158–160. Вера Христова не терпит двоедушия
Суди, Господи, обидящия ны, побори борющия ны!
I
Ходят вокруг нас и над нами грозные тучи гнева Божия, а мы спим себе спокойно. Или – нет: мы тревожно мечемся, слыша громы небесные, видя пока издали сверкающие молнии, но беспомощно опускаем руки, ибо привыкли жить каждый под виноградной лозой своею и под своею смоковницей, – под сенью старых законов. Привыкли, чтобы нас опекало и оберегало правительство, как малых детей, а теперь, когда нам сказали: “Вы стали большими, пора вам самим о себе заботиться”, – мы не знаем даже: как быть, что делать?..
В самом деле, научите, добрые люди, что нам делать? С каждым днем становится все тяжелее жить, атмосфера жизни наполняется каким-то удушливым смрадом – простите мне не совсем литературное выражение – не умею слова другого найти – смрадом специальной жидовщины, издевательства, притом, положительно, систематического, над всем, что нам дорого, что нам священно: нас прямо изводят, отравляют каким-то медленным, но, тем не менее мучительным ядом, день за день, капля по капле, на каждом шагу, и в книгах, и в газетных листах, и в рекламах, и на разных лекциях, и на сцене, и якобы в художественных произведениях. Поистине, мы можем буквально повторить слова Псалмопевца: Весь день поношаху ми врази мои, обыдоша мя, яко си мнози... Суди, Господи, обидящия мя!
А тучи Божии идут на нас и идут, и все ближе к нам и ближе. А враги наши как будто вызывают в безумии своем Господа Бога на бой: так открыто, богохульно выступают они.
Иной раз думаешь: не мелочи ли все это, стоит ли обращать такое внимание на какую- либо газетную выходку?
Однако же можно ли шутить, можно ли равнодушно говорить о том, что широкою волною отравляет и всю нашу интеллигенцию, и далее весь народ?.. Не грешно ли?..
Вот вам факты на последнее время.
Получаю с почты посылку, вскрываю – реклама папиросных гильз фабрики “Катык” (вероятно – жидовская фамилия!), но какая реклама! На картоне наклеена фотография с картины известного художника-безбожника профессора Ге – “Голгофа”. И сама по себе картина эта, по меньшей мере, неприлична: Христос Спаситель изображен на ней в состоянии какого-то отчаяния, будто рвет на себе волосы, а воины как будто угощают Его. А вверху серебром или алюминием вытиснуто огромными буквами: “Гильзы Катыка”!..
Вот – Сытинский календарь на 1913 год. На 68 странице – масса мелких рисунков в одной общей цинкографии. Но присмотритесь: в средине храм Марфо-Мариинской обители, построенной Великою Княгиней-подвижницей Елизаветою Феодоровной, немного пониже сама она, а по сторонам, несколько выше – “уволенный” – так и подписано: “уволенный” профессор Киевской духовной академии Экземплярский, и тоже “уволенный” профессор Томского университета Обручев. Ниже – рисунки: “Забастовка английских углекопов”, “К Ленским событиям” и т. п. Как вам понравится такое соседство для царственной подвижницы?! Но этого мало: внизу, в тексте, “Летопись событий”: Июль. 4. Быстрое развитие анархии в Персии. 8. В Чехии кровавое столкновение между чехами и немцами. Албанское восстание. 9 Бастуют рабочие в Барри. 13. Учредит. собрание упразднило все португальские ордена. 27. В Лондоне бастуют извозчики. РОССИЯ. 2. Закрыто еврейское литературное общество. 15. Мин. Нар. Просвещ. исключены все слушательницы СПБ. Медицинского института, в Томске уволено 375 студ. технолог., 100 из них выслано администр. из Томска. Август. 2. Стачка 100 000 рабочих в Ливерпуле ознаменовалась кровавыми столкновениями. 4. В Англии объявлена всеобщая ж.-д. забастовка. 9. В Дублине забастовка газетчиков. 28. В Бильбао и Миресе бастуют рабочие метал. изделий. РОССИЯ. 12. Забастовка команды всех пароходов Черноморского русского общ. и т. д.; и т. д.
