп. Археолог. Общ. т. XI. СПб. 1865. стр. 592. 595.
Строев. Вых. госуд. указ. стр. 64.
Акт. Юрид. стр. 444.
Акт. Историч. т. II. стр. 405.
Описн. кн. 138 г. № 128. л. 41.
Вых. госуд. стр. 5.
Опис. торж. бракосоч. царя. М. 1810. стр. 26.
Царств. кн. СПб. 1769. стр. 328.
Вельтман. Оруж. Пал. слов. стр. 37.
Зап. Отд. Рус. и Слав. Археол. т. I. отд. III, стр. 56. 59. 69. 80.
Истор. опис. од. и вооруж. ч. I. стр. CII и CIII.
Калач. Арх. историч. и практ. свед. 1860–1861 г. кн. IV. стр. 48.
Розыск. дела о Шакл. т. IV. стлб. 125.
Дом. быт Рус. нар. т. II. Матер. стр. 143.
Описн. кн. 156 г. № 154. л. 5.
Вельтман. Моск. Оруж. Пал. Слов. стр. 38. 39.
Описн. кн. 97 г. № 665 и 190 г. № 140. – Вывесн. кн. 137 г. № 127.
Собр. госуд. грам. и догов. ч. 1. стр. 40. 341.
Там же, стр. 340.
Переп. кн. 181 г. № 145; также 150 г. № 679.
Забелин. Дом. быт Рус. нар. т. II. Матер. стр. 32.
Акт. Историч. т. IV. стр. 398.
Летоп. по Ипат. сп. изд. 1871 г. стр. 207.
Летоп. Ник. ч. V. стр. 192.
Летоп. Архангел. М. 1819. стр. 172.
Забелин. Быт рус. нар. т. I. стр. 271.
Псков. Лет. изд. Погодиным. М. 1837. стр. 211.
Ист. Гос. Рос. т. IX. прим. 108.
Забелин. Быт Рус. нар. т. II. Матер. стр. 49.
Зап. Имп. Археолог. Общ. т. V. стр. 109. Сн. Историч. опис. од. и вооруж. ч. I. стр. 79. – Ист. Гос. Рос. т. VI. прим. 348: «остроги серебряны золочены».
Историч. опис. од. и вооруж. стр. 16.
О покрое охабней можно судить по следующим записям: в 1627 г. марта 12 «скроен государыне Марфе Ивановне охабень отлас багров; длина по передом аршин 14 верш., а по заду аршин и 13 вершк. с полувершком; в плечех аршин и 2 верш.; рукава с полустана аршин 12 верш., в корени в ластках 7 верш. с полувершком; в запястье 2 верш. с полувершком; воротник в корени длина 10 верш., ширина пол-2 верш., по подолу 3 арш. 10 верш.; отласу пошло 9 арш. с полуаршином». В следующем году апреля 7, «скроен охабень в камке в травной, в черной; длина 2 арш. без полутретья верш., ширина в плечех аршин 3 верш., в подоле полчетверта арш.; рукавам длина аршин с четью, ширина в корени 6 верш., в запясье полтретья вершка; камки пошло 3 арш. без вершка; на подпушку вышло тафты широкие двоеличные шелк зелен да таусинен 1½ арш.; на нашивку и на пугвицы торочков 38 арш. с четью (в нашивку 20 арш., а в пугвицы 11 арш. с четью), а нашивана нашивка 36 гнезд; длина нашивке 3 верш., в пугвицу торочков по 5 верш.». Кроил. кн. 135 и 136 гг. № 1156.
Расх. кн. 122 г. № 890.
Вых. госуд. стр. 545. 635 и др.
Древн. Летоп. СПб. 1774. ч. I. стр. 300.