Беседа 28. О разумных и неразумных девах
Сегодня мы продолжаем наши беседы на радио «Радонеж» по Евангелию от Матфея. И сегодня мы приступаем к изучению 25-й главы, с 1-го стиха по 12-й. И тема, которую мы сегодня рассмотрим: О разумных и неразумных девах.
Предваряя данную тему, святитель Иларий Пиктавийский пишет: «Вся эта речь – великом дне Господнем, когда все сокрытое от человеческого разума откроется через понимание нами Божественного суда. Тогда истинная вера в пришествие Господа увенчается праведной наградой за несомненность надежды. Ибо в пяти мудрых и пяти неразумных девах утверждается полное разделение между верующим и неверным»431.
Исторический фон того, что описано в этой притче, хорошо известен. Еврейская свадьба делилась как бы на три этапа, состояла их трех частей:
1. Первая часть – это помолвка и составление «брачного контракта», чем занимались отцы будущего жениха и невесты. Известны случаи, когда такие помолвки совершались над малолетними детьми, и даже до их рождения, с записью в «брачном контракте»: «если родится мальчик», или: «если родится девочка». Таким образом семьи, известные своею набожностью, стремились породниться.
2. Вторая часть еврейской свадьбы – это обручение, – когда жених и невеста давали взаимные обеты друг другу. Над молодоженами, раввином или священником (в дни Храма) читались специальные молитвы, благословляющие их. Делался свадебный балдахин (символ божественного присутствия, шехина), и присутствовали родственники со стороны жениха и невесты. Но сразу после этой части бракосочетания муж, например, по малолетству оставлял жену на время и предавался изучению Торы (Закона) или обустраивал дом для совместного проживания с женой. Формально, с юридической точки зрения, они считались мужем и женой.
3. Третья часть, ветхозаветной свадьбы – это когда муж с дружками и шафером идут за его женой, чтобы перевести ее в его дом для совместного проживания. Именно третья часть и описана в данной притче, когда невесту (формально – жену) провожали с горящими светильниками, и шафер брал ее руку и вкладывал в руку мужа.
И мы читаем 1-й стих 25-й главы Евангелия от Матфея:
Мф.25:1. «Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху».
Число 10 здесь не случайно, это миньян – что значит «число», то есть «необходимое число». Это минимальное число мужчин и мальчиков старше 13-ти лет, которые могли совершать публичное богослужение, чтение Торы, отпевать покойника и воздавать ему почести (семикратным вставанием), произносить благословение над вступавшими в брак и так далее…
Установление миньяна описано в 18-й главе Книги Исход. В ветхозаветном понимании миньян – это некий элемент обязательной соборности в древние времена.
Так как данная притча рассказывает нам о Женихе (Христе) и Его приходе за Невестой (Церковью), то слово «девы» носит условный и аллегорический характер. В Древней Церкви существовало понятие о целомудрии веры, и духовным девственником считался каждый христианин, который никогда не уклонялся в ереси, расколы или язычество. Сказано: «Это те, которые не осквернились с женами (то есть с другими религиями и верованиями. – О.С.), ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Они искуплены из людей, как первенцу Богу и Агнцу» (Откр.14:4).
Мы прочитали с вами слова: «взяв светильники свои, вышли навстречу жениху». Блаженный Августин так истолковал эти слова: «И что же, братья? Давайте рассудим о пяти мудрых и пяти неразумных девах. Они хотели выйти навстречу жениху? Значит, выйти всем сердцем, ожидая его прихода»432. – Здесь Августин показывает нам, что намерение «мудрых» и «неразумных» дев было одно – они «всем сердцем, ожидая его прихода», стремились к Жениху. То есть речь идет в данной притче о людях верующих, но наделенных разным опытом религиозной практической жизни.
