Источник

§ 181. Преподобный Иероним Стридонский жизнь, а) до переселения на Восток в 385 г.

Обозрение великого четвертого века прилично заключить можем обозрением деятельности Великого подвижника и учителя Церкви прп. Иеронима.

Иероним родился (в 330 г.) в Стридоне, небольшом городке, лежавшем на пределах Далмации и Паннонии1266. После первоначального воспитания в доме отца довольно богатого, но строго благочестивого дворянина1267, Иероним отправлен был для дальнейшего образования в Рим. Он ревностно слушал здесь уроки в римской и греческой словесности у знаменитого Доната, изучал сочинения философов1268. «Когда я был еще отроком в Риме и изучал свободные науки, писал он впоследствии, то в дни воскресные с теми, которые были со мною одних лет и мыслей, обыкновенно ходил я к гробом апостолов и мучеников и часто спускался в катакомбы, где в глубине земной по обеим сторонам пути в стенах сокрыты тела погребенных»1269. Так было в первые годы пребывании Иеронима в Риме. Но потом школа язычника, особенно такая, какова была римская, приучила пылкого юношу к рассеянности1270. Путешествие и личное знакомство с людьми учеными утешали Иеронима надеждою на приобретение лучшей образованности и он в (364)1271 отправился путешествовать по Галлии и другим местам. Но, прибыв в Трир, почувствовал он ошибки юности, и решился расстаться с миром1272, только не с науками духовными1273. В Аквилее он нашел себе друзей, сколько образованных, столько же благочестивых и провел здесь несколько времени в подвигах уединенной жизни1274. По смутным обстоятельствам оставив уединение аквилейское1275, он в Риме омылся водою Крещения; но в шумном Риме не мог остаться и в 373 г., вместе с послом папы, по делам антиохийским, отправился на Восток1276; сын богача ничего не взял с собою на дальний путь, кроме книг1277; труды пути и подвиги ослабили твердого подвижника, и в Антиохии в 374 г. он страдал от лихорадки, а двое друзей спутников его умерли1278. Во время болезни страстный любитель классиков языческих услышал грозное обличение своей страсти. «Мне казалось, что приведи меня на суд, писал Иероним. Спрошенный о моей вере, отвечал я, что я христианин. Но занимавший первое место говорил: «ты лжешь, ты цыцеронианец, а не христианин: где сокровище твое, там и сердце твое»1279. Потрясенный до глубины души, Иероним решился любить только духовные книги, и удалился в дикую Сирскую пустыню Халкис. Здесь и место дикое и воля твердая подвергли его суровым подвигам1280. Он выдерживал жестокую борьбу с пылким организмом своим, но находил покой, какого не видал в роскошной римской жизни. Чтобы умерить пылкое воображение свое, он, будучи уже 44 лет, стал изучать еврейский язык у одного иудея-христианина1281. Одним из утешений его было теперь писать письма к друзьям своим на Запад1282. Раздоры Антиохийской Церкви склонили его вступить в сношение с папой Дамасом1283 и он перешел в Антиохию, где принял сан священства, с условием не быть священником какой либо определенной церкви; проникнутый чувством смирения и высокого достоинства сана священнического, он едва ли когда после того и совершал тайну1284. Посетив освященные места Палестины1285, он с восторгом слушал в Константинополе высокое учение Григория Богослова1286. Около двух лет пробыл он здесь и окончил перевод хроники Евсевиевой, начатый в пустыне1287, перевел беседы Оригена на Езекииля и Иеремию1288. В начале 382 г. вместе с Павлином Антиохийским и Епифанием Кипрским возвратился в Рим1289. Папа Дамас удержал его при себе, как лучшего советника по делам Церкви1290. Тогда в разрешение сомнений папы писал он несколько исследований о частных местах Свящ. Писания1291. По его же предложению начал он переводить с греч. на лат. язык Ветхий и Новый Завет: но успел посвятить Дамасу только перевод Нового Завета и Псалтыри1292. «Враги Церкви – враги мои», говорил Иероним и писал сильные обличения укорявшим девство1293. Сколько труды, столько и строгая жизнь вполне достойны были той славы, какою пользовался он в это время в Риме. Пламенный чтитель девственной жизни, он воспитывал и взращивал любовь к иночеству в знаменитых вдовах и девах Рима; они спешили слушать устные и письменные наставления его1294. «Судом едва ли не всех, говорил искренний Иероним, признавали меня достойным высшего священства. Блаженный памяти Дамас говорил моими словами; меня называли и святым и смиренным и знаменитым»1295. Тем не менее зависть и оскорбленное самолюбие язвили знаменитого Иеронима; он не щадил развратного клира римского1296 в сочинениях о девстве, и раздражил тем многих против себя; между тем Дамас покровитель его умер. Он (в авг. 385) оставил «Вавилон», чтобы искать покоя в местах, освященных стопами Господа1297.

