Источник

Беседа 32. Совершение пасхи с учениками

Сегодня мы продолжаем наши беседы на радио «Радонеж» по Евангелию от Матфея, и мы рассмотрим три темы из 26-й главы:

1) Совершение пасхи с учениками (17–25);

2) Установление Таинства Евхаристии (26–30);

3) Господь Иисус предрекает отречение апостола Петра (31–35).

События последних дней в земной жизни Господа Иисуса Христа имеют огромное литургическое значение. Вспоминая именно их, мы и должны причащаться Тела и Крови Сына Божия. Сказано: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1Кор.11:28–30). Посему необходимо именно причащаться, «рассуждая о Теле Господнем», то есть вспоминая все события, связанные с установлением Евхаристии на Тайной вечери, страдания и смерть Господа Иисуса Христа.

Мы читаем 17-й стих 26-й главы:

Мф.26:17. «В первый же день опресночный приступили ученики к Иисусу и сказали Ему: где велишь нам приготовить Тебе пасху?».

Истолковывая слова: «где велишь нам приготовить Тебе пасху?», блаженный Иероним Стридонский пишет: «Первый день опресноков это – четырнадцатый день первого месяца, когда закалывается агнец, бывает полнолуние и оставляется закваска. А среди тех учеников, которые приступили к Иисусу с вопросом: “Где велишь нам приготовить Тебе пасху”, я полагаю, был и Иуда предатель»501. – То есть предательство Иуды и заключалось в том, чтобы выяснить, где Христос будет находиться в пасхальную ночь. Иудеи не могли арестовать Господа Иисуса прямо на Тайной вечери, потому что в это время сами праздновали пасху со своими семьями и домочадцами, и поэтому избрали Гефсиманский сад, как более удобное по времени место для Его (Христа) ареста. Это значит, что Иуда подробно выяснил, где и в какое время будет Учитель. Впрочем, учителем Иуды в этот момент был сам дьявол, который и руководил всеми его действиями.

Святитель Иоанн Златоуст добавляет: «И отсюда, между прочим, видно, что у Иисуса не было дома, не было постоянного местопребывания. А я думаю, что и ученики не имели его; иначе они попросили бы Иисуса придти туда. Но и у них, отрекшихся от всего, не было дома»502. Сказано: «Иисус сказал… лисицы имеют норы, и птицы небесные – гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Лк.9:58).

Ответим и на вопросы: что такое «день опресночный» и как «приготовить» Пасху?

Сказано: «в первый месяц, в четырнадцатый [день] месяца вечером (евр. в сумерки) Пасха Господня» (Лев.23:5) – то есть 15-го месяца нисана (библейский день начинается с заходом солнца: «был вечер, и было утро: день один» – Быт.1:5). Праздник опресноков (праздновался с 4-го часа после восхода солнца 14-го нисана и праздновался 7–8 дней), тогда, в 33-м году от Р.Х., начинался утром в четверг после обряда поисков хамец (всего квасного в доме). Искали хамец с вечера 13-го на 14-е нисана, в сумерках зажегши свечу и прочитав специальную молитву на обнаружение хамец (квасного). Чтобы данная молитва была не напрасна, после того как из дома вымели и сожгли весь хамец, в один из углов дома клался кусочек дрожжевого хлеба. Все неподдельно радовались, найдя последний хамец, и выносили его из дома для сожжения, а с вечера начинали есть пасхального агнца «в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими травами» (Исх.12:8).

И именно от этого агнца праздник получил свое название. В четверг пополудни агнец должен был быть приведен в Храм и забит там, а кровь его должна была быть принесена в жертву Богу, и часть ее – принесена домой для помазания косяков дверей, но во дни Христа ограничивались жертвой в Храме. Само слово «пасха» (евр. пейсах) происходит от древнееврейского глагола пасах – то есть «прошел». Имеется в виду, что Ангел губитель, увидев помазанный кровью косяк двери, в этот дом не заходил. Сказано: «И созвал Моисей всех старейшин [сынов] Израилевых и сказал им: выберите и возьмите себе агнцев по семействам вашим и заколите пасху; и возьмите пучок иссопа, и обмочите в кровь, которая в сосуде, и помажьте перекладину и оба косяка дверей кровью, которая в сосуде; а вы никто не выходите за двери дома своего до утра. И пойдет Господь поражать Египет, и увидит кровь на перекладине и на обоих косяках, и пройдет Господь мимо дверей, и не попустит губителю войти в домы ваши для поражения» (Исх.12:21–23). – Этот прообраз указывает нам на силу Крови Христовой и крестного знамения: Кровью Христа спасаемся от греха, смерти и дьявола, а крест – оружие на дьявола, данное нам, напоминает бесам о нашей причастности к Крови Сына Бога, и они в ужасе отскакивают от нас.

