Псалом 54
Пс.54:1. В конец, в песнех разума, Асафу, псалом.
В Еврейском тексте: Начальнейшему певцу на мусикийском бряцательном орудии, негинофа нарицаемом, песнь Давидова вразумляющая.
СОДЕРЖАНИЕ
Давид, претерпевая тяжкое гонение от врагов, приносит жалобу Богу, и всю свою надежду на Него возлагает.
Пс.54:2. Внуши, Боже, молитву мою и не презри моления моего:
Пс.54:3. вонми ми и услыши мя: возскорбех печалию моею, и смятохся
Пс.54:4. от гласа вражия и от стужения грешнича: яко уклониша на мя беззаконие и во гневе враждоваху ми.
Сим предисловием испрашивает Давид благосклоннаго внимания у Бога, и, во-первых, говорит: внуши Боже молитву мою. Потом, дабы и молитва и лице молящагося не были отринуты, обоя препоручает Богу. О молитве глаголет, не презри моления моего; о лице же молящагося присовокупляет: вонми ми, и услыши мя, то есть, милостиво воззри на мя, и благосклонный слух простри. За сим предлагает сущность молитвы, и просит избавить от гонения врагов, по причине котораго скорбел и смущался. Под именем гласа вражия разумеет угрозы: ибо нет сомнения, что Саул не токмо убийством дышал против невиннаго Давида, но и часто угрозы к тому присовокуплял. Стужения грешника то же есть, что неправедное угнетение праведника: грешником нарицает врага не столько для обвинения его, сколько для засвидетельствования невинности своея. Ибо в гонениях великих служит утешением то, ежели человек имеет добрую совесть, и не по грехам своим, но туне гонение страждет. Следующия слова, яко уклониша на мя беззаконие, относятся к умышленным порокам, возводимым на человека невиннаго: а следующия, и во гневе враждоваху ми, означают явное и насильственное нападение на того же несчастнаго человека.
Пс.54:5. Сердце мое смятеся во мне, и боязнь смерти нападе на мя:
Отсюду яснее видно, коль лютыя мучения претерпел Давид: ибо не женоподобный ниже изнеженный некий человек говорит сие, но такой, который многие опыты постоянства оказал. Однако и сей подвижник не токмо жалуется на неправедныя обиды врагов, но и говорит, что он объят был мраком смертельных страхов, а тем самым чистосердечно исповедует, что он не каменное имел сердце. Отсюду усматривается величество подвигов, и купно преподается учение, что Давид, будучи окружен толиким множеством зол, и вооружаяся против смертельных страхов, не без великаго усилия прибегал к призыванию Божия имени. Ибо упоминая о страхе смертном, показывает, что ежели бы он не был подкреплен силою Бога, то немедленно пал бы. Таким образом, что выше сказал вообще, смятохся, сие здесь объясняет в особенности. Сердце мое смятеся во мне, то есть, во внутренних моих, где есть жилище сердца. Боязнь смерти нападе на мя: ибо ничто так скоро не проникает во внутренность сердца и больше не возмущает человека, как опасность предстоящия смерти.
Пс.54:6. страх и трепет прииде на мя, и покры мя тьма.
То же самое иными выражает словами, и как бы вкратце заключает все: ибо страх относится к душе, трепет к телу, а тьма печали ко всему человеку. Якоже бо радость расширяет сердце, тако печаль стесняет и сжимает, а потому и тьму наводит; для того печальные люди всегда тьмы ищут, заключаются в ложницах и не терпят света.
Пс.54:7. И рех: кто даст ми криле яко голубине? и полещу, и почию.
Пс.54:8. Се, удалихся бегая и водворихся в пустыни.
Пс.54:9. Чаях Бога спасающаго мя от малодушия и от бури.
Сими словами Пророк означает, что он нигде не имеет убежища от врагов: и потому, оплакивая бедственное состояние свое, говорит, что ему ничего больше не оставалось желать, как пустыни, где бы мог укрыться, подобно голубице, гнездящейся во уединенных местах. Таким образом изображает, что нет ему места между людьми, но до того доведен, что состояние его хуже всякия птицы. Причина подобия, взятаго от полета голубицы, есть не та, аки бы она летала быстрее других птиц, как некоторые толкуют, но та, что голубица боязлива и слаба; она боится хищных когтей ястреба. Отсюду видим, до какой крайности доведен был Давид: ибо забыв о обещанном ему царстве, со страхом о бегстве токмо помышляет, и оставя отечество, вне сообщества людей в какой-нибудь пустыне сокрыться желает; а чрез сие разумеет, что он не может избегнуть насилия врагов, как разве чрез чудо. Се, удалюся бегая, и водворюся в пустыни. Давид уступает неистовству врагов, не отрицается от дальняго странствования, не ищет перемирия и не провлачает времени, как обыкновенно делают те, кои еще имеют некую надежду или утешение, но тщится улететь, куда безопасность его призывает. Отсюду видеть можем, коль лютыя болезни чувствовал, когда готов был отказаться от всего, лишь бы только жизнь спасти. Итак не дивно, что при толиких опасностях сердце его трепетало, и смертельным страхом уязвляемо было. По переводу нашему, слова: чаях Бога спасающаго мя – означают, что Давид, сокрывшись в пустыни, ни в чем другом не упражнялся, как токмо в размышлении о Боге, призывая на помощь всемогущую силу Владыки, Который как прежде спасал его, так и при тогдашнем бедствии, по милости Своей, мог спасти.