* * *

1266

Слова Иеронима De vir. illustr. 135. Bedechouius в своей пространной топографии Венгрии (1718) пишет о Стридоне: Oppidum Stridonense, quod in latino idiomate Slridon, in Slavonico pro vario circumiuncti populi dialecto Stridovo, Strigovo et Strigna appelatur, ut oculis circumspicimus, in valle inter montes vineis consitos situatum est. (c. 60). Он же (с. 44) замечает, что Стридон лежит на полчаса пути от реки Муры, что страна населена была славянами и что (с. 64) в 1447 г. папа Николай 5 письмом своим предписывал возобновить древнюю церковь св. Иеронима в Стридоне, как месте родины Иеронима.

1267

Epistola 3 (41) ad. Rufinum. сл. Epist. 4. § 4. liber 4. contra Rufin. § 30. Epist. ad. Evstoch. (T. 4. P. 2. p. 42).

1268

In Epistol. liber. 4. c. 2. In Ezechielem lib. 12. c. 40. contra Rufinum. lib. 1. § 16. В последнем сочинении исчисляет от классиков, каких читал. Донат комментатор Вергилия и Теренция (Lib. 1. ad. Rufinum.). О чтении книг философских epist. 50 (51) ad Domnionem.

1269

In Ezechielem liber 12. с. 40.

1270

Epist. 44 (I) ed. veronensës; epist. (43) ad Chromatium: Scitis ipsi lubricum adolescentiae iter, in quo et ergo lapsus sua et vos non sine timore transitis.

1271

Еще в Раме получил он весть о смерти Юлиана. Com. in Habac.

1272

Epist. 3 (41) ad. Rufinun. Post romana studia ad Rheni semibarbaras ripas primus coepi Christum colere.

1273

Как в Риме, так и в Трире он, то покупал, то сам списывал и просил друзей списывать рукописи; в Трире он между прочим списал толкование св. Илария на псалмы и его же сочинение о Соборах. Epist. 5 (6) ad Florentium Ep. 4. p. 6.

1274

Здесь ом познакомился с Руфином, Хромацием – толкователем Евангелии, с братом его Евсевием, с Никитою. Rnfini lib. 1. invectiuae § 3. Иероним Epist 3. chron. ad. an 376. Об Аквилее путеш. Норова в Египет 1, 10. Из Аквилеи писал он первое письмо свое к п. Иннокентию о чудесном обращении грешницы. Ер. ad. Innocent de muliere septies acta ap. Martinay 49. ap. Vallarsi. Ep. 1.

1275

Epist. 3 (44) ad. Rufinum: Subito turba mea latere tua convulsit. Эту бурю поднял, кап вероятно, vir consularis, обличенный в жестокости и несправедливости.

1276

Epist 15 (57), ad. Damasum Epistola secunda; ego vero, ut antea jam scripsi, Christi vestem in Romana urbe suscipiens, nunc barbaro Syriae limite teneor. Путь свой описывает Epist. 3. ad Rufinum. Посол пресвитера Евагрий виделся с Великим Василием в 373 г. Epist. S. Basilii 138.; ad. Evsebium Samosatenum.

1277

Epist. 22. ad Evstochium § 30.

1278

Epist. 3. ad Rufinum Epist. 4 (5) ad Florentium.

1279

Epist. 22 (18) ad Evstachium § 30. Praef. in lib. 3. Comm. ad. Galatas.

1280

Epist. 5.1. Praefat. in Abdiam. В письме к Евстохию (22, 7) он столько же красноречиво, сколько искрение описывает борьбу свою с желаниями немощной плоти, выдержанную им в пустыне, не скрывает слабостей своих и прославляет силу благодати.

1281

Epist. 95 (125) Rusticum; Ep. 18 (142 et 143); praefat. vers. Daniel. Praef. ad Sesaiam Здесь писал он потерянное для нас (первое) толкование на Авдию, перевел на латинский язык еврейское Евангелие к евреям (De vir. illustr. § 3), также потертое.