Это – новый своего рода календарь-месяцеслов революции! Я не смотрел дальше, какие перлы имеются в этом календаре, издаваемом в миллионах экземпляров г. Сытиным: воображаю, какие там прелести имеются!..
Объявление в газетах:
Продаются новые пластинки для граммофона:
Народ у памятника Гоголя.
Бродяга.
Ария Зорики. Куплет Симона.
Кондак Николаю Чудотворцу. Не имамы иныя помощи.
Верная манерная. Валенки. Смех.
Как вам покажется это соседство кондака Николаю Чудотворцу и трогательного тропаря Богоматери с ариями и песенками? Право же, невольно думаешь: жиду захотелось лишний раз уколоть наше религиозное чувство, и вот он всячески профанирует все, что для нас так дорого и свято!
Появились новые, юбилейные почтовые марки. Прекрасные портреты наших возлюбленных Государей. Но под ними подписи: “Император Николай II – 7 коп., Александр III – 2 коп. (притом цвет ярко-красный), Александр II – 2 коп., а Петр I – 1, только 1 копейка! Не дорого же расценили изобретатели марок наших, благоговейно чтимых народом Государей! Этого мало: сии царские портреты обязательно пачкаются почтовым штемпелем, как будто ради вящего над ними поругания!
Я получаю много писем с негодованием на эти новшества в почтовом ведомстве, газеты патриотического направления взывают к власть имущим, находятся патриоты почтовые чиновники, отказывающиеся штемпелевать такие марки, “Земщина” даже указывает на прямой закон, угрожающий каторгою за поругание Царских изображений. Никому дела нет!.. Мало того: в тех сферах, коим бы наипаче надлежало обратить внимание на это негодование русских людей, говорят, благомыслящие люди прямо ставили вопрос: не следует ли изъять неудачные марки из употребления теперь же, пока их мало разошлось, но. “Так, видите ли, за границей”, притом затрачены-де деньги на печатание марок и не стоит-де обращать внимания на всякое заявление черносотенцев. И марки остались, и священные для нас Царские лики будут пачкаться штемпелем, а чиновники, отказывающиеся исполнять сию неприятную операцию, – чего доброго – будут увольняемы со службы. Не говоря о всем прочем, спросим только: на Руси ли мы живем? Или уже пришел жид и покорил наше царство?..
В приложении к “Русскому (вернее – к иудейскому) Слову” помещен моментальный снимок с крестного хода, когда новый Московский Митрополит вступал в Кремль. Снимок вышел удачный, и изображение святителя напомнило многим Митрополита Филарета, пред именем которого благоговеет Москва.
Но что же сделали издатели с изображением Первосвятителя Московского Макария? Они поместили в нижней части страницы, как раз под самым изображением митрополита... простите, читатели! голую натурщицу. Так и подписано: “натурщица Смирнов” (Sic).
Да ведь это – издевательство над святителем!
Но, видно, редакции это-то и нужно.
Редкий день проходит без того, чтоб не получить вырезки из газет, глубоко оскорбляющих религиозное или патриотическое чувство, и опять скажу: никому до сего будто и дела нет.
Или где-то решено отдать Россию на съедение жидам? Но ведь жив Господь и жива русская православная душа: этому не бывать!