Пс.54:10. Потопи, Господи, и раздели языки их: яко видех беззаконие и пререкание во граде.
Понеже сказал: чаях Бога спасающаго мя, сего ради паки прибегает к Богу с молитвою, и просит, дабы разрушил советы врагов его. Потопи, Господи: то есть, низрини в бездну ничтожества злые умыслы врагов моих. Потом присовокупляет способ, каким образом хощет в ничто обратить советы врагов: раздели языки их, то есть, сотвори, дабы те, которые согласились против меня, были несогласны в советах своих, но один сие, а другой другое разсуждал и говорил. Сии слова, без сомнения, заимствовал Пророк от столпотворения, бывшаго в Вавилоне, что и в самом деле случилось (Быт. 11:7). Ибо когда Авессалом, сын Давидов (не упоминая уже о Сауле), по взятии града советовался, каким бы образом погубить отца своего, тогда сообщники его различные подавали советы. Но Бог разрушил советы их, и вдохнул Авессалому не следовать наипаче совету Ахитофела: почему избравши худший, не получили успеха в намерении, и многие из них погибли (2Цар. 17:18). За сим следует: яко видех беззаконие и пререкание во граде. Давид упоминает здесь о той беззаконной измене, которую испытал он во граде Иерусалиме против своея особы, и которая означена здесь под именем пререкания потому, что многие воспротивилися власти его, когда Авессалома избрали в царя.
Пс.54:11. Днем и нощию обыдет и по стенам его: беззаконие и труд посреде его, и неправда:
Пс.54:12. и не оскуде от стогн его лихва и лесть.
Продолжает описывать беззаконие града, от котораго гонение претерпевал, и употребляя прекрасное подобие, говорит, что беззаконие на подобие вооруженнаго воина овладело стенами его так, что правда приближиться к нему не могла. Беззаконие, глаголет, днем и нощию, то есть, безпрестанно обходит град, на подобие военныя стражи; а между тем внутрь его не что другое делается, как труд, то есть, насилие бедных, и неправда сильных, кои без всякой опасности наказания угнетают их. И не оскуде от стогн его лихва и лесть. Сие угнетение отчасти бывает явное, когда богатые на самых стогнах требуют лихвы от убогих, а отчасти тайное, когда различными коварствами и ухищрениями нападают на них и мучат.
Пс.54:13. Яко аще бы враг поносил ми, претерпел бых убо: и аще бы ненавидяй мя на мя велеречевал, укрылбыхся от него.
Пс.54:14. Ты же, человече равнодушне, владыко мой и знаемый мой,
Пс.54:15. иже купно наслаждался еси со мною брашен: в дому Божии ходихом единомышлением.
Давид, принесши жалобу на весь град и на народ, здесь жалуется на одного особеннаго предателя, который был или Ахитофел, самый искренний друг и ближайший советник Давидов, или кто-нибудь другой из вельмож, с которым соединен был Давид теснейшим дружества союзом. Почему, во-первых, нарицает его человеком равнодушным, то есть, самым любезнейшим, и как бы одно сердце и одну душу с ним имеющим. Сим обстоятельством увеличивает грех предателя, во-вторых, нарицает его владыкою или предводителем своим; в-третьих, упоминает, что он купно с ним наслаждался брашен, то есть, за одним столом хлеб вкушал; в-четвертых, наконец, говорит, что вместе с ним ходил в дом Божий и молился Богу. В сем последнем члене жалуется, что оставлен от такого человека, котораго имел он сообщником не токмо в земных или гражданских делах, но и в Богослужении, которое соединяет людей самым священнейшим любви и дружества союзом. Исчислив все сии обстоятельства, Давид вкратце жалуется, что он не токмо явными, но и тайными, да и то самыми ближайшими врагами был окружен, от которых никоим образом защититься не мог. Мы отсюду видим, что сатана не токмо мечем и убийством озлобляет церковь, но и вооружает врагов домашних, кои коварством и лестию нападают на нее.
