Источник

179. Что означает слово «веровать»?

Есть слова, к которым мы так привыкли, что не задумываемся над их смыслом: так ли мы их понимаем, как должно. Таково слово: “веровать”. Из споров об имени Божием выяснилось, что простые люди понимают это слово так: веровать значит признавать за Бога. Веровать во имя Божие, говорят они, значит: самое имя почитать за Бога. Берут Евангелие, вычитывают все места, где Спаситель или св. евангелист употребляют это выражение, и, с полным убеждением, что они правы, показывают эти места тому, кто не разделяет их убеждений, паче же рещи – заблуждений.

Между тем, ни в одном месте св. Писания, ни в Евангелии, ни в посланиях Апостольских, нет такого учения, будто имя Божие есть Бог и веровать в него следует как в Бога. Это уж неправильное толкование самих имепоклонников.

Как же следует понимать это выражение, эти два слова, чтомыя в св. Евангелии: веровать во имя Его, то есть во имя Господа?

Надобно прежде всего вникнуть в точный смысл одного слова: верую. А смысл этого слова становится совершенно ясен, когда прочитаем весь Символ Православной веры, от начала до конца. В этом великом исповедании веры, составленном святыми отцами первого и второго Вселенских Соборов, на все века, для верующих всех веков и народов, с строгим заветом последующих Вселенских Соборов: отнюдь не изменять в этом Символе веры ни единого слова, – в этом, говорю, Символе веры, во-первых, нет выражения: “верую во имя Божие”, во-вторых: стоит во главе всего одно слово верую, и затем перечисляются те истины, которые восприемлются сердцем верующего православного христианина и чрез веру усвояются его умом. Первая святейшая истина – учение о трех Лицах Пресвятой Живоначальной Троицы: верую во единого Бога Отца, и во единого Господа Иисуса Христа (а не во имя Его), Сына Божия Единородного, и в Духа Святаго Господа Животворящаго. В сих членах веры излагается учение Церкви о свойствах Божиих, об искуплении рода человеческого крестною смертью воплотившегося Сына Божия, вообще, о всем домостроительстве или промышлении Божием о спасении людей, о последнем суде Сына Божия, о третьем Лице Святой Троицы – Духе Святом. Достойно внимания, что святые отцы не сочли нужным вносить особого учения о вере в имя Божие в Символ веры, хотя вопрос об этом был поднят еще в те времена лжеучителем Евномием, которого обличали такие великие отцы Церкви, как Василий Великий и особенно Григорий Нисский, и осудил Второй Вселенский Собор.

Учение о Лицах Святой Троицы занимает в Символе веры восемь членов. Далее святой Символ говорит: во едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь. Тут, конечно, подразумевается то же слово: верую. Верую в Церковь. Что же это значит? Ведь если слово верую надо понимать так, как его понимают имеславцы, то выходит, что Церковь есть Бог. Они ведь думают, что слово верую везде значит: признаю за Бога. Верую в Церковь, по их разумению, и надо бы понимать: признаю за Бога Церковь. Но никто из них этой ереси не говорит. Никто Церковь Богом не признает. Что же значит тут слово верую? Очевидно – не то, что разумеют имеславцы. И действительно, оно не только тут, но и везде значит: приемлю сердцем и умом, за послушание Церкви-матери, то, что она предлагает мне в своем исповедании как о себе самой (верую в Церковь), так и о всех истинах, ею возвещаемых в ее Символах, вероопределениях святых Соборов Вселенских и поместных, в согласном, единомысленном учении св. отцов, – приемлю, ничтоже вопреки глаголя, хотя и не все сие умом моим постигаю, приемлю сердцем за святую истину и устами исповедую сию истину.

Вот что значит слово верую. В этом смысле святая Церковь верует в силу честнаго и животворящего креста, верует в силу спасительных Таинств, совершаемых благодатью Духа Божия, верует и в спасительную силу молитвенного призывания Господа Бога посредством имени Его, страшного для демонов. И не одно только имя Господа “Иисус” Церковь разумеет под словом “имя Божие”, а всякое слово, каким Церковь обвыкла призывать Господа в своих молитвах. И мы веруем в силу благодати Божией, призываемой чрез благоговейное произнесение в молитве имени Божия с верою, но самого “имени”, ни звуков, ни букв, ни даже умопредставления нашего – Богом не почитаем, следуя точному учению Православной Церкви об имени Божием, изложенном в Пространном Христианском Катехизисе, где говорится:

“ Что имя Иисуса Христа Распятого, с верою произнесенное движением уст, то же самое есть и знамение креста, с верою сделанное движением руки или другим каким образом представленное”.

Здесь имя Божие приравнивается к крестному знамению, а крестное знамение никто Богом не почитает. И заметьте: это – не частное мнение какого-либо учителя Церкви, это – учение самой Церкви, изложенное в учебной книге для всех верующих, в Катехизисе, который представляет собою точное исповедание веры, неизменное, непреложное, не подлежащее никакой критике частных людей, какие бы это ни были ученые богословы. Вот что значит Катехизис; вот как учит он об имени Божием.


Источник: Мои дневники / архиеп. Никон. - Сергиев Посад : Тип. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1914-. / Вып. 4. 1913 г. - 1918. - 205 с. - (Из "Троицкого Слова" : № 151-200).

Комментарии для сайта Cackle