II
Мутная, ядовитая волна, отравляющая православный русский народ, как известно, не ограничивается печатью. Все зрелища, все кинематографы и подобные учреждения служат той же цели. Едешь по невской столице вечером – в редком доме на Невском проспекте не красуется вывеска, огненными электрическими буквами заманивающая на эти зрелища. То, что в столице еще прикрывается иногда некоторым видом приличия, или же не так бросается в глаза в массе всевозможных впечатлений, то в провинции, в малых городках, уже прямо режет глаза. В 1904 году, в Сергиевом Посаде хотели поставить, прямо против святой обители преподобного Сергия, на противоположной горе – театр. Да, театр, хотя и называли его тогда “народным домом”, но кто же не знает, что такое народные дома, даже в столицах, а о провинции и говорить нечего? Да и на самом деле, был спроектирован настоящий театр: пишущий эти строки видел и план, в котором центральное место здания было отведено зрительному залу, со сценой и фойе, и если бы сам Преподобный не воспрепятствовал сему осквернению места его подвигов, если бы власти монастырские не узнали случайно эту затею заправил посадских и не запротестовали бы (дело велось в такой тайне, что было уже направлено в Петербург, с планом и сметою, в глубоком секрете от лаврских властей), то и гремела бы музыка против самой святой обители, и шла бы там бесовская всенощная одновременно с всенощною лаврскою, и блазнились бы притекающие к угоднику Божию со всех концов Руси богомольцы, глубоко оскорбляемые в своих благоговейных чувствах. Слава Богу, благодаря протесту ревнителя веры, Московского первосвятителя, которому доложено было о готовящемся беззаконии (иначе назвать не умею!), соблазн был предотвращен.
Но успокоится ли враг рода человеческого, хотя бы и не удалось ему внести этот соблазн? Если не попустил Преподобный быть соблазну постоянному, то враг вносит его и – вероятно – будет вносить и в это святое место, от времени до времени. Вот вам пример.
Хотя прошло уже девять лет, как меня разлучили с моею родною Лаврою, но я не перестаю считать себя троицким иноком и пользуюсь всяким удобным случаем, чтоб подышать ее святым воздухом, чтоб провести в ней несколько дней и отдохнуть усталою душою. Поехал я туда и на праздники Рождества Христова. Накануне праздника приносят мне расклеенную на столбах по всему Посаду афишу, которая, между прочим, гласит, что на третий день праздника, “в зале общественного собрания”, следовательно, не в частном доме, а в городском учреждении, вроде городского клуба, “от Совета старшин” (каких же это? Вероятно, старшин этого собрания? Что-то безграмотно)... представлено будет... обстановочная пьеса (представлено – пьеса – как видите, тоже очень грамотно)... такая-то. Действие третье: “У врат обители”. (Чтый да разумеет!..). – По окончании спектакля, большой танцевальный вечер.
Ну что ж? Это, конечно, не новость и в той веси, которая приютилась, по выражению Митрополита Филарета, у врат обители Сергиевой и питается от крупиц, падающих от его трапезы: ведь несмотря на двухвековые протесты православной Церкви, осуждающей танцы как дело недостойное для христианина танцы получили право гражданства, и теперь танцуют, проще говоря – пляшут даже жены и дочери батюшек. Приходится мириться, хочешь не хочешь, с танцами и у врат обители преподобного Сергия. Но врагу рода человеческого и этого мало: на афише стоит, как гвоздь этого плясового вечера – “САТАНИНСКИЙ ТАНЕЦ – ТАРАНТЕЛЛА”, и притом “при участии публики”.
Не утерпел я, грешный: в самый праздник вышел, пред молебном, и сказал слово. Характеризуя беззакония нашего времени и сравнивая их с грехами наших предков, которые были наказаны нашествием галлов и двадесяти языков, я сказал, что грехи наших предков представляют собою только детские шалости в сравнении с беззакониями нашего времени, а в пример, между прочим, указал и на этот предположенный танцевальный вечер с его “сатанинским танцем”. С горечью в сердце я указал слушателям, как все это глубоко оскорбляет угодника Божия, сказал, что он будет свидетелем и обвинителем пред Богом всех тех, кто примет участие в таком танце, и призывал слушателей к покаянной молитве.
Не знаю, послушал ли кто меня. Но уж это – не мое дело. Я, кажется, исполнил мой долг. И если хоть одна душа не пошла на сатанинский танец, я и за то поблагодарю Бога.
А ведь это творится по всей Руси! Это проникает в большие села. Это отравляет особенно там, где есть фабрики и заводы.