Пс.54:16. Да приидет же смерть на ня, и да снидут во ад живи: яко лукавство в жилищих их, посреде их.
Сими словами вооружается на все полчище врагов, а наипаче на их главных предводителей, которые без всякой причины неправедно гнали его. Впрочем слова сии, без сомнения, заимствовал из истории о Корее, Дафане и Авироне, кои с общниками своими живые пожерты были землею, за произведенный мятеж против угодника Божия Моисея (Чис. 16:31). Сего ради, смерти желает врагам не по слепой некоей склонности к мщению, как сказали мы выше, но по святой ревности и по вдохновению Духа Святаго; ибо не свое защищал дело, но Божие, тем паче, что враги, надеяся на свои силы и богатство, почитали себя безсмертными, аки бы сказал: Господи! понеже враги мои, ослепленные своею силою, так забылися, что более не почитают себя в числе смертных: сотвори убо, дабы земля живых поглотила их, и купно низвергла во ад и гордость их и высокомерие. Присовокупление причины паки показывает, что Давид не столько на лице врагов своих вооружается, сколько предвозвещает казнь нечестивым, не праведно Божию церковь озлобляющим: ибо лукавство в жилищах их, посреде их. Вот причина вышереченныя ужасныя клятвы; ибо те, которые возлюбили жить с пороками, праведно живые поглощаются землею, чтоб вечно жили в муках. Следующия слова, посреде их, означают, что порок повсюду сопровождает их, и в тех же жилищах водворяется с ними.
Пс.54:17. Аз к Богу воззвах, и Господь услыша мя.
Пс.54:18. Вечер и заутра и полудне повем и возвещу, и услышит глас мой.
Давид хотя нигде спокойнаго места не обретал, и ничем почти от мертваго не различался, однако не преставал молиться Богу и не отчаявался в успехе. Сие усердие к молитве в следующем стихе яснее изображает, ибо не удовольствовался одним словом – воззову (понеже то же делают и многие ленивые), но к сему присовокупляет: вечер и заутра и полудне помолюся и воздохну, и Господь услышит мя. Первыми словами означает прилежание к молитве, а последними сильное движение духа, к Богу воспереннаго, чем ясно засвидетельствовал, что никакия мучения и болезни не препятствовали ему возносить воздыхания свои к Богу и питать в сердце своем твердую и непоколебимую спасения надежду; поскольку был удостоверен, что молитвы его услышаны будут. Обычай трижды молиться в день наблюдаем был ветхозаветными, без сомнения, в честь Пресвятыя Троицы, таинство Которыя Пророкам небезизвестно было. Чего же ради сказано: вечер, заутра и полудне, а не заутра, в полудне и в вечер, как бы сказать порядок требовал? Причина тому, кажется, сия, что Иудеи, по силе закона праздники свои совершали от одного вечера до другаго, как повествуется в книге Левитов, в главе 23, 32. И потому первое время молитвы было вечернее: что и ныне наблюдает церковь, в которой Божия служба начинается с вечерни.
Пс.54:19. Избавит миром душу мою от приближающихся мне: яко во мнозе бяху со мною.
Давид, будучи удостоверен о помощи Божией, здесь новою надеждою одобряет себя, и говорит, что Господь, избавя его от належащия брани, возставит в душе его вожделенный мир. Следующия за сим слова: яко во мнозе бяху со мною, двоякий разум имеют. Некоторые толкуют их о врагах, во множестве бравшихся с Давидом. Другие толкуют об Ангелах, во множестве хранящих нас и ополчающихся окрест боящихся Бога, как сказано во псалме Пс. 33:8. Сей последний разум содержит учение, исполненное утешения, поскольку Бог хотя не имеет нужды в пособии Ангелов, но снисходя немощи нашей, употребляет многих помощников, содействующих спасению нашему. Но приличнее относятся ко врагам: ибо Давид, упоминая о множестве их, превозносит отсюду Божию силу, избавившую его от них.
Пс.54:20. Услышит Бог, и смирит я сый прежде век: несть бо им изменения, яко не убояшася Бога.
Первыя слова: услышит Бог, без сомнения, относит к лицу своему, показывая, что Господь, праведный Судия, отмстит врагам его, и смирит их. Прилагая Богу оныя слова: сый прежде век, утешает как себя самого, так и всех благочестивых, находящихся в подобных обстоятельствах. Ибо откуду в нас толикая нетерпеливость даже и при малейших бедствиях, ежели не от того, что не возносим мыслей наших к Предвечному Существу? Сего ради удостоверяет, что Бог, Творец веков и Судия всех, непременно услышит молитвы рабов Своих, и неправедно гонимых помилует, а врагов их смирит, и сие праведно сотворит: несть бо им изменения, яко не убояшася Бога. Понеже ожесточилися во зле, и не токмо не пременяются на лучшее, но всегда на худшее стремятся, и потому не боятся Бога, но более чтут людей, и своим порокам угождают.
