П
Паволока
Паволока – шелковая или бумажная ткань. Паволочитый сделанный или сшитый из этой ткани. В слове Даниила Заточника читаем: «паволока испещрена многими шелки красно лище являет … богат красен несмыслен, то аки паволочитое зголовье соломы наткано»567. В Летописях: «Рече Олег: шийте пре паволочите Руси … и воспяша пре Русь паволочитыя. – Прииде Олег к Кыеву и ко Игорю несый злато и паволокы и вино и овощь»568.
Палаш, Полаш
Палаш, Полаш – ручное оружие конного воина подобное мечу, но почти вдвое длиннее его, иногда с елманью на конце. – Палаши делались из булата и стали; носились в ножнах; привешивались к поясу или к седлу с левой стороны. Подробное описание принадлежностей и украшений этого оружия можно видеть в следующих выдержках из старинных описей: «Полаш полоса стальная гладкая, Рускова дела, от крыжа голомя золочено с обе стороны сплошь; ножны покрыты отласом цветным, на ножнах оправа золотая резная с алмазы; огниво опаивано золотом; на черену ж меж огнива и наболдашника четыре плащика маленьких золотые ж, резные без каменья; в огниве ж и наболдашнике и в дву обоймицах и в наконечнике по счету двесте три алмазца и искорок алмазных же, в том числе в конце и в наболдашнике алмаз граненой не мал, да в обоймице место порозже, да два кольца золотых; пояс столпчатой шолк алой; цена 592 рубли. – Полаш полоса стальная, Московскаго дела, от крыжа по обе стороны золочено; крыж и черен серебреные, травчатые; устье, пять бранцар, наконечник – травы чеканные, золочены; на черену ж и на крыже, и на устье, и на бранцарах и на наконешнике сто двенадцать бирюз; ножны покрыты бархатом алым; пояс тесма шолкавая цветная; цена 52 рубли. – Полаш полоса булатная, на ней с обе стороны по два дола, с обе стороны два до конца, а два до елмана, с опушкою; на правой стороне мишень с отметцы; ножны поволочены бархатом алым; оправа на нем, черен и крыж и устье, две обоймицы и кольцы и наконешник золотые; пояс столпчатой шолк красной; цена тому полашу 230 рублев»569. – «Палаш сталной; ножны оклеены бархатом червчетым; на черену и на ножнах оправа серебреная, а по ней камни бирюзы; пояс дву шелков, красной с белым; цена 6 руб. 16 алт. 4 д. – Палашная полоса, без черена; цена 8 алт. 2 денги»570.
Палица = Ослоп.
Пансырь, Панцырь
Пансырь или Панцырь – (Греч. πανσιδήριον) кольчатый доспех в виде кафтана, простиравшийся до колен и выше, с рукавами по запястье или по локот. Пансыри делались с ожерельем и без ожерелья, с прорехами или разрезами и без прорех; на груди, спине и по подолу украшались мишенями или опушались медью. Края подола у панцыря, как и у кольчуги, назывались подзором. В описях значатся пансыри: узловатой, хрещатой, вострогвоздь, коропчетой, плоскогвоздь, тонкое кольцо на гвоздь, пансыри – Черкасские, Немецкие, Московские571. По замечанию Висковатова, из сохранившихся доныне древних Русских доспехов пансыри попадаются всего чаще. «В Московской Оружейной Палате, – говорит он, – имеется панцырь весь серебряный, с богатыми украшениями из каменьев в золотой оправе»572. В приходной книге 167 года записан: «панцырь серебрян, а по осмотру медной посеребрен, плащи медные золочены, с каменьи достоканы да виниски; около опушка бархатом червчатым; подложен миткалями; цена дватцать рублев».
Паперсть
Паперсть – тесьма или ремень у узды на нижней части конской груди. Паперсти украшались плащами, переченками, оковами, гвоздьем. Были паперсти Турские, Полоцкого дела, Литовские, Крымские. «Узда Турская и паперсть и похви по тесме по шолковой; оковы серебряные золочены с красками; а на нем наузолники круглы, зернчаты, серебряны, с камешки; на паперсти плащь червчат, золочен; шолк жолт, голуб, чорн. – Узда и паперсть, и похви Литовское дело; наузолники и плащики, пряжки серебряны, золочены; а на наузолникех по 5-ти камешков по тесме, тясма шолк червчат с серебром, ткана в крушки. – Узда и паперсть, и похви Крымская, оковы медяны, золочены цареным золотом»573. – «Паперсть, набор серебряной с бирюзами, на ремне, у ней в кругу в средине сердолик, круг его бирюзы; цена 2 руб.»574.
Парча. См. Зарбаф.
Пахви, Похви
Пахви, Похви – ремень или тесьма с петлею на конце, в которую продевался хвост лошади, а другой конец прикреплялся к средине задней седельной луки. Они иногда вышивались золотом и серебром; украшались металлическими переченками и плащиками. Упоминаются похви Крымского, Литовского и Полотского дела575. См. Паперсть. – «Узда с пахви, набор серебряной дощатой, золочен по ремню; цена 5 руб. – Узда с пахви, набор бубенчатой. серебряной, на пахвях круг черневой»576.
Пелепелы. Перепелы, Переперы
Пелепелы, Перепелы, Переперы – решотки. «Круживо золотное, в серебке с пелепелы. – Вошвы … по них перепелы»577. Были украшаемы жемчугом и каменьем: «три переперы кичные серебряны, золочоны, с яхонты и с плохим каменьем»578.
Перевязка, Перевязь
Перевязка или Перевязь – девичий головной убор: лента, повязанная вокруг головы с привязанным назади бантом, длинные концы которого спускались вдоль спины. Вместо ленты употреблялся также картон, сплошь унизанный жемчугом или бисером с дорогими камнями и разноцветными вставками. Оба края перевязки, верхний и нижний, обшивались бахрамою; или верхний край украшался разными фигурами, а нижний поднизью и рясами, как у венца (см. Венец девичий). Во многих местах этот головной девичий убор употребляется и ныне у простолюдинов и носит название: повязка, лента, венок, коруна. «Перевезь низана жемчюгом большим с яхонты и с лалы, и с изымруды, по краем бахрома золотая с переперы»579. – Перевязка низаная «с городы»580. – «Перевяска жемчюжная со вставками» (т. е. вставками из цветных камней)581.
