Беседа 30. Страшный Суд
Сегодня мы продолжаем наши беседы на радио «Радонеж» по Евангелию от Матфея, тема сегодняшней беседы – Страшный Суд. Мы будем читать 25-ю главу, стихи с 31-го по 46-й. На Страшном Суде, страшном не только для грешников, но и для праведников и даже для Ангелов, каждый содрогнется и испытает тревогу. Сказано: «Вот, Он и слугам Своим не доверяет и в Ангелах Своих усматривает недостатки» (Иов.4:18).
Читаем 25-ю главу Евангелия от Матфея, 31-й стих:
Мф.25:31. «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей».
Блаженный Иероним Стридонский пишет: «Имея в виду два дня спустя совершить Пасху и быть преданным на крестную смерть: на поругание от людей, на питье желчи и уксуса, Он прямо провозглашает о будущей славе победителя, чтобы могущий возникнуть соблазн устранить обещанием награды»471. – То есть самая торжественная речь о судах Божиих предваряет «позор» крестной смерти, ибо к такой казни приговаривали беглых рабов либо разбойников. Сказано: «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп.2:8). – Этими словами апостол Павел подчеркивает глубину смирения Сына Божия: «даже до смерти, и смерти крестной»; и еще: «но уничижил Себя Самого, приняв образ раба» (Флп.2:7).
Мы, христиане, последовавшие Христу в самоуничижении, можем пребыть и в славе Его. Сказано: «Ибо я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков» (1Кор.4:9). Но почему: «позорищем для мира, для Ангелов и человеков»? Потому, что высота Евангельского учения столь велика, что мы никогда не сможем достичь его полного исполнения в нашей жизни, соответствия тем нормам поистине божественной морали и святости. Сказано: «[Говорю так] не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус» (Флп.3:12).
В этом и есть недостижимая высота христианского призвания – подражать Богочеловеку Христу Иисусу. Сказано: «Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1Пет.2:21).
Можно быть хорошим плотником, врачом и инженером, иудеем, мусульманином, но быть хорошим ХРИСТИАНИНОМ – не может никто! Потому что в нашем понимании христианин – это тот, который уподобился Христу во всем, и всё в нем – Христос. Мы являемся христианами по благодати, но не по сущности, иначе мы были бы богоподобными. И более того, Евангелие призывает нас: «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5:48). В какой другой религии может быть подобный призыв: быть совершенным как Бог Создатель?! Даже Сын Божий, в Своем истинном Человечестве, однажды воскликнул: «ибо Отец Мой более Меня» (Ин.14:28), хотя в Своем истинном Божестве Сын единосущен Отцу.
Так что же это такое – быть христианином? Прежде всего, надо понять, что не бывает «просто христианство»472, ибо спасение в Православном понимании – это обожение, а оно только в вочеловечившемся Боге. Поэтому не спешите считать себя хорошими христианами, а как это – быть христианином, об этом далее…
И мы читаем:
Мф.25:32–33. «и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую».
Епифаний Латинский, малоизвестный, но интересный автор V века, писал: «Как может быть Он “Сыном Человеческим”, если Он – Бог и придет судить все народы? Он потому является “Сыном Человеческим”, что явился на земле как человек и был преследуем иудеями как человек. И вот Он, о Ком они говорили, что Он – человек, Сам воскресит из мертвых все народы и каждого человека станет судить по (нераскаянным. – О.С.) делам его. Тогда каждый народ увидит Его: увидят и те, кто Его отрицал, и те, кто Его отвергал как человека (то есть отказывал Ему даже в человеческом достоинстве. – О.С.). Они все тогда увидят Его, но не все одинаково: одни – в наказание, другие – “для жизни вечной” (Дан.12:2). Все народы соберутся Ангелами от начала мира – от Адама и Евы до самого последнего человека на земле, любого, когда-либо рожденного. “И отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов”. Господь наш, Кто знает наши мысли, Кто предвидит все дела человека, Кто знает праведный суд, разделит людей по заслугам каждого, как пастырь отделяет овец от козлов»473.
