Источник

222. Дерзость растет!

Вожди имебожников не успокаиваются. Не успеваешь разобрать одно их мудрование, как они подают другое, третье и т. д. С. Синод только что сдал в Московскую синодальную контору прошение А. Булатовича, на 27 страницах, как тот же Булатович подал, уже за подписью еще трех монахов, новое “Исповедание веры в Бога и во имя Божие». Еще члены Святейшего Синода не прочитали этого “исповедания», как он подает уже дерзкое заявление, что если С. Синод не откажется от своего, по его мнению, ложного учения об именах Божиих, то он, Булатович, и все его единомышленники отказываются от всякого общения с С. Синодом и его, С. Синода, единомышленниками. Гордыня еретичествующего вождя растет уже не по дням, а по часам! Они уже воображают себя выше патриархов, выше Синода, считают себя судиями их и готовы отлучить сих представителей Церкви от общения с собою.

Какое безумие! Какая дерзость!

Первый пункт их “Исповедания» гласит: “Верую во единого Бога так, как учит веровать Церковь в Символе веры, и от себя ничего не прибавляю и не убавляю», но с следующего же, второго пункта “Исповедание» начинает именно “прибавлять от себя» новое учение, исповедуемое имебожниками о вере “в имя Божие» как в Бога. Это лжеучение изложено в виде отрывков из писаний отцов и из Священного Писания, со всеми натяжками, перетолкованиями, словом – все дальнейшее изложение этой веры в имя Божие не представляет ничего нового против того, что уже имебожниками не раз излагалось в их многочисленных писаниях, а главным образом, в писаниях самого Булатовича, который, несомненно, сочинял и этот новый документ. Что такое “имя Божие» по их пониманию, – так и остается неясным, двойственным, даже тройственным, с массою выписок, ссылок, иногда непонятных: например, на какой-то “святой катехизис», вероятно, на старопечатный Большой, в свое время еще патриархом Филаретом изъятый из употребления. Нового в этом “Исповедании» разве только все более и более возрастающая дерзость еретичествующего автора: он без стеснения клевещет на Святейший Синод, например, будто в его послании сказано, что имя Божие не божественно, почему автор и заявляет: “не только не могу подписаться, что сердцем приемлю и лобызаю сие учение, патриархов Иоакима и Германа и С. Синода, но страшусь всякого соприкосновения с ним и чужда себя творю от оного». Совсем как отрекающийся, даже славянским языком, только уже не от ереси, а от учения, изложенного Церковною властью, от учения Церкви.

И в этом “Исповедании», как и во всех прежних имебожнических писаниях, в выписках из отцов Церкви логическое ударение ставится на словах: “верую во имя», а слово “верую» везде понимается как слово: “признаю за Бога». Если выпустить все места, в коих встречается слово “верую во имя», но не говорится прямо – “имя Божие есть Бог», то останется очень немного выражений, по-видимому благоприятствующих имебожникам, но и то только тогда, когда сии выражения приводятся вне контекста речи.

В самом деле: разве мы не веруем во имя Божие, как веруем, например, в чудотворную икону, в честный крест, к которому даже молитвенно обращаемся: “о, пречестный и животворящий кресте Господень, помогай нам!..» – Но мы разумеем при этом “непостижимую и божественную силу честного животворящего креста», – силу Божию, говоря при этом человекообразно, как некогда сказал и Господь, когда прикоснулась к Нему кровоточивая жена: “Я чувствовал силу, изошедшую из Меня», силу – волеизъявление Всемогущего. Но, как в кресте Господнем, так и в имени Его сия благодатная сила действует не сама по себе, а по изволению

Носящего силу, а Его изволение бывает под условием веры в Его Божественное Лицо, в Его всемогущество: аще что можеши веровати – вся возможно верующему. Вот смысл нашей веры “во имя Божие» как таковое, именно как имя и только имя. При такой вере в простоте сердца нет никакой надобности мудрствовать об “объективном бытии» имени Божия, о том, что оно есть “духовное существо», что оно есть “истина единосущная триипостасной Истине».

“Имя Божие свято само по себе», – говорит Булатович. Так веруем и мы, ибо имя Божие не нуждается в освящении от кого-либо; оно свято по естеству, по существу, ибо принадлежит единому Богу, Освятителю и Творцу всего, что достойно освящения. “Слава имени Божия вечна и непременяема есть» – и сие приемлем, хотя слово “вечный» должно быть понимаемо условно: если под именем Божиим разуметь то “светоизлияние», о коем говорит Булатович, а не имена, облеченные в звуки.

Сии имена, как видно из писаний святых отцов, измышлены самим человеком, следовательно, до сотворения человека и не существовали, потому что Богу яко Единому Сущему не нужны были. Впрочем, если угодно, они существовали в предведении Божием, ибо каждая мысль наша от вечности была Богу известна, предвидена. Но такое бытие в Божием предведении уже ничем не разнится от такого же бытия в предведении и всех тварей.