Блаженный Иероним Стридонский пишет: «…и сравнение в притче относится не к девственным телам, а ко всему роду человеческому. Действительно, подобно тому, как два работающих на поле и две мелющие жерновами обозначают два рода людей: христиан и иудеев или святых и грешников, которые, вступив в Церковь, по видимости действительно и пашут, и мелют, а на самом деле все делают лицемерно; так и в настоящем случае десять дев относятся ко всем людям, которые, по-видимому, веруют в Бога и подтверждают свою веру Священным Писанием, будут ли то принадлежащие к Церкви (ecclesiastici), иудеи или еретики. Они все называются девами потому, что похваляются познанием о едином Боге, и тем, что будто мысль их не оскверняется бесстыдством идолослужения. Масло имеют те девы, которые соответственно вере своей украшаются и делами; а не имеют масла те, которые, по-видимому, как будто и исповедуют Господа соответственной верой, но не заботятся о доброделании»433.
Блаженный Иероним усложняет для нас задачу в деле истолкования данной притчи. Он видит под «девами» не только христиан, но и иудеев, и еретиков. Скорее, для него важнее всего – соответствует ли человек тем верованиям и нравственным принципам, или только декларирует их. И здесь он может видеть отличие подлинно верующих от лицемеров.
И далее мы читаем:
Мф.25:2. «Из них пять было мудрых и пять неразумных».
Блаженный Августин пишет: «Давайте поймем, возлюбленные, что притча эта ко всем нам, то есть всей Церкви, относится, а не только к духовенству, о котором говорили вчера, и не только к мирянам, но ко всем нам. А почему дев по пять? Эти пять и еще пять дев – это все души христиан. Но мы должны сказать, как чувствуем это по вдохновению Божьему, что это не любые души, а такие, которые имеют веру кафолическую и обнаруживают дела добрые в Церкви Божией. И даже о таких сказано: “пять было мудрых и пять неразумных”»434. – Августин добавляет в число «дев» и христианских священнослужителей, намекая на то, что среди них также есть «разумные» и «неразумные». Блаженный Иероним указывает на то, что число 5 неслучайно, и он пишет: «Под пятью девами, неразумными и разумными, мы можем понимать пять чувств, которые у одних устремляются к небесному и желают высшего, а у других жаждут земной нечистоты и не имеют теплоты истины, которой они могли бы просветить свои сердца»435. Но какие чувства есть у человека и как с их помощью мы можем служить Богу? Пять чувств: зрение, слух, вкус, осязание и обоняние. Иероним рекомендует найти ответ на обозначенный вопрос в Библии. И здесь мы действительно находим следующие стихи: «О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни» (1Ин.1:1). – Здесь идет речь об общении святых апостолов с Богочеловеком Христом Иисусом. Но как нас может обогатить их опыт, ибо мы «невидевшие и уверовавшие» (Ин.20:29). Но в том-то и дело, что евхаристически, через Святое Причастие, мы онтологически соединяемся со Христом и становимся причастными Его Жизни. Сказано: «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Ин.10:10). Избыток предполагает именно эмоциональную и духовную полноту всех пяти чувств, включая ни с чем несравнимое шестое чувство богобщения. Слова – «Вкусите, и увидите, как благ Господь!» (Пс.33:9), – есть именно призыв евхаристически пережить еще в этой, земной жизни то, о чем апостол Павел свидетельствует: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор.2:9); и еще: «И знаю о таком человеке ([только] не знаю – в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2Кор.12:3–4). О самом чувстве богопознания и богобщения сказано: «От благовония мастей твоих имя твое – как разлитое миро; поэтому девицы любят тебя» (Песн.1:2). Девицы, любящие Жениха, – это чистые души, хранящие себя от всякого греха. Блаженный Августин Аврелий писал: «Всякая душа, оживляющая тело, отмечена числом пять, так как она пользуется пятью чувствами. Ведь нет ничего, что бы мы воспринимали телом помимо таких пятистворчатых ворот, будь то зрение или слух, обоняние или вкус, или осязание. Девами, по причине беспорочности, названы здесь все, кто воздерживается от непристойного всеми чувствами – зрением, слухом, обонянием, вкусом, прикосновением»436.
