Беседа 29. Притча о талантах
Сегодня мы продолжаем наши беседы по Евангелию от Матфея на радио «Радонеж», по 25-й главе. И сегодня мы рассмотрим Притчу о талантах (14–30).
Прежде всего, что такое «талант»? Талант был платежной, денежной единицей, но не монетой, а мерой веса, его стоимость зависела от того, что это был за металл – золото, серебро или медь. Чаще всего это было серебро. В русском языке это слово очень удачно имеет двойственное значение: оно означает древнюю форму оплаты и те способности (таланты), которые может иметь тот или иной человек. При изучении данной притчи второй смысл даже более подходит нам.
Это притча и об утраченных возможностях. Когда человек приходит в этот мир, он должен выполнить свое предназначение. Сотворив человека, «взял Господь Бог человека, [которого создал,] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт.2:15), то есть великое назначение человека – созидать, «возделывать… и хранить» Царство Божие «и на земле, как на небе» (Мф.6:10). После грехопадения цели человека изменились, он попытался жить без Бога и иметь целью только земное благополучие. Но человек устроен так, что годы меняют его, и порой он возвращается к прежним духовным ценностям, осознав трагедию упущенных возможностей. И Бог не просто принимает его, но и ставит в один ряд с теми, которые всю жизнь были верны Ему (Мф.20:14). И сегодняшняя притча рассказывает нам об утраченных возможностях.
Сказано: «Прошла жатва, кончилось лето, а мы не спасены» (Иер.8:20).
Часто люди говорят, стоя над спившимся и совершенно опустившимся человеком, или смотря на него после приговора суда, или у его могилы:
– А могло бы быть все иначе…
Нам свойственно испытывать глубокое разочарование в тех людях, в которых мы вкладывали свои надежды, усилия, средства, переживания, но они совершенно не оправдали наших надежд и ожиданий. Как правило, такими людьми были наши дети или внуки. Почему «были» – они и остаются нашими детьми и внуками, но мы уже не испытываем никаких иллюзий относительно их…
В отличие от нас, Бог никогда не меняет отношения к тому или иному человеку, ибо такова Его (Господа) природа. Сказано: «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены» (Иак.1:17). – То есть Бог сейчас относится к тебе так же, как Он относился к тебе, когда ты был младенцем, а потом юношей, мужчиной, и если ты теперь старик, то Господь любит тебя не менее, чем в день твоего рождения. И будучи неизменяемым, Он остается твоим и моим Богом, любящим и прощающим, – ВСЕГДА. Сказано: «Разве Я хочу смерти беззаконника? говорит Господь Бог. Не того ли, чтобы он обратился от путей своих и был жив?» (Иез.18:23). И этого мало для Бога, Он говорит: «Ибо Я не хочу смерти умирающего, говорит Господь Бог; но обратитесь, и живите!» (Иез.18:32). То есть Бог не хочет «смерти беззаконника» и «смерти умирающего», у Него есть нечто лучшее для нас, для тебя и для меня, и в том и другом случае…
Блаженный Иероним Стридонский пишет: «Поэтому, в конце концов, Он с одинаковой радостью принимает и того, который из пяти талантов сделал десять, и того, который два таланта обратил в четыре»453. Богу ценны наши намерения и побуждения, были ли они направлены к Нему. Важно не многое, но хотя бы что-то… Ведь сказано о Христе, что Он «трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит» (Мф.12:20) – то есть самое слабое чувство веры, Он оберегает и как бы трепетно охраняет его. Но это чувство должно присутствовать и иметь выражение в некоей нашей деятельности, иначе Бог не захочет помочь тому, кто сам не хочет себе помочь.
И мы читаем 14-й стих 25-й главы Евангелия от Матфея:
Мф.25:14. «Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое».
Святитель Григорий Великий пишет: «Кто иной этот человек, отправившийся в чужую страну, как не наш Искупитель, вознесшийся на небеса в теле, которое Он принял. Земля – подходящее место для плоти, и она как бы переносится в чужую страну, когда чрез Искупителя нашего призывается на небо»454. – Тайна Вознесения Христова во плоти на Небо – есть тайна усыновления Земли Небом. Поэтому Церковь, эта усыновленная Богом часть человечества, и называется «Небом на Земле». Сказано: «и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, – благодатью вы спасены, – и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе» (Еф.2:5–7).