Для Епифания Латинского определение Сына Божия как Сына Человеческого приближает божественное к человеческому и соединяет земное с Небесным. Словами «Он потому является “Сыном Человеческим”, что явился на земле как человек и был преследуем иудеями как человек» Епифаний исповедует кеносис (самоуничижение) Бога, что является особым свидетельством Его любви к роду человеческому.
И тот факт, что человеков судит Сын Человеческий, свидетельствует об очень многом. Сказано: «Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь» (Евр.2:18). И в этом смысле Бог в Новом Завете, не просто – «сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю» (Быт.18:21), но и более того: «Слово (то есть Бог Сын. – О.С.) стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин.1:14). Следовательно, этот Страшный Суд и будет более чем объективен, ибо Бог приблизился к нам настолько, что стал, «подобно [нам], искушен во всем, кроме греха», и теперь «мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших» (Евр.4:15). Такой Судья не может не понимать и не чувствовать нас. Далее Епифаний настаивает на том, что «народы соберутся Ангелами от начала мира – от Адама и Евы до самого последнего человека на земле, любого, когда-либо рожденного», и такая его позиция противостоит сторонникам хилиазма (осужденного Церковью учения о том, что сначала воскреснут верующие, процарствуют со Христом 1000 лет, а потом будет воскресение и остального человечества). Для Епифания очевидно, что человечество едино, и Страшный Суд, хотя бы без одного человека, невозможен. Сказано: «Посему, как одним человеком (то есть Адамом. – О.С.) грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, [потому что] в нем все согрешили» (Рим.5:12). То есть Суд не возможен без Адама и всех его потомков, как некоего «коллективного Адама». Тем более что на древнееврейском слово «Адам» – не только имя собственное, но и нарицательное по отношению ко всему человечеству и каждому человеку в отдельности. И судит «Адама» перстного Второй «Адам», Небесный. Как и написано: «Первый человек – из земли, перстный; второй человек – Господь с неба» (1Кор.15:47).
Блаженный Иероним Стридонский пишет: «Овцам в качестве праведных повелевается стать с правой стороны; козлища, то есть грешники, с левой: они по закону всегда приносятся в жертву за грех. Он не сказал: “козлицы”, которые могут иметь плод и остриженными выходят из купальни с двойным плодом, и бесплодной между ними нет ни одной; но сказал: “козлов”, животное ленивое, легкомысленное, всегда пылающее плотской похотью (fervens ad coitum)»474. – То есть, Страшный Суд обнаруживает, что часть человечества не просто потеряла подобие Божие, но и приобрела похотливость животных (козлов).
Ошибочно некоторые думают, что в жертву Богу приносили только овец, но не козлов, – это неверно. Сказано: «и от общества сынов Израилевых пусть возьмет двух козлов в жертву за грех и одного овна во всесожжение» (Лев.16:5); и еще: «и в жертву мирную два вола, пять овнов, пять козлов, пять однолетних агнцев» (Чис.7:17). Мы останавливаем внимание на этом для того, чтобы понять, что любая натура, даже такая ленивая, легкомысленная и похотливая, что рассмотрел Иероним в козлах, может оказаться способной для проявления жертвенного чувства в служении Богу. Блаженный Иероним пишет, что это животное (козел): «всегда пылающее плотской похотью», но в Евангелии есть слова: «Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие» (Мф.21:31). То есть если врожденная страсть приносится в молитве перед лицом Божьим, то «козел» или какая-нибудь «коза» могут стать и «ягненком» или «овечкой» в стойле Церкви Божией.
И далее мы читаем:
Мф.25:34–40. «Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне».
Что поражает больше всего в том, как Христос ведет Страшный Суд, так это то, что Он не рассматривает никаких галахических (законодательных), теологических (вероучительных) и обрядовых вопросов, не касается масоры (предание и система истолкования Писания). Все строится на оценке активной социально-значимой жизненной позиции или ее отсутствии. Здесь и выясняется, что Господь Иисус Христос есть Мессия алчущих, жаждущих, бездомных, инвалидов и заключенных и тех, кто им помогает, – это и есть Его настоящее стадо («овцы»). Все остальные не принадлежат к Его стаду, поставлены слева от Него («козлы»).