Кстати, шестое чувство – то, что мы обозначали как религиозное чувство, осознания, ощущения, восприятия Бога, – присуще всем людям, населяющим землю. И это та извечная экзистенциальная тоска – найти подлинное благо и абсолютное счастье, – присущая каждому человеку. Дьявол предлагает нам на этом пути извечного стремления души к Богу всякие суррогаты и чувственные подмены. Но они едва ли способны удовлетворить человека. Сказано: «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!» (Пс.41:2). Но кто-то в стремлении заглушить это более чем естественное желание души вливает в себя водку, пускает иглой по вене героин, бросается во все тяжкие. Но не найдя того, чего ищет его душа, он (человек) в шизофренической раздвоенности между душою и духом впадает в депрессию и окончательно сбивается с Пути.
И далее мы читаем:
Мф.25:3–4. «Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих».
Блаженный Августин так истолковал эти слова: «Даже среди дев, несущих светильники, одни, как Он говорит, были “мудрыми”, а другие – “неразумными”. Чем же они различались? Как увидим одних и других? Только по присутствию и отсутствию масла… Нечто великое означает “масло”, слишком великое. Не думаешь ли, что это любовь? Если мы пойдем этим путем, то вреда высказыванию не принесем. Я скажу вам, почему мне кажется, что “масло” означает любовь. Апостол говорит: “Я покажу вам путь еще превосходнейший” (1Кор.12:31). А также: “Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий” (1Кор.13:1). Итак, вот он – превосходнейший путь, то есть любовь, по праву названный “маслом”. Ведь масло держится поверх любых других жидкостей. Налей воды, влей туда масло – и масло останется сверху. Налей масла, влей в него воды – и масло снова останется сверху. Если сохранишь обычный порядок, масло будет сверху; если изменишь порядок следования, оно опять будет сверху. “Любовь никогда не перестает” (1Кор.13:8)»437.
Блаженный Феофилакт Болгарский под «маслом» понимает милосердие, он пишет: «Под образом дев Господь предлагает притчу о милостыне, чтобы, так как девство имеет великое значение, кто-нибудь, сохранив девство, не пренебрег прочими подвигами. Знай же, что, не творя милостыни, хотя бы ты был и девственником, будешь извержен вместе с блудниками. И справедливо извергается иной, бывший девственником, но немилостивый и жестокосердый»438. – Так как милосердие и сострадание есть проявление деятельной любви, то истолкование Феофилакта дополняет Августина.
Но есть и экклезиологическое, и пневматолитическое объяснение, на втором мы остановимся подробнее. Сказано: «Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот [и] не Его» (Рим.8:9). Этими словами обозначается очень важная проблема: вопрос об отношении к Христу и Его Церкви избранников Духа Святого. Сказано: «Во время пребывания Аполлоса в Коринфе Павел, пройдя верхние страны, прибыл в Ефес и, найдя [там] некоторых учеников, сказал им: приняли ли вы Святаго Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый. Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение. Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса. Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса, 6 и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить [иными] языками и пророчествовать. Всех их было человек около двенадцати» (Деян.19:1–7).
Православная Церковь учит о необходимости Божественной помощи в деле усвоения плодов Искупления через ниспослание Духа Святого и через Его действия – как необходимом условии в деле нашего спасения.
Маститый богослов конца XIX – начала XX века протоиерей Николай Малиновский писал: «…В день Пятидесятницы Дух Святый и явился в мир с дарами спасающей благодати, явился видимым образом и ощутительно для души человеческой (Деян.2:1–4), подобно тому, как и обитание среди людей воплотившегося Бога Слова было ощутительно для внешних чувств. Пребывая со дня Пятидесятницы и имея пребывать вечно в Церкви, Дух Святый чрез Церковь усвояет нам все потребное для нашего спасения, уготованное нашим Искупителем, производит воссоздание и оживотворение каждого человека, прививает нас к Нему, как диких маслин, а чрез Христа всех приводит к Отцу.