А что такое эти всевозможные публичные чтения? Я уже не говорю о якобы научных лекциях разных иудеев и иудействующих профессоров: там ведется открытая лженаучная борьба против веры Христовой, против Божественного Откровения. Но вот, кажется, религиозное собрание, устроенное баптистами якобы с религиозною целью в петербургском Тенишевском зале, на Моховой.
Что ж? Собрались баптисты помолиться. Дело не худое, хотя странно: о сем, якобы молитвенном, собрании оповестили чуть ли не в газетах, устроили его открытым, собрали публику. Сидели чинно за столом, закрывали лицо руками, опускали головы, становились на колена. Пели какие-то свои стихи. Затем вышел на возвышение именуемый “брат” и повел речь ломаным русским языком, перевирая окончания, с иудейским акцентом, с Евангелием в руках. О чем же он говорил? А вот что пишет бывший на этом собрании сотрудник “Нового Времени”:
“Мы услыхали, что Моисей был обыкновенный человек, даже злой, мстительный и трус, так как, убив египетского мальчика, бежал, что он был очень привержен к своему племени, “был, так сказать, националист”, иронически заметил “брат”. Но все это не помешало Богу дать чрез Моисея закон людям. Мы узнали, что Христос ничего людям нового не дал, что он повторял все, что до Него было известно; но чрез Него Бог все-таки дал благодать людям. Итак, по словам баптиста, как Моисей, так и Христос были одинаково обыкновенные люди, причем один из них, Моисей, был даже дурной человек, что эти два человека одинаково послужили людям. Мы вполне должны были усвоить, говорит сотрудник газеты, что Христос – не Бог.
А в числе слушателей были: прислуги, магазинные продавщицы, мелкие купцы или лавочники, курсистки, девочки-подростки с распущенными косами, ученики средних учебных заведений и люди, по-видимому, принадлежавшие к чиновному миру.
Оказалось, в заключение, что проповедник был, действительно, иудей, выкрещенный по баптистскому обряду”.
Даже сотрудник “Нового Времени”, газеты, не особенно отстаивающей наши идеалы, с негодованием спрашивает: “Зачем и причем тут эта публика, состоящая из “малых сих”, мятущихся душою, желающих, быть может, разобраться в своих сомнениях, ищущих света и успокоения? Что они тут найдут, где провозглашается, что Христос – обыкновенный человек? Что они получат от этой рисовки, подделки под искренность, от этих речей, в коих чувствуется гордость и отсутствие искреннего смирения?”
А все это – допускается, на все это смотрят спокойно, как на явление, самое нормальное в православной столице. Да в столице ли только?..
III
И хочется крикнуть власть имущим: гг. министры, гг. законосоставители, стражи народа и законов блюстители! Если вы желали блага родному народу, широко раскрывая двери разным свободам, то вы глубоко ошиблись: ни народ наш, ни в особенности наша так называемая интеллигенция вовсе не созрели еще для этих свобод. Да оно и понятно. Ведь, если в препрославленной Финляндии, как говорят, воровство – неслыханное дело, если там в одной гостинице слуга на мой вопрос: “Где же ключ от номера? “ – гордо ответил: “У нас не Россия! Будьте спокойны, никто ничего не возьмет”, – так ведь эта пресловутая, горделивая, нехристианская честность там воспитана драконовыми законами, которые за воровство карали отсечением руки. А у нас таких законов не было, и хорошо, что не было, но были законы, которые карали вора каторжным трудом, а не сажали его на казенные хлебы в палаты, именуемые тюрьмами, как это повелось теперь. С такими законами народа не перевоспитаешь, а вы ему дали еще всяческие свободы. Вот и пользуются этими свободами иудеи, из всего, даже из самого развращения народа, извлекая себе гешефт, а наша интеллигенция, как несмыслящий ребенок, идет к ним навстречу и отдает себя и народ наш на развращение нравственное. Смотрите: в каких понятиях растет грядущее на смену нам поколение! Мы еще живем тем запасом, какой нам отцы наши скопили: вот растратим его, и тогда что?.. Сойдем в могилу, а чем дети будут жить? Чем наша матушка-Россия будет свою историю продолжать?.. Жид расхитит все сокровища народной души; он отравит эту душу; он превратит наших детей и внуков в рабочий для себя скот и будет пить его кровь.