Иудейская пасха была домашним праздником, и главная ее часть проходила в стенах дома. На небольшую широкую подставку, которая заменяла стол, нужно было поставить чашу соленой воды в память о слезах, пролитых во времена египетского рабства, именно в эту чашу с соленым раствором Христос и обмакнул опреснок и подал его Иуде (Ин.13:26–27).

Приготовлялся к пасхальному столу и набор горьких трав: хрен, цикорий, лук, чеснок и другие «горькие травы», их ели до тех пор, пока из глаз не начинали течь слезы в память о слезах утопленных младенцев. Делалась и специальная паста «из яблок, фиников, гранатов и орехов», так чтобы ее цвет напоминал глину, с помощью которой рабы-евреи строили города для фараона.

Опресноки клались на стол тремя стопками, отделенными друга от друга салфетками в знак того, что есть три социальных уровня: еврей богатый, еврей среднего достатка и еврей бедный. Это должно было означать, что любой еврей, независимо от своего социального статуса, мог прийти на эту трапезу и принять участие в Пасхе.

Если одна семья не могла себе позволить приобрести пасхального агнца, то бедные семьи объединялись. Сказано: «а если семейство так мало, что не съест агнца, то пусть возьмет с соседом своим, ближайшим к дому своему, по числу душ: по той мере, сколько каждый съест, расчислитесь на агнца» (Исх.12:4).

Двери всех домов с вечера четверга на пятницу не запирались, и в любое время после шести часов вечера, то есть когда с заходом солнца в четверг начиналась богослужебная пятница, 15-го дня месяца нисана, гости могли войти в дом и сесть за стол. Один опреснок прятался взрослыми – это была игра для детей, и тот ребенок, который находил его, получал в подарок сладости.

В пасхальной трапезе принимали участие и взрослые и дети. Сказано: «И сказал Моисей: пойдем с малолетними нашими и стариками нашими, с сыновьями нашими и дочерями нашими, и с овцами нашими и с волами нашими пойдем, ибо у нас праздник Господу [Богу нашему]» (Исх.10:9). – На этом основании в Православии причащают не только взрослых, но и детей (малолетних). Сказано: «а никакой необрезанный не должен есть ее» (Исх.12:48) – на этом основании мы причащаем только крещенных, ибо обрезание (евр. брит мила – «завет обрезания») прообразовывало собой крещение (см. Кол.2:11–12).

А о том, что иудейская пасха с поеданием агнца прообразовывала собой Евхаристию, сказано: «ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1Кор.5:7). – Из этого выводим, что во время Пасхальной литургии должны причащаться все, «а кто чист и не находится в [дальней] дороге и не совершит Пасхи, – истребится душа та из народа своего» (Чис.9:13).

Обязательно одно место за пасхальной трапезой оставлялось за столом не занятым, и напротив него ставили бокал с вином – для пророка Илии, на тот случай, если он спуститься с небес и захочет войти в любой еврейский дом.

И как кульминация – на стол ставили четыре чаши вина в память о четырех обетованиях, данных во время исхода. Вот эти обетования: «Итак скажи сынам Израилевым: Я Господь, и выведу вас из-под ига Египтян, и избавлю вас от рабства их, и спасу вас мышцею простертою и судами великими; и приму вас Себе в народ и буду вам Богом, и вы узнаете, что Я Господь, Бог ваш, изведший вас [из земли Египетской] из-под ига Египетского» (Исх.6:6–7). Во имя этих четырех обетования и совершалась первая Евхаристия:

1. Освобождение от «Египта» греха и «фараона мысленного» (дьявола).

2. Избавление от грехов, пороков и беззаконий – «от рабства их».

3. «Спасу вас мышцею простертою и судами великими» – над богами Египта и всемирным Вавилоном.

4. «И приму вас Себе в народ и буду вам Богом» – то есть соделаю вас сынами Божиими по благодати.

Последнее обетование осуществилось только во Христе как в Сыне Божием по существу, через Которого верующие в Него усыновляются по благодати Богу Отцу в Духе Святом. Сказано: «Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: “Авва, Отче!”» (Рим.8:15); и еще: «А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: “Авва, Отче!”» (Гал.4:6).