Итак, в порядке домостроительства ο спасении людей, за искуплением человека Сыном Божиим следует привитие искупленного человечества к Искупителю силою Духа Святаго, иначе, – усвоение человеку искупительных заслуг Христа благодатью Св. Духа, или, что то же, благодатное оправдание и освящение человека»439.
Здесь отец Малиновский обращает внимание на то, что действие Святого Духа было «ощутительно для души человеческой», как и общение со Христом было для людей «ощутительно для внешних чувств», и естественно возникает вопрос: если мы во Христе, и Дух Божий присутствует в нас, то является ли такое общение со Христом и такое принятие Духа Святого ощутительным для наших душ и внешних чувств?
Давая определение термину «благодать», отец протоиерей пишет: «Божие свойство, часто обозначаемое в Новом Завете словом “благодать”, есть любовь, благоволение, милость Божия, проявляющиеся в различных дарах и благодеяниях Божиих к людям… Полнота любви Божией, явленная вообще в искуплении, изливается на людей и в форме живой и деятельной силы, которая усвояет людям плоды искупления, возрождает и вспомоществует им соделывать свое спасение»440. То есть Дух Святой, «Сокровище благих и жизни Подателю», необходим нам и для усвоения даров Искупления, совершённого Господом Иисусом Христом, и прежде всего таких, как: милость, прощение и оправдание.
Христос видел преимущества и необходимость в получении нами Духа Святого. Сказано: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет. Не оставлю вас сиротами; приду к вам… Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин.14:16–18, 26).
Масло в библейских текстах символизирует помазание от Духа Святого, а, как мы помним, «если же кто Духа Христова не имеет, тот [и] не Его» (Рим.8:9). Дух Христов – есть и Дух Бога Отца – и это Дух Святой. В подтверждение этой мысли сравним два текста:
1) «потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим.5:5);
2) «верою вселиться Христу в сердца ваши» (Еф.3:17).
Само слово «Христос» означает «Помазанник», следовательно, и слово «христианин», происходящее от него, тоже означает «помазанник». Помазанниками были и цари, которых помазывали на царство, поливая специальным миром. В древнееврейском языке слова Машиах («Христос») и мэлех («царь») – однокоренные. Об изготовление мира «для священного помазания» сказано: «И сказал Господь Моисею, говоря: возьми себе самых лучших благовонных веществ: смирны самоточной пятьсот [сиклей], корицы благовонной половину против того, двести пятьдесят, тростника благовонного двести пятьдесят, касии пятьсот [сиклей], по сиклю священному, и масла оливкового гин; и сделай из сего миро для священного помазания, масть составную, искусством составляющего масти: это будет миро для священного помазания» (Исх.30:22–25). Помазывал святым миром только первосвященник, «и сынов его и посвяти их, чтобы они были священниками Мне» (30, 30), «тела прочих людей не должно помазывать им» (30, 32). Существовал и категорический запрет – если «кто составит подобное ему или кто помажет им постороннего, тот истребится из народа своего» (30, 33). Помазание царей на царство совершали или пророки (1Цар.10:1; 16, 13) или первосвященники (3Цар. 1, 39).
В Православной Церкви помазание святым миром преподается всем крещенным, таким образом даже рядовые христиане облекаются в царственное и священническое достоинство, по благодати. Сказано: «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1Пет.2:9). Есть в Церкви и сугубое проставление в священники и цари, причем последние дополняют первых, царствуют и священствуют от их лица и с их согласия. Посему необходимо всегда было призвание на царство династии и избрание священства народом.
Помазание освященным миром и елеем является врачующей и освящающей и даже просвещающей силой Божией.
1) Врачующие помазание. Сказано: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак.5:14–15);
2) Освящающее помазание. Сказано: «Впрочем, вы имеете помазание от Святаго…» (1Ин.2:20) – то есть и сами освящены;
3) Просвещающие помазание. Сказано: «Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте» (1Ин.2:27).
