Источник

Письмо 187

Бедное устроение стяжала к N., что и встретиться избегаешь, и мимо келии пройти не хочешь. Ведь это есть залог злобы в тебе; какая ж польза, что ты слышишь моё слово? Чему научаешься?

Будь поумнее и смиреннее, исправь себя и своё устроение. Пишешь о строении вместном, и о том, что боишься отяготиться совестью за интерес, что уже и испытала с N. N.; конечно, лучше делать, по возможности, уступку, нежели крамолить; спокойствия не составит то, когда ближний будет скорбеть, и лучше сделать что к миру клонится. Опять ты думаешь: когда будешь отдельна, то и успокоишься, совсем нет; а если смиришься и будешь себя укорять, то найдешь покой. Раздражительность твоя не может тем уничтожиться, когда никто тебя не будет трогать, но ещё больше умножится: а когда тебе показуют её, то, при помощи Божией и самоукорении, можешь получить исцеление.

Ты очень горячо приняла N. N. скорбь: она очень благодушна; пусть она лучше предоставит воле Божией; Он лучше нас устроит на пользу её, и если отведет от сего брака, то избавит от соединения с католиком-иноверцем. Каково это быть плотски соединённым, а по вере разделённым? Чем же все это кончится, я не могу знать, не имея дара прозорливости.

С своей келейной надобно поступать благоразумно, не очень быть взыскательною, а паче по своему капризу, и не попускать до своеволия и баловства; надобно делать и снисхождение, а то уныет и не станет тебе служить: она также человек, и враг борет и её; она же живет без произволения, а ты должна свои капризы уничтожать; когда будешь себя исправлять, то и в этом Бог тебе поможет.

Говоришь, что у тебя на душе трудно и беспокойно: это не от чего другого, как от гордого устроения твоего. Господь успокаивает и утешает смиренных и кротких, а гордые пожинают плоды своего устроения: смущение, немирство, беспокойство и проч., как пишет св. Исаак Сирин; в монастырь жить – не на покой пришла, а на брань противу страстей и злых духов; тогда будет покой, когда победим страсти и совершенно смиримся.

Слух свой, при разговорах, наполняй хорошим, а худое забывай и даже прекращай разговор, а не с любопытством исследывай.

Частых писем от меня не требуй, читай книги сама и исполняй; а требуя писем, ты меня не жалеешь: хоть умирай, да пиши к тебе. Остаюсь желатель твоего здравия и спасения, многогрешный иеромонах Макарий. 23 октября 1857 года.


Источник: Издание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Москва, типография В. Готье, 1863. Печатать позволяется с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Цензурный Комитет узаконенное число экземпляров. С.-Петербург, ноября, 17 дня, 1861 года. Цензор, архимандрит Фотий.

Комментарии для сайта Cackle