Но так как здесь, на земле мы совершаем посольство веры, «посольство в узах» (Еф.6:20) нашего собственного тела, будучи во Христе уже на Небесах, мы должны выполнять те поручения, которые оставил нам наш Божественный Учитель, Который не оставил нас одних, ибо сказал: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет. Не оставлю вас сиротами; приду к вам» (Ин.14:16–18). Сказано: «вы показываете собою, что вы – письмо Христово» (2Кор.3:3), то есть мы узнаваемы и читаемы. И от того, как мы будем вести себя в этом мире, и будут судить о вере нашей те люди, которые соприкасаются с нами. И в этом – огромная ответственность, и не дай Бог, если о нас скажут: «…ради вас… имя Божие хулится у язычников» (Рим.2:24).
Какие же ответственные поручения оставил нам Христос? В контексте данной беседы я выделю два поручения, оставленные нам Сыном Божиим:
1. «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф.28:19–20);
2. «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф.5:16).
Эти два ответственных поручения можно выразить одним словом – свидетельство. Свидетельство о Едином Боге и Господе нашем Иисусе Христе. Причем стих: Мф.28:19–20 – есть свидетельство словом; а стих: Мф.5:16 – есть свидетельство делом.
По преимуществу 1-е свидетельство осуществляют епископы и пресвитеры. Они имеют право проповедовать и учить Евангелие и совершать Таинства. Миряне по преимуществу проповедуют и учат Евангелию более своею жизнью.
И мы читаем далее:
Мф.25:15. «и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился».
Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Но заметь, что везде не вскоре требуется отчет»455 – то есть Бог всегда ожидает и долготерпит, предоставляя возможность человеку опомниться и принять более правильное и продуманное решение. Сказано: «Не медлит Господь [исполнением] обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2Пет.3:9). Одно из свойств любви – «Любовь долготерпит», потому что «милосердствует… не завидует… не превозносится, не гордится» (1Кор.13:4).
Слова: «пять талантов, другому два, иному один» – эти слова нуждаются в истолковании. Святитель Григорий Великий пишет: «Одному он дал пять талантов, другому два, и еще одному один. Существует пять телесных чувств: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. Пять талантов воплощают дар пяти чувств, то есть знание окружающего (мира); два таланта обозначают осмысление (то есть теорию) и воплощение (то есть дело); один талант означает только осмысление»456.
В этом смысле мы можем понять под пятью талантами жизнь по Закону Божию (Пятикнижие); под двумя талантами – единство веры (слова) и жизни по вере (дела); под одним талантом – веру в Единого Бога. Таким образом, две первые позиции (5 и 2 таланта) предполагают действие в соответствие с верой; а третья позиция (1 талант) – вера без действия (без дел). Но может ли в принципе быть вера без дел? Ведь человек все делает по вере: выходит из дома, потому что верит, что вернется; трудится на предприятии, потому что верит, что труд будет оплачен; отправляется в путешествие на самолете, потому что имеет веру, что долетит, принимает таблетку, верит, что она вылечит и т. д. и т. п.
А вера в присутствие Бога, даже незримое, не предполагает ли соответствующее поведение? Таким образом, то, что апостол Иаков называет «мертвой верой», – есть или неверие (атеизм) или сознательный мятеж против Бога и Его святого Закона. Сказано: «Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» (Иак.2:17).
Мф.25:16. «Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов».
