100 (а). Праздник Божественного смирения
Нас ради родися Отроча младо – превечный Бог.
Сегодня праздник Божественного смирения. Сегодня превечный Бог стал Отроча младо – малым Младенцем, рождаемым от Девы; сегодня всемогущий и премудрый Творец всех миров, и видимых и невидимых, единородный Сын превечного Отца явился во плоти яко един от земнородных, Царь небесный низшел на грешную землю, и притом – не в раззолоченные чертоги царей земных, а в смиренный вертеп, не в роскошную колыбель, а в убогие ясли. Простирающий небо, как шатер, и Одевающий его облаками, Повивающий море туманами, как пеленами, – сегодня Сам рубищем пеленается, яко сын бедного Назаретского древодела. Поистине, сегодня небо сошло на землю и вертеп стал небом! Поистине, неизреченно смирение Сына Божия, несказанна любовь Божия к роду человеческому. Тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего единородного дал есть, да всяк веруяй в Него не погибнет, но имать живот вечный (Ин. 3:16).
Еще в Ветхом Завете царственный пророк, в благоговейном созерцании премудрости и благости Божией в отношении к ничтожному творению – к человеку, молитвенно взывал ко Господу: что есть человек, яко помниши его, или сын человечь, яко посещаеши его! Стоит ли это ничтожное создание, этот червь, прах, пепел, пребывающий где-то на земле, которая и сама-то есть ничтожная пылинка мироздания, – стоит ли он того, чтобы Ты, Всевышний, Непостижимый Боже, помнил его, посещал его благостию Твоею, осыпал щедротами Твоими? А, между тем, – Ты умалил его малым чим от Ангел, славою и честию венчал еси его, поставил еси над делы руку Твоею, вся покорил еси под нозе его. О, как величественно, как дивно и славно имя Твое по всей земле! (Пс. 8:5–7, 10).
Но что сказал бы сей благоговейный созерцатель великих дел Божиих, если бы он воочию узрел то, что мы верою созерцаем ныне, что в действительности совершилось на земле, – если бы он узрел Бога во плоти, Бога – яко Отроча младо, Отроча – Бога в убогих яслях, в бедных пеленах, в мрачном вертепе смиренно почивающего?.. Какой дивный псалом воспел бы он своему преблагословенному Потомку по плоти, ныне родившемуся в родном ему граде Вифлееме!
Но вместо священной арфы Богоотца Давида в тишине ночи на полях Вифлеема слышатся скромные свирели смиренных пастырей, а вместо дивного, богодухновенного псалма здесь раздаются звуки песни ангельской, пресладостной сердцу песни о мире на земле и о благоволении Божием к роду человеческому.
Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение! (Лк. 2:14).
И действительно: каким чудным, благодатным миром веет на нас от смиренных яслей Божественного Дитяти! Се – возлежит Он, всемогущий Творец всех миров видимых и невидимых, яко беспомощный младенец, повитый пеленами... и сие – нас ради человек и нашего ради спасения! Се приседит у Его смиренной колыбели, у этих яслей, Его Пречистая Матерь-Дева, вся погруженная в благоговейное созерцание дивных дел Божиих, через Нее совершающихся. С какою несказанною нежностью любуется Она на Свое Божественное Отроча, о Коем уже знает, что Оно спасет людей Своих от грех их! С какою заботливою любовью слагает Она в чистом боголюбивом сердце Своем все, что видит и слышит здесь, все, что потом с ее слов записали для нас святые Евангелисты Матфей и Лука! А вот и достоблаженный старец, Ея обручник, Ея попечитель, смиренный древодел из Назарета Иосиф в благоговейном размышлении склонил седую главу свою над яслями своего нареченного сына-Богомладенца. Вот являются с полей своих со стражи ночной пастыри, только что бывшие свидетелями дивного явления Ангелов, от Ангелов узнавшие, что во граде Давидове родился ныне Спаситель, Иже есть Христос Господь. Радостью и счастьем сияют их лица, с боголепным благоговением склоняются они до праха земного пред священными яслями и первые из земнородных приносят Христу в дар от стад своих непорочного агнца. А за ними, по некоем времени, приходят и цари-мудрецы с Востока, из далекой Персии, из пределов Вавилонии, – приходят, водимые чудесною звездою, и, повергаясь ниц пред Почивающим в яслях новорожденным Царем Иудейским, паче же рещи – Царем всего мира, всей вселенной, отверзают свои сокровища и приносят Ему злато, ливан и смирну. Так простота и мудрость, убожество и богатство, смиренное звание и царское достоинство встречаются у колыбели Христовой и вместе склоняются пред Тем, Кто в убогих пеленах не престает быть Владыкою неба и земли, Кому все люди дороги и близки, Кто праведных с любовью приемлет и грешных благостью милует, Чье сердце, Чьи объятия одинаково раскрыты и для бедных и богатых, и для знатных и незнатных, и для простецов и для мудрецов... лишь бы все они были духом смиренны, сердцем сокрушенны, лишь бы все стремились уподобиться Ему, нас ради плотию младенчествовавшему, во исполнение завета Его: аминь глаголю вам: аще не будете яко дети, не внидете в царствие небесное. (Мф. 18:3).