1282

Ер. 5 (6) ad Florent. Ep. 6 (73) ad Iulian. Ep. 7 (43) ad Chremat. et Evseb. Ep. 10 (21) ad Paulam. При последнем письме посылает жизнь Павла Фивейского, описанную им (Chron. ad an. 359). Из пустыни же писаны письма 8 (42) ad Nicetum, 9 (44), ad Chrysogon. 11 (39) ad Virgines, 12 (45) ad monachum Antonium, 13 (36) ad Castorinam, 14 (1) ad Heliodorum.

1283

Epist. 15 (57), 16 (58).

1284

Num rogavi te, говорил он еп. Павлину, ut ordinares. Si sic presbyterium tribuis, ut monachum nobis non avferas, tu videris de judicio tuo (Lib, cont, Iohannem Hierosol. Т. 2. p. 451). Епифаний писал к Иоанну Иерус.: «Пресвитеры Иероним и Викентий по скромности и смирению не хотят совершать жертвы, какую могли бы совершать по сану своему».

1285

Cont. Rufinum lib. 3. § 22.

1286

Epist. 50 (51) ad Domnionem; Ep. 52 (2) ad Nepolianum, lib. 1. cont. Iouinian. Lib. 1. cont. Rufinum § 13.

1287

Ep. 18 (142) in Daniel. cap. 9. В письме к Павлу Конкордиенскому он писал: Si hoc munusculum (vita Pavli) placuerit: habemus etiam alia condita, quae cum plurimis mercibus orientalibus ad te, si spiritus s. afflaverit, navigabunt. В письме к Паммахию писал, что хроника переведена 20 лет тому назад.

1288

De vir illust. 135.

1289

Epist. 127 (6), 108 (27) de Pavla, Ep. 45 (99) ad Asselm. Сл. о Епифание Кипрском.

1290

Epist. 133. ad Agerachiam: ante annos plurimos, cum in chartis ecclesiasticis invarem Damasum Rom. urbis Episcopum et orientis atq. occidentis Sinodicis consultationibus responderem.

1291

Об Осанне Ep. 20 (145), сл. Ep. 19. о блудном сыне Ер. 21 (146), на три вопроса о Ветхом Завете Epist. 36 (125), сл. Ер. 35 (124), De vir illust. 135. Перевод 2 бесед Оригена на Пес. Песн. сл. Ер. 84 (65).

1292

Praef. ad Evangelium. Novum opus facere me cogis ex veteri, ut post exemplaria scripturarum toto orbe dispersa, quasi quidam arbiter sedeam, et quia inter se variant, quae sint illa, quae cum graeca consentiunt veritate, decernam. Сл. Epist. 112 (89) ad Avgustin. Ep. 27 (102) ad Marcellam. О псалтыри lib. 2 cont. Rufinum § 24. Psalterium, quod certe emendatissimum iuxta LXX interpretes, nostro labore jam dudum Roma suscepit. Praef. in Psalt. ad Pavlam.

1293

Liber contra Helvidium (см. de vir. illust. 135. epist. ad Evstochium § 22. Epist. 48. ad Pammachium 17), Epist. de custodia virginitatis ad Evstochium (ep. ad Pammach. § 17. De vir. illustr. 135) писаны в Риме при Дамасе.

1294

О прежнем состояния дев в Риме чит. Epist. 127. О внимании к нему Epist. 45. ad Asellam.

1295

Epist. 45 (99) ad Asellam.

1296

О состоянии римского духовенства сего временя см. Марцеллина Hist. 27, ЗА. Федосиев кодекс 6, 20.

1297

Пред отправлением писал он к Азелле Ер. 45 (99): ora, ut de Babilone Hierosolimam regrediar. Несколько прежде того нисаны письма к Марцеллине 32 и 34, 74 (41), к Павле 30 (135), 39 (25). О времени отправления в Иерусалим см. lib. 3. adv. Rufin § 22.


Источник: Историческое учение об отцах церкви : [В 3-х т.] / [Соч.] Филарета, архиеп. Черниговского и Нежинского. - Санкт-Петербург : тип. II-го Отд-ния собств. Его. Имппер. Вел. Канцелярии, 1859. / Т. 2. – VIII, 384 с. (В 1-м изд. т. 2 напеч. в тип. Акад. наук; Т. 3 - в тип. В. Безобразова и К°).

Комментарии для сайта Cackle