101. 1467 г. апреля 8. Послание митрополита Филиппа к новгородскому архиепископу Ионе и Новгородцам о неприкосновенности церковных и монастырских имуществ
Из сборника синодальной библиотеки № 562, л. 21–27; издано было, по тому же списку, в I-м томе Актов Исторических под № 82.
Послание Филипа митрополитА 2883 в Великий Новгород архиепископу и посадникам, о отъимающих имения и села церковные
Благословение Филиппа, митрополита всей Руси, во отчину господина и сына моего великого князя Ивана Васильевича всея Руси, в Великий Новгород, богомольцу нашему и еже о Святом Духе сыну и сослужебнику нашего смирения Ионе, архиепископу Великого Новгорода и Пскова, да иже и посаднику степенну и старым посадникам, и тысяцкому степенну и старым тысяцким, и боярам, и гостям, и суконникам, житьим, и купцам, и черным, и всему Великому Новгороду. Весте, сынове, о всем Божье велико неизрекомое милосердие и его всеведящее, неусыпное око, еже призреть [на] нас, творение рук своих, на всех живущих людей на земле, творящих закон и заповеди его, и милость свою излиять хотя, по своему великому благоутробию, по реченному его Господню словеси: «не приидох, рече, призвать праведных, но грешных на покаяние обратить»; и того ради испленения глагол его, посла 2884 посетить Господь Бог людей своих земли вашей, и елика призва и прият, многих души, и старца, и юноты, и младенца, и все сущее 2885 избра в народах православия, и елицы отъидоша с сего света временного в он бесконечный будущий век, имже, сынове, богоугодно творим вечную память с преже почившими отцами, моля Господа Бога всех Творца и Зиждителя о неизреченных щедротах 2886 великие его милости, еже получить им десного предстояния в он страшный и грозный день суда его. Ныне же, сынове, слышах, что которые люди православные, отходя сего света, помогали себе и своим душам, и писали свои грамоты духовные, а подавали своя села и свои имения в соборную церковь, дому Святой Софии Божьей Мудрости, и по всем святым церквам и по монастырям, на очищение своих грехов и на поминок единородных и бессмертных своих душ и всего рода своего, еже есть во искупление долгу и во изручение грозного и неизбежного оного места мучимого, идеже он богатый и немилостивый стражет; и того ради отписывали и давали свои имения по святым церквам, яко да молитвы о них творят многие в святых Божьих церквах, у престола Божьего, в приношение святой бескровной жертвы, отпущения ради и прощения многих согрешений, по Иаковлеву посланию святого Христового Апостола, якоже писаше к обеманадесять коленам Израилевым о долготерпении Господнем, сице рече: «аще кто стражет в вас, да молитву деет: добродетельствует кто, да поеть; болит ли кто в вас, да призовет попов церковных, и да молитву сотворят над ним, помазавше его маслом во имя Господне, и молитва верного спасет 2887 болящего». И паки рече: «молитву деюще друг за друга, яко да исцелеете; много бо может молитва праведного поспешествуема». Пишет бо ся, яко да «честна предо Господем смерть преподобных его, грешных же смерть люта есть». Тем же и Пророк глаголаше: «вскую боюся в день лют, беззаконие бо пяты моей объиде мя, приде бо день и час». Придет всяко и не минет, егда оставит человек все и мира всяческое все праздна будут: и все бо красная преминется, вся ни во чтоже будут; богатство бо и слава сия погибнет, а бремена греховные на всех на выи будут; и тако предстанут все на великом и грозном суде его, идеже престолы страшные суть, ангелы трепещут, книги разгибаются дел наших, и река огненная предтечет; страшно бо есть тогда видеть всю тварь восстающу, люте будет согрешившим. Где тогда отец и мать? где братия и друзья? где сердоболи и южики? где богатства 2888 множество? где села и винограды? Никтоже бо тогда никому-же помощи не может, развеи добрых дел, еже молитвенные к Богу в церквах приношения и милостыни многие. Того бо ради, сынове, и святые вселенские соборы узаконаположиша и православные цари подтвердиша, и все благочестия держатели, приснопамятные великие князи, еже непременная быть никакоже препорученная 2889 святой Божьей церкви, да даемая в помяновение душ православных 2890 ни от когоже не обидима, ниже порушена будут, в веки неподвижна. Тако бо, сынове, благочестия ревнители и помогатели святой Божьей церкви, с радостью честь воздающе, достолепне возвеличиша и прославиша: церкви бо есть небо земное, в нейже совершается великое смотрение Божьего таинства, и узаконится в ней божественная служба, из неяже все благоплодие Богу возносится, Христос закалаем и раздаваем в телеса купно, даже 2891 и душам во спасение, и оживляет все и освящает и благодетельствует верным, и отмщает же на все обидящих ее. И того ради, сыну, писах тебе, Ионе архиепископу, чтоже твои дети, некоторые посадники и тысяцкие, да и от Новгородцев многие, вставляют некие тщетные словеса, мудрствующе себе плотское, а не душевное, и яко забывше Божьего страха и казни его, и непщуя ничтоже, ни поминающе скорбных и печальных, еже им бывших 2892 во время се, мнящеся сами, яко бессмертны суще, да хотят грубость чинить святой Божьей церкви и грабили святые церкви и монастыри; имже си кто стяжанием бедную свою душу хотячи искупить от вечного оного мучения, да отдавали свое любострастное имение и села святым Божьим церквам и монастырям, измоления ради от вечных мук и поминовения своей