Жизнь в Духе Святом возможна только в Православной Церкви, так как все Таинства Церкви совершаются Духом Святым. Поэтому наша Церковь и есть – ЦЕРКОВЬ ДУХА СВЯТОГО.
Таким образом мы и устанавливаем, что если кто хотя и крещен, но не миропомазан и не конфирмирован, не может считаться усвоившим дары Искупления, а значит, ни имеет полноты дара спасения и находится вне Церкви Христовой и не под ее Главой, то есть вне Христа Иисуса Господа нашего. Для таковых по-прежнему актуальным остается библейский стих: «сказал им: приняли ли вы Святаго Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый» (Деян.19:2).
Блаженный Августин пишет: «Что означает: “Не взяли с собою масла в сосудах своих”? Что значит “в сосудах своих”? В своих сердцах. Потому и говорит апостол: “Ибо похвала наша сия есть свидетельство совести нашей” (2Кор.1:12). Там и есть масло, ценнейшее масло: оно – от дара Божьего. Люди могут налить масло в светильники, но создать оливу люди не могут. Вот, у меня есть масло: разве ты создал его? Нет, оно от дара Божьего. Есть у тебя масло, так носи его с собой. Что значит: носи с собой? Имей его в себе, как это угодно Богу. Заметь, что неразумные девы, которые “не взяли с собою масла”, искали угождения людям своей воздержанностью, за которую они и зовутся девами и добрыми делами, когда несли светильники. А если они хотят угодить людям и потому делают все то, что похвально для людей, то они и не несут масла с собой»441. Августин назвал масло любовью, но «любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим.5:5). Значит, когда мы рассуждаем о «мудрых» и «неразумных» девах, мы рассуждаем о благодатных и безблагодатных сообществах верующих. Мы не обсуждаем их нравственные качества – и те и другие названы «девами», то есть чистыми. Но возникает вопрос: а достаточно ли человеку собственных сил, без помазания от Духа Святого, чтобы обрести спасение? Конечно, НЕТ!
Дары Святого Духа: «Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1Кор.12:8–11).
Плоды Святаго Духа: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал.5:22–23).
И далее мы читаем:
Мф.25:5. «И как жених замедлил, то задремали все и уснули».
Что значит: «И как жених замедлил»? В Писании сказано: «Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (2Пет.3:8). Если слова данной притче были сказаны на Елеонской горе в 33-м году, а «у Господа один день, как тысяча лет», то получается – позавчера. Так что все относительно…
Блаженный Августин пишет: «“Тогда задремали все и уснули”. Что значит “все”? Мудрые и неразумные – все задремали и уснули. Подумаем, хорош ли сон этот? Что сон этот означает? Может ли это означать, что во время задержки жениха “по причине умножения беззакония во многих охладеет любовь” (Мф.24:12)? Не так ли нам следует понимать этот сон? Мне не нравится такое объяснение, и скажу, почему. Потому что среди них и мудрые. А когда Господь говорил: “по причине умножения беззакония во многих охладеет любовь”, то к этому Он прямо добавил: “претерпевший же до конца спасется” (Мф.24:13). Где же эти мудрые? Разве нет их среди тех, которые претерпят до конца? Но они и не были допущены туда, если бы не претерпели до конца. Никакого охлаждения любви в них не произошло, любовь в них не охладела – она в них пылает до самого конца. А поскольку она пылает в них до конца, то для них открыты ворота жениха, то им сказано, чтобы входили, как тому превосходному рабу сказано было: “войди в радость господина твоего” (Мф.25:21, 23). Итак, что же значит: “все уснули”? Есть и другой сон, которого никому не избежать. Не помните ли, как апостол сказал: “Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших” (1Сол.4:13). Почему же они названы усопшими, вместо того чтобы назвать их умершими каждого в свое время? Они бы и не были названы так, если бы не предстояло им восстать. Потому сказано, что они “уснули”. Ты думаешь, если она мудра, то ей не придется умереть? Неразумная дева или мудрая – всех ожидает сон смерти»442. Действительно, со времен Христа до наших дней многие поколения христиан сошли в могилу. Христос предвидел это и однажды сказал: «Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном» (Мф.8:11). Во дни Иисуса Христа «лоном Авраама» называли место, в котором по смерти до воскресения тел пребывают праведники. Словами «придут с востока и запада» Христос указывает именно на христиан, которые в массе своей не были иудеями, но происходили из стран Востока и Запада.