Перевезью называется также ремень или тесьма, носимая через плечо. См. Берендейка, Цепь.
Перелефть, Перелифть
Перелефть, Перелифть – халцедон. «Икона праздники Владычни, резана на перелефти. – Перстень с перелефтою золот»582. – «Перстень медян, а в него вставлена перелефть, а на перелефти резана печать»583. «Нож, черен белой перелевт; цена 2 руб.»584.
Перло, Перлы
Перло, Перлы – жемчужное ожерелье. «Перла в три нитки болшаго жемчугу, шесть запон золотых с яхонтами червчетыми и с-ызумрудными искрами; перло в две нитки болшаго жемчугу; перло в три нитки мелкого жемчугу»585.
Перстни, Кольца, Напалки, Жиковины
Перстни, Кольца, Напалки, Жиковины – составляли необходимую принадлежность мужских и женских украшений; их носили цари и царицы, князья и княгини, святители, бояре, боярыни, житые люди, посадники, крестьяне. Старинные духовные завещания указывают на них как на родовое наследство; в рядных записях они занимают почетное место. Перстни делались из золота, серебра, меди, булата, железа, олова; украшались различными узорами, насечками, чернью, финифтью и т. п.; в средине из вставлялись драгоценные камни; на них вырезывались различные надписи, персоны людские, птицы, клейма, опахальца и другие и изображения586: «Перстень с розными финифты, в нем изумруд четвероуголен, на нем вырезано персона человеческая на лошади с саблею, под лошадью змей. – Перстень с чорным финифтом, в нем яхонт червчат продолговат, на нем вырезан пес борзой. – Перстень с розными финифты, а в нем лал осмероуголен, на нем вырезан орел двоеглавой с коруною и с подписью. – Перстень резной с чернью, в нем в средине яхонт лазорев, на нем вырезаны две персоны людские: одна сидит на стуле с посохом, а другая льву держит челюсти; около его искорки яхонтовыя червчатыя и изумрудныя, по сторонам два яхонта червчатых. – Перстень с розными финифты, в нем яхонт лазорев четвероуголен, на нем вырезана птица неясыть с детми. – Перстень с розными финифты, в нем изумруд четвероуголен, на нем вырезана персона людская стреляет из лука. – Перстень с розными финифты, в нем камень перелефть невелик, на нем вырезано опахальцо. – Перстень золот с розными финифты, в нем яшма, на яшме вырезано клеймо. в клейме орел двоеглавой, над клеймом коруна. – Перстень золот с розными финифты, в нем яхонт лазорев граненой, к верху островат, по сторонам по изумрудцу, в нем часы. – Перстень золот, в нем в ногтях изумруд, в нем на престоле вырезана персона, а около его подпись блаженные памяти великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца»587. – «Перстень золот, а в нем сделаны часы солнечные в печати»588. – Перстень, надеваемый на большой палец, назывался напалком и, сравнительно, был массивнее других; а перстень с резною вставкою назывался жиковиною или жуковиною: сие слово, по замечанию Карамзина, часто употребляется в грамотах XV и XVI века, особенно в Крымских. В старинной русской сказке о Девгении говорится: «бе на стратиге злат крест прадеда его многоценен и у сынов его жуковины многоценны с драгым камением». – «Молвя: жиковиною запечатав, ярлык послал есми»589. В духовной записи князя Димитрия Иоанновича (1509 г.) значатся «дватцать и три жиковины женских золоты с яхонтцы и с лалцы и с изумруты и з жемчушки и с плохим каменейцом; … а перьстней золотых: напалок да четырьнатцать жиковин с лалом и с яхонтцом и з берюзами и з жемчушки и с перелефтми и с плохим каменьем»590.
Перья
Перья из жемчужных прядей и драгоценных камней, обделанных золотом, употреблялись для украшения шапок и шеломов: «шапка бархат рудожолт двоеморх, с лазоревым яхонтовым пером. – Шапка бархат ал двоеморх, по морхам обнизано жемчюгом, с запаны алмазными и с пером алмазным же»591. По описи большой шкатулы царя Михаила Федоровича 1642–44 г.: «перо, что бывает в шелому, обделано золотом, в нем вставливаны лалики и бирюски, к верху шесть прядей жемчужных на проволоках да шесть полосок золоты с искорки с лаловыми и бирюзными, сверху в закрепках шесть лаликов да шесть зерен жемчужных; цена двадцать пять рублев»592.
Перья струцовы (страусовые) и других птиц употреблялись как опахала для навевания прохлады; к ним приделывались рукоятки, которые украшались разными вставками и бахрамою. «Опахало перье немецкое цветное, а в нем у черена стекло; черень деревянной, писан краскою, от зеркала на черену обложено объярью серебреною; цена 16 алт. 4 д.»593. – Такие же перья употреблялись и для украшения головы конской; для этого они вставлялись в золотые или серебряные трубки, которые, при запряжке, прикреплялись к оголовью лошади над решмою или ввертывались в дугу594. «Два пера цветных кудреватых, что ввертываютца в дуги; цена 10 алт.»595.
Пестредь, Пестрядь
Пестредь, Пестрядь – ткань из разноцветных ниток крашеной основы и белого утока, или на оборот. По описям – тафтяная, миткалинная, Александрийская – значится на подпушке одежд596. Пестрядинный сшитый из пестряди597.