Думаете ли вы об этом, отцы Отечества?.. Или мираж свобод так отуманил ваши умы, что вы не видите этой опасности? Оглянитесь назад и присмотритесь пристальнее на протекшие пять-семь лет; всмотритесь повнимательнее, что сталось за эти годы с нашею Русью; сравните ее с Русью – ну, хоть за двадцать лет назад: что было и что стало с нею! В ваших руках, например, статистические материалы: как страшно возросла преступность! Какие появились новые виды этой преступности, в старые годы почти неслыханные! Что творится в учебных заведениях? Во что они превратились – даже духовные! Кого они готовят грядущей Руси? А пьянство! Миллиард пропивает Русь, миллионы гибнут от этой страсти, никакая война, никакая чума столько не похищает людей, как водка, а ее исчадие – вырождение народа?.. Вы, на верхах стоящие, сами знаете, как мало теперь дает богатырей наш народ при наборе войск. Приходится понижать требования в размере груди, росте и т. п. Не страшно ли все это? Пьянство развращает народ физически, печать и пресловутые свободы, поблажки в судах – нравственно, жидовская агитация – политически.
Стражи народные! Ужели там, на верхах, этого не видно? Казалось бы: с вышки больше простора видеть все, что творится внизу, на Руси. Нам, Богом поставленным выше других, выше массы народной, грешно себя обманывать. Ведь Богу надо будет за все отвечать. Грозен суд Божий на народных вождей! Да и история свое нелицеприятное слово скажет. Благословения или проклятия потомков лягут на нашу память – и об этом надо бы подумать! Знаю, среди вас есть и Бога боящиеся, и Церковь-мать чтущие, и народ родной любящие. Имейте мужество взглянуть прямо в глаза страшной опасности! Имейте мужество открыто, прямо, не страшась иудеев, признать эту опасность. Признать и не полумеры, только усыпляющие народную совесть, принять, а решительно, твердо, бесстрашно и открыто, с достойною русского православного человека прямолинейностью, повернуть руль русской жизни вправо, не обращая никакого внимания на вопли иудейские, на их угрозы, террор, – ведь умирать-то когда-нибудь надобно: не лучше ли умереть, если Бог попустит, с честью, мученически, с благословениями народа, чем быть трусами и предателями веры и Руси родной?.. И посмотрите, какой светлый праздник будет на Руси в тот благословенный день, когда она будет освобождена от этого проклятого тумана беспочвенного, чисто масонского либерализма, этих лжесвобод, порабощающих душу народную жидам, от всех этих бредней, навеянных иудеями и их приспешниками – предателями родной земли! О, это будет воистину светлый праздник воскресения Руси родной, светлый день Христов, день радости не только православных русских людей, ныне томящихся тоскою безотрадной, но и всех наших предков, к Богу отошедших: ведь мы их заветы вспомним тогда, и они с какою радостью Богу за вас помолятся! Это будет праздник куда радостнее, светлее, плодотворнее, чем 19 февраля, чем 22 октября, чем даже тот день, когда получено было на Руси известие о взятии Парижа и плене Наполеоновом! Возрадуется тогда на небесах и праведная душа Царя-Миротворца, за молитвы которого Господь вернет России и то величие, какое имела она под его державным скипетром.