Святитель Григорий Великий пишет: «Получивший пять талантов приобрел к ним еще пять. Так, есть люди, которые, не умея проникнуть в сокровенное и мистическое, своим естественным даром, который получили, верно учат тех, кого могут привлечь, стремиться к их небесному дому»457. – То есть наша задача указать людям правильное направление, и если даже мы сами, «не умея проникнуть в сокровенное и мистическое, своим естественным даром» будем все же «верно» учить так, как нас самих научили, более духовно умудренные люди, то можем посеять в сердцах людей желание «стремиться к их небесному дому». Именно поэтому православный человек старается говорить не свое, не проявлять свою эрудицию или таланты, но говорить от слова Божия и святых Отцов. И тогда даже неопытный в сокровенном сможет сказать слово, которое проникнет в душу и принесет обильный плод. Иногда борьба за душу ближнего может принимать и совсем неожиданные формы:
«Однажды св. Колумба созвал своих монахов и сказал им: “Поможем молитвой монахам игумена Комгела, которые утопают в этот час в Телячьем озере, ибо вот в этот момент они сражаются в воздухе против сил зла, тщащихся захватить душу чужестранца, которая утопает вместе с ними”. Затем после молитвы он сказал: “Благодарите Христа, ибо сейчас святые Ангелы встретили эти святые души, освободили того чужестранца и с торжеством спасли его от воинствующих демонов”»458.
Блаженный Иероним Стридонский пишет: «Получив земные чувства он (то есть наделенный тем или иным талантом человек. – О.С.) усвоил себе познание о небесном, познавая Творца через тварей, бестелесное – через телесное, невидимое – через видимое и вечное – через кратковременное»459. Сказано: «Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы» (Рим.1:19–20). Возможно естественное познание Бога – через рассматривание мира природы, как в себе, так и вне себя, как некогда воспел стихотворец Державин:
Как капля, в море опущенна,
Вся твердь перед Тобой сия.
Но что мной зримая вселенна?
И что перед Тобою я?
В воздушном океане оном,
Миры умножа миллионом
Стократ других миров, – и то,
Когда дерзну сравнить с Тобою,
Лишь будет точкою одною:
А я перед Тобой – ничто.
Ничто! – Но Ты во мне сияешь
Величеством Твоих доброт;
Во мне Себя изображаешь,
Как солнце в малой капле вод.
Ничто! – Но жизнь я ощущаю,
Несытым некаким летаю
Всегда пареньем в высоты;
Тебя душа моя быть чает,
Вникает, мыслит, рассуждает:
Я есмь – конечно, есть и Ты!460
Сказано: «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» (1Тим.4:16).
И мы читаем далее:
Мф.25:17. «точно так же и получивший два таланта приобрел другие два».
Святитель Григорий Великий пишет: «Есть такие, которые, словно бы став обладателями двух талантов, получили способность осмыслять и воплощать, – они понимают тонкость внутреннего (содержания явления) и совершают внешне удивительные поступки. Когда они осмыслением и воплощением проповедуют другим, они как бы вдвойне от трудов своих получают пользу. Хорошо то, что говорится о прибавлении пяти и двух (талантов), потому что, когда проповедь доходит до обоих полов, это все равно как бы полученные таланты удваивались»461. – Папа Григорий Великий видит огромное преимущество, когда христианин – носитель двух талантов, деятельного и созерцательного, получил «способность осмыслять и воплощать». То есть не просто веровать, но и жить по вере. Богословом в Православии считается тот, кто именно опытно воспринимает истины веры, и именно такие люди «понимают тонкость внутреннего (содержания явления) и совершают внешне удивительные поступки». «Внешне» – значит, явные не только для своих, верующих, но и для самих внешних, так в Новом Завете называются невоцерковленные люди. Сказано: «Со внешними обходитесь благоразумно, пользуясь временем» (Кол.4:5); и еще: «чтобы вы поступали благоприлично перед внешними» (1Сол.4:12). Опытно постигающие Бога – «они осмыслением и воплощением проповедуют другим». Далее папа Григорий видит в словосочетании «два таланта» супружескую двоицу (семью). Здесь имеется в виду, что проповедь, обращенная к целой семье, всегда принесет более плода, чем проповедь отдельно взятому человеку, «потому что, когда проповедь доходит до обоих полов, это все равно как бы полученные таланты удваивались».
И далее мы читаем:
Мф.25:18. «получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего».