Петля, Петлица
Петля, Петлица 1) нитяная или шелковая веревочка, сложенная в виде ушка, а также обметанный прорез на одежде для продевания пуговицы при застегивании. – 2) нашивка или накладка на одежде или на шапке – золотная, серебреная, шелковая, иногда цка обнизанная жемчугом и с драгоценными каменьями. Такие нашивки делались у верхних нарядных одежд на груди, от воротника до колен, соответственно числу застежек или пуговин, и над боковыми разрезами у подола. «Кафтан камчатой … 30 пугвиц обнизаны жемчюгом, петли снурок золотной. – Кафтан суконной … 42 пугвицы канителныя, снурок вкруг тканой золотной, петли снурок золотной»598. «10 гапелек (застежка) серебряных с петли, цена 10 алт. – Кафтан байберек малиновой … вверху, где бывают пугвицы, гапелка серебреная, неболшая, с петлею. – 2 петлицы золотыя с алмазом, с яхонты и с изумруды, на цке серебряной; цена 10 руб.599. – «Однорядка сукно темнолимонно с пухом, петли жемчюжныя»600. – Петлицы употреблялись и для украшения шапок: «шапка шефранная, двоеморхая, в запоне два пера яхонты лазоревы, петли низаны жемчюгом; шапка суконная с частыми петли; шапка бархатная малиновая с петли, что каменьи в гнездах»601.
Пищаль
Пищаль – огнестрельное оружие, подобное нынешнему ружью; она зажигалась пальником или фитилем. Составные части пищалей: деревянный станок с прикладом и железный ствол, прикрепленный к станку или обоймицами, или шурупами. Станок пищали назывался ложею; место в станке, к которому прикреплялся ствол – логалищем; отверстие ствола, в которое всыпалось зелье – устьем; часть, прилегающая к устью – дулом; противоположная дулу – казною; средняя между ними – срединою; отверстие на казне для сообщения зелью огня – запалом; при этом употреблялось огниво с фитилем, которое приводилось в движение спуском. Были еще пищали, у которых были замки с коловоротом или колесом («замок колесной»); а позже явились замки подобные нынешним. Станки пищалей делали яблоновые, ребиновые, черемховые, ясневые, дубовые, кленовые и березовые; украшали их резьбою, наводили краскою, олифили. Стволы стравливали водками, наводили золотом и серебром, гранили, малевали; длина их была неодинакова: у пищалей Кириллово-Белоезерского монастыря показаны стволы от 2 арш. 7½ верш. до 11 вершков невступно. Замки для пищалей употреблялись Русские («замок Руской» или «замок Руской, пружины прямыя; замок, пружина гнутая; замок Руской, пружины гнутыя, с полочкой»), Корельские, Ливонские, Барабанские, Свиские, Шкотцкие. Такие пищали назывались завесными или ручницами; они весились на ремне за спиною ратника602. В оружейной палате князей Голицыных между пищалями значатся «две пары венгерок, стволы вороненые, на стволах по три места золочено, замки колесные, ложе с костми и с раковины. – Венгерка ж винтовалная, ствол белой, ложе с костми и с раковины»603. – Вооруженные пищалями воины назывались пищальниками: «начаша государю бити челом пищальники Новгородские … пищальники все стали на бой»604. – Были еще пищали полковые и затинные; эти орудия принадлежали уже к так называемому наряду, то есть к артиллерии: «воеводы государевы … наряду взяли (у Литовского пана Филона Кмиты, приходившего к Смоленску в 1580 г.) 50 пищалей затинных, да 380 Литовских людей и пищалей 9 пядных, 2 полуторных»605. Название пищалей затинными взято от затина, которым, по академическому словарю, называлось «нарочитое место внутри палисада или укрепления, где особенно ставятся огнестрельные орудия для удобнейшего отражения неприятеля». Но Ф. Ф. Ласковский предлагает другое объяснение: он говорит, что «затином в старину назывался также заряд (?), а затинною пищалью ручное огнестрельное оружие, самого большого калибра, из которого стрелок действовал не иначе, как положив его на подставку или вилку… Надобно полагать, – продолжает он, – что это было камерное орудие, самого малого калибра, имевшее особенное помещение для заряда, или затина»606. Впрочем, указанная г. Ласковским память в Дополн. к Акт. Историч. т. III. № 125 нисколько не подтверждает того, что затином в старину назывался заряд, а дальнейшее объяснение скорее приводит к общепринятому производству слова «затинный».
Платно
Платно – верхняя торжественная одежда из дорогих тканей, бархата, атласа, аксамита, объяри, алтабаса, с кружевом вдоль пол и по подолу, с золотыми запонами и разными узорами из жемчуга и драгоценных камней, и с пуговицами или кляпышами для застегивания607. Эту одежду надевали государи только при больших выходах, когда употреблялся наряд Большой Казны. При венчании на царство Федора Алексеевича (1676 г. июня 18), «ему, великому государю, подал святейший Иоаким патриарх его государево новое царское платно, бархат двоеморх по рудожелтой земле по травам низано жемчюгом в одно зерно, круживо нашито низано жемчюгом с запаны золотыми с каменьи, с алмазы и с яхонты и с изумруды»608. Платна, как и прочие одежды Большой Казны, разделялись на наряды; таких нарядов по выходам царя Михаила Федоровича известно восемь: «платно новое отлас червчат, осмого наряду»609. У него же платна: одно из Венедицкого зеленого бархата610 с аксамиченными золотом разводами и травами по серебряной земле; другое из Персидского бархата с разноцветными шелками по золотной земле. У обоих подкладка из червчатой тафты, подпушка фараузная, для застегиванья по 11 золотных пуговиц с жемчужными закрепками611. – Платна царя Алексея Михайловича: одно из Виницейского бархата с петельчатыми травами – золотыми, серебряными и шелковыми; другое из Виницейского атласа с золотыми по белой земле травами и розводами, в розводах шелковые травы; третьи из серебряной объяри с золотыми травами. У первых двух подпушка фарауз атласной; у всех подкладка тафтяная; первое подбито горностаями и имеет 12 серебряных золоченых кляпышев612. – Платна царя Федора Алексеевича: одно из золотного атласа по червчатой земле; другое из двоеморхого бархата жаркого цвета с травами, между которыми низано Кафимским жемчугом с половинчатыми зернами; третьи из золотной объяри с золотыми и серебряными травами по червчатой земле; четвертое из белого атласа с травами, шитыми пряденым золотом и разными шелками. Три из них (первое, третье и четвертое) подбиты горностаями, подложены тафтой; два (первое и третье) опушены соболями. Первое украшено прорезными золотыми звеньями и запонами с драгоценными камнями и шестью золотыми же пуговицами с алмазами; третьи шестнадцатью золотыми прорезными пуговицами с драгоценными камнями; второе и четвертое имеют по 10-ти серебряных золоченых кляпышев; у первого, сверх того. на запястье рукавов по 22 запоны с червчатыми яхонтами613.