И какое это было бы достославное воистину юбилейное деяние в память трехсотлетия благословенного Дома Романовых! Воистину это было бы возвращением Руси домой, к родным заветам нашей истории, ее воскресением! Нельзя насиловать народную душу, воспитанную в тысячелетнем послушании Церкви Православной! Нельзя безнаказанно искажать ее заветные идеалы, подменивать ее миросозерцание, уродовать ее мировоззрение! Что-нибудь одно: или народ, потеряв свой облик, обратится в безличное животное, чего так и хотелось бы жидам, или же он, пробудившись от чар разных свобод, во имя истинной свободы разорвет все путы одним могучим порывом богатыря и тогда. Горе всем врагам России! Горе и тем, кто стоял на страже, но не делал своего дела!
Время идет. История не ждет. Ждет только Господь нашего покаяния. Ждет, давно ждет, душою изнывает настоящий русский народ. Он зорко присматривается ко всем нашим ошибкам и глубоко вздыхает. При первом проявлении добрых для него знамений он готов воспрянуть духом и пойти навстречу тем, кто поймет его горе, его заботы, его идеалы. Народ наш – это младенец-богатырь: он младенец в смысле внешней культуры, умственного, научного развития, но он – богатырь духа, усвоивший, в свое сердце восприявший культуру духа, евангельские заветы – так, как, может быть, не воспринял их ни один народ в мире. Скажите: какой народ способен давать христианскому миру таких подвижников духа, как Серафим Саровский, таких пастырей, как Иоанн Кронштадтский, таких духовных старцев-руководителей, как Амвросий Оптинский, таких богословов, как Филарет Московский?.. Христианский мир Запада, столь хвалящийся своею культурою, дал миру великих естествоиспытателей, политиков, философов-мыслителей, но не дал таких смиренных сердцем и великих духом мужей, каких, милостью Божией, родит наша родная Русь православная, наш “богоносец” – народ. У этого народа есть чему поучиться и нам, мнящимся быти его руководителями, поучиться, хотя бы тому глубокому смирению, с каким он принимает скорби, как милости Божии, поучиться простоте детской веры, творящей чудеса у родных святынь, смиренной, воистину христианской любви, даже ко врагам своим, даже к преступникам, в которых он видит только людей несчастных. Поймите этот народ, смиритесь духом пред его заветными идеалами, полюбите его, станьте русскими в душе, защитите этого младенца-богатыря от обижающих его, от постоянно оскорбляющих его религиозные и патриотические чувства, прогоните, не подпускайте к нему близко всех этих расхитителей его духовных сокровищ и – чудо совершится! Слейтесь с ним во едино духом, и не будет в мире народа, сильнее Русского православного! Глубоко понимал это великий в своем царственном смирении Государь-Миротворец Александр III и всем сердцем стремился к единению с народом в его духе, в его идеалах, но увы! – был одинок, почти одинок в осуществлении этого великого своего стремления и – утомленный непосильною работою, ушел прежде времени к Отцу небесному молиться за родную, дорогую ему Русь. С какою любовью взирал на него народ! С какими рыданиями провожал его в могилу! Весь мир был потрясен зрелищем этой бесконечной любви народной к своему Царю-Батюшке, весь мир невольно выражал сочувствие осиротевшему народу. Но ведь и Сын носит в Своем Царственном сердце заветы великого Отца: и Он так же горячо любит родную Церковь, любит Свой народ, готов для него на всякий подвиг. Объединитесь же около сердца Царева, поймите Его царские думы, Его светлые, чисто русские стремления, будьте беззаветно преданными Ему сотрудниками в великом деле созидания и устроения родной земли по родным ее идеалам!
IV
Пишу я эти строки, а сам думаю: да попадут ли они на глаза тем, к кому я обращаюсь? А если и попадут, то дочитают ли их до конца? Не будет ли мой голос гласом вопиющего в пустыне? Не скажут ли: “Слыхали мы все это, но напрасно автор обольщает себя и других мыслию, будто наш народ – какой-то избранник Божий среди народов земных: он такой же народ, как и все европейские народы, только от других отстал, а потому и должен идти по общему с ними пути цивилизации, науки и культуры. Да и не смиренно было бы даже, с христианской точки зрения, считать себя народом-избранником: это походило бы уж на мечты тех же иудеев, которых автор так жестоко осуждает”.