Во время пасхальной трапезы самый младший член семьи, в нашем случае апостол Иоанн, должен был по обряду пейсаха, задавать вопросы и получать ответы от старшего, то есть Христа. Сказано: «И когда после спросит тебя сын твой, говоря: что это? то скажи ему: рукою крепкою вывел нас Господь из Египта, из дома рабства» (Исх.13:14).

И далее сказано:

Мф.26:18–19. «Он сказал: пойдите в город к такому-то и скажите ему: Учитель говорит: время Мое близко; у тебя совершу пасху с учениками Моими. Ученики сделали, как повелел им Иисус, и приготовили пасху».

Блаженный Иероним Стридонский так истолковал слова «пойдите в город к такому-то»: «Новозаветное Писание сохраняет обычай Ветхого завета. Часто мы читаем: “Он сказал ему… на месте оном… и оном”, что по-еврейски выражается словами: פלןני אלמיני, и при этом не называется имя ни лиц, ни мест… Имена этих лиц опущены для того, чтобы всем, которые собираются совершить Пасху, была предоставлена полная свобода отпраздновать»503. – То есть не смотрели на имя человека, его происхождение и социальный статус.

Слова: «Учитель говорит: время Мое близко» – должны были означать, что хозяин был знаком Господу Иисусу и был посвящен в тайну Его скорой смерти. Святитель Иоанн Златоуст подтверждает это, он пишет: «…еще другие слова: “Время Мое близко”. Это делал Он для того, чтобы, с одной стороны, чрез непрестанное напоминание и частое предсказание ученикам о страдании приучить их к бестрепетному размышлению о будущем, с другой – чтобы показать как самим ученикам, так и принимающему их и всем иудеям, как я часто говорил, что Он не непроизвольно идет на страдание»504.

И далее мы читаем:

Мф.26:20. «Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками».

Блаженный Иероним, обращая внимание на то, что все 12 апостолов с Иисусом, пишет: «Иуда во всем поступает так, чтобы отклонить от себя подозрение в предательстве»505. – О таких апостол Иоанн Богослов писал: «Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши» (1Ин.2:19). И действительно, Иуда во время Тайной вечери вышел, оставив пасхальную трапезу, и к нему применимы слова пророка и псалмопевца Давида, сказавшего: «Не так – нечестивые, [не так]: но они – как прах, возметаемый ветром [с лица земли]. Потому не устоят нечестивые на суде, и грешники – в собрании праведных. Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет» (Пс.1:4–6). 

Христос знал, кто предаст Его. Написано: «Ибо Иисус от начала знал, кто суть неверующие и кто предаст Его» (Ин.6:64). Златоуст восклицает: «О, бесстыдство Иудино! И Он там присутствовал, и он пришел для того, чтобы причаститься таинств…»506

И далее мы читаем:

Мф.26:21–22. «и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи?».

Евфимий Зигабен, объясняя слова «и когда они ели», пишет: «Но почему евангелисты умолчали о вкушении пасхи (то есть пасхального агнца. – О.С.)? Потому что не было необходимости говорить об этом; какую пользу принес бы христианам этот рассказ? Поэтому они опустили его, но зато с тем большим вниманием занялись повествованием о Тайной вечери, как наиболее необходимом и самым полезном для нашей веры»507. – То есть они выполнили весь ритуал пейсаха, и приближался момент установления Божественной Литургии, и надо было разрешить вопросы, связанные с предателем.

Мы прочитали, что «начали говорить каждый из них: не я ли, Господи?» – то есть они не проявили самоуверенности, научая и нас сомневаться в себе. И всякий раз, когда мы читаем слова молитвы: «ни лобзания Ти дам, яко Иуда», мы должны об этом помнить.

И далее мы читаем:

Мф.26:23–24. «Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня; впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться».

Такие строгие слова, без сомнения, должны были заставить Иуду содрогнуться. Возможно, что Христос строгостью сказанного последний раз постучал в его (Иуды) сердце. Сказано: «а других страхом спасайте, исторгая из огня, обличайте же со страхом» (Иуд.1:23); и еще: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр.3:20).

Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Христос не препятствовал ему (то есть Иуде. – О.С.), хотя и знал все, чтобы ты познал, что Он не оставляет ничего, что служит к исправлению. Поэтому и прежде, и после этого непрестанно вразумлял и удерживал предателя и словами, и делами, и страхом, и угрозами, и честью, и услугами»508. Но Иуда так и не открывает своего сердца навстречу Господу и покидает вечерю…

Мф.26:25. «При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви? Иисус говорит ему: ты сказал».