Плетник или Плетовище – рукоятка у плети. См. Столбец.
Повойник
Повойник – женский головной убор, делаемый из холста или других тканей, с тульей несколько вверху расширенной. – Русский головной бабий убор, повязка, полотенце, обвитое сверх волосника.
Повязка. См. Перевязка.
Подвершье
Подвершье – часть шлема или воинского колпака под навершьем614.
Подголовок, Подголовашник
Подголовок или Подголовашник – невысокий сундук или ларец с наклонной крышкой, окованный железом, с внутренним замком и с выдвижными внутри ящичками, в которых хранились драгоценности; он ставился в головах под подушками. Изготовлением таких ларцов славились особенно Холмогоры и Устюг. «Великаго государя подголовашник, что бывает под зголовьем, обит багрецом червчатым»615. «Подголовок Колмогорской, писан золотом, обит железом белым прорезным; цена рубль»616. – «У горниц и у подклетов, и у сундуков, и у подголовашников замки перепортили»617.
Подзатыльник
Подзатыльник – задок в виде широкой оборки, привязываемый к кике или кокошнику и покрывающий затылок; делался преимущественно из тафты или какой-либо другой легкой ткани. 1627 г. февраля 13 «царице к белой кике скроен подзатыльник да завязки, на подзатыльник пошло аршин 2 вершка тафты виницейки червчатой»618. – «Четыре подзатыльника тафты белой»619.
Подзор
Подзор 1) тоже, что Поднизь. 2) край подола у кольчуги, край бармицы и т. п. См. Кольчуга, Луки, Панцырь.
Подлатник
Подлатник – полукафтанье, или зипун, надевавшийся под латы, панцири, кольчуги, бахтерцы, куяки, юмшаны, зерцала. Эта поддевка шита была из разных тканей, преимущественно бумажных, или из сукна, и подбивалась ватою. «Подлатник шит по червчатому отласу золотом пряденым с канителью грановитою, тафта лазорева; подпушка отлас жолт»620.
Подоплека. См. Сорочки.
Подрясник. См. Ряса, в прим.
Подток. См. Копье, Рогатина.
Подубрусник
Подубрусник – женский головной убор в роде шапочки или повойника, надеваемого под убрус. «Кормилице на подубрусник 6 вершков дорогов червчатых гилянских»621. – «Подубрусник тафта рудожолтая»622.
Подушка
Подушка. См. Зголовье. – Подушка кружевная, т. е. на которой плетут кружева. При плетении кружев она полагалась (как и ныне полагается) на лукошко или ящик, куда клались коклюшки, нитяные клубки и кружевные узоры. «Подушка кружевная, оклеена сверху бархатом зеленым, с двема ящики, а в ящиках коклюшки костяныя»623.
Полаш = Палаш.
Полка
Полка 1) поле у шляпы и науруза. У одного из наурузов Бориса Федоровича были «полки шиты по отласу по червчатому травы золотом, обнизаны жемчугом»; у другого «полки шиты по отласу по-черному золотом да серебром»; у третьего «полки чешуйчаты шиты серебром по тафте по алой»624. – У шляп царицы Евдокии Лукиановны полки – у одной «по атласу по червчатому низаны жемчугом с канителью; у другой подложены отлас серебром; у третьей подложены отласом золотным; у четвертой «по отласу по червчатому деланы трунцалом травы»625. – 2) козырек у шела. См. Шлем.
Полог
Полог – занавес вокруг постели в роде шатра. «Полог Китайской с дву сторон бархат червчетой рытой, а с дву сторон камки Китайския, травы золотныя по вишневой земле, а подложены Китайскою камкою по красной земле; а в верху полога камка Китайская ж по вишневой земле травы, шелк красной. Цена пологу 20 руб. – Полог шитой по холстине; цена рубль 16 алт. 4 денги»626.
Полотенце
Полотенце – применительно к употреблению называлось еще утиральником, ручником, рукотерником. Кроме утирания лица, рук и проч., полотенца имели и другое употребление, напр. при столах вместо салфеток (по одному полотенцу на несколько человек, сидящих рядом). – Пред причащением царя Алексея Михайловича, в день венчания его на царство, «дядька государев и ближний боярин, Б. И. Морозов, приняв у стряпчего ручник платен чист, и опоясуя царя по его царской порфире по персем, под пазухи»627.
Полсть
Полсть 1) войлок; употреблялся и на стельки в чеботы: «торговому человеку за полсть белую рубль 12 алт. 4 денги; полсть взята в государские чеботы на колотки и на стельки»628. – 2) санное одеяло: «полсть санная сукно коришное, на ней нашито 12 кругов. шиты по сукну красному золотом. круг ее бахрама шолк рудожелтой, опушена тафтою жолтою, подложена кумачом красным; цена 12 руб. – Полсть санная Кызылбашская; цена рубль 16 алт. 4 д. – Полость бурматная, подложена кумачом красным, круг ее бахрама шолк осиновой; цена рубль 16 алт. 4 д. – Две полсти валеных арзамаских; цена 3 алт. 2 денги»629.
Полубайдана. См. Байдана.
Полукафтанье. См. Кафтан.
Помочи
Помочи – ремни, задетые за кольца ножен; они прикреплялись или привешивались к поясу, у которого для этой цели делались накладки или бляхи630.
Попугаи
Попугаи, нарисованные зеленою краскою в образчиках, поставлены для украшения Бухарского медного тулумбаза631.
Порпиян
Порпиян – особенный сорт сукна. В Торговой книге не показан. «Кафтан сукно порпиан черчат»632.
