Источник

51. Поучение в ту же неделю

Ныне святая церковь творит память о святых отцах, то есть молится им и прославляет их в своих песнопениях, но если бы мы спросили вас: каких именно святых отцев церковь прославляет? какие их имена? когда они жили на земле и как жили? и какими подвигами заслужили то, что им творится на земле вечная память, а на небе дарована им вечная жизнь, вечная слава, вечный покой и вечное блаженство? Думаем, что ни на один такой вопрос никто из вас в короткое время не мог бы ответить. Вы же, христиане, составляете церковь, вы же и должны знать это. Ныне церковь прославляет тех святых отцев, которые в числе 318 лиц были на первом Вселенском соборе в городе Никее и собрались для того, дабы при помощи благодати Духа Святого обсудить и утвердить на вечные времена догмат или истинное разумение о лице Господа нашего Иисуса Христа и Его Божестве, утвердить и доказать, что Он есть Бог, второе Лицо Пресвятой Троицы против еретика Ария, который утверждал, что Сын Божий есть не Бог, а человек. Сия ужасная ересь погубила многих христиан на веки, а сам ересеначальник погиб напрасной смертью. В сем случае драгоценно для нас, во-первых, учение святых отцев, а во-вторых, их святая жизнь, ибо и ныне между христианами есть такие, которые по своему высокоумию неправославно мыслят о святейшем Лице Иисуса Христа, а другие, по своему неведению и простоте вовсе не понимают сего Лица и не размышляют о Нем, и первые не правы, и последние не извинительны. Не разуметь правильно Спасителя своего и Искупителя – великий грех... Благодаря Богу и святым Отцам мы знаем, что Иисус Христос есть Бог и Сын Божий, второе лицо Пресвятой Троицы, собезначальное Слово Отцу и Духови есть Бог вечный, равный по Божеству с Богом-Отцом и Святым Духом, а по человечеству плотью Своей. Родился на земле от пречистыя Девы Марии и есть совершенный Бог и совершенный человек. Благодарение Богу, вразумившему нас, благодарение и святым отцам, утвердившим нас в православной вере! Как прискорбно, что многие из нас не знают и не любопытствуют знать жизнь святых отцев. Мы не напоминаем о мучениках и исповедниках, которые были на том соборе, не говорим о пустынниках, проводивших жизнь в пустынях Ливийских и Фиваидских. На этом соборе были отцы семейные, которые имели и жен, и детей, и даже полное хозяйство, а между тем были святы и вели благочестивую жизнь, и были даже чудотворцы. Например, Спиридон, епископ Тримифунтский, чудотворец и жену имел, и детей, и хозяйство, имел овец и занимался земледелием, а между тем воскрешал мертвых, превратил змею в золото и много чудес совершил. И такие-то отцы святостью жизни, смирением, чистотой и добрыми делами достигли великой святости. Но потому именно, что мы их жизни не подражаем, мы далеко отстали от святых отцев. Мы тоже молимся Богу, как и они молились, но наши молитвы грешны, потому что мы сопровождаем их худыми и грешными делами. Мы благочестивы и добродетельны, да только наружно, да видимы будем, ибо душа наша полна грехов: гнева, зависти, скупости, пьянства и студодеяния. Мы Богу и на свечу подаем, и на масло, и на ладан, и милостыню подаем, да все лукаво это делаем. На свои прихоти часто слишком щедры, а Богу и нищему даем копейки. Мы не спросим никогда: в чем именно церковь нуждается, какую нужду имеет убогий брат Божий? А чтобы о спасении брата своего кто позаботился или отвел бы кто его от пьянства, от разврата, так такого человека и со свечей не найдешь. Не говорю о том, что темницы и больницы очень немногими посещаются. Нет, святые отцы нищих в доме своем питали и держали, за долги содержимых из темницы выкупали. Помню: один епископ, не имея, что дать вдовице для выкупа сына ее из плена, сам отдал себя за него в рабство к магометанину и был у него садовником, а потом не только сына, но даже при Божией помощи многих христиан из плена возвратил. А мы что? Мы чрез свои житейские заботы и от церкви, и от говения, и от праздников Божиих убегаем. Мы и постимся по примеру святых отцов, но постимся лицемерно, говеем лукаво. Главное, что святые отцы были смиренны и кротки и боялись греха, как огня, как змеи, как яда, а мы всей душой любим грехи. Как же нам быть святыми, как же нам спастись? Повсюду пьянство, распутство, и многие даже потеряли стыд и страх Божий. Удивляться надобно, как Господь нас всех доселе не погубил? Как Он нас терпит, да еще одевает и питает, посылая теплоту и благовременный дождь на нивы наши?

Боже! Боже! Сколь Ты долготерпелив и многомилостив к нам, грешным. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. пятое, испр. В 11 томах. Москва: Изд. книготорговца А.Д. Ступина, 1900. Т. 1. – 384, IV с.

Комментарии для сайта Cackle