Иуда последним спрашивает: «не я ли, Равви?», потому что не хочет выделяться, дабы не распознали его. Наивный лицемер! Можно обмануть людей, но как ты обманешь Господа? Сказано: «ибо Ты испытуешь сердца и утробы, праведный Боже!» (Пс.7:10); и еще: «но Бог знает сердца ваши» (Лк.16:15). Как я часто говорю, мы абсолютно прозрачны в глазах Бога, и то, что мы можем искусно скрывать от ближних, мы не можем скрыть от Создателя. Сказано: «И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его» (Евр.4:13).

Установление Таинства Евхаристии

И далее мы читаем:

Мф.26:26–28. «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов».

Блаженный Иероним Стридонский пишет: «После того, как совершена была пасха, имеющая значение прообраза, и после вкушения вместе с апостолами плоти агнца, Он взял хлеб, – который укрепляет сердце человека, – и совершает переход к истинному священнодействию Пасхи, чтобы подать истинное Свое Тело и Свою Кровь»509. – Здесь мы видим настоящий сакрально-богослужебный переход в один вечер от ветхозаветного богослужения к новозаветному богослужению. Сказано: «Потому что с переменою священства необходимо быть перемене и закона» (Евр.7:12) – то есть «закона» нового литургического обряда, для нового новозаветного священства. И апостолы – как живые свидетели того, что происходило на Тайной вечере, – через порядок предания донесли до нас, как надо совершать это Таинство. Вечеря называлось «Тайной» не только ради страха иудейского – конечно, нет! Но прежде всего потому, что через нее мы все, верующие в Иисуса Христа как Сына Божия, входим в мир Святых Таинств, совершаемых Духом Святым. Сказано: «Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело, то кольми паче (то есть тем более. – О.С.) Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!» (Евр.9:13–14). – То есть все ветхозаветные обряды и ритуалы относились только к плоти и не могли довести до совершенства душу. Сказано: «Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними. Иначе перестали бы приносить их, потому что приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов» (Евр.10:1–2). Христос именно освобождает нас от ответственности за грех и в Святом Причастии попаляет и саму склонность ко греху, чтобы освобожденные от власти греха «не имели бы уже никакого сознания грехов». Ибо осознание прежних грехов не способствует духовному росту и ввергает душу в уныние.

Евфимий Зигабен пишет: «Смотри, как из естественных они (то есть хлеб и вино. – О.С.) становятся сверхъестественными. Естественны вкушение предлагаемого хлеба и питие вина, а сверхъестственны их действенность и сила. Сначала умыл ученикам ноги, а потом сделал их участниками этого Таинства, чтобы мы знали, что прежде нужно очиститься, а потом причащаться. Исаия (6, 6) видел уголь; а это не просто дерево, а дерево сожженное. Подобно этому уголь и этого Таинства достойных освящает, а недостойных сожигает, так как огонь имеет двоякое действие; сожигает посредством наказания и истребления»510. Смысл жизни христианина – тоже пресуществиться и преложиться из состояние чада гнева в состояние чада Божия, так что мы «уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» (Еф.2:19).

Зададимся вопросом, в каком отношении находится первая Евхаристия ко всем последующим? Святые Отцы настаивают на том, что есть только одна Божественная Литургия, совершенная Христом на Тайной вечери, и все последующие литургисания, кто бы и где бы их ни совершал, есть выхождение и вхождение в первую Литургию, совершенною Самим Сыном Божиим. Сказано: «Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею… и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление» (Евр.9:11–12). – То есть однажды совершенное Христом Искупление предрешило судьбу всех последующих обращений к Богу Отцу через Его Сына. Теперь доступ в Небеса открыт, а Бог смотрит на род человеческий через раны Своего возлюбленного Сына и видит нас прощенными, помилованными и оправданными. Сказано: «Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас» (Рим.8:34).

Но возникает еще один вопрос: почему первая Литургия, Таинство Тела и Крови, совершается прежде самих Голгофских страданий? Отвечая на этот вопрос, надо вспомнить, что жертва, по Закону Божию, избиралась за некоторое время до самого жертвоприношения (см. Исх.12:5–6). Причем Сын Божий обретает статус будущей Жертвы, облекаясь в человеческое тело. Сказано: «Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне» (Евр.10:5); и еще: «зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира» (1Пет.1:18–20).

И далее мы читаем:

Мф.26:29. «Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего».