Пс.54:21. Простре руку свою на воздаяние: оскверниша завет его.
Пс.54:22. Разделишася от гнева лица его, и приближишася сердца их: умякнуша словеса их паче елеа, и та суть стрелы.
Сия темныя в переводе нашем слова, в Еврейском тексте яснее читаются так: Простре руку Свою на мирныя Его, оскверни завет Его: умащени уста его паче масла, но брань в сердце его: умякнуша словеса его паче елеа, и та суть стрелы. Сими словами укоряет главнаго виновника всех зол Саула, и говорит, что он посреде мира брань произвел, и тако нарушил взаимное согласие и тишину. Таким образом обвиняет его в вероломстве, поскольку, не быв ничем обижен и не объявя законным образом брани, оружие и силу нечаянно употребил. Ибо несравненно беззаконнейшим почитается тот, кто на союзников своих без причины нападает, нежели тот, кто обиды свои открытым и благородным образом отмщает. Сей поступок пространнее описывает в следующих потом словах, где говорит, что во устах Саула было масло и елей, а в сердце брань, и что слова его были подобны ядовитым стрелам. Ибо хотя по наружности искапали сладость, но сокровенным ядом не иначе как мечем или стрелами пронзали сердце. И мы ведаем, что Саул, часто льстивыми словами много обещал Давиду, и всячески ласкал, дабы уловить его в свои сети, и нет сомнения, что ту же хитрость употребляли и его царедворцы. Сие искушение есть общее всем Божиим сынам. Хитрые люди коварством и лестию тщатся уловить их и погубить; но Дух Святый запинает мудрых в коварстве их (1Кор. 3:19). По переводу седмидесяти толковников, сущность места сего та, что Бог праведно простер руку Свою на воздаяние казней врагам Давидовым, ибо они не токмо не хотели от пороков обратиться к добродетели, но и паче злыми делами своими осквернили завет Его, преступя законы. Сего ради разделишася, сиречь, расточишася от гнева лица Его: зане сердца их приближишася к злодеянию паче, нежели к благотворению.
Пс.54:23. Возверзи на Господа печаль твою, и той тя препитает: не даст в век молвы праведнику.
Пс.54:24. Ты же, Боже, низведеши их в студенец истления: мужие кровей и льсти не преполовят дний своих. Аз же, Господи, уповаю на тя.
Пророк утешает здесь как себя самого, так и подобных себе, увещавая, чтоб всю надежду свою возлагали на Бога, Который, без сомнения, больше печется о рабах Своих, нежели сами они, как и святый апостол Петр, увещавая, глаголет: всю печаль вашу возвергните нань, яко Той печется о вас (1Пет. 5:7). И то же самое Христос Спаситель, приведши многие примеры, пространно у Матфеа, в главе 6, в стихе 25, утверждает, глаголя: не пецытеся душею вашею, что ясте, или что пиете: ни телом вашим, во что облечетеся: не душа ли больши есть пищи, и тело одежди? (Мф. 6:25) Впрочем, увещание сие не к тому относится, чтоб мы праздно жили, и нимало не пеклися о снискании пищи: но чтоб излишне о том не заботилися, и чтоб всю нашу надежду и упование не в наших силах, но в Божией милости и в промысле Его полагали. Возверзи, – глаголет себе самому и всякому верующему, – на Господа печаль твою, то есть, оставь Божию промыслу пещися о том, что нужно к содержанию и продолжению жизни твоея, и Той препитает тя, Той все потребное для тебя промыслит, благословляя труды рук твоих, и благоуспешными творя вся дела твоя; и не токмо препитает тя, но и от врагов защитит: и хотя иногда попустит пострадать праведнику для искушения терпения его, или от недостатка вещей нужных, или от гонения людей нечестивых, но сие недолго продолжится. Господь не попустит праведнику во веки бедствовать, поскольку вечная скорбь одним токмо нечестивым соблюдается. Он низведет их в студенец истления, то есть, в геенну вечнаго огня, где все низверженные вечно живут, и вечно умирают. Ибо всегда живут в муках, чтоб всегда умирали, и конца смерти, котораго желают, никогда не обретали. Сии люди, или паче, сии кровопийцы, не токмо там низвержены будут в студенец вечныя смерти, но и здесь на земле поживут недолго. Ибо праведный суд требует, чтоб те, кои жизнь у ближняго отъемлют, сами жизни лишились. Тако бо Господь глаголет, проливаяй кровь человечу, в ея место его пролиется (Быт. 9:6). И паки: вси приемшии нож, ножем погибнут (Мф. 26:52).