Царство царя Феодора Иоанновича35
Здесь приводится доказательство от послания патриарха Иова в грузинскую землю. Но Денисов нашёл удобнейшим умолчать о том, что именно говорится в этом послании о перстосложении, а мы приведём в точности. В послании сказано: «Креститися подобает двема прьсты: прежь положи на чело главы своея, таже на перси, потом на плече правое, таже и на левое. Сгбение прьсту именует сшествие с небес, а стоящий перст указует вознесение Господне; а три персты равны держати – исповедуем Троицу нераздельну. То есть истинное крестное знамение» (Христианское Чтение, 1869 г., стр. 877). Ясно, что патриарх Иов усвояет двум перстам совсем иное значение от положенного во Псалтырях. Там, в Псалтырях, двумя перстами исповедуются (как и старообрядцы исповедуют) два естества во Христе, божество и человечество, а соединением их образуется едина ипостась во Христе; а здесь, у патриарха Иова, двум перстам не усвояется образования единства ипостаси, но образуется одним их двух, преклонённым перстом сошествие Сына Божия с небес, а другим, стоящим – вознесение Христово. Вообще, эти два рассмотренные нами определения о двуперстном сложении, данное Стоглавым собором и данное патриархом Иовом, упраздняют всё, что положено в Псалтырях образовать двуперстным сложением, и отметают весь им образуемый догмат. Стоглавый собор повелевает образовать тремя перстами вместо Св. Троицы «преклонение небес и снитие на землю». Патриарх Иов двумя перстами повелевает образовать вместо двух естеств во Христе и единой ипостаси опять преклонение небес и ещё Господне вознесение. Итак, теми же самыми свидетельствами, на которые ссылается Денисов в подтверждение древности и неизменяемости двуперстия, не только изменяется нынешнее положение перстов в сем перстосложении, но и самый богословский смысл двуперстия. Где же тут неизменяемость догмата, усвояемая Денисовым двуперстию?
Здесь же Денисов ссылается опять на чиноприятие от яковит, помещённое в Потребнике, который «дан патриархом Иовом в ризницу патриаршую»36. Но мы уже показали, как мало помогает защитникам двуперстия ссылка на чиноприятие от яковит.
* * *
Так как Степенная книга кончается седмою на десять степенью, царствованием Ивана Васильевича Грозного, то и Денисов кончает здесь же исчисление степеней и далее уже только называет царствования, ко временам которых относятся приводимые им свидетельства. Ред.
В Требнике, о котором идёт здесь речь (Синод. библ. № 898), рукописи второй половины XVI столетия, действительно находится в гл. 48 (л. 470) в «чине», како принимати еретиков, проклятие на не крестящихся двумя перстами (См. Опис. ркп. Синод. библ. Отд. III, ч. I, стр. 233); но любопытно, что в другом, более раннем Требнике той же библиотеки (№ 310) упомянутый «чин» приводится (л. 134) без проклятия на не крестящихся двумя персты. (См. там же стр. 217): ясно, что это проклятие есть поздняя прибавка в наших славянских текстах сего чина. Заметим кстати, что Денисов, воспользовавшись одной статьёй Требника № 898 в подтверждение двуперстия, не обратил внимания на помещённую вслед за ней статью «Крещение детинное» (л. 478), где (как и в Требнике № 310, л. 50) повелевается «аще младенец есть крещаемый, то посаждать его в крещальнице по шею, придержа левою рукою, десною же, прием теплую воду, взливать на главу его; аще ли смыслен крещаемый, то погружать его в три погружения». Об этом примечательном свидетельстве Денисов, разумеется, не упомянул далее в своих возражениях и рассуждениях, направленных против поливательного крещения, хотя не мог не видеть и этого свидетельства в статье о детинном крещении, если видел и читал помещённый рядом с нею чин приятия еретиков. Такова вообще добросовестность старых и новых Денисовых! Ред.