Святитель Иоанн Златоуст так истолковал этот стих: «Так как Он беседовал с учениками о страдании и Кресте, то опять говорит и о Воскресении, упоминает о Царстве, называя таким образом Свое Воскресение»511. – Это означает, что и мы переживаем воскресение первое, когда, обращаясь из неверия в веру, обретаем гражданство Небесного Царствия, еще оставаясь на земле (см. Еф.2:19). Блаженный Иероним Стридонский соглашается с Златоустом и пишет: «Царство Отца, по моему мнению, есть вера верующих, – это же самое утверждает также и апостол [евангелист]: “Царствие Божие внутрь вас есть” (Лк.17:21)»512. Признавая власть Бога над собою, мы уже переходим под Его управление и становимся причастными Его суверенному теократическому господству. И хотя за нами и сохраняется гражданство земное, мы более подчиняемся воле Божественной и надмирной. Таким образом, Причастие на земле – уже есть участие в мессианском Небесном пире.

И далее мы читаем:

Мф.26:30. «И, воспев, пошли на гору Елеонскую».

Истолковывая слова «и, воспев», блаженный Иероним пишет: «По этому примеру Спасителя насытившийся Его Хлебом и вкусивший в изобилии Его Чаши может восхвалить Господа и вступить на Масличную гору (то есть подняться на духовную высоту. – О.С.), на которой обретается успокоение от трудов, утешение в скорби и познание истинного света»513. – Иными словами, подлинную радость и отдохновение мы обретаем в общении со Христом, через Святые Дары Его Тела и Крови, – это и есть подлинный источник богопознания, о котором сказано: «И в радости будете почерпать воду из источников спасения» (Ис.12:3); и еще: «и будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают» (Ис.58:11).

Святитель Иоанн Златоуст предлагает каждую трапезу, и не только литургическую, оканчивать духовным пением, он пишет: «Да слышат все те, которые, подобно свиньям, принимая пищу без молитвы, попирают чувственную трапезу и встают от нее опьянелыми, тогда как должно оканчивать ее с благодарностью и пением»514. Сказано: «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу» (Еф.5:18–19).

Слова: «пошли на гору», то есть на возвышенное место, означают, что Господь Иисус Христос не просто шел в Гефсиманский сад, но и на суд архиереев и старцев, на распятие – и мыслил Он о Царствии Небесном, воспевая псалмы Давида Богу. Научая и нас в трудные и опасные для нас времена проявлять оптимизм веры и петь псалмы. Сказано: «Злостраждет ли кто из вас, пусть молится. Весел ли кто, пусть поет псалмы» (Иак.5:13); и еще: «Около полуночи Павел и Сила (находясь скованными в темнице. – О.С.), молясь, воспевали Бога; узники же слушали их. Вдруг сделалось великое землетрясение, так что поколебалось основание темницы; тотчас отворились все двери, и у всех узы ослабели» (Деян.16:25–26).

Господь Иисус предрекает отречение апостола Петра

И далее мы читаем:

Мф.26:31. «Тогда говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада».

Сказав печальные и горькие для апостолов слова, сразу же добавил для их утешения:

Мф.26:32. «по воскресении же Моем предварю вас в Галилее».

И всегда, когда Господь Иисус Христос говорит со своими учениками о чем-либо, печальном, то сразу, дабы не успели впасть в уныние, прибавляет слова утешения. Например: «ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно… – Сказав страшное, тут же добавил: – Богу же все возможно» (Мф.19:25–26). То есть Он как бы сказал: хотя человекам самим невозможно спастись, но Я – Богочеловек, и Я позабочусь о вашем спасении.

Так же поступает и апостол Павел, сказав: «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют? – И тут же добавил: – И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (1Кор.6:9–11). Иными словами, нельзя никакого грешника оставлять без надежды на спасение – так действует Христос, так действуют апостолы и святые Отцы.

И далее мы читаем:

Мф.23:33. «Петр сказал Ему в ответ: если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь».

Не будем спешить осуждать апостола Петра в самоуверенности. Характер его действий всегда импульсивный, можно сказать, что у него была юношеская душа. Вспомните, как он, Петр, вел себя на горе Фавор (см. Мк.9:5). Евфимий Зигабен назвал это «священным безумием». Или как он, «услышав, что это Господь, опоясался одеждою, – ибо он был наг, – и бросился в море» (Ин.21:7). Это была любящая и преданная Господу душа, часто принимавшая поспешные решения и совершавшая необдуманные поступки, но всегда стремящаяся к Господу.