души и своего рода: и дети твои деи некоторые Новгородцы тех имения церковные и села данные хотят имать себе, а приказ и духовные их грамоты рудят, а церкви Божьи грабячи, да сами тем хотят ся корыстовать. И будет се, сыну, так, как аз слышу, и нам видится, что се велми непригоже тому смятенью у вас так, быть церковному, занже так не достоит, что твоими детям Новгородцам таковая грубость 2893 чинить святой Божьей церкви, и мясти святой церковью, и насилием грабить монастыри, и отъимать имения церковные, ежо дана суть за души умерших: ино то, сыну, делается так у вас нечинно, да и сопротивно святой Божьей церкви еже так делать и чинить, чрез устав божественных и священных правил святых Апостолов и богоносных святых семи соборов святых Отцов. И того ради, сыну, пишу тебе, воспоминая о сих пророческое слово, Иезекиилем Пророком реченное, еже провозвестоваше сице: «тако глаголет Господь: сыне человеч, блюстителя дах тя дому Израилеву, слыши от меня слово и запрети им; аще в свидетельство возвестиши им, и не обратятся от беззакония своего, тот сам в грехе своем умрет, а ты душу свою избавишь от суда его». Апостол же в соборном послании писаше, сице глаголюще 2894 : «аще заблудит человек от истины, и кто возвратит грешника от заблуждения пути его, тот спасет душу от смерти и покрыет множество грехов». И ты, сыну, от того своих детей Новгородцев восчуни, чтобы такие грубости святой Божьей церкви от них не было; а вы, сынове, посадники и тысяцкие и весь Великий Новгород, послушайте во всем своего отца, паче же и учителя Ионы, архиепископа Великого Новгорода и Пскова, имея к нему повиновение и благопокорение, еже есть долг душевного исправления и разум благ на покаяние согрешением; а смятения святой Божьей церкви ничимже не творите, ни церковных притяжаний не восхищайте, но и сами, яко благодетельны суще, добре притекающе с чистой совестью ко отишью великого пристанища божественных заповедей и в пречестный храм святой церкви, в нейже, сынове, порожены есте купелью святого крещения: та бо есть на земле Богом создана в жилище Святого Духа и на просвещениe всего миpa, яже молитве дом наричется, в нейже есть оправдание и очищение, и дом и радость, и человеком всем тепле кающимся отпущение грехам многим. И того ради, сынове, престаните от таковой неправедной мысли, яко да … 2895 грех себе … 2896 соделаете советом лукавого врага. Тако бо, сынове, пишут божественные и священные правила святых Апостолов и святых Отцов предания, даже и первого в царях благоверного царя Константина и всех православных царей христианских, на всех соборах вселенских, исправления, и о десятинах, и о всем притяжании дому церковного, еже уставили и утвердили судом и святой соборной апостольской церковью: «иного основания никтоже может положить, паче лежащего, и аще кто изменить се, вечной клятве осуждены будут [и] горе наследуют». К сему же и правило пятого святого собора святых Отцов на обидящих святые церкви сицева пишет: «аще кто в сане своем гордясь, а начнет преобидеть святые церкви, или монастырем данное восхищать, граблением отъимать данное Богови, четверицей да отдаст вспять церковное, а не покаряющиеся, своей власти лишены будут». 2897 А вы, сынове, такового ради запрещения святых божественных правил, от того себе поберегите, да того по своей мысли так не чините, а святой Божьей церкви не грубите, ни обидите, да будете яко добрые суще 2898 послушники учителю своему, паче же отцу и наставнику своему Ионe, apxиепископу Великого Новгорода и Пскова, сами остерегая себя и своих единородных и бессмертных душ от сетей невидимого ловца диавола, лукавого духа и ума: ибо 2899 , сынове, святая Божья церкви прибегающие к ней с чистой совестью и тепле кающихся пpиемлет и мир мног дарует, а не враждует, ни обидит никогоже, а обиды не терпит. И вы ся, сынове, от того восчуните, а церковного притяжания cебе не хотите, ни обиды за себя не емлите, церкви Божьей ничтоже не творите. Тако и вселенский учитель Павел, Апостол Христов, на обидящих же пишет, сице глаголя: «аще кто рассыплет Божий храм, рассыплет того Бог». К сему же, чада, и пространней писал бых к вам, но вем, чтож ты; сыну и сослужебниче нашего смирения Иона apxиепископ, о величестве и о власти святой великой соборной апостольской церкви добре сам веси, по святым писаниям божественных и священных правил святых Апостолов и святых Отцов. А милость Божья на тебе, и нашего смирения благословение да есть всегда с твоим святительством и боголюбием, даже и на всем православном христианстве Богом врученной тебе паствы. А писана на Москве, апреля 8, в лето 75.
* * *
Имя митрополита надписано сверху черными чернилами.
В рукописи стоит тут и – лишнее.
Кажется, нужно читать ссущая. Разумеется тогдашний мор в Новгороде и Пскове железою. См. Пол. Собр. Лет. т. III, стр. 141 (под 6975), т. IV, стр. 127; т. V, стр. 230–231.
В рукописи щедрот.
В рукописи спасти.
В рукописи богатство.
В рукописи предпорученная.
В рукописи стоить тут и – лишнее.
В рукописи даиже; срев. далее стр. 720, строк. 2.
В рукописи бывшим.
В рукописи грабость.
В рукописи гл҃ше (вм. гл҃ще ).
В рукописи написано тут что-то непонятное вивтѧ҃нїи .
В рукописи тут написано: ѡ ствы .
См. выше № 15.
Так, кажется, было написано сначала, но потом по подскобленному поправлено суть.
В рукописи нe бо, чтό совершенно портит смысл.