Приложение 1-е. Koгo нужно разуметь под именем упоминаемого в Коране пророка Гуда?
Большинство западно-европейских ученых отождествляют имя Гуд с именем библейского патриарха Евера, сына Салы, сына Каинана, сына Арфаксада, сына Сима, сына Ноева651. Так напр. у Готтингера мы чигаем: «Шикард (Sshikhardus) в сочинении своем «Thaarich» на стр. 32-й говорит: неизвестно, кто разумеется под этим именем. На эту неизвестность ссылаются очень многие авторы, которых, впрочем мне не случалось видеть. Один только Патрицид Александрийский в своем сочинении «Shronologia» на стр. 12-й уничтожает это затруднение и следующими словами рассеивает окружающий это имя мрак: «Евер есть отец евреев, а арабы называют его Гудом.» Патрициду следует Аль-Макин (Elmakinus), который в своем сочинении «История арабов» на стр. 14-й так говорит: «Этот Евер есть отец евреев, который говорил по-еврейски, как и потомки его, но арабы называют его Гудом.» Вместе с этим и родословие Гуда, правильно понимаемое, не дает права – никого кроме Евера разуметь под именем Гуда. Так Бяйзави в Толковании на Коран на стр. 237-й: «Он есть сын Шалиха (Салы), сына Арфаксадова, сына Симова, сына Ноева652.» Есть и другое у него родословие, которое мы оставляем его авторам, как не представляющее ни- чего особеннаго653.
«Но ты спросишь, – продолжает Готтингер: что общего у Гуда с Евером? Какое сходство в буквах и значении? Как бестолково и нелепо такое превращение! Ответ. Прежде всего я скажу, что это лукавое орудие диавола, Мухаммед, нн о чем с таким усердием и старанием не заботился, как о том, чтобы отклонить от себя всякое подозрение людей Писания и таким образом, приписать божественный авторитет своему Алкорану. Поэтому он старался искажать рассказы обоих Заветов, а также и собственные имена, чтобы какой-нибудь очень искусный человек не мог приметить его обмана. Ибо кто мог бы легко догадаться, почему Евер в сочинениях арабов, по установлению меккского лжепророка, является под именем Гуда, так как Евер был отцем евреев, которые, спустя много веков и особенно во времена Мухаммеда, назывались иудеями? Таким образом кажется яснее полуденного солнца, откуда он во 2-й гл. 110 ст. Корана называет иудеев654. И это не догадка, но истина. Такого же рода нелепостями и относительно других предметов весьма изобильно (Мухаммед) обнаружил ложность своей книги»...
Говоря далее о том, что Гуд называется в Коране пророком, Готтингер замечает, что это название заимствовано Мухаммедом от иудеев, потому что в Seder olam pag. 11 Евер называстся великим пророком655.
Марракчи, писавший после Готтингера, также отождествляет Гуда с Евером656.
М. Д'Ербело говорит, что арабы называютъ Гудом того патриарха, которого евреи называют Евером, так как арабское название иудеев ягуд имеет один корень с именем Гуд, подобно еврейскому евреи, происходящему от имени Евер.657
Гейгер тоже утверждаеъ, что Гуд соответствует библейскому Еверу658.
Шпренгер не говорит, кого именно нужно разуметь под именем Гуда, но утверждает вообще, что рассказы Корана о народе Гад, к которому был послан Гуд, иудейского происхождения659.
Отличных от этих взглядов на личность Гуда мы не знаем. Из представленных же взглядов видно, что и корифеи науки в определении личности Гуда мало показали самостоятельности. Все их рассуждения очень походят одни на другие и потому естественно предполагать, что позднейшие ученые списывали у своих предшественников, хотя и не указывали на это. Шпренгер был более других самостоятелен, так как представил самостоятельную попытку оперделить, где и когда жил народ Гада, среди которого проповедовал Гад660.
* * *
Быт. гл. 10. ст. 22–24.
Ср. Толков. Бяйзави на гл. 7, ст. 63 Корана. Comment in Coran V. 1. P. 330.
Ср. 125-я стр. наш сочин., где представлено родословие Гуда по Рабгузы, заимствованное очевидно у Бяйзави, клторый на первом месте ставит это именно «не представляющее ничего особенного» родословие Гуда. По словам Бяйзави, Гуд был сын Габдуллаха, сына Рабаха, сына Халюда, сына Гада, сына Гуса, сына Арама, сына Сима, сына Ноя. После этого уже Бяйзави приводит цитируемое Готтингером родословие Гуда и придает ему меньшее следовательно значение.
Готтингер, вероятно, имел под руками список Корана, в котором счет стихов не соответствует современным экземплярам его. В 110 ст. 2 гл. Корана нет имени "иудеи», которое встречается в 107 и 114, где это имя употреблено в форме аль-ягуду. По замечанию Гейгера, это имя чаще употреблялось в форме гуд. Но несомнено действительно, что арабские ягуд иудей, Гуд имя пророка и глагол гада иудействовать – все имеют один корень.
Hstoria orientalis. Tiguri, 1660 p. 38–40.
Refutatio Alcorani, p. 282 et. 285.
Bibliotheque orentale, ou Dictionnaire universel… Paris. 1783, t 3. P. 230.
Was hat Mohammed aus dem Judenthume aufgenommen? Bonn. 1833. S. 113.
Sprenger, B. 1, S. 63.
Sprenger, B. 1, S. 505–518.