Порты
Порты 1) вообще – одежда. В летописи под 1074 г. говорится о черноризце Исакие, что он «совкупи к собе уных (юных) и вскладаше на нь (на них) порты чернечьскыя»; под 1203 г. читаем: «иконы одраша, а иные поимаша, и … порты блаженых первых князьи, еже бяху повешали в церквах святых, на память собе, то положиша все собе в полон»633. В духовной граммате великого князя Ивана Даниловича Калиты (1328 г.): «а ис порт из моих сыну моему Семену кожух черленый женчужьный, шапка золотая»634. В духовной граммате князя Юрия Васильевича (1472 г.): «а что моих порт или которая иная рухлядь, а то ведает Бог да моа мати великаа княгини»635. В 1495 г. великая княжна Елена Иоанновна «венчалась в своих портех; да и нынеча уже четвертый день после венчания, и великая княгиня таки ходит в своих портех, да и в кике»636. – 2) в частности, мужское исподнее платье, портки: «а рубашки красные мужьские и женьские и порты, то все самой (домовитой жене) кроити»637. – «Как царь выходит из мылни, и в то время возлагают на него срачицу и порты и платье иное»638. В выходах царя Алексея Михайловича упоминаются порты первого и третьего наряду; следовательно, они, подобно прочим одеждам, были разных нарядов639.
Поршни. См. Уледи.
Посохи, Трости
Посохи, Трости были различны и употреблялись применительно к нарядам или к особенным случаям: посох чеканный, посох Индейский с каменьи, посох Индейский с костьми. посох каповый, посох комнатный и др.640. В описи 1676 г. значатся посохи: каповый с рогами, оправленными золотом с чернью; каповый с костьми; Индийский черный с костьми; Троицкие маленькие и большие641. О первом замечено, что «тот посох Гришка Отрепьев рострига поднес великому государю царю и великому князю Михаилу Федоровичу». Другой посох поднесен ему же, «как он был на Костроме». Третий, очень часто употреблявшийся при царских выходах, поступил в казну царскую вероятно из казны патриарха Филарета Никитича, которому он был прислан Шах-Аббасом в 1629 году642. – Посох с попереченкою на верхнем конце или с загнутым верхним концом назывался костылем или клюкой. Посохи, полученные из монастырей, вообще назывались монастырскими, и в частности Троицкими из Троицкого Сергиева монастыря, Осифовскими из Иосифова Волоколамского монастыря, Кирилловскими из Кириллово Белоезерского монастыря. – В описях читаем: «Ключка подпиралная, дерево немецкое, оправлена с обеих концов серебром; цена 2 руб.»643. – «Посох болшой, дерево индейское; роги по концом оправлены золотом, с яхонты с червчатыми да с бирюзами и с искорки с яхонтовыми червчатыми и с бирюзными; по концом на рогах два яхонты лазоревы, опуповаты, в гнездех; трубка золота с финифты; осон железной, опаян золотом. Посох индейское дерево, меньшой, на рогах кости рыбей зуб; трубка и осон серебряны, золочены. Посох каповой с торчью, на рогах кости рыбей зуб; трубка и осон железные. Шесть посохов троетцких, 17 посохов кирилловских. Два посоха кленовые, с подушками с бархатными с червчатыми»644.
Постели
Постели были: бумажные (бумажники), перинные (перины) и пуховые (пуховики). На них – наволоки, простыни, одеяла, взголовья, подушки; при них – завесы, полог, рундук, цветные ковры и сукно. В духовной граммате князя Михаила Андреевича Верейского (около 1489 г.) значится «постеля шита шолки на але камке, взголовье камка мисюрьская з золотом, да другое взголовье камка на червьци бел шолк; подушка сажена з дробницею, другая подушка шита золотом; постеля другая белая, да три взголовья белых»645.
Поталь
Поталь – тончайший медный листочек. Употреблялся вместо позолоты и при вышивании: «саадак … шит … розными шолки, промеж шолков поталь»646. – «Шелом … прикрыты доски отласом по червчатой земле с поталею»647. – «Три летника в сорочках крашенинных с поталью»648.
Потник
Потник – войлок, подкладываемый под седло и седелку. «Три арчага красные с потниками»649.
Похви. См. Пахви.
Поцепка
Поцепка цепочка, привязка – ремень или шнурок для привески. «Темляк и поцепка у ножен (кинжала) шолк черной гвоздишной с золотом»650; у ножа – «поцепка золото волоченое»651. – «Мошна шита золотом да серебром по отласу червчатому, поцепка шолк червчат, ворворки низаны жемчюжком мелким»652.
Пояса
Пояса делались шелковые, шелковые с золотом и серебром, бархатные и кожаные, с кованными металлическими бляхами, звенцами, бряцальцами, иногда с капторгами, тузлуками, калитою. Они застегивались напереди или крюком с петлею, или пряжкой. Металлические оправы на концах поясов назывались наконечниками, а бляхи для прикрепления помочей наузольниками. Металлические украшения поясов усаживались жемчугом и драгоценными камнями. Как принадлежность княжеской и царской одежды, пояса переходили в наследство из рода в род. Так, великий князь Иоанн Данилович Калита завещал сыновьям своим: Семену 3 поясы золоты; – Ивану пояс болший с женчугом с каменьем, пояс золот с капторгами, пояс сердоничен золотом окован; – Андрею пояс золот Фрязьский с женчугом с каменьем, пояс золот с крюком на червчате шолку, пояс золот царевьский»653. Подобно отцу своему, и великий князь Иоанн Иоаннович завещал сыновьям своим: «Димитрию пояс великий золот с каменьем с женчуги, что мя благословил отец мой князь великий, пояс золот с крюком; – Ивану пояс золот с каменьем с женчуги, что ми дал брат мой князь великий Семен, пояс золот сточный»654. Великий князь Василий Дмитриевич завещал сыну своему Василию «пояс золот с каменьем, што ми дал отец мой, да другий пояс мой на чепех с каменьем, да третий пояс ему же на синем ремени»655. Князь Юрий Дмитриевич Галицкий в своем завещании писал: «а что из золота даю сыну своему Василью пояс золот с каменьем на чепех без ремени; а Дмитрею сыну своему даю пояс золот на черпьчати (д. б. червьчати) ремени; а Дмитрею сыну своему меншему даю пояс золот без ремени, чем мя благословил отец мой князь великий Дмитрей»656.