Так может говорить только тот, кто не верит в истину нашего Православия и в Божий Промысел, управляющий судьбами народов земных. Мы, православные люди, веруем, что все человечество призывается Богом ко спасению, что вечно блаженная жизнь ожидает спасаемых не здесь на земле, а в будущем царстве славы Христовой, когда будет новое небо и новая земля, после обновления мира, по втором пришествии Господа нашего на землю, веруем, что спасение для людей возможно только в недрах Христовой Церкви, что Церковь как носительница, хранительница и провозвестительница Христовой истины – одна, как и самая истина – одна, и сия истина, веруем, именно в нашем родном Православном исповедании, в православной нашей Церкви-матери. Люди живут на земле вовсе не для того, чтобы коптить небо своими грехами, а для того, чтобы самим готовиться на небо. А чтобы идти на небо – надобно знать пути, туда ведущие. И сии пути – в Церкви Божией, в Церкви Православной, в ее учении, в ее таинствах, в ее руководственных указаниях в жизни духовной. Если бы люди, уверовавшие во Христа, сохранили единство веры, если бы не внесли они своих человеческих мудрований в чистую истину Божию, то не было бы среди христиан и делений на мнимые церкви, секты, еретические сообщества. К несчастью, это случилось. Хитон Христов раздран ересями и расколами, испачкан сектантскими лжемудрованиями. Вот почему Господь и избирает из народов земных верных хранителей и провозвестников Своей Божественной истины. Таким и был в Ветхом Завете народ еврейский. Но он не принял Христа, воплощенную истину, и за то отвергнут Богом, и вместо народа избранного стал отверженным, вместо благословенного – стал проклятым, ибо сам на себя призвал эту клятву, когда кричал Пилату: “Кровь Его на нас и на чадах наших!” Вместо евреев избраны народы европейские, греки и римляне. Прошла тысяча лет, западные христиане увлеклись мечтами Римского папы о всемирном владычестве, исказили исповедание веры, внесли новшества в учение веры и отпали от единства Церкви. Тогда Бог избрал на их место, в полноту Церкви Божией, народы славянские и особенно нашу Русь, просветив ее Православною верою. И стала она, вместе с народом греческим и православными славянами, носительницею и хранительницею Православия в среде народов земных. И стала избранным народом Божиим. Не с тщеславием, не в духе гордыни исповедуем мы сию истину: со страхом исповедуем Божие избрание и боимся, как бы не потерять его, как бы над нами не исполнилась угроза Христа Спасителя, изреченная некогда народу еврейскому и столь страшно приведенная над ним в исполнение: се оставляется дом ваш пуст. (Мф. 23:38). Глаголю вам: яко отымется от вас царствие Божие и дастся языку, творящему плоды его! (Мф. 21:43) Вот как мы дорожим нашим святым Православием, а не тщеславимся, не хвалимся им, как Божии избранники. Мы боимся, как бы не оказаться недостойными хранителями сокровища сего, как бы не быть народу Русскому тем рабом непотребным, который не пустил в оборот доверенного ему от господина таланта и закопал его в землю, тем хуже – не расточил бы его на свои эгоистические, земные потребности. Мы веруем в призвание нашего народа блюсти во всей чистоте и непорушной целости святое Православие, притом не для себя только, нет, а для всего мира, для всех народов земных, для каждого человека, кто хочет обрести вечную жизнь. Мы веруем и исповедуем, что в деле веры нельзя хромать на оба колена: служить Богу и мамоне, одну половину сердца отдавать Христу, а другую врагу Его – велиару. Если государственная власть признает веру Православную единою истинною верой, если она сознает все великое значение сей веры в государственной жизни и строении, если видит в Православии духовную основу русской народности, народного миросозерцания, опору всех устоев государства, – а все это власть должна признавать, видеть и понимать, – то может ли она допускать подрыв веры, подкоп под нее разных ересей и лжеучений, разрушение