Ориген пишет: «Одна добродетель была у тех, кому были даны “пять талантов”, другая – у того, кому два, а иная – у того, кому один, и один не вмещал меру другого. “Получив один” талант получил его не для того, чтобы пренебречь им, ибо великий (дар) – и один талант такого Господа»462. Один – это человек, замкнутый сам на себя (эгоист), замкнувшись на себе, «один не вмещал меру другого», жил только своими собственными интересами, и здесь уже неважно, какими – душевными или духовными.
Эгоизм личности, замкнутой самой на себя, дробится в семье, и чем более членов семьи, тем более и дробится эгоизм такой личности. Вот почему многие наши современники не хотят вступать в законный брак, а вступив, не спешат обзавестись детьми. Они же на алтарь собственного эгоизма приносят абортированных детей или, по той же причине, соскальзывают в однополые отношения, ни к чему не обязывающие и ничего не требующие от человека, кроме его бессмертной души. Слова Господа Бога: «не хорошо быть человеку одному» (Быт.2:18) в наше время еще более актуальны, чем тогда, когда они впервые прозвучали в Раю.
Истолковывая слова: «…один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего», Ориген пишет: «Это слово порицает того, кто получил “один талант” и скрыл в землю. И я спрашиваю, могут ли под получившими “пять” талантов пониматься более совершенные, которые восприняли более божественный и возвышенный смысл Писания, под получившими два таланта – те, кто несколько возвысился над буквой, но не смог подняться до того величия, а под третьими – те, кто не воспринял вообще ничего сверх букв?»463. Самими вопросами Ориген дает и ответы: получившие «пять талантов… более совершенные, которые восприняли более божественный и возвышенный смысл Писания»; получившие «два таланта – те, кто несколько возвысился над буквой, но не смог подняться до того величия», что у первых; получившие пять талантов – это «те, кто не воспринял вообще ничего сверх букв».
И далее мы читаем:
Мф.25:19. «По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета».
Истолковывая слова «по долгом времени», святитель Иоанн Златоуст пишет: «Так, отдав виноградник земледельцам, хозяин удалился; равно и здесь, раздав деньги, ушел; и все это для того, чтобы показать нам Свое долготерпение… Но здесь не земледельцев только и виноградник имеет Он в виду, а всех вообще делателей, потому что Он рассуждает не с начальниками только и иудеями, но со всеми вообще. Возвращающие деньги чистосердечно признаются, что они приобрели и что взяли у господина. Один говорит: “господин! пять талантов ты дал мне” (Мф.25:20); а другой – “два”; и показывают этим, что он доставил им случай получить выгоду, и благодарят его, все ему приписывая»464. – Здесь мне припоминаются слова апостола Павла, я очень люблю эти слова: «Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?» (1Кор.4:7). Действительно! Всё, что мы имеем в этой жизни, мы получили от Бога, любые таланты и способности, духовный рост и сокрушение о грехах; счастье семейной жизни и радость монашеских подвигов; хорошую жену и добрую тещу, прекрасных детей и хороших друзей. И если вдруг появится мысль о каком-то «личном» приобретении, озарении, просветлении, вспомни эти слова апостола Павла: «Что ты имеешь, чего бы не получил?» – и тебе сразу станет легче и радостнее, а гордыня и самомнение, поджав бесовский хвост, убегут от тебя.
Как я часто говорю: Бог, по праву Творца, – единственный Собственник во вселенной. Сказано: «достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу: ибо Ты сотворил все, и [все] по Твоей воле существует и сотворено» (Откр.4:11); и еще: «ибо мы Им живем и движемся и существуем» (Деян.17:28). Умные люди знают, что у этого мира есть Хозяин, и, покоряясь Ему всецело, «показывают этим, что он доставил им случай получить выгоду, и благодарят его (то есть за все блага. – О.С.), все ему приписывая», хвалят и прославляют Его. Но однажды Бог спросит отчет за всё, что мы имели в этой жизни, и как мы это использовали. И пусть никто не скажет в тот день, что у него не было никаких талантов и способностей, чтобы послужить Богу и ближнему. Ибо Господь дает способности и таланты, каждому, как пишет блаженный Иероним – «не соображаясь с широтой или узостью в том отношении, чтобы дать одному больше, а другому меньше, но подавая соответственно силам получающего»465. Талант, конечно, является и испытанием для имеющего его, недаром в русском народе, говорят, что нельзя зарывать собственный талант в землю. Но коль скоро талант, или та или иная способность, есть испытание для человеческих сил, то здесь уместно вспомнить слова из Писания. Сказано: «Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (1Кор.10:13).