пояса для мечей и сабель делались большей частью из тесьмы и ремней и имели четыре конца: два из них служили, собственно, для застегивания пояса, к которому привешивался меч или сабля; а два для налучи и колчана657. У саадаков Бориса Федоровича были: «пояс и привязка тясма шолк жолт, по краем лазорев, ткан в крушки; а у пояса крюк и пряжки и наконешники, и запряжники и на привязках наконешники серебряны, золочены и конфарены. – Пояс сафьян червчат, строчен шолком лазоревым; крюк и наконешники, и пряшки серебряны гладки. – Пояс сафьян червчат, строчен шолком лазоревым, … крюк и наконешники медяны с краски»658.
Приволока
Приволока – верхняя короткая одежда, без рукавов; укороченное корзно. О великом князе Димитрии Иоанновиче говорится: «сседе с коня своего и совлече с себя приволоку свою царскую, и призвав Михаила Андреевича Бренка … и приволоку свою царскую возложи на него659. – В переписи имущества боярина Л. Неплюева (сентября 1690 г.) показана «приволока камка китайчатая, серебряной цвет, подложена тафтою зеленою, против спины полотном, пушена соболем; цена 4 рубли»660. – Женские приволоки украшались обшивками, вошвами, пуговицами и т. п. «Скроена приволока в тафте червчатой, пошло 4 арш. без 3 верш., 10 пугвиц серебряных золоченых, вольячные, да на оплечье нашито по отлачу червчатому низаны жемчугом большим; на пух скроен бобр без чети»661. «Скроена приволока в тафте в червчатой, в кроенье пошло 3 арш. тафты, да на пух 1½ бобра, да нашиты вошвы по отласу по червчатому, низаны жемчугом»662. – «Приволока тафта червчата, нарамки низаны жемчугом по червчатому отласу; нарамка ж пух бобровой, на ней нашито 5 пугвиц с финифтью»663.
Прилбица
Прилбица – шишак, у которого тулья была с сеткой или забралом, покрывавшим лоб. В польском языке сохранилось название шишака przylbica664. По сказанию летописей, в 1172 г. Володислав, воевода князя Михаила Георгиевича, «замысли взяти стяг Михалков и натче на нь прилбицю»; в 1241 г. Галицкий боярин Андрей, ограбив слуг Перемышльского епископа, «тулы их бобровые раздра и прилбице их волчье и борсуковые раздраны быша»665.
Пронизки
Пронизки – небольшие запонки, золотые бляшки, драгоценные камни, корольки, бусы, стеклярус, которые помещались между прядями жемчужными. «На монисте 8 пронизок золотых»666. У ряс «поверх колодок две прониски с колцы золоты, в пронисках искорочки яхонтовые да изумрудные»667.
Протазан
Протазан – (Пол. partyzana, Фр. pertuisane) оружие, состоявшее из широкого копья с отрогами внизу в виде молодой луны, с поднятыми вверх рогами, и с золотою, серебряною или шелковою кистью на длинном древке668. Протазанами, как и бердышами, были вооружаемы царские телохранители из жильцов, служилых людей конюшенного чина и стрельцов. При въезде Грузинского царя Теймураза Давидовича в Москву, в 1658 г. июля 20, около царской кареты шли «выборные из приказов стрельцы с протозаны в цветном платье»; 6 июля, на приезде его в Грановитую палату «около кореты шли конюшеннаго чину в отласных в червчатых и в лазоревых кафтанах с протизаны; а от приходных сеней (что перед Золотою палатою) до сеней же, что перед Грановитою полатою, стояли жильцы в терликах в бархотных и в объяринных и в шапках золотных с протозаны»669.
Пряжки
Пряжки с запряжниками и наконечниками, для застегивания поясов и подвязок, делались серебряные, золоченые и конфаренные; серебряные гладкие, медные с красками и без красок. «У саадака пояс …, а у пояса крюк и пряжки и наконешники, и запряжники и на привязках наконешники серебряны золочены и конфарены; – пояс … крюк и пряжка и запряжники серебряны гладкие; у пояса крюк и наконешники медяны с краски»670. У лубья саадачного «на поясу крюк и наконешник серебряныя не золочены»671. У подвязок «пряжки и наконешники серебрены золочены с чернью гладкие»672.
Пуговицы
Пуговицы – употреблялись не только для застегивания, но и для украшения одежд, как мужских, так и женских. Они делались из золота и серебра, с позолотой и без позолоты; наводились чернью, накладывались финифтью, покрывались цениною, украшались драгоценными камнями. Были пуговицы корольковые («кральки»), бирюзовые, серовичные, фатисные, хрустальные; были медные и оловянные; были и деревянные, обтянутые тканью, или обвитые шелками, трунцалом, канителью, обнизанные жемчугом. По работе различались пуговицы вольяжные, тощие, чеканные, витые, сканные и резные; по виду и величине были пуговицы на грушевое дело, на жлудевое («жлудики»), на кедровое, на миндальное, на шатровое; гладкие, вихорчатые, грановитые (граненые), дороженые, киотчатые, клетчатые, колещатые, ложчатые, решетчатые, торочковые, чешуйчатые («семь пуговиц золоты, чешуйчаты, шишкою, резаны, с чернью»), зубчатые, конфаренные, сенчатые, полусенчатые, с перегибью, с пояском, с шипами, с репейками, с рожками, елкой, чашкой, с чеканными карасиками, с резанными узлами Кафимскими, с зубчатыми обручиками, с косыми гранями, с шахматами; круглые, кругловатые, продолговатые, половинчатые, клинчатые («с клинцами»), угольчатые, четверогранные, островатые; вкалыванные (у кафтана «пуговки вкалываны, шолк лазорев») или втышные (у зарукавьев «пугвицы втышные золото пряденое»). Находим пуговицы Литовского и Немецкого дела. Ценность, вид и красивость пуговиц согласовались с нарядом. Число их и на одинаковых одеждах было неодинаково: к платнам пришивали по 6, 10 и 11 пуговиц; к кафтану по 3, 8, 9, 10, 11, 12, 13 и 19; к опашню по 11, 13, 15 и 30; к однорядке по 15 и 18; к ферези по 3 и 10; к чюге по 3, 10, 15 и 22; к шубе по 8, 11, 13, 14, 15 и 16; к зипуну по 11, 15 и 16; к кожуху по 11; к епанче по 5; к армяку по 11; к терлику до 35; к тегиляю по 46, 48, 56 и 68; к роспашнице по 15; к телогрее по 14, 15, 16, 17, 18, 19, 21 и 24 пуговицы673. Пуговицы пришивались также к пристяжным ожерельям, к прорехам колпаков и шапок. У низаного ожерелья царя Федора Алексеевича были «пугвицы: одна зерно половинчатое в золотом гнезде, у ней в привеске зерно скатное; 2 пугвицы зерна Гурмыжские, в закрепках лал да изумруд»674. На саженом колпаке Бориса Федоровича было «на прорехе 5 пугвиц яхонты лазоревы на спнех на золотых, на закрепках по зерну по Бурмыжскому»; на его же шапке «на прорехе 6 пугвиц жемчюжных продолговаты, у 5 в закрепках камешки червцы». На полстенных епанчах его же было пришито по «8 пугвиц хрустальных»675. – Для прикрепления к одеждам втышных пуговиц употреблялась особенная свайка: 17 июня 1634 года «дано портным мастером на сайку, чем у государевых зипунов прокалывать втычные пуговки, 6 денег»676.