Так Сын Божий выделяет следующие болевые точки в судьбе гибнущего мира:
1. Голод.
2. Нехватка чистой питьевой воды.
3. Люди, нуждающиеся в жилье.
4. Люди, нуждающиеся в одежде.
5. Рост хронических и эпидемиологических заболеваний.
6. Рост количества осужденных и заключенных в тюрьмы.
Голод – не прекращаясь, увеличивается на нашей планете. Особенно в результате искусственно созданного экономического кризиса. КАЖДЫЙ ДЕНЬ в мире от голода и недоедания умирают 18 тысяч детей, и 854 миллиона людей ложатся спать голодными. Об этом сообщил глава Всемирной продовольственной программы (ВПП), господин Диуф, назвав сложившуюся ситуацию «страшным обвинением миру в 2007 году». Нельзя обвинять природу или Бога в том, что пищи и ресурсов на этой планете не хватает многим и многим миллионам людей. Господь Бог создал эту планету такой, что она может позаботиться обо всех живых существах, населяющих ее. Создав мир, Бог воскликнул: «хорошо весьма» (Быт.1:31). И только богачи со своим неправильным распределением труда, ресурсов и продовольствия, используя спекулятивно нажитый капитал, обрекают на нищету и голод целые народы и страны. «На нашей планете производится продовольствие, которого достаточно, чтобы прокормить все ее население»475, – сказал официальный представитель ООН господин Диуф. Он добавил, что право на питание было формально признано во Всемирной декларации прав человека, принятой ООН в 1948 году, однако оно до сих пор не обеспечивается. В Библии сказано: «Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: “идите с миром, грейтесь и питайтесь”, но не даст им потребного для тела: что пользы?» (Иак.2:15–16); и еще: «Если голоден враг твой, накорми его хлебом» (Притч.25:21). Пророк Исаия призывает: «раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся» (Ис.58:7). Богатые не обращают внимание на проблемы малоимущих, они живут так, «как будто… одни поселены на земле» (Ис.5:8). Голодных и больных дистрофией становиться с каждым годом все большее и больше, в том числе и в нашей стране.
Мф.25:42. «ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть»…
Нехватка чистой питьевой воды – еще одна серьезная проблема нашего мира. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, в настоящее время на нашей планете почти два миллиарда человек страдает от нехватки питьевой воды. За последние 100 лет потребление воды увеличилось в семь раз. По мнению международных экспертов, проблема дефицита пресной воды, станет одной из самых острых к середине ХХI века. По прогнозам ученых, к 2025 г. 3,2 миллиарда жителей нашей планеты будут страдать от недостатка воды, дефицит пресной воды к этому времени увеличится до 1,3 – 2,0 триллионов кубометров в год. По данным ООН, уже сегодня ее дефицит, включая сельскохозяйственные и промышленные нужды, оценивается в 230 миллиард кубометров в год. Каждый пятый житель планеты не может пить вдоволь пресной воды. Сказано: «если он жаждет (враг твой. – О.С.), напой его водою» (Притч.25:21); и еще: «И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей» (Мф.10:42). Чувство жажды, и особенно духовной, по-настоящему мы сможем удовлетворить только в Царствии Небесном. Сказано: «И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца» (Откр.22:1); и еще: «а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин.4:14). – По прогнозам политологов, войны XXI века будут вестись за водные ресурсы и северные регионы планеты – и это обусловлено всемирным потеплением. Особый интерес у мировой финансовой элиты вызывает озеро Байкал, которое и пытаются отторгнуть от РФ, включая «проект Байкал» во всевозможные международные и зарубежные проекты. Десятки, если не сотни, организаций обосновались на берегах этого северного чуда.
Проблемы с чистой питьевой водой по-прежнему волнуют многих и многих людей.