И далее мы читаем:
Мф.20–23. «И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего».
Святитель Григорий Великий, папа Римский, пишет: «Все добро нашей теперешней жизни, каким бы великим оно ни казалось, ничто в сравнении с воздаянием вечности. Верный раб ставится над многим после того, как преодолел все тяготы тления. И вот он прославляется вечными радостями его небесного обиталища. Он тогда окончательно входит в радость господина своего, когда обретает свою вечную родину и приобщается к Ангелам: такова внутри его радость от этого дара, уже нет ничего преходящего, что способно его огорчить»466. Говоря о мире Бога, мы не можем выразить и малой толики из того, что он реально собой представляет, но сам план домостроительства нашего спасения в своем осуществлении приближает нас к тайне грядущего блаженства. Сказано: «и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом» (1Пет.2:5). Христианин как духовное существо, живя на земле, участвует в созидании Небесного Иерусалима, как и сказано: «как живые камни, устрояйте из себя дом духовный». Верующие также осознают себя причастными к высшему служению Богу по чину благодати каждого, как «священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу». Живя на земле, мы принадлежим уже жизни надмирной, Небесной, и хотя порою грех прорывается в реальность нашей жизни, мы отрешены от него своими внутренними побуждениями (см. Рим.7:22) и принадлежим Богу, а не своим прежним пристрастиям и склонностям. Сказано: «Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» (Еф.2:19). И хотя Закон Божий требует немедленного наказания для каждого из нас, но «ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия» (Рим.3:21–22). То есть высшая правда Божия, которая, действуя через Закон Божий, требовала наказания грешнику, ныне, раскрываясь «через веру в Иисуса Христа» как Агнца умилостивления, не делает между нами различия, не вершит суд – «потому что все согрешили и лишены славы Божией» (Рим.3:23).
При такой коллективной ответственности всех перед Богом необходимо или всеобъемлющее прощение и милость, или тотальное уничтожение всех причастных греху. Но, «получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе» (Рим.3:24), мы получаем возможность во Христе, как в «Новом Адаме», начать всё заново… Сказано: «Первый человек – из земли, перстный; второй человек – Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные» (1Кор.15:47–48).
Древние иудеи веровали, что мир каждое утро творится заново, и эта надежда обновления живет и в наших сердцах, тем более что в слове Божием сказано: «по милости Господа мы не исчезли, ибо милосердие Его не истощилось. Оно обновляется каждое утро; велика верность Твоя!» (Плч.3:22–23). Если Господь Бог каждое утро обновляет Свое благословение, может, поэтому Христос и сказал: «Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний [сам] будет заботиться о своем: довольно для [каждого] дня своей заботы» (Мф.6:34). Слова «ибо завтрашний [сам] будет заботиться о своем» лишены смысла, если речь идет не о Боге, Который, продлевая наше существование, через сие самое показывает, что у Него есть намерение относительно каждого из нас. Разгадать намерение Божие относительно самого себя – это и означает заниматься своим делом, не зарывать талант в землю, но преумножать и усовершенствовать его в себе.
И далее мы читаем:
Мф.25:24–30. «Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое. Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!».
Этой притчей Сын Божий ясно показал нам, что земная Церковь всегда будет включать в себя как истинно верующих, так и ложных христиан. Одни – трудятся со всяким старанием на ниве Божией, возделывая души других людей и свою собственную душу, они обретут Божие благословение. Сказано: «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» (1Тим.4:16). Другие – забыв о том, что необходимо работать над своим собственным сердцем, «чтобы возделывать его и хранить его» (Быт.2:15), расслабились и занялись делами, имеющими отношение только к телу, и конец их будет печален. Сказано: «сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» (Гал.6:8).