Вместо пуговиц пришивались к некоторым одеждам (напр. платнам, кафтанам, зипунам, чюгам и шубам) кляпыши, к другим (ферезям и однорядкам) завязки. «Кафтан … на нем, на вороту и на прорехах 19 кляпышов серебряных. – Чюга … на ней 12 кляпышов Турских. – Ферези … на вороту и на прорехах 12 завязок плоских. – Две однорядки … завязки шолк лазорев с серебром; завязки шолк зелен с золотом»677.
Пуговкой – называли также небольшой вырезок из толстой кожи, с дыркой или петлей в средине, в которую вкладывались, наконечником вниз, булава, чекан, шестопер или пернат. Эти пуговки обшивались сафьяном, сукном или бархатом; украшались золотыми и серебряными узорами, унизывались жемчугом. Во время походов они привешивались к седлу с правой стороны678.
Пуп щитовый. См. Щит.
Пуховик
Пуховик – пуховая (набитая пухом) постель. Наволоки на пуховиках делались из тех же тканей, из каких и на бумажниках. См. Бумажник.
Пыж щитовой. См. Щит.
* * *
Пам. Рос. Слов. XII в. М. 1821. стр. 233. 235.
Новг. Лет. по Синод. сп. СПб. 1888. стр. 7 и мн. др.
Древн. Рос. Госуд. отд. III. стр. 87. 88. 93. сн. Опис. од. и вооруж. Рос. войск. ч. I. стр. 62 и прим. 143.
Розыск. дела о Шакл. т. IV. стлб. 129. 130. 219.
Описн. кн. 97 г. № 665. – Зап. Отд. Рус. и Слав. Археолог. т. I. отд. I. стр. 22.
Истор. опис. од. и вооруж. ч. I. прим. 107. стр. LXV. Из Крымских дел видно, что Менгли-Гирей просил великого князя Василия Иоанновича прислать ему, между прочим, «пансырь, которой бы был легок, а стрела бы его не иняла, да чтобы еси показал Магмедше, и он бы его попытал стрелити». Ист. Гос. Рос. т. VII. прим. 43.
Описн. кн. 97 г. № 665.
Розыск. дела о Шакл. т. IV. стлб. 142.
Описн. кн. 97 г. № 665.
Розыск. дела о Шакл. т. IV. стлб. 142. 143: «трои пахви немецкия; цена 5 алтын».
Вывесн. кн. 137 г. № 127. – Описн. кн. 150 г. № 679.
Собр. госуд. грам. и догов. ч. I. стр. 406.
Забелин. Дом. быт Рус. нар. т. II. Матер. стр. 28.
Прих.-расх. и кроил. кн. 156 г. № 990.
Опис. имущ. 1672 г. в Изв. Имп. Археолог. Общ. т. III. стр. 60.
Собр. госуд. грам. и догов. ч. I. стр. 301. 342.
Акт. Историч. т. II. стр. 406.
Розыск. дело о Шакл. т. IV. стлб. 215.
Зап. Имп. Археолог. Общ. т. XI. СПб. 1865. стр. 597.
О перстнях и кольцах см. в Зап. Имп. Археолог. Общ. т. III. стр. 67–75.
Описн. кн. 190 г. № 140.
Акт. Историч. т. II. стр. 406.
Ист. Гос. Рос. т. III. пр. 272 и т. VI. пр. 520.
Собр. госуд. грам. и догов. ч. I. стр. 406 и 407.
Вых. госуд. стр. 400. 645 и мн. др. – Описн. кн. 190 г. № 140.
Описн. кн. 150 г. № 681.
Розыск. дела о Шакл. т. IV. стлб. 100. 159.
Историч. опис. од. и вооруж. ч. I. стр. 32.
Розыск. дела о Шакл. т. IV. стлб. 100. 159.
Описн. кн. 97 г. № 665. – Розыск. дела о Шакл. т. IV. стлб. 65.
Изв. имп. Археолог. Общ. т. III. стлб. 63.
Розыск. дела о Шакл. СПб. 1885. т. II. стлб. 550. 551.
Розыск. дела о Шакл. т. IV. стлб. 43. 202. 558.
Вых. госуд. стр. 295.
Там же, стр. 4. 287. 694 и др.
Историч. опис. од. и вооруж. ч. I. стр. 73–74. – В Описн. кн. Кирилло-Белоезерского монастыря 1668 г. ркп. л. 653 об. – 657 и 661–723 описаны 22 большие и 342 обыкновенные пищали; между последними винтовые (винтовки) осмерики и шестерики и один дробовик.
Розыск. дела о Шаклов. т. IV. столб. 128.
Царств. кн. СПб. 1769. стр. 123. 124.
Ист. Госуд. Рос. т. IX. прим. 547. – Акт. Археограф. Эксп. т. I. стр. 367: «Послали в Соловецкой монастырь … сто ручниц да пять затинных пищалей, да с Вологды две пищали полуторных да две девятипядных, а к ним по двести ядер да четыре человека пушкарей, а зелья ко всему наряду и к пищалем и к ручницам сто пятнадцать пуд».