Мф.25:42. «жаждал, и вы не напоили Меня»…
Люди, нуждающиеся в жилье, – еще одна серьезная проблема современности. Сказано: «Горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что [другим] не остается места, как будто вы одни поселены на земле. В уши мои [сказал] Господь Саваоф: многочисленные домы эти будут пусты, большие и красивые – без жителей» (Ис.5:8–9). – Искусственное завышение стоимости жилья, вытеснение малоимущих людей за пределы мегаполисов; «черные риэлторы», действующие по наводке милиции и социальных служб, вывозящие пожилых и одиноких людей прямо живьем на кладбища или в крематории, – все это реальность наших дней. Сказано у пророка Амоса: «Ибо вот, Господь даст повеление и поразит большие дома расселинами, а малые дома – трещинами» (Ам.6:11). – То есть, нечестивый бизнес на жилье будет обречен на уничтожение в День Господа.
Газета «Известия» от 26-го мая 2010 года сообщает: «Всемирный русский народный собор обеспокоен ростом числа беспризорников в России. По оценкам МВД, “в последнее время число беспризорников возрастает и сейчас составляет 2,17% от общего числа детей, то есть 2 из 100 детей в России – беспризорники”, – передает ИТАР-ТАСС. Такие данные сообщила руководитель комиссии по социальным вопросам и демографической политике Общественной палаты Елена Николаева, выступившая на одной из секций ВРНС»476.
Бездомными в современной России являются: дети-беспризорники, бомжи, дети, занимающиеся проституцией (ради куска хлеба), и пожилые люди, изгнанные детьми или внуками умирать на улицу. По разным оценкам, от трех до пяти миллионов взрослых россиян и от двух до пяти миллионов бездомных, беспризорных детей не имеют постоянного жилья в РФ.
Христос позаботится о Своих овцах, чтобы каждый в Царстве Его Отца имел свой дом. Сказано: «В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» (Ин.14:2–3).
Миллионы и миллионы бездомных бросают вызов нашей вере, сможем ли мы устоять в День Суда?..
Мф.25:43. «был странником, и не приняли Меня»…
Люди, нуждающиеся в одежде, – еще одна серьезная проблема. Сказано: «ибо Господь, Бог ваш, есть Бог богов и Владыка владык, Бог великий, сильный и страшный, Который не смотрит на лица и не берет даров, Который дает суд сироте и вдове, и любит пришельца (то есть бездомного. – О.С.), и дает ему хлеб и одежду. Любите и вы пришельца» (Втор.10:17–19). – То есть и вы поступайте так же. Сказано: «и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду» (Мф.5:40). – То есть мы не должны ради тряпок вступать в разбирательство и пререкания с другими людьми, понимая, что только в Царстве Бога царит справедливость, в том числе и к внешнему виду человека, на что намекает стих из притчи о блудном сыне: «А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги» (Лк.15:22). В любом случае христиане всегда довольствовались тем, что имели, как сказано: «Имея пропитание и одежду, будем довольны тем» (1Тим.6:8), но бережно относились к тому, что имели. Забыв талит (фелонь) в Троаде, апостол Павел писал: «Когда пойдешь, принеси фелонь, который я оставил в Троаде у Карпа, и книги, особенно кожаные» (2Тим.4:13). Еще Христос, учил учеников и народ бережно относиться к тому, что Бог посылал им. Сказано: «И ели, и насытились все; и оставшихся у них кусков набрано двенадцать коробов» (Лк.9:17). Запрещено было по внешнему виду оценивать духовные качества человека: «Ибо, если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде, и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там, или садись здесь, у ног моих, – то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями? Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его?» (Иак.2:2–5). В Царстве Бога спасенные народы и племена будут стоять «пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих» (Откр.7:9). А Сам Христос будет облачен «в подир и по персям опоясанного золотым поясом» (Откр.1:13). «Подир» – это одежда ветхозаветных первосвященников.
Миллионы и миллионы людей, особенно в странах «третьего мира», по-прежнему нуждаются в необходимой одежде.