Трудно не согласиться с Августином, что смерть забирает и мудрых, и неразумных. Сказано: «потому что мудрого не будут помнить вечно, как и глупого; в грядущие дни все будет забыто, и увы! мудрый умирает наравне с глупым» (Еккл.2:16). Но в глазах Бога нет смерти, и незабвенна память праведных. Сказано: «Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова… Бог не есть Бог мертвых, но живых» (Мф.22:32); и еще: «Поднимите глаза ваши на высоту [небес] и посмотрите, кто сотворил их? Кто выводит воинство их счетом? Он всех их называет по имени: по множеству могущества и великой силе у Него ничто не выбывает» (Ис.40:26). Если Бог каждую звезду «выводит воинство их счетом… называет по имени», то забудет ли Бог твое имя, и твой «счет» в общей череде племен и народов? Сказано: «Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя» (Ис.49:15).
И далее мы читаем:
Мф.25:6. «Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему».
Святитель Иларий Пиктавийский пишет: «Промедление жениха – это время для раскаяния. Сон ожидающих – это покой для верующих и во время раскаяния – временная смерть для всех. Крик раздается в полночь, когда никто не понимает, что происходит. Глас трубы возвещает приход Господа и поднимает всех, чтобы вышли навстречу жениху. Поправка светильников – это возвращение душ в свои тела, а их свечение – сознание доброго дела, содержащегося в “сосудах” наших тел»443. Что такое добрые дела? Это то, на что человек сам, без помощи Бога не способен. Сказано: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин.15:5). То есть подлинное доброе дело, равно как и спасение, совершается действием благодати и ни в коей мере не является ни нашим приобретением, ни нашей заслугой, ибо ветви (коими являемся мы) без лозы (Христа) не плодоносят. О необходимости добрых дел и их качестве сказано: «Ибо мы Христово благоухание Богу в спасаемых…» (2Кор.2:15).
Таким образом, мы установили, что добрые дела христианина – это следствие общения со Христом, после которого сохраняется «благоухание», подлинно добрые дела.
Блаженный Иероним Стридонский пишет: «По иудейскому преданию, Христос придет среди ночи, подобно исходу из Египта, когда совершалась Пасха и проходил губитель, и Господь снизошел на кровли, и кровью агнца были освящены косяки входов наших. Отсюда, по моему мнению, возникло и предание апостольское, чтобы в день кануна Пасхи до наступления половины ночи не позволяли отпускать [из храма] народ, ожидающий Пришествия Христова»444.
И далее мы читаем:
Мф.25:7–8. «Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут».
Блаженный Иероним пишет: «Встали все девы, и каждая украсила светильник свой, то есть мысли, которыми они воспринимали елей познания, чтобы иметь дела добродетелей, которые могли бы блистать перед Истинным Судией»445. Человек, покидая этот мир, должен уходить в таком расположении духа, в каком не стыдно будет предстать перед Господом в день Суда. Поэтому необходимо бодрствовать, ибо не знаем час нашего отшествия в мир иной. Но как мы проведем последний день нашей жизни, так же начнется и первый день по нашем воскресении – как его продолжение. Это и означают слова: «и каждая украсила светильник свой, то есть мысли, которыми они воспринимали елей познания». Имеется в виду «воспринимали», прежде чем пришло успение.
Блаженный Августин вторит Иерониму: «Что же это за крик, как не тот, о котором апостол говорит: “Вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся” (1Кор.15:52). И когда в полночь раздался крик: “Вот, жених идет”, что за этим последовало? “Тогда встали все девы те”. А кто же “все”? – “Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут” (Ин.5:28–29). Итак, при последней трубе все встали. “Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих”»446.