Достойно внимания, что во множестве выписок, сделанных Булатовичем и его последователями, нет ни одной ни из Библии, ни из святых отцов, в которой стояло бы рядом выражение “вера в Бога» с выражением “вера во имя Божие» и оба выражения были бы соединены союзом “и». Дело в том, что, большею частью, они заменяют одно другое и соединить их так, как соединяют в самом заглавии своего “исповедания» имебожники, нельзя. Если сказано: “верую в Бога», то уже нет надобности особо говорить об имени Божием: само собою разумеется, что, веруя в Бога, мы веруем и в благодатную силу Его имени как Его умопредставляемой иконы. И наоборот: если я говорю, что верую во имя Божие, то подразумеваю само собой и свою веру в Бога. Веровать во имя Божие на языке св. Писания и св. отцов и значит – “веровать в Бога». Никакого в собственном смысле “имени», именования, – например: Иисус, Господь, Бог, – тут нет надобности и подразумевать. Святые мученики страдали не за “имя», как наименование, а за Самого Господа, за то, что веровали не в какое-либо “имя», а в Самого Господа. Конечно, мне укажут на букву текстов, приводимых имебожниками. Но ведь и буква нигде, решительно нигде не говорит, что следует веровать в такое-то “имя», а просто – “во имя», а потому везде святые отцы и понимают так: “во имя» значит в “Самого Господа», а не в то или другое Его наименование. Толкование сих выражений имебожниками совершенно произвольно и ни на чем не основано. Они укажут мне на такие, например, места: да о имени Иисусове всяко колено поклонится. Но ведь и здесь слово “Иисусове», в русском переводе “Иисуса» – стоит не в именительном, а в родительном как определительное слово к слову “имя». Главным словом и тут является самое слово “имя», а не слово “Иисус». А под словом “имя» разумеется Сам Господь наш, Его святейшая Личность. И конечно, всякое колено преклоняется пред Его Личностью, а не пред словом “Иисус», хотя и слово сие достопокланяемо, как достопокланяема Его икона. И поклонение имени, как иконе, восходит на первообразное – на Самого Господа.

Я утомил своих читателей статьями об имебожническом лжеучении, разбирая его в своих дневниках. Разбирать их новое “исповедание» веры в Бога и имя Божие, кажется, нет надобности: это сделано подробно моим сотрудником С. В. Троицким, в “Церковных Ведомостях», очень подробно и основательно.

Но, обращаясь к деятельности этих новых евномиан, не могу еще раз не отметить, на какие поступки способны эти якобы ревнители правой веры. Своими органами они избрали, главным образом, два издания, которые ставят своею главною задачею лишать всякого доверия церковную власть и поносить ее представителей в лице С. Синода, архиереев и его органов. Это – ничтожная газетка “Гроза», специальный орган известной секты хлыстов киселевского толка, и “Дым отечества», орган не только киселевцев, но и разных “братцев» хлыстовских сект. Вот с кем заключили оборонительный и наступательный союз имебожники! Они ищут поддержки от врагов Церкви. Бог им судья!

С. В. Троицкий уже отметил, что они стали подражать сектантам и в способе распространения своего лжеучения. В мелких книжках они просто обманывают читателя, заставляя его читать свои еретические мудрования вместо того, что означено в заголовке книжки. Стоит, например, в заглавии: “Патриарх Ермоген». А о Патриархе Ермогене в книжке только 7 страничек, в том числе, тропарь, кондак и молитва священномученику. А остальные 16 страниц – имебожнические мудрования, в коих искажаются – страшно сказать! – даже слова Самого Господа нашего Иисуса Христа. Вот пример: на странице 2 читаем: “Сам Господь Иисус Христос сказал: “Имя Его живот вечный есть» (Ин. 17:3). Раскройте святое Евангелие на указанном месте и читайте: “се же есть живот вечный, да знают Тебе единого истинного Бога и Его же послал еси Иисус Христа». Скажите, добрые люди: не грешно ли влагать в уста Господа слова, коих Он не говорил? Что это такое на что похоже? Но, раз потеряв совесть, в ослеплении своем они ни пред чем не останавливаются. По-видимому, они потеряли ту нравственную брезгливость, которая стоит на страже православной совести и не допускает православного человека пользоваться иезуитским правилом: “цель оправдывает средства». Подобно сынам Лойолы, для большей славы имени Божия, они позволяют себе и подделки, и передержки, и даже обман. Так, один из них притворился слепцом, чтобы возбудить к себе жалость в добрых сердцах и произвести впечатление там, где это было особенно нужно и важно для имебожников. И после всего этого называют себя “исповедниками», едва не мучениками за имя Божие!..

Вот до чего доводит упорное сопротивление Церкви Божией, доводит гордыня ума, не желающего подчиниться власти церковной!


Источник: Мои дневники / архиеп. Никон. - Сергиев Посад : Тип. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1914-. / Вып. 5. 1914 г. - 1914. - 195 с. - (Из "Троицкого Слова" : № 201-250).

Комментарии для сайта Cackle