Мф.25:43. «был наг, и не одели Меня»…
Но вернемся к следующим проблемам современного нам мира, в чем Христос может обвинить нас в день Страшного Суда:
Рост хронических и эпидемиологических заболеваний – во всем мире и в нашей стране растет. Медики ожидают, что к 2013 году количество больных онкологическими заболеваниями вырастет по всему миру до 15 миллионов человек, как сообщил заместитель директора Московского научно-исследовательского онкологического института им. Герцена Валерий Старинский. «Где-то порядка 15 миллионов в 2013 году ожидается, по данным Всемирной организации здравоохранения, больных злокачественными новообразованиями. У нас (в РФ) сейчас на учете 2,6 миллиона человек»477, – сказал он. В 2007 году, по данным Минздравсоцразвития РФ, было выявлено 118 367 больных туберкулезом (83,2 на 100 тысяч населения). Огромное количество больных туберкулезом выходит на лиц, находящихся в местах лишения свободы.
Христос с особой заботой всегда относился к больным. Сказано: «Когда же настал вечер, к Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных» (Мф.8:16). Перед Вознесением на Небеса он наставлял Своих учеников словами: «больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте» (Мф.10:8). В Церкви существует и Таинство Соборования, о котором говорится в Послании Иакова: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему. Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного» (Иак.5:14–16). – Но многие больные в мире по-прежнему остаются и без лечения, и без необходимого присмотра.
Мф.25:43. «был… болен… и не посетили Меня»…
Рост количества осужденных и заключенных в тюрьмы – еще одна проблема. Суд – это дело Божие, и те библейские принципы проведения судебного разбирательства, которые установлены в Священном Писании, не соблюдаются мирскими судами. Впрочем, христианин только в исключительных случаях может обращаться в светский суд (см. Деян.26:32), для верующих существует суд церковный (см. 1Кор.6:1–7). Не пытаясь давать нравственной оценки светским судам, мы обратим внимание на следующие цифры:
Если взять численность заключенных на 100 000 человек, то самая высокая плотность заключенных в «демократичных» США – 715 заключенных на 100 000 законопослушных граждан, второе место – в РФ (584)…
На 2006 год Госкомстат РФ называет следующую цифру заключенных – мужчин, женщин, детей и стариков – 800–900 тысяч.
Мф.25:43. «был… в темнице, и не посетили Меня»…
Причем от лица находящихся в тюрьмах и лагерях в полной мере можно отнести сразу все пункты обвинения, кроме «был странником», так как по понятным причинам это не применимо для ограниченных в передвижении. Но со всей уверенностью к ним можно применить слова: «ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня… был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня» (Мф.25:42–43). Ибо условия содержания во многих тюрьмах и лагерях – это и голод, и жажда, грязная и рваная одежда, болезни и ужасы ограниченной свободы.
Все эти люди в одинаковой степени, как голодающие и жаждущие, малоимущие, бездомные и больные, – и есть Господь Христос Иисус, просящий у нас помощи. Именно эти цифры, которые мы с вами рассмотрели по шести пунктам, лягут в основу обвинения на Страшном Суде по отношению к нам, живущим в начале XXI века, всей совокупностью стоящих за ними страданий, болезнями и несчастьями, трагедиями и смертями. Почему? Потому что Христос ставит знак равенства между Собой и «одним из сих меньших».
В этом и заключается универсальность Христианства: служа любому человеку, малому сему, независимо от того, кто или «что» он, мы служим Самому Христу. Ведь Сын Божий наставляет нас: «Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым» (Лк.6:35).