«Неразумные девы» обращаются к мудрым с просьбой: «дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут». Августин пишет: «Светильники их стали угасать, и тогда неразумные девы обратились к девам разумным… Они просили того, к чему привыкли, – светить от чужого масла, искать чужой похвалы»447. Святой Иероним добавляет: «Те, которые находят, что светильники их угасают, показывают, что они отчасти сияют; однако в них нет непрерывного света»448. То есть разрыв в общении с Богом порождает нравственные провалы, и свет праведности таких людей – он как бы с прорехами.
Очень важно так выстраивать жизнь, чтобы от одного Причастия до другого мы сохраняли всеянную в нас через Святые Дары праведность Христа. Если этого не происходит, то это свидетельствует о непостоянстве нашего богобщения, значит, что-то отвлекает нас и уводит в сторону, сбивает с пути. Чем бы это ни было, мы должны с этим расстаться. Сказано: «тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, – жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, – ярость и гнев» (Рим.2:7–8).
И далее мы читаем:
Мф.25:9. «А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе».
Блаженный Августин пишет: «Что же, идите к продающим, вы так привыкли поступать. Мы же масла не дадим. Почему? “Чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас”. Что значит: “не случилось недостатка”? Это сказано не с отчаянием, но в трезвом и благочестивом смирении. Ведь хотя человек добрый имеет чистую совесть, но как ему знать, что рассудит о ним Тот, Кого невозможно обмануть? Он имеет чистую совесть; не прельщают его зародившиеся в сердце греховные помыслы. Но пусть и чиста его совесть, по причине повседневных грехов человеческой жизни он каждый день просит Бога: “Прости нам долги наши”, предполагая, что уже сделал то, что за этим следует: “как и мы прощаем должникам нашим” (Мф.6:12). Он разламывал хлеб для алчущего от сердца, он одевал нагого от сердца, из того масла внутри себя он творил дела добра – однако на том суде содрогнется даже его добрая совесть»449. Словами «идите к продающим, вы так привыкли поступать» Августин обличает тех беспечных христиан, которые привыкли надеяться на других: на духовника, на старца, на то, что по радио «Радонеж» всё разжуют и всё расскажут и по полочкам разложат. Но проблема заключается в том, что, действительно, мы, православные, не верим в личное спасение, нам, действительно, нужен и духовник, и старец, и радио «Радонеж» может внести лепту в дело твоего спасения. Да, мы спасаемся, соборно восходя к Богу, и не признаем личного спасения – но мы верим в личную ответственность человека за себя в День судный.
И далее мы читаем:
Мф.25:10–13. «Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий».
Блаженный Августин пишет, объясняя слова «когда же пошли они покупать»: «Не стоит удивляться, что именно когда они пошли покупать, когда искали похвалы, [тогда] и не находили; когда искали утешения и не находили – вот тогда “двери затворились, пришел жених”, и невеста, Церковь, прославлена была со Христом, собрав всех членов своих воедино»450. – Явно неразумные девы, те, которые исповедуют суицидальную сотериологию, – верят в то, что за гробом можно что-то исправить и даже купить…
Время исправления – это земная жизнь. Жизнь за гробом – время суда. Преподобный Ефрем Сирин писал: «Здесь – утешение. Там – допрос. Здесь – терпение. Там – строгость. Здесь – снисхождение. Там – справедливость. Здесь – свобода. Там – суд. Итак, свободная воля как некий священный дар, который дан каждому человеку, дана именно для того, чтобы в этой земной жизни мы определились в добре или во зле»451.
Слова: «после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас» – напоминают нам другой диалог: «Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф.7:22–23). А эти, последние, были уверены, что «масла» благодати и помазания от Духа Святого у них всегда было в избытке. Но они принимали за чудеса и пророчества то, что и рядом не стояло с подлинным чудом и подлинным пророчеством.
Не дай нам Бог в день тот услышать одну из этих фраз:
– «Истинно говорю вам: не знаю вас».