Блаженный Иероним пишет: «Это не безрассудство, не лживость, но вера апостола Петра и пламенное чувство его к Господу Спасителю…»515. Златоуст более строг к апостолу, он говорит: «Что ты говоришь, Петр? Пророк сказал: “Рассеются овцы”; Христос подтвердил сказанное; а ты говоришь, нет? Разве тебе не довольно того, что случилось прежде, когда ты говорил: “Будь милостив к Себе, Господи” (Мф.16:22) – и был обличен?»516 В действительности Господь попускает Петру проявить подобную решительность, чтобы, после того как апостол Петр отречется от Него, преподать ему урок никогда не надеяться на свои собственные силы, но всегда уповать на Бога. Сказано: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его» (Пс.145:5). Златоуст далее пишет: «Христос попускает пасть Петру для того, чтобы научить его во всем повиноваться Ему, и определение Его почитать вернейшим собственного суждения. Да и прочие получили немало пользы от его отвержения, познавши немощь человеческую и истину Божию»517. Христос совершенно ясно предвидел и ранее, что может произойти с Петром, потом Он скажет ему: «…Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя» (Лк.22:32). То есть Господь, предвидя наши падения, и в самих наших падениях никогда не оставляет нас. Сказано: «Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его» (Рим.14:4).

И далее мы читаем:

Мф.26:34. «Иисус сказал ему: истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня».

Но и теперь апостол Петр продолжает прекословить Сыну Божию, такое могли себе позволить немногие избранники Божии. Например, патриарх Авраам – вспомните его препирательство с Господом за Содом и Гоморру (см. Быт.18:23–33).

И далее сказано:

Мф.26:35. «Говорит Ему Петр: хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. Подобное говорили и все ученики».

Да! Ты, Петр, точно умрешь за Христа, но это произойдет в Риме в 64-м году во время «великого пожара», в котором по наущению своей жены, иудейки Помпеи Сабины, император Нерон обвинит христиан. Тогда первоверховный апостол Петр и будет распят. С глубочайшим смирением он будет умолять римлян не распинать его так, как был распят Его Божественный Учитель, и изменить форму распятия. Пожилого Петра распнут вниз головой. Но пока апостол Петр не переживет день Пятидесятницы и Дух Святой не сойдет на него, он будет оставаться просто человеком, со свойственным ему темпераментом и характером. Но как мы видим, подобное «говорили и все ученики», они тоже нуждались в Духе Святом, Который должен был их наставить «на всякую истину» (Ин.16:13). Христос Сам сказал им об этом: «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему…» (Ин.14:26). Но прежде чем Дух Святой (евр. Кодеш Руах) сойдет на апостолов и через них на всю Церковь, они должны быть очищены Кровью Агнца.

Спаси вас Христос!

* * *

501

Там же. Толкование на Мф.26:17. (?)

502

Свт. Иоанн Златоуст, архиеп. Константинопольский. Толкование на Мф.26:17. (?)

503

Св. Иероним Стридонский, блж. Толкование на Мф.26:18–19. (?)

504

Свт. Иоанн Златоуст, архиеп. Константинопольский. Толкование на Мф.26:18–19. (?)

505

Св. Иероним Стридонский, блж. Толкование на Мф.26:20. (?)

506

Свт. Иоанн Златоуст, архиеп. Константинопольский. Толкование на Мф.26:20. (?)

507

Евфимий Зигабен. Толкование на Мф.26:21. (?)

508

Свт. Иоанн Златоуст, архиеп. Константинопольский. Толкование на Мф.26:23–24. (?)

509

Св. Иероним Стридонский, блж. Толкование на Мф.26:26–28. (?)

510

Евфимий Зигабен. Толкование на Мф.26:26–28. (?)

511

Свт. Иоанн Златоуст, архиеп. Константинопольский. Толкование на Мф.26:29. (?)

512

Св. Иероним Стридонский, блж. Толкование на Мф.26:29. (?)

513

Там же. Толкование на Мф.26:30. (?)

514

Свт. Иоанн Златоуст, архиеп. Константинопольский. Толкование на Мф.26:30. (?)

515

Св. Иероним Стридонский, блж. Толкование на Мф.26:33. (?)

516

Свт. Иоанн Златоуст, архиеп. Константинопольский. Толкование на Мф.26:33. (?)

517

Там же.


Источник: Беседы на Евангелие от Матфея. / О. Стеняев. - В 4-х томах. Изд.: Благотворительный фонд «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева». - 2013. / Т. 1. - 336 с. Серия: Библия и современное общество. ISBN:978-5-4279-0031-7

Комментарии для сайта Cackle