Источник

178. Как учит Святая Церковь об именах Божиих

(Выписки из св. отцов и церковных вероопределений)

Имя и предмет, им обозначаемый, не одно и то же

Иное – предмет, по своей природе подлежащий названию, и иное – название, обозначающее предмет. Бытие – не одно и то же с именованием (Св. Григорий Нисский. Опровержение Евномия, кн. 12, ч. VI, стр. 373, 328).

Всякое имя есть некоторый признак или знак какой-либо сущности (стр. 495).

Слова суть как бы тени предметов, (стр. 325).

Наименования не из самого естества проистекают, но прилагаются к предметам нашею мыслию, (стр. 315, 323).

Употребление слов и имен придумано после сотворения людей, (стр. 329).

Бог есть Создатель вещей, а не имен, не имеющих существенности и составленных из звуков голоса и языка (стр. 373).

Имена означают только сущности, а сами не суть сущности (Св. Василий Великий. Опровержение на защитительную речь нечест. Евномия. М. 1857, ч. 3, стр. 153).

У Бога нет ни голоса, ни вида, но Он выше образов и звуков (Св. Иоанн Златоуст. Толкование, на Евангелие от Иоанна, т. VIII, стр. 268).

Выражение: рече (Бог) нисколько не указывает на голос и речь Божию, но на волю Божию (Св. Григорий Нисский, ч. VI, стр 356).

“Глаголы, яже глаголю вам, дух суть”... сказал: дух, вместо того, чтобы сказать – духовные (Св. Иоанн Златоуст. VIII, 310).

Слова Христовы, телесно произнесенные, не суть сущность Духа Святого (Св. Григорий Палама. 2-е слово против латинян. У Игумена Модеста, стр. 42).

Имена Божия явились после создания человека,

нужны только нам, а не Богу, и сами по себе не Бог

Не ради Бога, а ради нас измышлены имена для усвоения понятия о Сущем, т. е. о Боге (Св. Григорий Нисский, VI, стр. 331).

Усвояемые Богу имена недавни сравнительно с Самим Богом, ибо Бог не есть речение и не в голосе и звуке имеет бытие (стр. 324).

Всякий ум и слово бесконечно далеки от Бога, чтобы быть Ему подобными (Св. Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии, стр. 9).

А если имя Его страшно, то не гораздо ли более самое существо Его? (Св. Иоанн Златоуст. Толкование на 110 псалом).

Не Бог еще то, что мы представляем себе под понятием Бога, или чем мы Его изобразили, или чем описало Его слово (Св. Григорий Богослов. Творения, М., 1844, ч. 3, стр. 21).

Мы не знаем имени, которое бы обнимало Божеское естество. А слово, посредством имени объясняющее Божественное существо, подобно тому, кто собственною дланию думает обнять все море (Св. Григорий Нисский. VI, стр. 92, 332).

Бог не есть имя (Св. Иустин мученик. Апология 11, 6, М. 1864, стр. 120).

Бог не имя (Св. Иоанн Дамаскин. О мучении Св. Вавилы).

Иисус есть имя Сына Божия по плоти, принятое Им по воплощении

Иисусом назван для того, чтобы под именем Иисус скрыть от диавола Его Божество (Св. Иоанн Златоуст. VII, 18).

Господь назван Иисусом Христом потому, что облекся в плоть. Иисус – имя Его по плоти. (II, 891).

Господь принял название Христа не до воплощения, как лжеумствуют некоторые. Слово тогда получило название Иисуса Христа, когда Оно стало плотию (Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение правосл. веры, М. 1855, кн. IV, гл. 6, стр. 228–230).

Иисус Христос – имя Сына Божия, а не всей Св. Троицы (Св. Димитрий Ростовский. Твор., изд. Сойкина. Спб. 1910, стр. 78).

Имена Божии должно почитать наравне с св. крестом и иконами,

а не как Самого Бога

Что имя Иисуса Христа Распятого, с верою произнесенное движением уст, то же самое есть и знамение креста, с верою сделанное движением руки или другим каким образом представленное (Пространный христианский катехизис. О крещении. М., 1840, стр. 82).

Имя Божие называется святым, конечно, не потому, что в самых слогах имеет некую освящающую силу, но потому, что свято и чисто всякое свойство Божие (Св. Василий Великий, в толковании на псалом 32).

Иконное изображение указуется евангельскими повествованиями, евангельское повествование указуется иконными изображениями. Чествовати их не истинным богопочтением, еже подобает Единому Божескому Естеству, но... честь, воздаваемая образу, переходит к первообразу (Определение VII Вселенскаго Собора).

Вечная память верующим, возвещающим... что одинаковую приносит пользу как посредством слова возвещение, так и посредством икон истины утверждение.

Как очи зрящих освящаются честными иконами, так и уста освящаются словами (Определение Константинопольскаго собора 842 года, читавшееся в неделю Православия. Синодик в неделю Православия. Одесса, 1893, стр. 6–7).


Источник: Мои дневники / архиеп. Никон. - Сергиев Посад : Тип. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1914-. / Вып. 4. 1913 г. - 1918. - 205 с. - (Из "Троицкого Слова" : № 151-200).

Комментарии для сайта Cackle