Блаженный Иероним Стридонский пишет: «Негодный раб вследствие земных дел и похоти века сего не радел о Заповедях Божиих и осквернил их, хотя у другого евангелиста написано, что он завязал его (то есть талант. – О.С.) в куске полотна, то есть обессилил учение Домохозяина, проводя жизнь в неге и роскоши»467.
Слова Господина: «посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью» – означают, что духовно слабому христианину надлежало искать содружества с более крепкими в вере, и это оказалось бы хорошим приобретением для него и обеспечило бы его духовный рост.
Слова: «возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у не имеющего отнимется» – свидетельствуют о том, что Бог одобряет деятельных верующих, а бездействие и бездеятельность в христианстве считается грехом. Сказано: «Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех» (Иак.4:17). Именно поэтому, вернув всё, что получил от Хозяина, раб остается виновным, ибо хотя сохранил, но не возделывал: свой талант не развил и не приумножил его.
Святитель Иоанн Златоуст учит: «Что же это показывает? Кто получил дар слова и учения для пользы других и не пользуется им, тот погубил свой дар. Напротив, кто радеет о нем, получит еще больший, между тем как тот теряет и то, что получил. Впрочем, празднолюбца, кроме этой потери, ожидает еще невыносимое мучение, и вместе с мучением – приговор страшного осуждения»468.
Итак, эта притча рассказывает о неоправданных надеждах одних людей и о достойной и полной радости и высшего смысла жизни других людей. Но в любом случае тот, кто спасается, спасается не от праведности своей и усердия; а тот, кто погибает, погибает не от грехов своих. Ибо были праведные, которые падали, и были грешники, которые поднимались. Сказано: «Итак [помилование зависит] не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего» (Рим.9:16). «Милующего» и означает – освобождающего от наказания. Поэтому дни тревоги и переживания ожидают каждого.
Святитель Григорий Двоеслов, папа Римский, говорит: «Надобно основательно размышлять о том, сколько страшен будет для нас час смертный, какой тогда ужас души, какое воспоминание всех зол, какое забвение протекшего счастья, какой страх и какое опасение Судии. Тогда злые духи в отходящей душе отыскивают дела ее; тогда они представляют на вид те грехи, к которым расположили ее, чтоб свою сообщницу увлечь на мучения. Но для чего мы говорим только о грешной душе, когда они приходят даже к избранным умирающим и в них отыскивают свое, если в чем успели? Среди людей был только Один, Кто прежде страдания Своего безбоязненно говорил: “Уже немного Мне говорить с вами; ибо идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего” (Ин.14; 30)»469. Сказано: «Нам уготованы жилища здоровья и покоя, а мы жили худо; уготована слава Всевышнего, чтобы покрыть тех, которые жили кротко, а мы ходили по путям злым. Показан будет рай, плод которого пребывает нетленным и в котором покой и врачевство; но мы не войдем в него, потому что обращались в местах неплодных. Светлее звезд воссияют лица тех, которые имели воздержание, а наши лица – чернее тьмы» (3Ездр.7:51–55). Поэтому вспомним то, о чем мы уже говорили, так как эта жизнь есть возможность определиться в добре или во зле, то деятельная позиция в выборе добра означает согласие с Богом, и, напротив, бездействие в добре означает несогласие с Ним. Само по себе деятельное добро не решает вопроса спасения, но показывает согласие человеческой души на этот акт. Апостол и евангелист Иоанн Богослов сказал: «Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за [грехи] всего мира» (1Ин.2:1–2). То есть Христос принес полноту спасения не только христианам, умер «за грехи наши, и не только за наши, но и за [грехи] всего мира», – пишет Иоанн Богослов. Но проблема заключается в том, что Бог создал человека, наделив его свободной волей, и воспользоваться даром Жизни вечной в Иисусе Христе может только тот, кто сознательно и добровольно (доброхотно) даст согласие, деятельное согласие на получение дара Спасения. Сказано: «…по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего (в данном случае согласие на спасение во Христе и со Христом. – О.С.) любит Бог» (2Кор.9:7). Это и означает спасение по вере. Сказано: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф.2:8–10). – То есть, спасение «через веру», но воссозданы мы Богом «на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять».
