100 (б). Чего ждать дальше? Началось...
Да, в Православной русской земле началась открытое идолослужение, совершаемое не язычниками, а нашими интеллигентами, конечно, в детстве окрещенными в святую веру Православную.
Вы не верите, читатель?
А вот прочитайте провинциальную афишу:
«Городской зимний театр.
В пятницу 2 декабря 1911 года состоится юбилейное чествование городом (сей город- идолопоклонник есть Курск, родина преподобного Феодосия Киево-Печерского!) и артистами ХХV-летия (чего же чествование – из безграмотной афиши не видно, но далее увидит читатель) основания Курского городского зимнего театра. Будет прочитан реферат и т. д. Будут прочитаны приветственныя телеграммы и (внимание, православный читатель мой!) возложены венки к подножию Богини (так и напечатано с большой буквы!) Мельпомены и ее великого служителя М. С. Щепкина».
Итак, пока столица строит и украшает идольское капище, пока выписывает идолов из Японии, Китая и Индии, пока собирается еще открыть (вероятно, в публикации скажут: освятить!) это капище, а по-нашему – осквернить столицу, провинциальный Курск уже совершил преклонение пред идолом Мельпомены, богини театра, признал ее богинею с большой буквы и торжественно, от имени города, возложил к ее подножию венки.
Несчастная Россия! Сама собираешь на свою главу гнев Божий, ищешь своей гибели!.. Но это еще не все.
Далее афиша гласит:
«Военный оркестр исполнит славу». Не знаток я театра, не знаю, что это за «слава». Но смысл все же понятен, слава – конечно – не Богу. И военный оркестр, частица «христолюбивого» нашего воинства, привлекается к участию в прославлении... кого? Языческого идолища Мельпомены?
Боже мой! Не ведят, что творят! Не отними Своего благословения хотя от воинства-то нашего!
А в довершение горя – эта афиша печатается не в жидовском листке, а в «правой» газете – «Курская Быль»! И газета, издаваемая, по-видимому, православными, правыми людьми не погнушалась напечатать это богомерзкое объявление скверного ради прибытка. Вот вам и, правые, вероятно, «готовые душу свою положить за веру Православную». Можно ли с такими иметь общение?
Господи, как все это горько, как тяжело видеть это безумие!..
Чего же ждать дальше?
Этот дневник был уже напечатан в «Колоколе», когда получил я вырезку из «Курской Были» (№ 268) с сообщением о том, как прошло «торжественное празднование 25-летия театра. «Празднование» – будто и в самом деле «праздник» какой! 25 лет кривлялись, ломались разные лицедеи, вероятнее всего – иудеи, и вот – «потрудились» довольно: любуются собой, празднуют. Диво молебна не отслужили! А, впрочем, и «моленье» было: а венки- то возлагали на «богиню» Мельпомену? Разве это не языческое идолослужение? И «славу» играли наши «воины христолюбивые», и «публика рукоплескала», и какая-то «городская театральная комиссия», и представители обществ, учреждений, учебных заведений – мужской и двух женских гимназий, и общества врачей и содействия начальному образованию были... Как будто все по-надлежащему, и «публика» была... А в конце вдруг сообщение: «общество отнеслось к юбилейному празднику в высшей степени холодно, чтобы не сказать более (вероятно – враждебно?). Театр представлял из себя положительно – пустыню (это слово подчеркнуто и «Курской Былью»). Вряд ли за все 25 лет был спектакль более малолюдный. Вообще, было гораздо более похоже на похороны, чем на юбилей городского театра».
Вот вам и «публика». «В партере вряд ли было более пятидесяти человек, считая в том числе и некоторых артистов и других бесплатных посетителей». Другими словами: настоящей-то публики, которая заплатила бы деньги за присутствие при этом идолопоклонении – и вовсе не было.
Что бы это значило?..
А мы пока скажем и за то – слава Богу!