ими сей веры в массе младенчествующего умом народа, не расшатывая в то же время своих собственных основ? Во имя чего она должна бы все это допускать? Во имя каких-то отвлеченных теорий, в принципе не признающих различия между вечным благом и вечной погибелью? Но так свойственно рассуждать только масонам, этим вечным врагам Христова учения. Во имя какой-то выдуманной свободы совести? Но ее не может быть хотя бы уже потому, что совесть есть сокровенный судия помышлений и поступков человеческих, есть внутренний закон, который, как закон, сам себя связывает, ограничивает, но никем и ничем не может быть ограничен: пример – святые мученики. Затем: какая совесть? Бывает совесть и щепетильная, скрупулезная, бывает и сожженная. Так какой же дать свободу? Совесть еретика, сектанта, раскольника позволяет всех совращать в свои секты, ереси, расколы православных; совесть иудея дозволяет ему отравлять, убивать христианина, как животного; совесть вора – воровать и т. д. Уж не давать ли свободы всем этим совестям? Скажут: речь идет только о вере. Но расхищать сокровище веры, скрадывать русскую душу, искажать эту прекрасную душу по подобию немца-штундиста – да ужели может все это допустить государственная власть, сама признающая православную веру своею основою, основою бытия Российского государства? Ведь это было бы изменою своему назначению! В сущности, этим государственная власть упраздняла бы сама себя. Что пользы в том, если она будет ограждать только имущество подданных Русского государства от воров и разбойников, а душу народную отдаст на расхищение и духовное убийство? Мы не требуем казней для пропагандистов-еретиков; мы требуем только строгого им воспрещения пропаганды, под угрозою ощутительного для них наказания, хотя бы беспощадными штрафами и удалением из тех мест, где они пытаются свить себе гнездо. Мы умоляем правительство, чтоб оно оградило детей наших и простецов из народа от того духовного разврата, какой вносится иудейской необузданной, бессовестной печатью, развращающими зрелищами, разными кинематографами и т. п. Мы умоляем принять меры к сокращению пьянства. Пожалейте народ не навязывайте ему насильно западных правовых теорий: он знает одну теорию – Царь – Отец народа, весь народ – дети Царя, Царь любит детей, как родной отец, народ беззаветно любит Царя как Отца, как Божия Помазанника. Что может быть лучше, выше, святее этой теории? Будьте же и вы старшими детьми Царя, Его верными слугами, верными и неизменными Его помощниками в Его святом деле служения царственного, в Его отеческих заботах о народе. Бросьте негодные для нас, русских людей, правовые начала, разные теории о равенстве, о свободах. Полюбите народ, как младших братьев, поймите его духовные нужды, и любовь подскажет вам, что нельзя давать ребенку игрушки, с коими он обходиться не умеет, нельзя открывать двери к душе народной всем проходимцам, всем иудеям, иноверцам и инородцам, когда народ еще не может сам дать им отпор, когда его надо еще научить беречь вверенное ему Богом сокровище веры Православной и всего того, что завещали отцы наши, но чем – увы – мы так мало дорожим! Пощадите же народ, не отдавайте на расхищение сокровищ его души!
Вот наша мольба к тем, кто власть имеет, наша усерднейшая просьба всенародная к нашему правительству.
Всего этого требует от него исповедываемая им же святая вера Православная. Довольно сделок с совестью в наших законах. “Аще есть Господь Бог – истинный Бог, то идите за Ним; аще же Ваал есть бог, то идите за ним” (4Цар. 18:21). Вера Христова не терпит двоедушия: “Поскольку ты тепл, а не горяч, и не холоден, то извергну тебя из уст Моих”, – говорит Господь в Откровении Ангелу Лаодикийской Церкви (3:16).
Гремят громы небесные, сверкают молнии: проснитесь все, кому дорога родная Русь, дорога вера Православная: лучше умереть за эти святыни, чем видеть поругание их!..
Но зачем терять надежду!
Бог поможет – и отстоим их на радость родной земли!