В «Житии преподобного отца нашего Макария Египетского» мы находим следующее свидетельство: «…Когда святая душа Макария была взята Херувимом и возносилась им на небо, некоторые из отцов мысленными очами видели, что воздушные бесы в отдалении стояли и вопили:
– О, какой славы сподобился ты, Макарий!
Святой отвечал бесам:
– Я боюсь, ибо не ведаю ничего доброго, что я бы сделал.
Затем те из бесов, которые находились еще выше по пути следовавшей души Макария, вопили:
– Действительно избежал ты наших рук, Макарий!
Но он сказал:
– Нет, но надобно и еще избежать.
И когда преподобный был уже во вратах Рая, бесы, с сильным воплем, кричали:
– Избежал нас, избежал.
Тогда Макарий громким голосом ответил бесам:
– Да! Ограждаемый силою Христа моего, я избежал ваших козней»470.
Здесь мы видим, что преподобный Макарий не до конца уверен в себе и на каждом мытарстве отвечает бесам, признавшим свое поражение, словами: «Нет, но надобно и еще избежать». Его упование всецело зиждется на вере во Христа и ни в коей мере не на своих добродетелях. Пройдя же все мытарства, он восклицает: «Да! Ограждаемый силою Христа моего, я избежал ваших козней». – И это подлинно христианская позиция, ибо сказано (и мы сегодня уже вспоминали этот библейский стих): «Итак [помилование зависит] не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего» (Рим.9:16).
И сегодняшняя беседа, наглядно нам показала, что по-разному может сложиться и судьба верующих в Иисуса Христа. Для одних это «ходить в обновленной жизни» (Рим.6:4), для других, не дай Бог, стать, как «безводные облака, носимые ветром; осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые; свирепые морские волны, пенящиеся срамотами своими; звезды блуждающие, которым блюдется мрак тьмы на веки» (Иуд.1:12–13).
Спаси вас Христос!
* * *
Там же. Толкование на Мф.25:14–30. (?)
БКОЦ, Новый Завет. Т. Iб. Свт. Григорий Великий, папа Римский. Сорок гомилий на Евангелие. 9. 1. С. 275.
Там же. Свт. Иоанн Златоуст, архиеп. Константинопольский. Гомилии на Евангелие от Матфея. 78. 2. С. 273.
Там же. Свт. Григорий Великий, папа Римский. Сорок гомилий на Евангелие. 9. 1. С. 276.
Там же. С. 277.
«Приношение православного американца». – Москва: изд. «Российское Отделение Валаамского Общества Америки, 2003. С. 104–105.
Св. Иероним Стридонский, блж. Толкование на Мф.25:16. (?)
Державин Г.Р. Ода «Бог».
БКОЦ, Новый Завет. Т. Iб. Свт. Григорий Великий, папа Римский. Сорок гомилий на Евангелие. 9. 1. С. 277.
Там же. Т. Iб. Ориген. Комментарии на Евангелие от Матфея. 66. С. 277.
Там же.
БКОЦ, Новый Завет. Т. Iб. Свт. Иоанн Златоуст, архиеп. Константинопольский. Гомилии на Евангелие от Матфея. 78. 2. С. 278.
Св. Иероним Стридонский, блж. Толкование на Мф.25:19. (?)
БКОЦ, Новый Завет. Т. Iб. Свт. Григорий Великий, папа Римский. Сорок гомилий на Евангелие. 9. 2. С. 280.
Св. Иероним Стридонский, блж. Толкование на Мф.25:19. (?)
Свт. Иоанн Златоуст, архиеп. Константинопольский. Толкование на Мф.25:24–30. (?)
Свт. Григорий Великий (Двоеслов), папа Римский. Слово 39-е на Евангелие от Луки.
Свт. Димитрий Ростовский. «Жития Святых, на русском языке изложенная по руководству Четьих-Миней». – Киев: Изд. «Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры», 2002. Т. V. Января 19. С. 610–611, 626–627.