Сегодня, впрочем, как и всегда от момента Боговоплощения (когда Сын Божий облекся в человеческую плоть и соделался Сыном Человеческим – вочеловечился), Христос – это…
…голодный бомж в грязной одежде, бредущий бесцельно по улице,
…и чахоточный мальчишка-беспризорник, избиваемый милиционером в подземном переходе,
…и больной и немытый старик, брошенный всеми в пустой квартире,
…и пожилая бабушка, стыдливо подбирающая пустые бутылки из-под пива,
…и малолетка, входящий в камеру по первому сроку его, «малолетки», где его будут унижать и насиловать,
…и старый зек, штопающий свой потрепанный бушлат, как штопают саван,
…и проститутка, избиваемая сутенером,
…и мальчик-солдат, кинутый на чеченский Грозный в атаку пьяным и обкуренным офицером,
…и пузатый рахитичный негритенок, «головастик», берущий в руку гуманитарную пластиковую бутылку теплой, но чистой воды –
и все это – ХРИСТОС.
Одна пожилая упрямая женщина из Калькутты, не православная, католичка, очень старая и очень маленькая, еще в молодости бросившая вызов богатым и сытым католическим обителям в Индии, их укладу жизни, обвинив своего латинского епископа в лицемерии, составила для себя молитву, как устав, как вызов старой и дряхлой латинской схоластике. И всю свою жизнь до смерти следовала этим принципам. Вот несколько стихов («литаний») из этой молитвенной памятки:
Иисус – это Хлеб жизни, который надо вкушать;
Иисус голоден – Его надо накормить;
Иисус жаждет – Его надо напоить;
Иисус раздет – Его надо одеть;
Иисус бездомный – надо дать Ему кров;
Иисус болен – Его надо вылечить;
Иисус печален – Его надо любить;
Иисус отвергнут – Его надо утешить;
Иисус прокаженный – надо обмыть Его раны;
Иисус нищий – надо пожертвовать Ему улыбку;
Иисус пьяница – надо Его выслушать;
Иисус сумасшедший – надо Его беречь;
Иисус дитя – надо Его обнять;
Иисус слепец – надо Его проводить;
Иисус нем и глух – надо за Него говорить;
Иисус калека – надо идти с Ним вместе;
Иисус наркоман – надо стать Ему другом;
Иисус блудница – надо простить Ей грех и дать Ей любви;
Иисус узник – надо Его навестить;
Иисус старец – надо стать Ему опорой478.
И далее мы читаем:
Мф.25:41–44. «Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?».
Без сомнения среди этих людей, были и такие, которые подавали нищим, отдавали поношенные вещи соседям, сбрасывались на работе на роженицу или на похороны. И все это в понимании таких людей – «милосердие», но униженные и оскорбленные, ограбленные и разоренные не нуждаются ни в каком милосердии, они нуждаются в СПРАВЕДЛИВОСТИ. А справедливость – это то, что однажды произнес один нравственный и физический «пигмей», и эти слова возвысили его душу до вершин богообщения. Это была настоящая тешува («покаяние»)! Вот эти слова: «Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама» (Лк.19:8–10). Высшая справедливость требует! Вернуть фабрики и предприятия – рабочим и работникам, земли – фермерам и крестьянам. А тем, которые откажутся пересмотреть итоги приватизации, вынести самый суровый приговор Церкви, возможный на земле, – отлучение и анафема.
Христос, отождествив Себя Самого с жаждущими и голодающими, скитающимися и нагими, больными и заключенными, объявил Себя Мессией труждающихся и обремененных (см. Мф.11:28) – Мессией нищих! Сказано: «Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою» (2Кор.8:9).
И далее мы читаем:
Мф.25:45–46. «Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную».
Непонятно на что рассчитывали все эти люди, препираясь с Господом, своими «когда» и «когда мы видели». Им была предоставлена возможность в человеке, созданном по образу и подобию Бога, служить Самому Богу. Разве не знали они слов Триединого: «сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему» (Быт.1:26). Утратив образ и не восстановив подобие Божие в себе, они не видели, что ближний – это, может быть, нуждающаяся в реставрации, попорченная и покрытая копотью, но – икона Бога.
Впрочем, Христос никогда и не призывал к себе подобных людей, слишком счастливых в сытой жизни и в неге роскоши и распутства бездеятельности, а проще говоря – в тунеядстве. Сказано: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф.11:28). Вышеобозначенные спорщики с Сыном Человеческим не были ни труждающимися, ни обремененными, напротив, они были расслабленными и раскрепощенными. Они даже свергли с себя ярмо Закона Божия, высвободились из-под нравственных принципов Синайского Декалога. Но и свои собственные законы, которые писали под себя, они не соблюдали в полном объеме.