Или:
– «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие».
И в том и другом случае услышавших подобное ожидает великое разочарование. Или то, что апостол Павел называл «кораблекрушение в вере». Сказано: «имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере» (1Тим.1:19).
О словах «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий» блаженный Иероним Стридонский сказал следующее: «из того, что Он говорит: “Бодрствуйте, потому что вы не знаете ни дня, ни часа”, объясняется все, что Он сказал, то есть и о двух, которые были на поле, и о двух мелющих, и о домохозяине, который доверил рабу своему свое имущество, и о десяти девах, и что притчи эти предпосланы для того, чтобы, так как мы все не знаем Дня судного, то заботливо приготовили себе свет добрых дел и чтобы судья не пришел, пока мы находимся в беспечном состоянии»452.
Именно бодрости и духовного трезвения не хватает нашим современникам. Слишком беспечные, они забывают о том, что кончина может наступить не просто внезапно, но и губительно внезапно для бессмертной души, не успевшей примириться с Богом.
Но вернемся к началу нашего повествования. Мы обратили внимание на то, что еврейская свадьба делится на три этапа. Чему могут соответствовать эти этапы в нашей жизни? Вспомним:
1. Помолвка. Может соответствовать тому предизбранию каждого из нас, которое совершается в Боге и Богом. Сказано: «так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви» (Еф.1:4); и еще: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод» (Ин.15:16).
2. Обручение. Рождение Церкви: бракосочетание Мужа – Христа и Невесты – Церкви, День Святой Пятидесятницы. Церковь – Невеста была оставлена до времени, чтобы испытать Ее верность и приготовить Ей Небесный чертог. Сказано: «В доме Отца Моего обителей много… Я иду приготовить место вам» (Ин.14:2).
3. Свадьба. Жених Христос в окружении друзей (святых) приходит в праздничной одежде Своего неземного величия забрать Невесту Церковь в Небесные брачные чертоги. Сказано: «Он сказал: Господь пришел… и шел со тьмами святых; одесную Его огнь закона» (Втор.33:2). «Огнь закона» – как брачные факелы. Призыв на мессианский пир обращен ко всем: «Соберите народ, созовите собрание, пригласите старцев, соберите отроков и грудных младенцев; пусть выйдет жених из чертога своего и невеста из своей горницы» (Иоил.2:16).
Более серьезное, решающее значение имеет приближение Второго Пришествия Христа, и имеет более серьезные последствия, чем Первое. Если не принявшие Христа в Первом Его Пришествии имели возможность покаяться и примирится с Богом. То во Втором Пришествии покаяние будет закрыто: вместо прощения – обвинение, вместо милости – наказание, вместо оправдания – обвинение. Да будем мудрыми душами, наполняющими свои сосуды елеем благодати, любви и добра.
Спаси вас Христос!
* * *
БКОЦ. Новый Завет. Т. Iб. С. 267.
Свт. Августин Блаженный, архиеп. Иппонский. Проповеди. 93. 5.
Свт. Августин Блаженный, архиеп. Иппонский. Проповеди. 93. 5.
Свт. Августин Блаженный, архиеп. Иппонский. Проповеди. 93. 2.
Там же. 93. 4.
Малиновский Н., прот. «Очерки православного догматического богословия». Издание второе. – Сергиев-Посад: Типография Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1912. С. 4.
Там же. С. 5–6.
Свт. Августин Блаженный, архиеп. Иппонский. Проповеди. 93. 7.
Там же. 93. 5.
БКОЦ. Новый Завет. Т. Iб. С. 270–271.
Свт. Августин Блаженный, архиеп. Иппонский. Проповеди. 93. 7.
Там же. 93. 8.
Свт. Августин Блаженный, архиеп. Иппонский. Проповеди. 93. 8.
Там же. 93. 9.
Сильвестр (Малеванский), архим. «Опыт Православного Догматического Богословия». Том V. – СПб., 2008. С. 81.