Братие христиане! Когда переносишься мыслию к священным событиям сей благословенной ночи Христова Рождества, когда созерцаешь в дали веков минувших этот дорогой нашему сердцу вертеп, эти убогие ясли – колыбель Царя царствующих и Господа господствующих, то в грешной совести невольно рождается вопрос: а для тебя, именующего себя учеником Христовым, есть ли место в этом вертепе? Достоин ли ты хотя издалече поклониться сему Отрочати малому – превечному Богу?.. И что ты принесешь Ему от нищеты твоей духовной?.. Ведь было же время твоего детства, когда твое сердце, тогда еще невинное, радостно трепетало от одной мысли, от одного напоминания, что приближается великий праздник Рождества Христова, что скоро запоют в церкви: Христос рождается – славите... Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума... и это торжественное: Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит. Было время, когда твоему детскому воображению, детскому сердцу были милы и дороги эти ясли, в коих с тихой младенческой улыбкой почивало Отроча младо – превечный Бог, и душа твоя тянулась тогда к этим яслям и сиял, и согревал ее оттуда свет Христов, просвещающий всякого человека, и никаких вопросов не зарождалось тогда в твоей совести: с детской простотой устремлялся ты к иконе Рождества Христова и с беззаветной любовью и благоговением лобызал изображение Богомладенца и Его Пречистой Матери. О, если бы можно было вернуть себе невинность детства, нежность детского сердца и простоту детской веры, чтобы снова и снова переживать святые благодатные впечатления, какими тогда была полна душа!
Увы, братие, теперь мы живем в святые дни праздников нашей матери-Церкви большею частью только воспоминаниями своих детских впечатлений!.. Но кто же препятствует нам эти воспоминания обратить в живую действительность? Ведь Господь наш Иисус Христос вчера и днесь, Той же и во веки. Ведь за тем Он и пришел к нам на землю, и Младенцем стал, и во яслях почивал, и на кресте пострадал, чтоб сломить в нас нашу гордыню, – чтобы не только возвратить нам невинность детства, но и, омыв грехи наши Своею кровию, пересоздать всего нашего внутреннего человека. Он все сделал, все готов сделать, чтобы согреть наше холодное сердце Своим миром благодатным, чтобы облагоухать его веянием Святого Духа, чтобы соделать его яслями для Себя, обителию Своею, и внити в него, и обитати в нем. Он все сделал, а мы – ничего! Но Он с клятвою уверяет нас чрез пророка: хотением не хощу смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему (Иез. 33:11). Значит, и для нас есть место у колыбели Спасителя мира. Припадем же к Нему в простоте сердца скорбящего и кающегося, пожалуемся Ему на самих себя, восплачемся пред Ним, Спасителем нашим, и призовем себе на помощь Пречистую Матерь Его:
Господи Иисусе Христе Боже наш, нашего ради спасения ныне плотию родитися от Девы изволивый и во яслех возлегий! Ты рекл еси пречистыми усты Твоими: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем (Мф. 11:28). Ты рекл еси: без Мене не можете творити ничесоже. Ты заповедал еси: аще не будете яко дети, не внидете в царство небесное. Сподоби нас в сей великий и спасительный день Рождества Твоего целым сердцем и всею душою нашею припасти к священным яслям Твоим и облобызать святейшие пелены Твои. Приими вместо дара наше грешное сердце и молитвами Пречистыя Твоея Матере сердце чисто созижди в нас, дух правый обнови, смирение и простоту веры даруй нам, силы ко исполнению заповедей Твоих ниспосли и имиже веси судьбами помилуй нас. Аминь.