Святитель Иоанн Златоуст так истолковал данный отрывок: «Но справедливость Своего приговора над осуждаемыми Он объясняет не только тем, что подобные им рабы, при тех же обстоятельствах, исполнили свои обязанности; но и тем, что осуждаемые оказались непослушными даже и в том, в чем бедность нисколько не служила препятствием, как, например, когда нужно им было напоить жаждущего, придти к находящемуся в темнице, посетить больного»479. Златоуст чувствует социальную направленность допроса и обращает внимание на то, что исполнению Заповедей Евангелия не может препятствовать бедность.
Положение богатых даже не рассматривается на Страшном Суде, ведь Христос не спрашивает: почему не раздали имения? Почему не вернули награбленное? Почему не оплачивали по достоинству работу трудящихся? Похоже, что это связано с тем, что их участь предрешена. «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» (Мк.10:25), – это диагноз, и это же приговор.
Некоторые западные «экзегеты» пытались расширить игольное ушко, но сама историческая действительность спорит с ними. Действительно, когда в древности закрывались основные ворота Иерусалима, оставались очень узкие проходы между огромных камней стен города, которые так и назывались – «игольные уши», но даже обычный человек с трудом мог боком протиснуться между ними. Если кто-то и пытался протолкнуть маленького верблюжонка, то ни о какой поклаже на нем не могло быть и речи.
Ошибочно некоторые думают, что Христос боролся только с религиозным ханжеством фарисейской и саддукейской закваски (Мф.16:6), – нет! Он боролся и с олигархической закваской. Сказано: «А Он заповедал им, говоря: смотрите, берегитесь… и закваски Иродовой» (Мк.8:15). Ирод Агриппа был известный расточительный мот, сластолюбец и кутила. Богатейший человек своего времени, бесцельно и бездумно проживший жизнь. Закваска Иродова угрожала будущей Церкви, именно поэтому Сын Божий и предупреждал Своих учеников беречься подобного образа жизни, который возрождают современные нам продолжатели Ирода, сторонники так называемой «теологии процветания». Епифаний Латинский пишет: «Вы видите, возлюбленные, нет тому извинения. Они знали, что делать в этом мире. Однако жадность и злая воля мешали им уготовить себе сокровища в будущем вместо геенны»480.
Оканчивая исследование данной главы, блаженный Иероним пишет: «Благоразумный читатель, обрати внимание на то, что и наказания вечны, и вечная жизнь не должна иметь впоследствии какого-либо конца»481.
Спаси вас Христос!
* * *
См.: Льюис Клайв Стейплз. Просто христианство. http://lib.ru/LEWISCL/mere.txt
БКОЦ, Новый Завет. Т. Iб. Епифаний Латинский. Толкование на Евангелия 38. С. 287–288.
Св. Иероним Стридонский, блж. Толкование на Мф.25:32–33. (?)
Демоскоп Weekly: электронная версия бюллетеня «Население и общество». №№ 307–308 (29 октября – 11 ноября 2007 г.): http://www.demoscope.ru/weekly/2007/0307/mir01.php
«Известия» от 26.05.2010 г.: http://www.izvestia.ru/news/471980
РИА Новости от 02.02.2010 г.: http://ria.ru/science/20100202/207336591.html
Мать Тереза из Калькутты. «Кто для меня Иисус?»: http://pslogos.narod.ru/assets/texts/teresa.htm
БКОЦ, Новый Завет. Т. Iб. Свт. Иоанн Златоуст, архиеп. Константинопольский. Гомилии на Евангелие от Матфея. 79. 2.
БКОЦ, Новый Завет. Т. Iб. Епифаний Латинский. Толкование на Евангелия 38. С. 293.
Св. Иероним Стридонский, блж. Толкование на Мф.25:45–46. (?)