Матер. для ист. инженерн. иск. в России. ч. I. СПб. 1858. стр. 105.
Покрой платна показан по кроильным книгам, у Велтьмана в слов. к Оруж. Пал. стр. 42 и 43: «Декабря 22 (1638 г.) скроено государю платно отлас червчат, по нем травы золоты; длина платну 2 арш., ширина в плечах аршин 2 вершка, в подоле ширина 3 арш. 6 верш.; рукавам длина аршин с четью, в корени ширина поларшина. Отласу вышло в кроенье 10 арш.; испод горностайной; под тем же платном подкладка тафта лазорева, тафты вышло 5 арш.; подпушка фараузная отласная, на подпушку вышло 3 арш.; на пух вышло два бобра. На тоже платно бархату червчатого под кружево 3 арш. без чети; низано кружево жемчугом с каменьями, низали Немцы; пуговицы серебряны золочены с финифтью, решетчаты».
Вых. госуд. стр. 622.
Там же, стр. 81.
След. не всегда «пунцово-золот. атласу багряница», как замечено у Вельтмана в слов. к Оруж. пал. стр. 42.
Вывесн. кн. 137 г. № 127.
Описн. кн. 190 г. № 140.
Там же.
Описн. кн. 97 г. № 665.
Забелин Дом. быт Рус. нар. т. I. 1862 г. Матер. стр. 490.
Розыск. дела о Шакл. т. IV. стлб. 112.
Акты юрид. стр. 369.
Кроил. кн. 135 г. № 737.
Розыск. дела о Шакл. т. IV. стлб. 111.
Оп. кн. 190 г. № 140.
Прих.-расх. кн. 139 г. № 755.
Розыск. дела о Шакл. т. IV. стлб. 111.
Розыск. дела о Шаклов. т. IV. стлб. 112.
Описн. кн. 97 г. № 665.
Описн. кн. 150 г. № 679.
Розыск. дела о Шакл. т. IV. стлб. 84.
Древн. Рос. Вивл. Изд. 2-е. ч. VII. стр. 291.
Забелин. Дом. быт Рус. нар. т. II. Матер. стр. 115. 136.
Розыск. дела о Шакл. т. IV. стлб. 152.
Историч. опис. од. и вооруж. ч. I. стр. 62.
Описн. кн. 97 г. № 665.
Описн. кн. 97 г. № 665.
Летоп. по Лавр. сп. изд. 1872. стр. 190. 397.
Собр. госуд. грам. и догов. ч. I. стр. 32.
Продолж. Др. Рос. Вивл. ч. III. СПб. 1788. стр. 176.
Сахаров. Сказания Рус. нар. т. II. кн. VI. стр. 36.
Домостр. ркп. гл. 34. стр. 103.
Котош. О России стр. 10. сн. стр. 16.
Вых. госуд. стр. 165. 219.
Строев. Указат. к Вых. госуд. стр. 74 и 75.
Описн. кн. 190 г. № 140.
Вельтман. Моск. Оруж. Пал. Слов. стр. 46 и 47.
Розыск. дела о Шаклов. т. IV. стлб. 27.
Описн. кн. 138 г. № 128.
Собр. госуд. грам. и догов. ч. I. стр. 303.
Описн. кн. 97 г. № 665.
Описн. кн. 137 г. № 127.
Взносн. кн. 153 г. № 1084.
Изв. Археолог. Общ. т. III. стр. 60.
Историч. опис. од. и вооруж. ч. I. стр. LXXXVI.
Вых. госуд. стр. 285.
Забелин. Дом. быт Рус. нар. т. II. Матер. стр. 46.
Собр. госуд. грам. и догов. ч. I. стр. 31 и 32.
Там же, стр. 40.
Там же, стр. 81.
Там же, стр. 106. – См. еще духовные грамматы князей: Бориса Вас. Волоцкого, стр. 206; Андрея Вас. Меньшего, стр. 271 и 272; Федора Борис. Волоцкого стр. 419 и др. – В духовной князя Дмитрия Иоанновича (стр. 407): «пояс золот на вертлизех, резан с чернью; … пояс на тясме на чорной, оковы золоты и с наконечником, и с крючком».
Историч. опис. од. и вооруж. ч. I. стр. 21 и 61.
Зап. Имп. Археол. Общ. т. XI. стр. 291. 292.
Древн. Летоп. ч. II. СПб. 1775. стр. 41.
Розыск. дела о Шакл. т. II. стлб. 552.
Кроильн. кн. 156 г. в № 990.
Кроил. кн. 144 г. в № 771.
Переписн. кн. 189 г. № 148.
Linde, Slown. jez. polsk.: przylbica, helm, szyszak... Wsiadajcie jezdni, sôjcie piesi w przylbicach, polerujcie wloczuie, obloczcie siç w pancerze. – Przylbice klade na glowe. – Истор. опис. од. и вооруж. ч. I. стр. 55 и прилож. 127.
Летоп. по Ипат. сп. изд. 1871. стр. 381. 528.
Забелин. Дом. быт Рус. нар. т. II. Матер. стр. 47.
Описн. кн. 150 г. № 679.
Историч. опис. од. и вооруж. ч. I. стр. 76. 77.
Др. Рос. Вивл. изд. 2. ч. VIII. стр. 112. 120. 121.
Описн. кн. 97 г. № 665.
Переп. кн. 148 г. № 678.
Вых. госуд. стр. 285 и др.
Описн. кн. 97 г. № 665; 190 г. № 140. – Вывесн. кн. 137 г. № 127. – Переп. кн. 181 г. № 145; 189 г. № 148. – Врем. Моск. Общ. Ист. и Древн. Рос. кн. VIII. отд. III. стр. 7–24. – В описн. кн. патр. каз. пал. 1722 г. ркп. л. 12 значится «пугвица болшая решотчатая серебряная, сканная, золочена, весом восмь золотников без чети».
Описн. кн. 190 г. № 140.
Описн. кн. 97 г. № 665.
Прих.-расх. кн. 142 г. № 761.
Описн. кн. 97 г. № 665 и мн. др.
Историч. опис. од. и вооруж. ч. I. стр. 68.